ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.09.2024

Просмотров: 3002

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Пондопуло г.К.

I. Ведическая традиция

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Для миров

5. Для ритуала и обряда

II. Период упанишад

28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения

Учение о Брахмане-Атмане

Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)

Ведический образец и классическая культура индии

Часть 1 (главы 1,4,9,13)

Часть2(глава 23)

Часть 3(главы 1-5),15,18,19)

Часть 7( главы1-15,25,26)

Глава6. О месте пребывания разума

_____________________________________________________________________________

Объяснения к самхитам

Смрити («запоминаемое») - устная передача традиции,включает тексты ритуального,,законодательного,научного,эстетического характера

Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам

Лучшее для смертных- здоровье-

Исходный принцип и доминанта античной культуры

В. Татаркевич . Античная эстетика

Притоком грязным, свежей не испить воды

Такой завет навеки положила я

Пайдейя

Приложения

40 там же,с.25

41 Изобретение иероглифики традиция приписывала министру первого императора Хуанди

42 «Древность,служащая изначальным идеалом для китайцев всегда и прежде всего представала перед ними в образах правителей-мудрецов»-пишет И.И.Симененко(циь.по: П. М.Гране Китайская мысль.М.20004.С.480)

43 Там же,с.191

44 М.Грене . Китайская мысль М.2004.М.С.202

45 Число 3 символизировало единство Дао неба, Дао земли и Дао человека.Число 5, близкое по своему значению как «все» символизировало

пропорциональную соотносимость небесных феноменов, пространства

и времени, природных стихий и человека (его прародителей и первопредков,его способностей и добродетелей).В текстах древнего Китая речь идет о 5 стихиях(элементах)-У син. О 5-ти священных горах и морях, обозначающих пространство(Поднебесной).О 5-ти основаниях времени. О 5 –ти видах злаков-У-гу. О 5-ти основных цветах (У-сюэ) и звуках(тонах) -У-гу. О 5-ти небесных императорах-владыках севера,юга,запада и востока,выступающих и в роли величайших культурных героев, первоправителей и первопредков,научивших людей добывать огонь,заниматься рыболовством,обрабатывать землю,умению письма и счета.. О 5-ти свойствах человеческой природыи и пяти

добродетелях,которыми он должен овладеть и неукоснительно следовать.Число 8 использовалось для пропорционального соотнесения восьми направлений пространства и восьми главных государственных дел.

46 Числа календаря определялись термином «ли шу»,они были наиболее подходящими для обозначения положений частиц «ци»

47 Марсел Гране. Китайская мысль.М.2004.С.192

48 «Ши цзы»цит. по: «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2.С.312

49 Ю.К. Щуцкий, Китайская классическая «Книга перемен»,с152

50 Говоря об упражнениях в искусствах Конфуций имеет ввиду не только пятерку древних искусств «Лю-и»,но и изучения канонических текстов

51 «Хэсюевы времена»-это не только эпоха «золотого века»,.когда люди, согласно традиции, жили следуя естественному порядку вещей, но и время перехода к цивилизованным формам жизни, зарождение, которых было связано с деятельностью соверненномудрых и добродетельных правителей

52 «Дао де- цзин». Чжан 5

53 «Чжуан-цзы». «Мудрецы Китая. Ян жу,Лецзы,Чжуанцзы

.СПб.1994,с.157 (В дальнейшем текст «Чжуан-цзы» цитируется

этому зданию).

54Там же с.240,203

55 Там же ,с.176-177


56 Древнекитайсуая философия. Соб. Тектов в двух томах т.1.с.274

57 К. Лоренц. Оборотная сторона зеркала. М.1998,с.460

58«Мудрецы Китая» с. 271. (Это место из текста даоского философа перекликается с замечательным образцом древнекитайской поэзии «Щидзина», песней-притчей «Белый жеребенок». В котором прекрасный миг жизни, воплощенный в образе белого жеребенка уподоблен вечности: «Светло- светло-белый жеребенок, В огороде ешь росточки , милый. Привяжу тебя, тебя стреножу. Чтобы это утро вечным было…» («Шицзин».(II, IV,2) )

59Цит. по книге: В.В.Малявин.Еитайская цивилизация.М.200,с.382

60 . Упоминание об этом предании содержится в тексте «Шу цзын» в главе «Великий закон»

61 (Ригведа. Мандалы. I-IV. М. 1989. с. 80)

62 Все ссылки на «Ригведу» даны по: «Ригведа Мандалы I-X.Наука.М. 1989-1999.

63 (Атхарваведа. Избранное. М. 1989, с. 32-33).

64 Иарна-каста,сословие.Традиционно считалос деление на три высшщих кастыбрамины--жрецы.кшатрии-воины и правители ,.вайщи-земледельцы и торговцы. Низшей. Считалась каста шудр-слуг..Позднее появилось множество мелких каст

65Впервые этот термин упоминается в» Ригведе», но для обозначения сос ловий используется только, начиная с периода брахман (Шатападха брахмана V. 5. 4, 9. VI.4.4., 13)

66 (Брихадараньяка уп-да 111. 9. 8 )

67 М. Элиаде. И. Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. М. Спб. 1997, с. 156

68 Философские тексты МАХАБХАРАТЫ . БХАГАВАДГИТА. Из. 3. Перевод, предисловие и примечания акад. Б. Л. Смирнова. Akademia. 1994, с. 8О

69 Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. М. 1999. С. 88, 323 )

70 (Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Третье издание М. 1994, с, 38 )

71тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. М. 1994, с. 542

72 здесь имеется ввиду эволюция йогической практики в постведический период,которая приводит душу к Брахману и одновременно наделяет ее многочисленными сверхспособностями.. Столь широкое истолкование практики йоги способствовало ее триумфальному распространению в различных областях духовной деятельности философской, религиозной, эстетической, этической. ( М. Элиаде. Йога:бессмертие и свобода. Спб. 1999, с. 2О1-2О7 )

73М.Элиаде Йога, бессемертие и свобода СПб,с.136

74Философские тексты Махабхараты. БХАГАВАДГИТА. »A-cad».1994, с. 3

75Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 195О, 1992. с. 591

76 Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1992. с. 591 .

77 Цит. Мастера искусства об искусстве. Т. I. М. 1965, с. 16


78 (там же, с. ЗЗ8-З52)

79: Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М.1996,.360,363,364

80 Невиль П. Ритм и мелодия в камне./ «Индия.Перспективы». Нью Дели.1999. Декабрь,с.27

81 Артхашастра или наука политики М. 1992. с. 16-17

82 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.1989,172

83 там же, Гераклит 13,71,90,112

84 Софокл. Антигона.791-800

85 Ж.-П. Вернан .Происхождение древнегреческой мысли.М.1962.с.15-16

86 Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.1971,с.217

87 Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. СпбГУ. 20001.

88 Там же,с.67

89 там же.с.87-86

90 Наиболее значительным исследованием на эту тему является работа Йохана Хейзинги «Homo ludens»(Человек играющий).М.1992

91 Jager W . Paideia . Bd I. 1933. S. 29

92 Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э.,с.115

93 Тронский И.М. История античной литературы. М.1988,с.151

94 Реализовать себя как личность может только индивид, прошедший «школу» самосознания в качестве свободного, «просвещенного человека». Для этого в античную эпоху не было необходимых предпосылок в силу отсутствия у эллинов приоритетного интереса к индивидуальным сторонам человеческой жизни .В тех же случаях, когда такой интерес возникал, как это было, например, в эпоху Греческого Просвещения и софистов, он вызывал у ревнителей традиционных ценностей полиса решительное неприятие. Свидетельством его может служить критика софистов Платоном (см. «Протагор»)

95 Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма ,311

96 Фрагменты ранних греческих философов. Часть1.М.1989,с.42

97 Павсаний. Описание Эллады в двух томах.Т.2.М.1994,с.28-29

98 Античная литература.Греция.Антология.Часть1.М.1989,с.93, 95, 124

99 там же

100Античная литература.Греция.Антология.Часть2. С.185-186

101Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М. 1993. Домострой, гл.5, 1-17

102там же, гл. 6, 4 -10

103 там же,гл.11. 1-23

104 С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы.М.1977,с.204-205

105 Эта система воспитания и ее культурное значение будет рассмотрено в заключительном раздел данной работы

106 См.: Фукидид.История.Кн.2, 40

107Платон. Государство. Гл.VII.519 c.

108 А.Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. М.1996,с.305

109 А.Ф. Лосев история античной эстетики. Т.VIII.Кн1., с.407-408

110 Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.1971,с.210

111 А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.VIII.Кн.2,с.407-408

112 Диоген Лаэртский. О жизни учениях и изречениях знаменитых философов.М.1979.11.3, 6.


113 Фрагменты ранних греческих философов.Часть1,с.148.Пифагор 26

114 Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1,часть1.М.1969,с.335-337. Денмокрит,48-62

115 А.Ф. Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, с.492

116 Платон.Горгий 503e –504a

117 Платон. Государство.IV.433e,430.

118Платон.Тимей. 78a- b

119 Платон.Федон.110 b-c

120 Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.IV,с.379

121 Фрагменты ранних греческих философов,с.7

122 там же,с.239.Гераклит (85)

123 там же,с.217.Гераклит (51)

124 там же,с.181. Гераклит(1)

125 А.Ф. Лосев. Гомер.М.1960,с.33, 237-341

126 Аристотель. Политика. Кн.1.a 10-110

127 А. Ф. Лосев. ИАЭ .Т.VIII.Кн.2,.216

128 Фрагменты ранних греческих философов. Пифагор. 58,b.4

129 там же.Филолай.13.11.4

130 там же. Филолай 58 В 12

131 Досократики.Минск.1999,с.362.Эпихарм 56

132 А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, 512

133 Платон.Послезаконие,976c-979e

134 там же,977a-b

135 Платон.Послезаконие.990-992

136 там же, 980 a –986a

137 А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.1.М.1963, с.92

138 Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.1971,с.210

139 там же. Секст, с.316.

140 А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II,с.74

141 Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.М.1993.IV 6, 9.III 13,12,6.IV7.II 4,5,6.

142 А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II,с.667

143 Аристотель. Никомахова этика .II,2 1104 a 26

144 там же.Кн.2(В)110 b a 30-35.110 a 5

145 А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.I,с.996

146 Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М.1935,с.234, 154

147 Платон. Федр. 244 a, 244 е-245а

148 Аристотель .Никомахова этика. Кн . (В), 110 6 . 10

149 Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора.М.1976. с.22

150 Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.1966. В этой книге была предпринята попытка реконструкции элевсинского ритуала

151 Аристотель.Поэтика.1449, 6.22-29

152 В.Йегер. Пайдейя. С.11

153 Детальный анализ этой связи определения культуры и занятия земледелием был дан П.А. Флоренским в его статье «Термин».(См.: Флоренский П.А. Т. 2. У водоразделов мысли.М.Правда.1990.С.221-222

154 Анализ содержания поэмы Гесиода и «Домостроя» Ксенофонта был дан в разделе «Греческий полис и античный идеал».

155 Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М.1997, с.35

156 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.Пифагор 21,с.147

157 там же, с.492-493(1в)

158 там же,с.491(7).Эта идея будет впоследствии развита Платоном в его учении о «способности видения истины, путем восприятия тела, как «знака души»(См.: диалоги: «Кратил» 399с-400с, «Государство» .Кн.6.518с-519)

159 Аристотель. Сочинения в 5 т. Т.4. М.1974.С.296

160 Пифагорейские Золотые Стихи с коментариями философа Гиерокла. М.1996.


161 Выдержки из литературного наследия Каллина, Тиртея, Пиндара, Эсхила и Аристофана ,которые могут дать представление об особенностях «аристократи- ческой пайдейи», приведены в разделе данной работы, посвященном характери- стике античного идеала.

162.Греки не знали термина «природа».Они пользовались термином «фюзис» смысл. которого отличается от того смысла, который мы вкладываем в термин «природа». Значение термина «фюзис» состоит в том, что он обозначает ,одновременно , «природу» каждой конкретной вещи и мира в целом ,которая проявляется в процессе их становления, но всегда ,при этом, остается сама неизменной. Созданную Демокритом концепцию пайдейи иногда определяют как мимиетическую(подражательную) в силу той роли,которую отводится в ней «подражанию» природе.

163 Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М.1935.С.147

164 там же,с.234

165 Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М.,1935.с.154

166 там же,с154

167 А.И.Марру. История воспитания в античности.М.1998,с.313

168 Вернер Йегер. Пайдейя. М.1977,с.13

169 там же,с.15

170 Гиппократ. Избранные книги.М.1994,с.94

171 там же с.279-305

172 там же,с.16.

173 Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1.Часть1.Протагор,с.316

174 там ж. Секст, с.316.

175 Термин«энциклопедическая пайдейя»(в смысле «общее образование»), получивший распространение в первые два века новой эры не отражал реальной педагогической практики этого времени и не соответствовало понятию «общее образование».Он обозначал набор научных дисциплин изучавшихся в школах неоплатоников, перипатетиков и стоиков и считавшися введением в философию.

176 Цит. по: А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.2, с. 7

177 Ф.-И. Марру. История воспитания в античности. М. 1998 , с. 120- 121.

178 Платон. Протагор. 319 а

179 Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9 . III ,12,6. IV.7.II.4, 5 ,6. II. 2,3.III.7.III.1-5, 9,

180 Йегер В. Пайдейя,с.167

181 Платон «Государство»,499 d

182 В.Йегер. Пайдейя,с.244

183 Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9 . III ,12,6. IV.7.II.4, 5 ,6. II. 2,3.III.7.III.1-5, 9,

184 Платон. Филеб b1в

185 Платон. Законы.Гл.З,697

186 т ам же,гл.5,730 c

187 Платон.Государство.Кн.7.,534 b-c

188 Платон. Послезаконие. Собр. Соч. в трех томах.Т.3(2),с.799

189 Платон. Протагор , 321-322d

190 Платон .Федон, 69b

191 Платон. Кратил 415d

192 Платон. Кратил, 400 с.

193 там же.

116 Платон Законы.Кн.1. 644-645

194

195

196 Платон .Протагор.329е

197 Платон. Законы. Кн.1.631d-e

198 Платон .Государство.376е