ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 2990
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
В теории санкхьи содержится учение о 25 (первоначально о 24) таттвах или сутях . Исходными являются пракрити и пуруша -два самостоятельных первоэлента. Они эманация (проистечение) «высшего Брахмана» и
обозначаются термином " непроявленное " ( авьякта ).
Пракрити (букв. »производящая»)-материя, первоначально находящаяся в аморфном сотоянии( продахна ), определяется, как главное, «основная часть»
мироздания. В «проявленном» виде она выступает, как природа.
Пуруша (или Атман)-определяется с анкхьей в качестве высшего жизненного принципа, духовного субъекта. Он выступает в трех видах, «Внешнего» Атмана-тела человека, которое рождается и умирает. Внутреннего «Атмана- распознающего, постигающего пять частей мира, желания, думающего, действующего, изучающего пураны, даршаны, дхармашастры - индивидуальнго духовного начала (во всем многообразии его проявлений). «Высшего» Атмана, символизирующего «всеоживляющий» слог Ом (т. е истину) . Он, это «Я» предающийся размышлению о высшем и о йоге, которое сливается мыслью с «высшей реальностью»- Брахманом. Оба эти начала автономны. Пуруша относится к пракрити как «свидетель», «наблюдатель» того, что с ней происходит, «видящий» он противопоставляет себя «видимому». В классической санкхье есть яркий образ, вос-
создающий отношение между Пракрити и Пурушей : Пракрити танцует перед Пурушей. Закончив она уходит со словами: «Я кончила». Пуруша отвечает: «Я
видел это». В одной из упанишад говорится: Пуруша, как субъект, поглощает все, что производит Пракрити и саму ее, находящуюся в аморфном состоянии (продахны),как «пищу», как своего рода «семя мира»( Майтри Упанишада I. 1О )
В эпической санкхье термины «Пуруша» и «Атман» выступают, как синонимы.В «Махабхарате» пракрити трактуется как «поле дхармы» (чести, долга, закона) ( кшетра ), а Пуруша, как «познающий поле»( кшетраяна ), что придает отношению Пуруши к Пракрити не только гносеологический (познавательный), но и этический характер. На этом двойном основании возникают 23 высших начала. Все они входят в сферу Пракрити и отличны от Пуруши. Эти начала обозначаются общим термином «проявленное»( вьякта ).
ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАКРИТИ
Учение санкхьи о проявлениях пракрити, с одной стороны, отрицает идею «бога творца», с другой, утверждает идею принципиального тождества мира и человека. Основными формами проявления материи (пракрити) являтся: манат (букв. «великий») -мировой разум буддхи (букв. «ум», «разум», «мнение», «воззрение», «интеллект», то с чем связан процесс рефлексии) - эманация пракрити, первая «татва» природы, сознательная основа деятельности, творящая личность. Она не носит самостоятельного характера, а только отражает сознание Пуруши. аханкара -способность «Я» примысливать себя к любому опыту, самость.. Аханкара отражает сознание пуруши. Синоним термина манас (разум), манас - ум (свойство микрокосмоса).
5 бхутов (букв «сущностей», «сутей»)-материальных элементов, стихий из которых строится мир(Пространство, ветер, огонь, вода, земля)
Сочетание их тело . Оно зависит от свойств пракрити- трех гун
1O индрий - органов чувств( 5 ) и телесных способностей ( 5 ). Зрение, слух, осязание, вкус, запах. Артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение,
3 гуны (букв. «нити»)-три реалии, пронизывающие все тело пракрити, три
ее базовых сотояния никак не связанные с духовным субъек-
том. Реализуются гуны в ощущениях :саттва (ясность, гуна- доб родетели), раджас (стремление, гуна- действия), тамас (тьма, гуна - невежество). Гуны реализуются не только в ощущениях, но и в трех типах индивидов. Здесь характерными чертами гун являются: озарение, деятельность, заблуждение. «Гуны вращаются и как волны в океане, возникают в пракрити и исчезают в ней будучи от нее неотделими. Человек подвергается действию одной из них и поступает по мотивам, рожденных гунами. »71
Учение о гунах, намеченное в упанишадах было подробно разработано, в «Бхагавадгите (гл. XIV).
Мироздание организованное в соответствии с учением санкхьи о двух первоэлементах и двадцати трех первоначалах представляло собой идеальную модель космоса, в которой были объединены все основные его проявления: «абсолютная реальность» и мир индивидуального «Я», познающего этуреальность, три слога (образующие звуковой образ), три веды, три начала (телесное, духовное, индивидуальное), три категории (имя, образ. деяние), три мира и три существа, три предмета знания и три характеристики(для индивида и для ритуала). Все вместе это рождало у человека той эпохи потребность при восприятии действительности исходить не только из традиционных (теокосмических) взглядов, но рассматривать их в контексте новых, антропологических, в своей основе, представлений о ней.
С созданием подобной космологической модели окончательно утверждается и новое представление о человеке, в центре внимания которого оказывается проблема нравственного долга и должного действия
Идеальная модель ведического космоса, согласно традиции, была организована по триадическому принципу и выглядела следующим образом:
мир ПУРУШИ
(абсолютная реальность)
три звука - ( а- о- ум)
три веды - РВ. СВ. ЯВ.
три начала - Пуруша. Брахман. Атман
три категории - имя, образ, деяние
МИР БРАХМАНА
(мир явлений)
три мира - земля. небо. воздушное пространство (бхус, свар, бхувас)
три существа - боги, предки, люди
три тела - земля. небо. вода
три бога - Пуруша Брахман Атман
три родича - отец, мать, потомство
три качества - саттва, раджас, тамас
( благо, страсть. невежество)
три образа света - огонь. солнце, луна
МИР АТМАНА
(истины)
три предмета знания –
известное,
то что станет известным,
неизвестное
три характеристики для индивида-
речь (для имени)
глаз (для образа)
тело (для деяния)
три характеристики для ритуала:
удгитха(для РВ) едины
саман (для СВ) в
Брахман (для ЯВ) Атмане
ИОГА
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ЭТИКЕ УПАНИШАД
Мудрый, изучивший по книгам сущность высшего
знания и мирского распознавания, оставляет полностью
книги, как ищущий зерна солому
Брахмабинду упанишада
Йогу насытившемуся нектаром высшего знания-
-НЕЧЕГО делать Пангала упанишада.
Йога (букв. «соединение», «участие», «порядок», «размышление, «созерцание»)-обряд, истоки которого уходят в глубокую древность. В гимнах Ригведы и Брахманах еще не упоминается термин «йога», но есть описания деяний отшельников-муни действия , которых напоминают поведение йогина. Они позволяют муни совершать чудеса, летать подобно божественным персонажам -гандхарвам, «узнавать мысли», пить с Рудрой из чаши с ядом и т. п. (РВ. Х. 136).
Главный жрец ведического ритуала-хотар, ритмично раскачиваясь, исполнял три вида дыхания-прану, вьяну и апану, напоминающую четвертую ступень
йоги (пранаяму), которая использовалась для накопления и циркуляции дыхания в теле. В Ведах и Брахманах проводится мысль о том, что боги обрели бессмертие не только благодаря жертвоприношению, но и через аскезу-путем «топаса»(внутреннего напряжения, страстного желания). В упанишадах говорится истинная жертва это «приношение дыхания». Она связана не с внешним ритуалом (шраута), а с «внутренним ритуалом»(упасана). Описание этого ритуала занимает в упанишадах основное место ( Чхандогья уп-да V, 1О-24 ). Главная особенность упасаны состоит в том, что совершающий его получает возможность «видеть» предмет познания не»по частям», а как «целое». В практике йоги это достигается путем «космизации» тела, что предпо
лагает ритмизацию его дыхания (вдоха и выдоха) в соответствии с ритмами космоса, при одновременном подавлении всех остальных чувств и разума. «Твердое владение чувствами и «обуздание разума»-цель йогической практики, которая открывает перед йогином невиданные возможности.
Мысль об отождествлении, посредством особой практики, своего тела с космосом, а своего дыхания с»космическими ветрами» содержится уже в Ригведе.
ПРАКТИКА ЙОГИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ
Первое упоминание о йоге, как о едином обряде встречается в древнейшей « Брихадараньяке упанишаде» :
Пусть. . . человек исполняет лишь один обряд.
Пусть он вдыхает и выдыхает. желая: "да не овладеет
мной зло смерти. И когда он исполнит обряд, то пусть
завершит его. Таким путем он соединится с этим
Божеством и приобретет с ним один и тот же мир»
Брихадараньяка уп- да 1. 5. 23.
Значение йоги, как единого обряда, определялось той ролью, которую отводили веды дыханию(прана) в системе мироздания:
Боги дышат в соответствии с дыханием,
Также-люди и животные
Ибо дыхание-жизнь существ,
Поэтому его зовут всеобщей жизнью.
Полного срока жизни достигают те,
Которые почитают дыхание, как Брахмана,
Ибо дыхание-жизнь существ,
Поэтому его зовут всеобщей жизнью
Тайттирия уп-да. Раздел блаженства Брахмана. 3. 1.
В этой же упанишаде определяются и элементы т. н. пятеричной йоги, ко-
торые ассоциируются здесь с телом, органами чувств и сознанием человека:
Дыхание в легких, дыхание разлитое по телу, дыхание,
идущее вниз, дыхание идущее вверх, общее дыхание,
Зрение, слух, разум, речь, осязание
Кожа, мясо, жилы, кости, мозг.
Распредилив это таким образом риши сказал:» Поистине, все это
пятерично. Благодаря пятеричному достигают пя ричного».
Тайттирия уп-да. Раздел наставления VII, 7. 1.
В более поздней, «Майтри упанишаде», говорится уже о шестиричной йоге .
«Тот кто идет к единению с единым», должен соблюдать определенные правила:
Вот правила для достижения этого единства: сдерживание дыхания, прекращение деятельности чувств, размышление, сосре доточенность, созерцательное исследование и полное слияние -это называется шестичастной йогой.
Майтри уп-да VI, 18.
Все эти упражнения йоги дают «терпеливость», «успокоенность» перед парами противоположностей ( Майтри уп-да VI, 29 ). Практика йоги в упанишадах рассматривается в неразрывно связи со знанием «самосущей божественной силы» -колеса самсары и, как способ достижения «абсолютного знания», которое является атрибутом - ишвары - «желанного божества», к которому страстно стремится йог. ( Шветашватара уп-да. I. 1-4 ).
Ишвара, это Пуруша (дух), не затронутый аффектами, кармой и созреванием ее плодов, бессознательными впечатлениями прошлых рождений. Выше присущего ему «абсолютного знания», ничего нет:
Разум выше чувств, Сущность выше разума.
Великий Атман над сущностью. Непроявленное выше Атмана. Пуруша-
выше непроявленного ,всепроникающий и лишенный признаков.
Узнав его, существо освобождается и достигает бессмертия. Образ его незрим, никто не видит его глазом
Он постигнут сердцем, мыслью, разумом, те кто знает его становятся бессмертными.
Катха уп-да. З. 7.
Учение о йоге, как о особом знании, неотделимом от практики йоги, получило дальнейшее развитие в « Йога-сутре» (т, н. Классической йоге) автором, которой считается Патанджали (II в. до н. э. ). В ней йога трактуется, как«начало и конец мира» (т. е., как знание дающее целостное представление о мироздании). Подобное знание не может быть получено с помощью лишь книг, чувственных впечатлений и деятельности разума. Для этого необходима особаяспособность- способность видения, которая формируется в процессе взаимодействия знания (Брахмана-Атмана) и йогической практики. Характеристике этой способности посвящена вторая -центральной главе «Йога -сутры»:
2.1.Видимое предстает в качестве деятельности Пуруши(т. е. как предмет духовной деятельности Г. П. ), которая проявляется, как способность видения, таким образом, сущность видимого состоит в том, чтобы служить цели Пуруши. в этом и есть его(то есть видимого) внутренная сущность-таков смысл сутры
Йога сутра. . О способах существования, 21