ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3001

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

II

ЭПОХА ТРЕХ ДРЕВНЕЙШИХ ГОРОДСКИХ

ЦИВИЛИЗАЦИЙ КИТАЯ

Исторически, эпоха трех династий: СЯ, ШАН-ИНЬ и ЧЖОУ, совпадает с формированием и укреплением земледелия как ведущей технологической и экономической основы жизни китайского этноса, с возникновением и ростом количества городов, созданием монументальных строений (дворцов, крепостных укреплений, культовых сооружений и захоронений), расцветом ремесел (литья бронзы, производства шелка, лакового покрытия для изделий из дерева, изделий из нефрита), изобретением письменности. В религии это время формирования единого культа Неба и связанной с ним единой формы ритуала. В области знания - с возникновением многочисленных философских школ. В области творчества - с расцветом прикладного искусства, музыки, живописи (на шелке). Все эти достижения создали условия для формирования китайской культурной парадигмы и создания на ее основе великой культуры Древнего Китая. В этот период произошло объединение чрезвычайно многоликого по своему этническому составу населения Поднебесной в единое целое, которому были присущи общая духовная настроенность, относительная целостность мыслей и верований, общность представлений о мироздании и месте в нем человека, т. е. всего того, что принято обозначать термином ментальность и, что придает неповторимость и своеобразие культурной традиции того или иного этноса. Разумеется, вклад каждой из названных трех «династий» в создание культурной классики Китая был различен.

О династии Ся (2000-1600 гг. до н. э.), до настоящего времени существует больше легенд и мифов, чем достоверных археологических свидетельств. Ее Основателем, согласно традиции, был легендарный правитель «Юй Великий»15, по преданию он усмирил потоп, устроив дамбы и укротив реки, обучил людей поливному земледелию, применению удобрений и плавке металла.

О династии Шан-Инь (1700-1050 гг. до н.э.)сведений сохранилось больше. Ее основателем был, согласно традиции, Чэн Тан. Основные археологические свидетельства об этой эпохе связаны с изучением многочисленных гадательных костей и бронзовых сосудов, на которых сохранились надписи на языке, являющемся предшественником современного китайского языка. Раскопки в последней столице Династии Шан – городе Аньяне, которые продолжаются до настоящего времени, дали богатый материал. Он свидетельствует о том, что это было время повсеместного распространения продуктивных форм рисоводства и проса. Эпоха Шан – время расцвета китайского бронзового века. Шанцы обладали высокой культурой обработки бронзы, задолго, почти за тысячу лет до бронзовой культуры в Греции. Бронза использовалась при создании ритуальных сосудов, оружия, боевых колесниц. Только в одном из богатых захоронений было обнаружено до 200 разнообразных и богато орнаментированных бронзовых сосудов различного назначения. Изготовлялись из бронзы и предметы пластики (статуэтки, головы). В Шанский период в Китае появляются первые поселения городского типа. Город Эрлиган (провинция Хэбей) стал древней столицей Шанского царства, которую вскоре сменил Эрлитоу. Последней столицей Шан-Инь был (с 1300 по 1050 гг. до н. э.) город Аньян, который принято считать колыбелью китайской цивилизации. Во время раскопок этого города были обнаружены крупные сооружения дворца или храма, в которых просматриваются черты «закрытого города», доступного только правителю и жрецам. Он был отгорожен земляным валом от других построек ремесленного, торгового, жилого характера. Исследователи усматривают в такой планировке городской застройки начало традиции, которая сохранится затем в градостроительстве Китая на многие века. Эпоха Шан-Инь, время изобретения китайской письменности, которая, как свидетельствуют поздние источники, проделала путь от древнейшего «узелкового письма» и пиктограмм киероглифической форме письма.16. Гибель эпохи Шан-Инь овеяна легендами. Одна из них гласит, что последний 29 правитель Ди Синь был лишен «мандата неба» за порочный образ жизни. В 1045 г. до н. э. он потерпел жестокое поражение от династии Джоу и был свергнут. С этого момента, как утверждает сложившаяся в Древнем Китае историографическая традиция, уходит в прошлое Эпоха Шан – «время охотников» и ее сменяет эпоха Чжоу-«время земледельцев». Одновременно завершается и переход Китая от эпохи родового строя к цивилизованным формам социальной жизни.17


История династии Чжоу (1050-221 гг. до н. э.)18. восходит к XIII в. до н. э., тогда это было всего лишь племя, обитавшее на северо-западе Китая. Утверждение Чжоу в качестве ведущей державы Поднебесной произошло в 1050 г. до н. э. после завоевания им бывших земель Шан, находившихся на территории нынешней провинции Шэнси. Правитель Чжоу Вэнь ван, получивший имя «просвещенный», был признан «образцом» добродетели и мудрости, а его сын и преемник У ван («воинственный»), подчинил себе Китай и стал основателем династии Чжоу. Просуществовавшая восемь веков чжоуская держава пережила за время своего существования две эпохи.

Западная Джоу (1050-771 гг. до н. э.). В этот, ранний период большая часть территории Чжоу находилась в провинции Шэнси. Столицей Западного Чжоу стал г. Сиань. Это было время окончательного утверждения в качестве приоритетной технологии земледелия, пришедшего на смену господствовавших в экономике эпохи Шан, охотничих хозяйств. Одновременно произошло и утверждение связанного с земледелием единого культа неба (Тянь). Распространение культа неба и связанного с ним ритуала стимулировало процесс рационализации традиционной мифологии, в которой все более отчетливо обнаруживались натурфилософские мотивы и стремление к отождествлению ее персонажей с образами исторической памяти. Примером здесь может послужить эволюция текста древней «Книги Перемен». Первоначально она использовалась в качестве гадательной книги, что указывает на ее связь с древнейшей традицией, уходящей своими корнями в эпоху первых династий. В Чжоуский период в текст книги вносятся дополнения, в результате которых осуществляется замена в тексте книги гадания на суждение, благодаря чему он обретает новый философский смысла. В 771 году столица Чжоу была перенесена на Восток в город Хэнань. С этого момента начинается второй период развития Чжоу, получивший название, в отличие от первого западного – восточная.

Восточная Джоу (771-221 гг. до н. э.). делится, в свою очередь, на два подпериода: «Весны и Осени»Чжун цзю» 770-475 гг. до н. э.) и «Сражающихся царств» Чжань го» 475-221 гг. до н. э.). В VII-VI веках единое государство Чжоу распалось на 150 удельных княжеств. Пять среди них играли ведущую роль и обозначались как «пять гегемонов» царства - Цинь, Цзинь, Ци, Чу и Юэ. Они вели между собой постоянные войны, в результате которых состояние стабильности, сохранявшееся в Поднебесной с XI по V вв. до н. э., сменилось хаосом. Несмотря на царившую в Поднебесной в периоды «Раздельных княжеств» и «Сражающихся царств» нестабильность продолжало развиваться земледелие, что стимулировало использование в нем орудий из железа, пришедших на смену мотыге и бронзовому плугу. Интенсивный характер земледелия, и культурная жизнь в значительной степени были связаны с распространением новых форм иероглифической письменности. Усилилась тяга к знанию и образованности, чему способствовало повсеместное распространение общеобразовательных школ, которые существовали и совершенствовались на протяжении всего времени существования «трех династий».19 Изменилась форма написания иероглифов, усложнился словарный запас языка. В VIII веке был составлен список иероглифов и кодифицирована графика письма, определявшая нормативные начертания знаков, т.н. «великая печать»20. В Чжоусский период обучение Люи-21 «шести искусствам» (ритуалу, музыке, письме, счету, стрельбе из лука и управлению боевой колесницей) было обязательным для представителей высшего аристократического сословия, к которому относились все без исключения государственные служащие и воины, служители культа. Школы, как правило, создавались правителями княжеств. Об одной из таких школ, созданной правителем княжества Лу, повествует один из гимнов «Книги песен»:


Светлого, светлого разума луский наш князь!

Может сиять нам достоинством светлым своим:

Ныне устроил для школы и пруд и дворец…22

В V-III вв. до н. э. появляются многочисленные философские школы, представители которых ведут между собой активный диалог. Не случайно эта эпоха получила название «Времени 100 школ», двум из них, «жу цзя» («школе-ученых»), основанной Конфуцием и «дао-дэ цзя» («школе Пути и благой силы»), основателем которой считается Лао цзы, было суждено стать двумя главными течениями философской мысли Китая. Это произойдет позднее, когда в результате деятельности различных школ, образованных последователями конфуцианской и даосской доктрины, будет осуществлено их всестороннее философское обоснование и созданы своды канонических текстов, в которых многовековая философская традиция древнего Китая будет переосмыслена с позиции идейных установок и принципов этих доктрин. Одновременно возникает и идейная оппозиция этим философским школам, претендующим на роль главных духовных наставников Поднебесной. В центре внимания диалога, который вели между собой конфуцианцы, даосы и представители противостоящих этим течениям философских школ, были размышления о природе человека и системе государственного управления; об отношении «верхов» и «низов»; правителя и подданных; проблемы политики, этики, воспитания и образования. В начале IV в. до н.э. в царстве Ци был основан «Цзися сюэгун» («Дворец наук у западных ворот»), т.н. «Академия Цзися», просуществовавшая 100 лет. Учеными «Академии» были написаны 514 трактатов под общим названием «Гуан-цзы», в них были собраны суждения различных философов (конфуцианцев, даосов, натур-философов школы «инь-ян») по проблемам философии, экономики, социальным, политическим, экономическим проблемам. В IV-III вв. выдающийся философ Сюнь цзы, которого называют «китайским Аристотелем», создал совместно со своими учениками сочинение, включавшее 32 главы, в которых предпринял попытку обобщить и критически переосмыслить все достижения китайской философской мысли от ее зарождения до II-го в. н. э. В шестой главе, под названием: «Против двенадцати мыслителей», он подвергает критическому обзору учения представителей различных философских школ (даосов, конфуцианцев, легистов, представителей «школы имен», моистов.)

В VI-Vв.в. до н.э.. путем захвата соседних царств возникли два крупных государства: одно - Цзинь, в нынешней провинции Шаньси со столицей в г. Хоум; другое - Чу, самое крупное из царств, на юге страны со столицей в районе нынешнего Хубея. Каждое из них стало и крупным культурным центром. В Цзинь была чрезвычайно развита культура бронзовой металлургии. В ее столице в результате раскопок была обнаружена огромная литейная мастерская с десятками тысяч фрагментов форм для выплавки изделий различного назначения и стилей. Широко были распространены ремесленные изделия из нефрита, серебра, золота, применявшихся в качестве украшений оружия и ритуальных предметов. Использовалась в подобных изделиях и техника инкрустации. В царстве Чу наряду с изделиями из бронзы существовали ремесла по производству музыкальных инструментов (один из найденных наборов таких инструментов включал 124 разных инструмента: колокола, каменные пластины, барабаны, лютни, флейты, кифары и др.). В многочисленных погребениях сохранились великолепные художественные изделия из металла, создававшиеся по восковым моделям. Особенностью этой культуры было использование изделий из лакированного дерева, украшенных великолепными орнаментами. Подлинный расцвет переживало здесь производство шелка и искусство росписи по шелку.


В 546 г. до н. э. гегемоны договорились о прекращении военных действий, в результате чего образовались крупные княжества, в которых ведущая роль принадлежала династиям Цинь и Хань. Возникшее между ними соперничество превратилась, в конце концов, в борьбу за единую империю.

III

КУЛЬТУРА КИТАЯ В ПЕРИОД ДРЕВНИХ ИМПЕРИЙ

Завершение классического периода истории Древнего Китая связано с историей двух царств Цинь и Хань и формированием в Китае централизованного государства. В этих социальных условиях и особенно в период становления китайской империи, «многоголосие» философских школ и связанное с ним развитие литературы, образования, интереса к духовно-нравственным проблемам, хотя и сохраняется в некоторые периоды, в конце концов отходят на второй план, уступая место интересам, связанным с военно-политическими, административными, идеологическими проблемами зарождавшейся имперской власти. Предпринимаются попытки использовать те или иные философские концепции в качестве официальной идеологи.

Империя Цинь - III в. до н. э (221-206 гг. до н. э.). В Царстве Цинь, до правления первого объявившего себя «первым императором») Ши Хуанди, существовала носившая централизованный характер власть законников – легистов. Легисты противопоставили учению Конфуция о «человечности» и «культурности» идею «всевластия закона» как единственного средства преодоления царившей в Поднебесной смуты. В условиях зарождения в Китае императорской власти это кредо легистов оказалось достаточно актуально и востребовано23.

В 221 г. в результате непрерывных войн Ши Хуанди объединил разрозненные царства Китая в единую империю, а себе присвоил титул «Великого императора», который ранее имели только «небесные» правители (5 мифических императоров-властителей стран света и центра). С правления Ши Хуанди начинается имперский период Китая (он закончится только в XX веке с созданием КНДР). С целью укрепления централизованной власти Ши Хуанди провел целый ряд радикальных реформ. Вся империя была разделена на округа, управлявшиеся чиновниками, назначенными верховным правителем. Была упрощена и унифицирована система письменности, (т.н. «малая печать»), введена единая система мер и весов, единая денежная единица, укреплена и лучше организована армия, для ее быстрого передвижения была построена сеть дорог. С целью защиты северных границ было начато строительство Великой Китайской стены, других монументальных сооружений: дворцов, крепостей, дорог. Постоянные войны привели к созданию огромной армии, которая по своей численности в несколько раз превосходила армию римлян времен империи. Совершенствование института власти при Ши Хуанди сопровождалось буквально погромами в области культуры. По приказу императора были сожжены все книги философского содержания. Запрещена деятельность философских школ. Особенно жестоким репрессиям были подвергнуты конфуцианцы. Ученые и философы уничтожались, их убивали, закапывали живыми в землю. Сохранились сведения о том, что более 500 философов были закованы в кандалы и отправлены на строительство Великой китайской стены, где и погибли. В этот период создаются грандиозные архитектурные комплексы, строительство которых поражает богатством декора. Примером может служить открытая в конце XХ века гробница Императора Цинь Ши Хуанди, в которой в миниатюре была воссоздана вся Поднебесная, которую охраняла 6-тысячная армия воинов в полном вооружении, воссозданных из терракоты в натуральную величину и в полном боевом вооружении и выстроенных в соответствии с правилами военного регламента. Поражает своей индивидуальной неповторимостью облик каждого из этих сотен воинов императора. После смерти в 210 году до н.э. Ши Хуанди в империи воцаряется хаос. В 209 до н. э. в бывшем царстве Чу происходит восстание против власти Цинь. Войска правителя Цинь терпят поражение в битве с восставшими. К власти приходит новая династия Хань с центром в городе Лоян (провинция Хэнань).


Империя Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н. э), просуществовавшая 400 лет, представляла собой бюрократическую деспотию с сильной централизованной властью, обладавшей изощренной государственной машиной. Доминирующую роль в империи играло чиновничество, насчитывавшее 130 тыс. человек 24. Официальной идеологией Хань вначале являлось учение «законников»( «легистов»). Важную роль в укреплении централизованной власти сыграла отмена запрета конфуцианства, а затем и провозглашение его в период правления, т.н. «младшей династии» Хань императором У ди ( 140-87 гг. до н. э.), официальной идеологией. При этом был отменен запрет и на деятельность других философских школ, что вело к восстановлению традиций «золотого века» китайской философии. Вместе с тем, весь интеллектуальный опыт этой традиции был поставлен на службу обучению и совершенствованию административного аппарата империи. Главным требованием к чиновникам было знание не только грамоты, счета, правил управления и законов, но и конфуцианской доктрины, в которой идея «единства» правителя и его подданных, их «искренней» преданности государю являлась центральной. Для образования чиновников создаются особые учебные заведения - «академии», в которых запрещалось преподавание философских концепций, критически настроенных по отношению к конфуцианской доктрине. История империи Хань делится на два династических периода: «Западную Хань» (время господства «старшей» династии) и «Восточную Хань» ( время правления «младшей» династии). Укрепление централизованной власти в каждый из этих периодов сопровождалось сменой времен стабильности и упадка. Времена стабильности сопровождались подъемом земледелия, развитием торговли, высоким уровнем ремесленного производства, стремлением восстановить культурную традицию. Развитие знаний, технические изобретения, философской мысли, расцвет литературы, поэзии и искусства, создание библиотек и многочисленных учебных заведений - характерные черты ханьской эпохи в такие периоды стабильности. Напротив, для периодов упадка было типично полная или частичная утрата культурных достижений.

Западная Хань (206 вв. до н. э.- 9 г. н.э.)

Ее ранний период отличался экономической и политической стабильностью и значительными культурными достижениями. В это время в результате успешных войн императора У-ди с кочевниками и освоением западных районов получает развитие торговля на Великом шелковом пути. Через посредников налаживаются торговые контакты между Римом и Чанъянем - столицей Западной Хань. Развитие торговли способствовало процветанию городов, расцвету ремесел. Столица империи поражала современников своим великолепием. Недавние археологические раскопки обнаружили богатейшие погребения, в которых содержались великолепные произведения прикладного искусства, поражающие своим мастерством. Это время и интенсивной духовной жизни, когда идет активный процесс восстановления культурной традиции, в значительной мере утраченной в период правления Ши Хуанди. В этот период работал выдающийся историк Древнего Китая -«китайский Геродот» Сыма Цзянь (145-86 гг. до н. э), создатель первой всеобщей истории Китая «Ши цзы». В заключительной 19-й главе этого обширного сочинения он цитирует «Сици чжуань» - самый авторитетный комментарий к «Книге перемен»: «Поднебесная стремится к единой цели, но для достижения ее существуют сотни планов, все они стремятся к одному и тому же, но ведут к этому разные пути» и опираясь на этот текст перечисляет шесть главных философских школ. Назвает школы: «темного и светлого начала», конфуцианцев, моистов, номиналистов, законников и даосов. Здесь же он дает характеристику «важнейших черт» каждой из них и описывает состав конфуцианского канона.25 В 136 г. до н. э. У-ди основывает высшую школу «Тай сюэ» и учреждает в нем экзамен по канону «Пятикнижья» и государственную должность «Доктора «Пятикнижья». В эпоху Хань, когда ведущую роль в жизни Поднебесной играло чиновничество, происходит своеобразная «бюрократизация» философской мысли, имевшая целью поставить развитие философской мысли на службу делу «окультуривания» чиновничьего аппарата китайской империи. Первоначально в качестве официальной идеологии выступает легизм.