ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3007
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
I. Ведическая традиция
Ментальный универсум древнего человека
не выводится логически из явно выраженных
представлений... он сохраняется в мифах,
символах, обычаях в которых несмотря на
возможные процессы деградации остается
явственно различимый их первичный смысл
М. Элиаде
Ведический период ( XI - VI вв до н. э, ) -время формирования ведической традиции- смарты . Ее основу составило «священное знание», включавшее в себя три, позднее, четыре веды (бук, «ведение», «знание»)- сборников гимнов и обрядовых предписаний, непосредственно связанных с ритуалом ведического жертвоприношения. Первоначально это знание существовало в устной традиции. Примерно с XV в. до н. э. , начинают создаваться самхиты- большие сборники ведических гимнов. Первоначально, ядро вед включало три самхиты: Ригведу (веду гимнов), Самаведу (веду мелодий к гимнам) и Яджурведу (веду жертвенных формул ). Позднее, к ним была присоединена Атхарваведа (веда заговоров, заклинаний, гимнов). С вед начинается традиция шрути (бук. «слышанное»). Заключенное в них знание считалось священным и воспринималось, как «откровение», данное свыше, мудрецам- риши (согласно традиции главных риши насчитывалось 60). Они «не создавали новых поэтических картин, а лишь облекали в слово те картины, принадлежащие миру богов, которые могли видеть лишь те кто обладал особым даром «видения» Все риши были такими»визионерами»61. . Различались четыре разряда риши: Божественные (боги-мудрецы), Брахманские (Жрецы— мудрецы), Царственные (цари- мудрецы) и просто-мудрецы. Все риши в отличие от богов и людей обладали особой способностью- «внутренним зрением»(мудростью, умением «думать»), что позволяло им видеть» целое лишенным частей .
Главным, высочайшим риши, иногда именуется Сануткумара (бук. «вечно юный») - сын верховного божества Брахмы, прародитель людей, автор пуран- эпических сказаний. Царственный риши Джритарашастра имел характерный эпитет «око мудрости». Нарада -божественный риши, посредник между богами и людьми, считался автором некоторых гимнов Ригведы и имел эпитет»дающий знание высшей реальности». Мудрец - риши Вашадева, признавался автором IVй мандалы Ригведы. Семь риши -духовных сыновей Брахмы символизировали созвездие «Большой медведицы», а один из них Ангираса олицетворял жизненное дыхание во рту- «символ жизни».
Постигалось ведическое знание (авидья) путем чтения вед и участия в ритуале жертвоприношения.
Ригведа (веда гимнов), считается «великим началом» ведического знания, главной из вед. Ригведийский сборник гимнов создавался в XV-VIII вв до н. э. , но впервые был записан только в III в. до н. э. При царе Ашоке. Первоначально, гимны РВ были связаны с древним ведическим ритуалом жертвоприношения коня- ашвамедхой, который совершался ежегодно царем-жрецом. Многие гимны РВ посвящены «Жертвенному коню» (Подробное описание «ашвамедхи» содержится в «Шатападхе брахмане» X. III. 1. ). Позднее они соотносились с торжественным ритуалом ( шраутой), который совершался раз в четыре месяца. Исполнение гимнов РВ во время ритуала было обязанностью верховного жреца хотара, Ригведа включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал («мандала»бук. круг, колесо, диск - один из основных символов ведийской мифологии . В условной форме, воссоздающий представления ведийцев о мире в его целостности, единстве его частей). Деление гимнов РВ на мандалы символизировало их связь с космической организацией, соответствие их содержания»мировому закону, это объясняет почему доминирующую роль в них играли космогонические мотивы. Они нашли отражение не только в гимнах, повествующих о самом акте творения, например таком, как гимн» О сотворении мира»(X, 128), но и во многих других в, которых прославлялись боги-творцы и хранители мира . Таковы гимны: «К Варуне и Индре»(IV, 42. 1-7-10), »К Агни» (I.I), гимн «Какого бога почтим возлиянием?» (X. 121, 1-10), «Жертвенному коню»(I. 162, I), «К Пуруше» (X. 903). «К Небу и Земле»(I. 159. I, 160). Целый цикл гимнов РВ посвящен Рибху (букв. искусный) -трем мастерам». Они «сделали поля прекрасными и провели реки», создали «колесницу без коней и поводьев», на которой боги утренней и вечерней зари Ашвины, постоянно объезжают мир и способствуют в нем, при этом, порядку и благоденствию . Не случайно рибху были первыми, кого боги пригласили совершить «ашвамедху» (жертвоприношение коня) символизировавшего акт творения мира. . За свое мастерство, »которому завидуют сами боги», рибху получили бессмертие (РВ. III, 60). 62 В Ригведе есть также. Гимны «загадки» и гимны -диалоги. Такое разнообразие содержания ригведийских гимнов свидетельствует о том, . что они были связаны не только с ритуалом, не менее прочной была их связь с мифологией, фольклором, зарождающимися натурфилософскими представлениями.
Самаведа (веда мелодий), наиболее зависима от Ригведы. Каждый из 1549 включенных в СВ гимнов, снабжен особой мелодией (нотацией), это определялось тем, что исполнялись они во время ритуала под музыку. В абсолютном большинстве гимны СВ повторяют ригведийские гимны (за исключением 75). В ритуале СВ была связана с действиями жреца удгатара . Яджурведа (веда жертвенных формул), в отличие от остальных самхит, целиком связана с ритуалом. Она делится на «черную» и «белую» Яджурведу. В Белую ЯВ входят 200 гимнов и жертвенных формул, разделенных на 40 глав. Черная ЯВ включает, кроме жертвенных формул (яджус), также прозаические комментарии к ритуалу. Действия жреца Яджурведы адхварью подробно описаны в «Брихадараньяке упанишаде» (3.1-8.) Они были связаны с особенностями жертвоприношений в день полнолуния и новолуния, жертвоприношениями Соме и с Агнихотрой - жертвоприношением богу огня Агни.
Атхарваведа (веда заговоров и заклинаний), самая поздняя из вед. Ее создание датируется началом I тысячелетия до н. э. она лишь частично заимствует гимны РВ (преимущественно космогонического содержания), но значительно уступает ей в культовом значении. АВ содержит около 700 заговоров и заклинаний от болезней, злых демонов, любовных и т. п. Большинство из них взято из народной магической поэзии и фольклора Сочетание в АВ космогонических гимнов с заговорами и заклинаниями свидетельствует о том, что согласно ведической традиции, все болезни и несчастья в жизни человека связаны с нарушением соответствия между его физическим и психическим состоянием и действием всеобщего космического закона ( риты ). Например, в заговорах на исцеление и на долголетие нашло отражение представление о том, что жрец АВ атхарван, совершая определенный ритуал восстанавливает, при этом, путем магических действий, нарушенный мировой порядок, не просто лечит болезнь, в обычном смысле этого слова, а уничтожает саму причину ее возникновения. Таким образом, заговор или заклинание оказываются неотъемлемой частью ритуала, воспроизводящего космогонический акт63 -33).
Космогонические мотивы игравшие в ведах доминирующую роль определяли и отношения между ведическими текстами и ритуалом. Переводчица Ригведы Т. Я. Елизаренкова, пишет, в связи с этим, что РВ «стоит, как это ни парадоксально, вне ведийской религии. С ежегодным ведийским ритуалом шраутой, который пришел на смену древнему ритуалу жертвоприношения коня-ашвамедхе, гимны РВ связывает прежде всего космогония, а не религия, которая играет здесь доминирующую роль». (РИГВЕДА. Мандалы I-IV. М. 198З, с. 87). Вместе с тем, знание четырех вед составило и основу «священного знания» ( видья ), первой религиозной системы Индии брахманизма, в которой ему был придан преимущественно сакральный смысл и ритуальный характер.
Дальнейшее развитие ведическая традиция получает в текстах брахман, араньяк и упанишад, которые генетически были связаны с самхитами и вместе с ними составляли, как уже говорилось, один класс ведических текстов смрити, Все они были, так или иначе, связаны с ритуалом, но отношение каждой из этих групп текстов к нему было различным.
Брахманы (бук. «поучение брахмана») были созданы в IX-VI вв. до н. э. и выступали, главным образом) в качестве практического руководства к ритуальному действию и носили прозаический характер. Каждая из четырех вед имела несколько своих брахман. Наряду с этим, в некоторые брахманы входили и иные, не ритуальные тексты. Среди них были, прозаические пересказы мифов. Примерами могут служить, миф, повествующий о творении мира демиургом Праджапати и миф о потопе, включенные в древнейшую» Шатападху брахману» (XI, 1-21). Легенды и сказания, имеющие своим источником фольклорные мотивы (сказание» О Пурвасе и Урваши»). Среди брахман была также и особая группа текстов, в которых рассматривались категории философского и этического характера ( дхарма - закон, артха -смысл. кама-страсть, мокша -освобождение и др. ), которые позднее широко употребляются в текстах араньяк и упанишад.
В брахманах, коренятся и истоки нескольких более поздних. по сравнению с брахманизмом, религиозных концепций, прежде всего индуизма и буддизма. Таким образом, период брахман дал не только подробное описание древнейших форм ведического ритуала. в которых нашли воплощение архаические модели ведической космогонии, но стал источником и новых идей. нашедших дальнейшее развитие в философии упанишад, эпике пуран и «Махаб-хараты», этике Йоги Возникшие позднее, в VIII-IV вв до н. э. араньяки (букв. лесные книги) уже не были непосредственно связаны с ежегодным ритуалом шраутой, а. предназначались для чтения лесными отшельниками, стремившимися достичь праведной жизни и исполнявшими особый»внутренний ритуал - упасана. В этой связи в текстах араньяк важное место занимают рассуждения о человеке и его месте в космической организации (Айтарейя араньяка . 1. 3. )
Последней группой ведических текстов, с которыми связан завершающий этап оформления ведической традиции, были упанишады (букв. »сидеть около») Упанишады представляют собой особое «тайное» учение, дающее «высшее знание». Оно недоступно людям знающим веды лишь «по имени»и участвующим во «внешнем ритуале» жертвоприношения. Создатели упанишад утверждают, что знание вед без учения упанишад – ничто, т. к оно не дает человеку освобождения.
Становление ведической традиции осуществлялось не только в процессе взаимодействия мифа и ритуала, но и в процессе эволюции самого мифа, который подвергается рефлексии начиная со времен Ригведы.
Уже в гимнах РВ мифы практически отсутствуют в своем первоначальном виде, они даже не пересказываются, а скорей» называются. . Вместе с тем, в них(гимнах) постоянно используются, как сюжеты мифов так и их персонажи. Ключ к пониманию ведической мифологии, проникновение в ее древнейшие архетипические структуры лежит в космологии вед6которая составляет главное содержание ведического мифа творения, представленного в ведах в различных вариантах. Ведическая традиция начинается с мифа и кончается им. Рефлексия ведического мифа явилась тем процессом, в ходе которого ведическая культурная традиция получила свое окончательное оформление. Этот процесс происходил в полном соответствии с теми изменениями, которые происходили в родовой жизни ведических ариев, которая подчинялась общим закономерностям эволюции всякого родового коллектива и прошла соответственно этому. три основных стадии: предметную, духовную, идеальную. Три периода развития ведического знания: ранневедический, брахманский, упанишад, соотносимы с тремя стадиями рефлексии ведического мифа, что прослеживается не только в эволюции представлений о самом акте творения (космогония). но также в изменениях структуры ведического пантеона богов (теогония) и представлений о ведическом космосе(космология) богов (теогония) и структуре ведического космоса.
ВЕДИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
Главная функция мифа состоит в том, чтобы задать образцы,
модели для всякого ритуала и для всякого важного действия
совершаемого человеком
Мирча Элиаде
Основными источниками наших представлений о ведической мифологии являются тексты самих вед и сопутствующие им тексты брахман, араньяк, упанишад. Помимо этого, определеннные сведения о ведическом мифе содержат и опирающиеся на ведическую традицию тексты эпической литературы, входящие в цикл пуран и, прежде всего, великая поэма индийского народа» Махабхарата». При этом следует отметить, что мифологические сюжеты и персонажи присутствуют здесь не в своем первоначальном значении «буквальной мифологии», а оказываются «вплетеными «в ткань ритуалальных, поэтических, философских, этических и религиозных текстов.
Для определения культурного значения ведического мифа необходима решить две основные задачи: во-первых, выявить в процессе анализа ведических текстов, содержащуюся в них изначальную «архетипическую» структуру космогонического мифа и, во-вторых, путем сравнительного анализа различных, по времени создания, текстов определить общую направленность их изменений. Проще говоря, при рассмотрении культурного значения ведического мифа, как впрочем и любого другого мифа, . необходимо иметь ввиду взаимосвязь в нем традиционной основы и тех рефлексивных процесов, роль которых неизменно возрастает по мере эволюции мифологического сознания, связанной с разложением родового строя и активизацией цивилизационных процессов.
Основными структурными элементами всякой мифологической системыявляются:
1. Космогонический миф (и как его варианты мифы происхождения).
2. Теогонический миф(Происхождение . классификации и пантеон богов).
3. Мировой порядок- космос (его элементы, структура, движущие силы).
Рассмотрим эволюцию всех этих трех элементов ведического мифа, начиная с ранневедического периода (эпохи Ригведы) и кончая эпохой упанишад, когда рефлексия ведического мифа была практически завершена.