ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 2990

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

В теории санкхьи содержится учение о 25 (первоначально о 24) таттвах или сутях . Исходными являются пракрити и пуруша -два самостоятельных первоэлента. Они эманация (проистечение) «высшего Брахмана» и

обозначаются термином " непроявленное " ( авьякта ).

Пракрити (букв. »производящая»)-материя, первоначально находящаяся в аморфном сотоянии( продахна ), определяется, как главное, «основная часть»

мироздания. В «проявленном» виде она выступает, как природа.

Пуруша (или Атман)-определяется с анкхьей в качестве высшего жизненного принципа, духовного субъекта. Он выступает в трех видах, «Внешнего» Атмана-тела человека, которое рождается и умирает. Внутреннего «Атмана- распознающего, постигающего пять частей мира, желания, думающего, действующего, изучающего пураны, даршаны, дхармашастры - индивидуальнго духовного начала (во всем многообразии его проявлений). «Высшего» Атмана, символизирующего «всеоживляющий» слог Ом (т. е истину) . Он, это «Я» предающийся размышлению о высшем и о йоге, которое сливается мыслью с «высшей реальностью»- Брахманом. Оба эти начала автономны. Пуруша относится к пракрити как «свидетель», «наблюдатель» того, что с ней происходит, «видящий» он противопоставляет себя «видимому». В классической санкхье есть яркий образ, вос-

создающий отношение между Пракрити и Пурушей : Пракрити танцует перед Пурушей. Закончив она уходит со словами: «Я кончила». Пуруша отвечает: «Я

видел это». В одной из упанишад говорится: Пуруша, как субъект, поглощает все, что производит Пракрити и саму ее, находящуюся в аморфном состоянии (продахны),как «пищу», как своего рода «семя мира»( Майтри Упанишада I. 1О )

В эпической санкхье термины «Пуруша» и «Атман» выступают, как синонимы.В «Махабхарате» пракрити трактуется как «поле дхармы» (чести, долга, закона) ( кшетра ), а Пуруша, как «познающий поле»( кшетраяна ), что придает отношению Пуруши к Пракрити не только гносеологический (познавательный), но и этический характер. На этом двойном основании возникают 23 высших начала. Все они входят в сферу Пракрити и отличны от Пуруши. Эти начала обозначаются общим термином «проявленное»( вьякта ).

ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАКРИТИ

Учение санкхьи о проявлениях пракрити, с одной стороны, отрицает идею «бога творца», с другой, утверждает идею принципиального тождества мира и человека. Основными формами проявления материи (пракрити) являтся: манат (букв. «великий») -мировой разум буддхи (букв. «ум», «разум», «мнение», «воззрение», «интеллект», то с чем связан процесс рефлексии) - эманация пракрити, первая «татва» природы, сознательная основа деятельности, творящая личность. Она не носит самостоятельного характера, а только отражает сознание Пуруши. аханкара -способность «Я» примысливать себя к любому опыту, самость.. Аханкара отражает сознание пуруши. Синоним термина манас (разум), манас - ум (свойство микрокосмоса).


5 бхутов (букв «сущностей», «сутей»)-материальных элементов, стихий из которых строится мир(Пространство, ветер, огонь, вода, земля)

Сочетание их тело . Оно зависит от свойств пракрити- трех гун

1O индрий - органов чувств( 5 ) и телесных способностей ( 5 ). Зрение, слух, осязание, вкус, запах. Артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение,

3 гуны (букв. «нити»)-три реалии, пронизывающие все тело пракрити, три

ее базовых сотояния никак не связанные с духовным субъек-

том. Реализуются гуны в ощущениях :саттва (ясность, гуна- доб родетели), раджас (стремление, гуна- действия), тамас (тьма, гуна - невежество). Гуны реализуются не только в ощущениях, но и в трех типах индивидов. Здесь характерными чертами гун являются: озарение, деятельность, заблуждение. «Гуны вращаются и как волны в океане, возникают в пракрити и исчезают в ней будучи от нее неотделими. Человек подвергается действию одной из них и поступает по мотивам, рожденных гунами. »71

Учение о гунах, намеченное в упанишадах было подробно разработано, в «Бхагавадгите (гл. XIV).

Мироздание организованное в соответствии с учением санкхьи о двух первоэлементах и двадцати трех первоначалах представляло собой идеальную модель космоса, в которой были объединены все основные его проявления: «абсолютная реальность» и мир индивидуального «Я», познающего этуреальность, три слога (образующие звуковой образ), три веды, три начала (телесное, духовное, индивидуальное), три категории (имя, образ. деяние), три мира и три существа, три предмета знания и три характеристики(для индивида и для ритуала). Все вместе это рождало у человека той эпохи потребность при восприятии действительности исходить не только из традиционных (теокосмических) взглядов, но рассматривать их в контексте новых, антропологических, в своей основе, представлений о ней.

С созданием подобной космологической модели окончательно утверждается и новое представление о человеке, в центре внимания которого оказывается проблема нравственного долга и должного действия

Идеальная модель ведического космоса, согласно традиции, была организована по триадическому принципу и выглядела следующим образом:

мир ПУРУШИ

(абсолютная реальность)

три звука - ( а- о- ум)

три веды - РВ. СВ. ЯВ.


три начала - Пуруша. Брахман. Атман

три категории - имя, образ, деяние

МИР БРАХМАНА

(мир явлений)

три мира - земля. небо. воздушное пространство (бхус, свар, бхувас)

три существа - боги, предки, люди

три тела - земля. небо. вода

три бога - Пуруша Брахман Атман

три родича - отец, мать, потомство

три качества - саттва, раджас, тамас

( благо, страсть. невежество)

три образа света - огонь. солнце, луна

МИР АТМАНА

(истины)

три предмета знания

известное,

то что станет известным,

неизвестное

три характеристики для индивида-

речь (для имени)

глаз (для образа)

тело (для деяния)

три характеристики для ритуала:

удгитха(для РВ) едины

саман (для СВ) в

Брахман (для ЯВ) Атмане

ИОГА

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ЭТИКЕ УПАНИШАД

Мудрый, изучивший по книгам сущность высшего

знания и мирского распознавания, оставляет полностью

книги, как ищущий зерна солому

Брахмабинду упанишада

Йогу насытившемуся нектаром высшего знания-

-НЕЧЕГО делать Пангала упанишада.

Йога (букв. «соединение», «участие», «порядок», «размышление, «созерцание»)-обряд, истоки которого уходят в глубокую древность. В гимнах Ригведы и Брахманах еще не упоминается термин «йога», но есть описания деяний отшельников-муни действия , которых напоминают поведение йогина. Они позволяют муни совершать чудеса, летать подобно божественным персонажам -гандхарвам, «узнавать мысли», пить с Рудрой из чаши с ядом и т. п. (РВ. Х. 136).

Главный жрец ведического ритуала-хотар, ритмично раскачиваясь, исполнял три вида дыхания-прану, вьяну и апану, напоминающую четвертую ступень

йоги (пранаяму), которая использовалась для накопления и циркуляции дыхания в теле. В Ведах и Брахманах проводится мысль о том, что боги обрели бессмертие не только благодаря жертвоприношению, но и через аскезу-путем «топаса»(внутреннего напряжения, страстного желания). В упанишадах говорится истинная жертва это «приношение дыхания». Она связана не с внешним ритуалом (шраута), а с «внутренним ритуалом»(упасана). Описание этого ритуала занимает в упанишадах основное место ( Чхандогья уп-да V, 1О-24 ). Главная особенность упасаны состоит в том, что совершающий его получает возможность «видеть» предмет познания не»по частям», а как «целое». В практике йоги это достигается путем «космизации» тела, что предпо


лагает ритмизацию его дыхания (вдоха и выдоха) в соответствии с ритмами космоса, при одновременном подавлении всех остальных чувств и разума. «Твердое владение чувствами и «обуздание разума»-цель йогической практики, которая открывает перед йогином невиданные возможности.

Мысль об отождествлении, посредством особой практики, своего тела с космосом, а своего дыхания с»космическими ветрами» содержится уже в Ригведе.

ПРАКТИКА ЙОГИ И ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ

Первое упоминание о йоге, как о едином обряде встречается в древнейшей « Брихадараньяке упанишаде» :

Пусть. . . человек исполняет лишь один обряд.

Пусть он вдыхает и выдыхает. желая: "да не овладеет

мной зло смерти. И когда он исполнит обряд, то пусть

завершит его. Таким путем он соединится с этим

Божеством и приобретет с ним один и тот же мир»

Брихадараньяка уп- да 1. 5. 23.

Значение йоги, как единого обряда, определялось той ролью, которую отводили веды дыханию(прана) в системе мироздания:

Боги дышат в соответствии с дыханием,

Также-люди и животные

Ибо дыхание-жизнь существ,

Поэтому его зовут всеобщей жизнью.

Полного срока жизни достигают те,

Которые почитают дыхание, как Брахмана,

Ибо дыхание-жизнь существ,

Поэтому его зовут всеобщей жизнью

Тайттирия уп-да. Раздел блаженства Брахмана. 3. 1.

В этой же упанишаде определяются и элементы т. н. пятеричной йоги, ко-

торые ассоциируются здесь с телом, органами чувств и сознанием человека:

Дыхание в легких, дыхание разлитое по телу, дыхание,

идущее вниз, дыхание идущее вверх, общее дыхание,

Зрение, слух, разум, речь, осязание

Кожа, мясо, жилы, кости, мозг.

Распредилив это таким образом риши сказал:» Поистине, все это

пятерично. Благодаря пятеричному достигают пя ричного».

Тайттирия уп-да. Раздел наставления VII, 7. 1.

В более поздней, «Майтри упанишаде», говорится уже о шестиричной йоге .

«Тот кто идет к единению с единым», должен соблюдать определенные правила:


Вот правила для достижения этого единства: сдерживание дыхания, прекращение деятельности чувств, размышление, сосре доточенность, созерцательное исследование и полное слияние -это называется шестичастной йогой.

Майтри уп-да VI, 18.

Все эти упражнения йоги дают «терпеливость», «успокоенность» перед парами противоположностей ( Майтри уп-да VI, 29 ). Практика йоги в упанишадах рассматривается в неразрывно связи со знанием «самосущей божественной силы» -колеса самсары и, как способ достижения «абсолютного знания», которое является атрибутом - ишвары - «желанного божества», к которому страстно стремится йог. ( Шветашватара уп-да. I. 1-4 ).

Ишвара, это Пуруша (дух), не затронутый аффектами, кармой и созреванием ее плодов, бессознательными впечатлениями прошлых рождений. Выше присущего ему «абсолютного знания», ничего нет:

Разум выше чувств, Сущность выше разума.

Великий Атман над сущностью. Непроявленное выше Атмана. Пуруша-

выше непроявленного ,всепроникающий и лишенный признаков.

Узнав его, существо освобождается и достигает бессмертия. Образ его незрим, никто не видит его глазом

Он постигнут сердцем, мыслью, разумом, те кто знает его становятся бессмертными.

Катха уп-да. З. 7.

Учение о йоге, как о особом знании, неотделимом от практики йоги, получило дальнейшее развитие в « Йога-сутре» (т, н. Классической йоге) автором, которой считается Патанджали (II в. до н. э. ). В ней йога трактуется, как«начало и конец мира» (т. е., как знание дающее целостное представление о мироздании). Подобное знание не может быть получено с помощью лишь книг, чувственных впечатлений и деятельности разума. Для этого необходима особаяспособность- способность видения, которая формируется в процессе взаимодействия знания (Брахмана-Атмана) и йогической практики. Характеристике этой способности посвящена вторая -центральной главе «Йога -сутры»:

2.1.Видимое предстает в качестве деятельности Пуруши(т. е. как предмет духовной деятельности Г. П. ), которая проявляется, как способность видения, таким образом, сущность видимого состоит в том, чтобы служить цели Пуруши. в этом и есть его(то есть видимого) внутренная сущность-таков смысл сутры

Йога сутра. . О способах существования, 21