ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3035
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
Аврелий Августин, римский ритор, а впоследствии христианскаий философ и богослов епископ гипонского монастыря в Северной Христианский писатель, теолог, видный представитель латинской патристики .Основатель теизма -одного из трех главных идейных течений в христианской идеологии Согласно его доктрине существует возможность синтеза знания и веры, при непременном приоритете веры .Разум, утверждает, Августин «имеет обширное приложение и распространяется на все почти искусства и дела человеческие»230 Августин придал идеям патристики логическую завершенность. В онтологии (учении о бытии) он следовал представлениям неоплатонизма, соотнося их с христианским вероучением. о Божем творении всего сущего В гносеологии считал, что истину можно постичь сразу в «чистом виде» и без ошибок простым актом веры, но одновременно утверждал, что человеку присуще «страстное» стремление «исследовать» таинство откровения с помощью естественного света разума Результат этих усилий он обозначал термином intellektus-т. е понимание, рациональное проникновение в смысл откровения, при котором человеческий разум нащупывает свой путь к полному свету блаженного видения. «Откровение зовет нас уверовать; если мы не уверуем, мы не поймем ,тот кто ищет истину в Откровенном слове будет вознагражден пониманием». Этот тезис Августина в котором синтез еры и знания, трактуется с позиций приоритетной роли веры, стал исходным для одного из направлений христианского богословия-теизма «Это была рациональная интерпретация христианского откровения в терминах платонической и неоплатонической философии. Фома Аквинский наиболее авторитетный представитель христианской теологии писал: « Августин шел по следам платоников столь далеко насколько вообще для него это было возможно»(«Summa Teologica», I,gu.84, art .5)231 В второй книге своего трактата «О порядке» («Du Ordine») Августин рассматривает «семь наук»» («свободных искусств»), как семь ступеней возведения чувственного познания к умопостигаемому. При этом решается главная задача философии –ее сближение с теологией предметом, которого является восприятие непостижимого Единого. Душа человека склоняется к чувственному миру и не может познать самое себя, что является причиной того, что большинство людей не знает, что такое Разум. Поэтому, начинающий обучение должен начать с обращения к авторитету в качестве которого для него выступают «великие, почти божественные мужи»232(Имеются ввиду неоплатоники, прежде всего Порфирий). В «душах мудрых записан неизменный божественный Разум ,поэтому организовывая порядок обучения согласно этой неоплатонической традиции мы приводим разум человеческий к разуму божественному. Таким образом, если обучение организовано через авторитет и Разум, то Душа человека, прошедшее такое обучение возвращается к себе самой Начав с веры в Бога, Душа( человека) вновь возвращается к себе собой, но уже обогащенная светом Божественного откровения. В этом рассуждении Августина утверждается принцип новой европейской христианской духовности 233в которой вера и знание обретают единство не в космической гармонии, а в целое в Логосе-слове Бога. Важнейшая роль духовной жизни человека принадлежит, по мнению Августина, памяти В знаменитой «Исповеди» этой проблеме посвящена значительная часть ее Xглавы. формирование новой духовности Разум начинает с «изобретения» языка(грамматика).затем следует «изо«изобретение» диалектики и риторики . Соответственно этому обучение следует начинать с этой тройки наук ( искусств) : грамматики, диалектики, риторики( trivium ) составляющих в мышлении-«рациональное» т .е то в чем логос(слово) находит свое наиболее полное выражение Соответственно Логос трактуется Аврелием, как то, что объединяет эти науки в некое единое целое (что вполне согласуется с неоплатонической традицией). Не менее органично такое истолкование согласуется и истиной «Священного писания» в, котором (см. Евангелие от Иоанна») содержится известное изречение «Вначале было Слово и слово было у Бога и Слово было Бог. Вместе с тем. утверждает Августин все эти науки «вытканы» и разумом с помощью чисел, что объединяет «тривиум» с «квадриумом» с четверкой свободных искусств в которых число играет определяющую роль (арифметика, геометрия, астрономия, музыка»).234 Эти рассуждения Августина положили начало, наряду с сочинением Марциала Капелы) формирования системы «семи свободных искусств»,ставшей фундаментальным основанием как общего образования в Новой Европе, так и предпосылкой для развития ,высшего университетского образования. Самые выдающиеся достижения А. это-создание универсальной духовной системы и разработка новой христианской концепции исторического развития.
Значительный вклад в периориентацию культурного наследия античности в духе новых зарождающихся реалий социальной и культурной жизни был сделан в позднеантичную эпоху философом Боэцием (48о-524 в. н. э. ) римский философ ,ученый , поэт ,теоретик музыки ,государственный деятель Его автора знаменитого сочинения «Об утешении философией»,которое было одним из наиболее авторитетных античных произведений поздней античности, в период Средневековья и Ренессанса. называли «последним римлянином» и первым философом Европы- «отцом схоластики». Свою концепцию человека Боэций изложил трактате «Против Евтихия и Нестория» в котором писал: «…применительно к универсальным субстанциям (космосу ,природе Г.П.) нигде не может быть речи о личности; но только применительно к единичным и индивидуальным. В самом деле, нет личности животного или человека вообще; но Цицерон или Платон, или другие единичные индивиды могут быть названы (отдельными) людьми».В соответствие с этим рассуждением он формулирует свое определение личности. По его мнению оно должно быть понято, как производное от античного термина «лицо»(persona),которое произошло «от тех личин (или масок),которые служили в комедиях и трагедиях для представления отдельных(выделено мной Г.П.) друг от друга людей…надев маски они представляли в трагедиях и комедиях индивидуальных людей» Такой же смысл вкладывали греки в термин«prоsрon», и в латинский термин «persona»Цицерон и Теренций и предполагавшиt понимание человека не как микрокосмоса, а как индивида. «,поскольку личность есть только у субстанций, причем разумных; поскольку всякая субстанция есть природа; и поскольку, наконец, личность присуща не универсальному,а только индивидуальному, постольку определение личности найдено; «Она есть индивидуальная субстанция разумной природы( naturae rationabilis individual substantia)»235 Таким образом, благодаря этому новому определению человека, благодаря , в контексте которого Боэций осуществил комментирование наследия Аристотеля, античная культурная традиция стала достоянием новой Европейской культуры и оставалась. Аверинцева, «значимой вплоть до начала индустриальной эпохи».Этот «аристотелевский цикл» 60 Европейской культуры был, в основе своей, процессом культурного самосознания индивида, завершившийся его самоопределением как свободной личности.
Косиодор .был римский патриций,сенатор и советник Остготского короля Теодориха. Он стал одним из первых энциклопедистов Средневековья, поставивший своей целью собрать. Систематизировать и использовать для укрепления в сознании священнослужителей христианской идеи наследие античности и Основал знаменитый монастырь «Вивариум», славившийся своей библиотекой и скрипторием. При монастыре была организована своеобразная духовная академия, готовившая не только ученых теологов, но и переписчиков книг. Считал, что лучшие условия для культурного досуга способен предоставить только богатый монастырь. Коссиодор убедил папу Агапита организовать такую же школу в Риме. Библиотека «Вивариума» постоянно пополнялась, а поступающие издания тщательно систематизировались и редактировались. Книги создаваемые в монастыре распространялись и за его пределами. Коссиодор создавал комментарии к священным текстам и при этом стремился найти в них тенденции, связанные с разными «свободными искусствами»: грамматикой, диалектикой, арифметикой, геометрией, музыкой, астрономией. Коссиодор полагал, что языческие свободные искусства – лишь удаленная производная библейского образца. В Библии следовательно, можно найти все фигуры стиля, то есть грамматику силлогизмы, и диалектические определения, риторические приемы, а равным образом – понятия арифметические и геометрические».236 В своем сочинении «Institutiones». Коссиодор впервые рассматривает семь «свободных искусств», в качестве светской культуры, изучение которых является необходимым для тех, кто стремится к совершенствованию в богословской науке. Детально рассматривая во второй книге своего сочинения эти науки, К. различает в них те, которые относятся к «Ars» (грамматика, риторика, логика), и disciplina (к ним относятся четыре части математики, составляющие “квадривиум”),положив тем самым начало созданию системы образования в зарождавшейся Европе. Подобные очаги образованности существлвали и в других окраинных уголках как западной так и Восточной Европы. Сходную роль сыграл в становлении ученой культуры Средневековья в Испании Исидор епископ Севильи(570-636) ,считавший ,что для верного понимания Священного писания необходима светская культура. Богослов и компилятор классических текстов он создал обширный энциклопедический их свод под названием «Этимология» или «Начала» (Oriqines), опираясь на который можно было, не обращаясь к самим текстам античных авторов, ознакомиться с их идеями и использовать их мудрость в деле укрепления христианской веры.. В значительной степени благодаря Исидору Севильскому. была сохранена идея синтеза античной традиции и христианства в этой части нарождающейся Европы. В Англии сходную роль сыграла деятельность англо-сакса,проповедника Евангелия Беды, «перенесшего на британскую почву античную культуру»237
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание культурных образцов в цивилизациях Востока и Запада было главным – итоговым результатом первого периода истории культуры.Его значение состояло в том,что,начавшаяся еще в заключительный период классической древности рефлексия этих образцов положила начало формированию собственной культурной традиции,которая предопределяла развитие культурного процесса в различных регионах Азии и Европы на всем протяжении последующих полутора тысячи лет.Культурные образцы были созданы на основе жизненной традиции ,которая нашла,выражение в мифологии и,позднее, была закреплена в образах великих эпических поэм древности.Создание этих образов,по существу,было первым шагом в рефлексии буквальной мифологии и превращении ее в «арсенал и почву»,таких институтов культуры как натурфилософия,риторика,искусство, появление которых знамановало собой начало,нового отношения человека к природе и о месте человека в системе мироздания. Суть этих изменений состояла в том,что с природа перестали для человека быть только объектом созерцания,но стала для него объетом изучения и размышления. Самого же себя он стал рассматривать,при этом.в качестве «меры всех вещей»,а не одной из них.Рефлексия культурных образцов,созданных в период классической древности достигла своей кульминации ,когда обнаруживаются кризисные тенденции в развитии великих цивилизаций древности. В социальной сфере это было связана с кризисом полисов(городов государств) и возникновением империй.В результате культуры созданные в рамках полиса.вышли за его пределы и интегрировались с иными культурами,сохраняя при этом свое доминирующее значение. В Европе,примером того к чему привел выход античного мира и его культуры за границы классического полиса дает культура эпохи эллинизма. Ее начало положило создание новой цивилизации,возникшей в результате завоеваний Александра Македонсеого,которая объединяла огромную територию,включавшую наряду с Македонией и Грецией,Египет,Ближний и Средний Восток,вплоть до границ с Индией.Вэтот период культурные ценности классической Греции становятся доминирующей силой,в жизни многочисленных народо и стран. Харакиернейшей особенностью этого процесса эллинизации было не вытеснение существующих в различных обласях эллинистичесеого мира местны,часто мощных культурных традицийи .а интеграция античного образца»во внутрь» этих культур. В результате сам этот образец не только трансформировался под их влиянием, но обретал своеобразную многоликость».Эти многочисленные варианты эллинистической культуры,
образно выражаясь,выступали,как отдельные,индивидуальные,характерные
«лики» античной культуры. Очевиден двойственный характер этого процесса,с одной стороны,античный образец культуры обретал,при этом,своего рода универсальный и,в известном смысле «мировой» характер,а с другой,утрачивал,ту «статуарность»,идеальность и гражданственность,которая была свойственна «великой пайдейе» и была ориентирована на формирование того типа лучшего,совершенного человека и гражданина.который принято определять как «классический».Завершая этот анализ эллинистической культуры А.Ф.Лосев характеризует ее как «период индивидуализма и диалектически с ним,космополитизма. Что касается личности ,то эллинистический человек уже не воспринимает себя как в качестве «серединного существа»-центра в котором обретают единство макро и микрокосмос,закон и правда,добродетельность и гражданственность» личность здлесь погружается в себя,отходит от внешнего мира ,становится аполитичной.Философы эллинизма.пишет Лосев,все наперебой вопиют нам о своей аполитичности,проповедуют отход от общественности и государственности. Это стоики и эпекурейцы скептики»238 Подобные процессы происходили в пост классическую жпоху в Китае и в Индии. Их результатом была смена культурных периодов традиционный период завершался и начинался новй традиционно-рефлекторный период истории культуры,который будет связан с процессом культурного самосознания индивида. Для этого культурного периода все достижения «культуры образца» будут переосмысленны с точки зрения их ценности и значимости для конкретного «лица». Для этого времени культура существует не в «...вещах как таковых,а в свободно преломляющихсяпо поводу них воле человека, чувствах человека и его целях. Совокупность же волевых устремленей и целей характеризует лицо»239 Традиционно-рефлекторный характер культуры этого периода очевиден. В полной мере он реализуется в создании новых институтов культуры,основу деятельности,которых составляет интеграция достижений культуры образца,в новые культуры,возникающие на основе,отличных от социальных структур древнего мира цивилизаций. Первыми из таких институтов становятся: ХРАМ,понимвемый как «синтез искусств» и УНИВЕРСИТЕТ,понимаемый как синтез знания,позднее АКАДЕМИЯ.понимаемая как синтез искусства и знания. Каждый из этих институтов культуры связан с формированием культуры индивида(«культуры нравственных обязанностей,культуры Разума,культуры призвания)