ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 2997

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

Приложения

ТЕКСТЫ

Гомер.Илиада. Песнь 18 (478-608).Гесиод. Труды и дни. Земледель­ческая поэма. Теогония// О происхождении богов. М., 1990.Фрагменты ранних греческий философов. Ч. 1. М., 1989, с .33 -66.Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М., 1997.Ксенофонт.Воспоминания о Сократе . М., 1993.Платон. Сочинения. В 3-х т. М., 1968-1972. Протагор 31 8 а – 334 с . Т. 1. Тимей 27 а- 41 д., 50 а-50 д , 47 с- 50 д. , 88 а - 92. Т. З. , ч. 1 . Го­сударство. Кн. 7 . Т. З. , ч. 1. Законы. Кн. 1 , 2, 7, 8, 10 (889 д – 889 ).Т. З, кн» 2.Аристотель.Собр. соч. В 4-х т. М., 1976-1984. Метафизика. Гл. 1-7. Т.1. Политика. Кн. 7 -8. Т .4 . Никомахова этика. Кн. 2(В), кн.З(Г). Т.4. Риторика. Кн. .1 , кн. 2 (1-18), кн. З. (13-17)//.Геродот. История. Кн. 1. Клио//Геродот.История. В 9-ти т. М., 1993.Плутарх.Избранные жизнеописания. В 2-х т. Т .1 . Перикл. М.. 1989, с .56 -215.Павсаний. Описание Эллады. В 2-х т. М., 1994.Цицерон. Тускуланские беседы. Кн. 1 (1-4)//Цицерон. Эстетика.Трактаты. Речи. Письма. М., 1994, с. 384 -386. О природе богов// Цицерон. Эстетика. Трактаты. Речи.Письма. С. 434-446.О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993.Сенека Письма к Луцилию. Трагедии.М.1986. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. Кн. 1,4-5. М., 1983. Боэций. Утешение философией и другие трактаты. М., 1990, с. 169-179, 190-194, 210-216, 235-247.Гелий Авл. Аттические ночи. М., 1993, с. 180-183.Поймандр.В кн.Гермес Трисмегист и герметическая тралиция Востока и Запада. М.1998,с13-32ЛИТЕРАТУРА Мелетинский Е... Мифы древнего мира в сравнительном освещении// Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971. Античная цивилизация. М., 1973. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М, 1988. Хайдеггер М. Учение Платона об истине// Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. Гадамер Г.-Г. Прометей и трагедия культуры// Гадамер Г.Г. Акту­альность прекрасного. М., 1991. Быт и история Античности. М., 1988. Лосев А. Двенадцать тезисов об античной культуре// Лосев А. Дер­зание духа. М., 1988. Лосев А. Античная философия истории. М., 1977. Лосев А. Общая характеристика античной эстетики// Лосев А. Ис­тория античной эстетики. В 8-ми т. Т. 8, кн. 1, с. 308 -350. .Лосев А. Классический период развития античной культуры (основные этапы). Введение в классический пери­од// Лосев А. История античной эстетики. Т. 1, с .255 Ранняя классика. Т. 1 , с. 258- 262, 263-274, 304-308. Средняя классика. Т. 2 , с .3 -45 , 51-54, 79-82. Вы­сокая классика. Т.2, с. 127-131, 152-161. Поздняя классика. Т. З, с. 3 -8. Т. 4 , с .7 -14, 37, 38, 77, 166-168, 262-277, 394-402, 402-405, 417-418, 422-423, 564-578, 618-638. Йегер В. Пайдейя. Т. 2 М., 1997. Йегер В. Пайдейя Т.I. М. 2001 Ахутин А. Понятие "природа" в Античности и в Новое время. М., 1988, с. 111-124, 163-183. Рожанский И. Наука в контексте античной культуры// Наука и культура. Сб. М., 1984. Аверинцев С. Греческая "литература" и ближневосточная"словесность" // Типология и взаимосвязь литера­тур Древнего мира. М., 1971. Аверинцев С. Античность (вступительная статья) к разделу// Идеи эстетического воспитания. В 2-х т. T.I. M., 1973. Аверинцев С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1997. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М., 1996. Древняя Греция. История. Быт. Культура. М., 1997. Древний Рим. История. Быт. Культура. М., 1997. Кнабе Г. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре Древнего Рима. М., 1993. Аверинцев С. Другой Рим.M.2005 Пондопуло Г. Формирование культурной традиции. Античная культура и пайдейя. М . ВГИК. 2001


Диафильмы

1.Микены. Крит.Древняя Греция из цикла ВВС:«Исчезнувшие цивилизации»2. 2.Древняя Греция. О чем знали древние и величие. . Дискавери 3.Рим: сила и вличие. Падение империи.Дискавери 4.Древние открытия. Цикл ВВС: Древние открытия. 5.Александрийская библиотека. ВВС Цикл 6 «Утраченные сокровища»

1 Древнекитайская философия. Собр. Текстов в двух томах.Т.1.М.1972,с178-179

2 Мы воспользовались здесь идеей С. С. Аверинцева, данной им при характеристике античной

парадигмы культуры: «Греки не только создали свою культуру - конкретную, исторически неповторимую со своими специфическими характеристиками и локальными ограничениями ; одновременно в двуедином творческом процессе они создали парадигму культуры вообще. Парадигма ,эта отрешившись от греческой «почвы» еще в эпоху эллинизма, а от обязательной связи с греческим языком – в Риме, осталась значимой и для Средневековья,и для Ренессанса и далее, вплоть до эпохи индустриальной революции» // См. Античное наследие в культуре Возрождения. М.1984.с.145

3 Конрад Лоренц. Оборотная сторона зеркала. М .1998 ,с .460

4 Флоренский П.А. Сочинения. В 4 т .Т. 3\2 с. 22

5Определение человека,как «совершенного деяния».содержится в древнем ведическом тексте «Айтарейе араньяке» II(1.3,3,3)

6

7Лауэнштайн Д.Элевсинские мистерии М. 1996 с. 16

8 В древних ,почитавшихся в качестве «священных».текстах, древней Месопотамии, Индии, Греции и Китая. О ней говорится в древнейшей эпической поэме «О все видавшем»(«Поэме о Гильгамеше»). Избытком этой способности наделены создатели индийских Вед, совершенномудрые Риши. Проблема различия «зрения» и «видения»,является центральной в знаменитой индийской «Йога- сутре».В текстах Древнего Китая способность «видения».характеризуется, как путь к познанию «истинной реальности» и источник «всех искусств».В Древней Греции важнейшей из способностей, которой согласно традиции, видения у вы, наделяет людей Прометей является именно «способность видения». Особое место занимает проблема видения в учении Платона. Благодаря этой способности философ способен осуществить «перелет» из мира вещей в мир идей, являющийся, по его мнению, «истинной реальностью»

9 «Культурность»-человеческое качество (качества),определяющее способность человека «возвысится над самим собой». В культурах Индии, Греции и Китая оно не дано обычному человеку от рождения, а является результатом определенной системы воспитания (санкхья –йога , пайдейя , вэнь-жень).


10 См. статью «Термин»//Флоренский П. А .Собр . соч. в четырех томах.Т.3 (1),X-XI

11 Это связано с тем, что человеческое зрение , которое греки считали «источником величайшей пользы»(Платон), воспринимает мир в трех измерениях т.е. «скульптурно» В диалоге «Тимей»

Платон говорит: ,что из «орудий промыслительной способности души» важнейшими являются глаза ибо они «несут в с собой свет» и в силу этого, что только благодаря зрению, становятся видимыми результаты деятельности рассудка и ума- способностей, которыми обладает невидимая душа. Благодаря зрению они «сопрягаются» с видимыми телами: огнем, водой ,землей и воздухом. Способность видения- признак мудрости ,т.к. дает возможность представить все существующее и мыслимое в их единстве («как одно»). Поэтому «зрение для нас источник величайшей пользы»( «Тимей»46 d-e,47a)

12 Характеризуя решение этой задачи Платоном А.Ф Лосев пишет: «…вся эта детальнейшим образом разработанная космология является только идеальным образцом для теории идеального человека и идеального общества»( Платон. Соб соч. в трех томах.Т.3(1).М.1971,659. В равной степени такая же характеристика подобных текстов классической Индии и классического Китая является вполне правомерной.

13Следует различать тот смысл, который вкладывали в этот термин «откровение»люди Древнего мира и человек Средневековья. Для древних этот термин обозначал особое знание Оно дано только мудрецам( в этой роли могут выступать боги, герои- первопредки, люди),которые обладают способностью «видения»,позволяющее им представить истину в ее незамутненном виде. Обычные же люди могут получить это знание только как авторитетное свидетельство об истине, полученное непосредственно от мудрых и зафиксированное в «священных книгах».

14 Н. И. Конрад История всемирной литературы. Т. (макет) М.1967,с.145-148

15 Согласно преданию он получил власть из рук мудрого и добродетельного правителя Шуня (XXIII до н. э), которому, ранее , вручил ему мифический герой древности Яо, правивший Китаем в течение ста лет.

16 Первые надписи на черепаховых панцирях, бронзе и камне появились в Китае в XIV-XI вв до н. э, иероглифические надписи в XII-III вв до н. э

17 Начало разложения родового строя в Китае относится к ХII в до н..

18 Чжоу было владением династии Чжоу(XI-III в. в. до н. э.), имея титул« Сыновей Неба» они, одновременно,

считались правителями всей Поднебесной.


19 В эпоху династии Ся существовали школы сяо. В эпоху Шан школы сюи. В эпоху Чжоу школы сян. В них,

помимо общеобразовательных предметов, предполагавших изучение письма, счета, ритуала включалось и

обучение «военным искусствам»: стрельбе из лука и управлению боевой колесницей, а так же и воспитанию нравственных качеств. Так в период Чжоу школы были обязаны содержать пожилых людей.

20 В. В. Малявин. Китайская цивилизация. М. 2000, с. 383

21 Термин «Лю и» (6 искусств),позднее стал употребляться и для обозначения 6 канонических текстов

конфуцианского канона т.н. «Шестикнижья»

22 «Шицзин» Посещение школы IV, IV,3

23 Более подробно идейная борьба конфуцианцев и легистов будет рассмотрена при анализе конфуцианской доктрины..

24 Административная система в империях Цинь и Хань на высшем уровне включала: 1.»Великий воевода»(тан вэй) .2.»советник» (чэн сян). Под его началом находились 9 министров двора(«дзюнцзин») и 13 ведомств.

25 Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т. 1.

С.147-149.

26История Древнего мира. Индия. Китай. Страны Юго-ВосточнойАзии. Минск.1998.С.668.

27 Там же,с. 686-689

28 Юань Кэ. Мифы древнего Китая.М.1965. Глава 2 Мифы о Ньюва и Фуси

29 Традиция, связанная с созданием «графического чертежа» вселенной восходит к древнейшим временам. В 13 главе даосского текста «Чжуан цзы»,сохранилось упоминание о древнем архаическом мифе : «Когда появились из[ реки] Ло девять [начертаний], порядок установился совершенный, свойства обрели полноту. Предки как зеркальное отражение, освещали все внизу на земле. Все в Поднебесной их поддерживали. Они-то и назывались высшими предками» (Цит по: Мудрецы Китая. Ян Чжу. Лецзы. Чжуанцзы. СПб.1994.С.212 .

30 Понятие узор-«узорочье» («вэнь») было в Древнем Китае символическим обозначением имени «культура»(«культурность). В китайской традиции представление о культуре было неразрывно связано с письменным словом. Его изобретение приписывалось некоему Цан Це, помощнику, мифического основателя китайской цивилизации одному из5 мифических императоров Хуан-Ди.

31 Шогуа чжуань. Чжан1

32 Щуцкий Ю.К.В книге «Китайская классическая «Книга перемепн» приводит таблицу связи в «ба-гуа» черт, символов и свойств ,с.14 ________________________________________________________

Знак Название Свойство Образ

цин (творчество) крепость . небо


кунь (исполнение) самоотдача земля

чжень( возбуждение) подвижность г ром

кань (погружение) опасность во да

гэнь (пребывание) незыблемость гора

сунь (утончение.) проникновенность ветер, дерево

ли (сцепление) ясность огонь

дуй (разрушение) радостность водоем

33_

В комментариях к «Книге перемен»-эта теория найдет свое законченное выражение в учении о единстве дао и дэ

34 Из комментария к «Книге перемен» «Шогуа Чжуань».

35 Два типа черт(сяо) делятся на: 1. Целые горизонтальные черты ян («световые») и 2.Прерванные в середине горизонтальные черты инь(«теневые»). Из сочетания трех черт складываются 8 символов(гуа) триграмм ,связанные с определенным кругом понятий; а из сочетания ,в самых различных комбинациях шести таких черт 64 символа гексаграмм обозначающих действительность.

36 «Десять крыльев» делятся по на:1.«Туань-чжуань»(«Традиция суждений»),в двух частях.2.»Сянь-чжуань»(«Традиция образов»),в двух частяхь 3. «Сицы-чжуань» или «Да-чжуань»(«Традиция афоризмов»,или «Великая традиция») в двух частях.4.«Шогуа–чжуань»(«Традиция объяснения триграмм).5. «Сюйгуа-чжуань(«Традиция о последовательности гексаграмм».6.«Цзагуа-чжуань» («Различные традиции о гексаграммах». 7.«Вэньян-чжуань»(«Традиция о знаках и словах»).

37 «Сицы-чжуань»,или Дачжуань»(-«Большой комментарий»); представляет собою своего рода трактат ,в котором излагаются основы философской концепции «Книги перемен»(онтология, космология, гносеоло

38 В китайском языке слово отождествлялось с его письменным выражением и обозначалось одним термином «вэнь».

39 Гране Марсель. Китайская мысль. М.2004.С. 28

В 30-40-е годы С. Эйзенштейн ,штудировавший книгу М.Грене в связи с разработкой им теории монтажа в своей известной статье «Чет-нечет» писал : в «…китайской науке…научные системы построены не по принципам отвлеченного мышления,а по нормам мышления чувственного…не по типу научных систем,а по образу и подобию художественных произведений»( Цит по: «Восток-Запад».Исследования . Переводы. Публикации.М.1988,с239)