ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3002
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
40 там же,с.25
41 Изобретение иероглифики традиция приписывала министру первого императора Хуанди
42 «Древность,служащая изначальным идеалом для китайцев всегда и прежде всего представала перед ними в образах правителей-мудрецов»-пишет И.И.Симененко(циь.по: П. М.Гране Китайская мысль.М.20004.С.480)
43 Там же,с.191
44 М.Грене . Китайская мысль М.2004.М.С.202
45 Число 3 символизировало единство Дао неба, Дао земли и Дао человека.Число 5, близкое по своему значению как «все» символизировало
пропорциональную соотносимость небесных феноменов, пространства
и времени, природных стихий и человека (его прародителей и первопредков,его способностей и добродетелей).В текстах древнего Китая речь идет о 5 стихиях(элементах)-У син. О 5-ти священных горах и морях, обозначающих пространство(Поднебесной).О 5-ти основаниях времени. О 5 –ти видах злаков-У-гу. О 5-ти основных цветах (У-сюэ) и звуках(тонах) -У-гу. О 5-ти небесных императорах-владыках севера,юга,запада и востока,выступающих и в роли величайших культурных героев, первоправителей и первопредков,научивших людей добывать огонь,заниматься рыболовством,обрабатывать землю,умению письма и счета.. О 5-ти свойствах человеческой природыи и пяти
добродетелях,которыми он должен овладеть и неукоснительно следовать.Число 8 использовалось для пропорционального соотнесения восьми направлений пространства и восьми главных государственных дел.
46 Числа календаря определялись термином «ли шу»,они были наиболее подходящими для обозначения положений частиц «ци»
47 Марсел Гране. Китайская мысль.М.2004.С.192
48 «Ши цзы»цит. по: «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.2.С.312
49 Ю.К. Щуцкий, Китайская классическая «Книга перемен»,с152
50 Говоря об упражнениях в искусствах Конфуций имеет ввиду не только пятерку древних искусств «Лю-и»,но и изучения канонических текстов
51 «Хэсюевы времена»-это не только эпоха «золотого века»,.когда люди, согласно традиции, жили следуя естественному порядку вещей, но и время перехода к цивилизованным формам жизни, зарождение, которых было связано с деятельностью соверненномудрых и добродетельных правителей
52 «Дао де- цзин». Чжан 5
53 «Чжуан-цзы». «Мудрецы Китая. Ян жу,Лецзы,Чжуанцзы
.СПб.1994,с.157 (В дальнейшем текст «Чжуан-цзы» цитируется
этому зданию).
54Там же с.240,203
55 Там же ,с.176-177
56 Древнекитайсуая философия. Соб. Тектов в двух томах т.1.с.274
57 К. Лоренц. Оборотная сторона зеркала. М.1998,с.460
58«Мудрецы Китая» с. 271. (Это место из текста даоского философа перекликается с замечательным образцом древнекитайской поэзии «Щидзина», песней-притчей «Белый жеребенок». В котором прекрасный миг жизни, воплощенный в образе белого жеребенка уподоблен вечности: «Светло- светло-белый жеребенок, В огороде ешь росточки , милый. Привяжу тебя, тебя стреножу. Чтобы это утро вечным было…» («Шицзин».(II, IV,2) )
59Цит. по книге: В.В.Малявин.Еитайская цивилизация.М.200,с.382
60 . Упоминание об этом предании содержится в тексте «Шу цзын» в главе «Великий закон»
61 (Ригведа. Мандалы. I-IV. М. 1989. с. 80)
62 Все ссылки на «Ригведу» даны по: «Ригведа Мандалы I-X.Наука.М. 1989-1999.
63 (Атхарваведа. Избранное. М. 1989, с. 32-33).
64 Иарна-каста,сословие.Традиционно считалос деление на три высшщих кастыбрамины--жрецы.кшатрии-воины и правители ,.вайщи-земледельцы и торговцы. Низшей. Считалась каста шудр-слуг..Позднее появилось множество мелких каст
65Впервые этот термин упоминается в» Ригведе», но для обозначения сос ловий используется только, начиная с периода брахман (Шатападха брахмана V. 5. 4, 9. VI.4.4., 13)
66 (Брихадараньяка уп-да 111. 9. 8 )
67 М. Элиаде. И. Кулиано. Словарь религий, обрядов и верований. М. Спб. 1997, с. 156
68 Философские тексты МАХАБХАРАТЫ . БХАГАВАДГИТА. Из. 3. Перевод, предисловие и примечания акад. Б. Л. Смирнова. Akademia. 1994, с. 8О
69 Элиаде М. Йога: бессмертие и свобода. М. 1999. С. 88, 323 )
70 (Философские тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. Третье издание М. 1994, с, 38 )
71тексты МАХАБХАРАТЫ. БХАГАВАДГИТА. М. 1994, с. 542
72 здесь имеется ввиду эволюция йогической практики в постведический период,которая приводит душу к Брахману и одновременно наделяет ее многочисленными сверхспособностями.. Столь широкое истолкование практики йоги способствовало ее триумфальному распространению в различных областях духовной деятельности философской, религиозной, эстетической, этической. ( М. Элиаде. Йога:бессмертие и свобода. Спб. 1999, с. 2О1-2О7 )
73М.Элиаде Йога, бессемертие и свобода СПб,с.136
74Философские тексты Махабхараты. БХАГАВАДГИТА. »A-cad».1994, с. 3
75Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 195О, 1992. с. 591
76 Махабхарата. Адипарва кн. 1. Литературные памятники. 1992. с. 591 .
77 Цит. Мастера искусства об искусстве. Т. I. М. 1965, с. 16
78 (там же, с. ЗЗ8-З52)
79: Столепестковый лотос. Антология древнеиндийской литературы. М.1996,.360,363,364
80 Невиль П. Ритм и мелодия в камне./ «Индия.Перспективы». Нью Дели.1999. Декабрь,с.27
81 Артхашастра или наука политики М. 1992. с. 16-17
82 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.1989,172
83 там же, Гераклит 13,71,90,112
84 Софокл. Антигона.791-800
85 Ж.-П. Вернан .Происхождение древнегреческой мысли.М.1962.с.15-16
86 Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.1971,с.217
87 Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э. СпбГУ. 20001.
88 Там же,с.67
89 там же.с.87-86
90 Наиболее значительным исследованием на эту тему является работа Йохана Хейзинги «Homo ludens»(Человек играющий).М.1992
91 Jager W . Paideia . Bd I. 1933. S. 29
92 Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII-V вв. до н. э.,с.115
93 Тронский И.М. История античной литературы. М.1988,с.151
94 Реализовать себя как личность может только индивид, прошедший «школу» самосознания в качестве свободного, «просвещенного человека». Для этого в античную эпоху не было необходимых предпосылок в силу отсутствия у эллинов приоритетного интереса к индивидуальным сторонам человеческой жизни .В тех же случаях, когда такой интерес возникал, как это было, например, в эпоху Греческого Просвещения и софистов, он вызывал у ревнителей традиционных ценностей полиса решительное неприятие. Свидетельством его может служить критика софистов Платоном (см. «Протагор»)
95 Гесиод. Труды и дни. Земледельческая поэма ,311
96 Фрагменты ранних греческих философов. Часть1.М.1989,с.42
97 Павсаний. Описание Эллады в двух томах.Т.2.М.1994,с.28-29
98 Античная литература.Греция.Антология.Часть1.М.1989,с.93, 95, 124
99 там же
100Античная литература.Греция.Антология.Часть2. С.185-186
101Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М. 1993. Домострой, гл.5, 1-17
102там же, гл. 6, 4 -10
103 там же,гл.11. 1-23
104 С. С. Аверинцев. Поэтика ранневизантийской литературы.М.1977,с.204-205
105 Эта система воспитания и ее культурное значение будет рассмотрено в заключительном раздел данной работы
106 См.: Фукидид.История.Кн.2, 40
107Платон. Государство. Гл.VII.519 c.
108 А.Ф. Лосев. Мифология греков и римлян. М.1996,с.305
109 А.Ф. Лосев история античной эстетики. Т.VIII.Кн1., с.407-408
110 Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.1971,с.210
111 А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.VIII.Кн.2,с.407-408
112 Диоген Лаэртский. О жизни учениях и изречениях знаменитых философов.М.1979.11.3, 6.
113 Фрагменты ранних греческих философов.Часть1,с.148.Пифагор 26
114 Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1,часть1.М.1969,с.335-337. Денмокрит,48-62
115 А.Ф. Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, с.492
116 Платон.Горгий 503e –504a
117 Платон. Государство.IV.433e,430.
118Платон.Тимей. 78a- b
119 Платон.Федон.110 b-c
120 Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т.IV,с.379
121 Фрагменты ранних греческих философов,с.7
122 там же,с.239.Гераклит (85)
123 там же,с.217.Гераклит (51)
124 там же,с.181. Гераклит(1)
125 А.Ф. Лосев. Гомер.М.1960,с.33, 237-341
126 Аристотель. Политика. Кн.1.a 10-110
127 А. Ф. Лосев. ИАЭ .Т.VIII.Кн.2,.216
128 Фрагменты ранних греческих философов. Пифагор. 58,b.4
129 там же.Филолай.13.11.4
130 там же. Филолай 58 В 12
131 Досократики.Минск.1999,с.362.Эпихарм 56
132 А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.VIII.Кн.1, 512
133 Платон.Послезаконие,976c-979e
134 там же,977a-b
135 Платон.Послезаконие.990-992
136 там же, 980 a –986a
137 А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.1.М.1963, с.92
138 Типология и взаимосвязь литератур древнего мира.М.1971,с.210
139 там же. Секст, с.316.
140 А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II,с.74
141 Ксенофонт. Воспоминания о Сократе.М.1993.IV 6, 9.III 13,12,6.IV7.II 4,5,6.
142 А. Ф. Лосев. ИАЭ.Т.II,с.667
143 Аристотель. Никомахова этика .II,2 1104 a 26
144 там же.Кн.2(В)110 b a 30-35.110 a 5
145 А.Ф.Лосев ИАЭ.Т.I,с.996
146 Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М.1935,с.234, 154
147 Платон. Федр. 244 a, 244 е-245а
148 Аристотель .Никомахова этика. Кн . (В), 110 6 . 10
149 Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора.М.1976. с.22
150 Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.1966. В этой книге была предпринята попытка реконструкции элевсинского ритуала
151 Аристотель.Поэтика.1449, 6.22-29
152 В.Йегер. Пайдейя. С.11
153 Детальный анализ этой связи определения культуры и занятия земледелием был дан П.А. Флоренским в его статье «Термин».(См.: Флоренский П.А. Т. 2. У водоразделов мысли.М.Правда.1990.С.221-222
154 Анализ содержания поэмы Гесиода и «Домостроя» Ксенофонта был дан в разделе «Греческий полис и античный идеал».
155 Ямвлих Халкидский. Жизнь Пифагора. М.1997, с.35
156 Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1.Пифагор 21,с.147
157 там же, с.492-493(1в)
158 там же,с.491(7).Эта идея будет впоследствии развита Платоном в его учении о «способности видения истины, путем восприятия тела, как «знака души»(См.: диалоги: «Кратил» 399с-400с, «Государство» .Кн.6.518с-519)
159 Аристотель. Сочинения в 5 т. Т.4. М.1974.С.296
160 Пифагорейские Золотые Стихи с коментариями философа Гиерокла. М.1996.
161 Выдержки из литературного наследия Каллина, Тиртея, Пиндара, Эсхила и Аристофана ,которые могут дать представление об особенностях «аристократи- ческой пайдейи», приведены в разделе данной работы, посвященном характери- стике античного идеала.
162.Греки не знали термина «природа».Они пользовались термином «фюзис» смысл. которого отличается от того смысла, который мы вкладываем в термин «природа». Значение термина «фюзис» состоит в том, что он обозначает ,одновременно , «природу» каждой конкретной вещи и мира в целом ,которая проявляется в процессе их становления, но всегда ,при этом, остается сама неизменной. Созданную Демокритом концепцию пайдейи иногда определяют как мимиетическую(подражательную) в силу той роли,которую отводится в ней «подражанию» природе.
163 Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности. М.1935.С.147
164 там же,с.234
165 Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности.М.,1935.с.154
166 там же,с154
167 А.И.Марру. История воспитания в античности.М.1998,с.313
168 Вернер Йегер. Пайдейя. М.1977,с.13
169 там же,с.15
170 Гиппократ. Избранные книги.М.1994,с.94
171 там же с.279-305
172 там же,с.16.
173 Антология мировой философии в 4-х томах.Т.1.Часть1.Протагор,с.316
174 там ж. Секст, с.316.
175 Термин«энциклопедическая пайдейя»(в смысле «общее образование»), получивший распространение в первые два века новой эры не отражал реальной педагогической практики этого времени и не соответствовало понятию «общее образование».Он обозначал набор научных дисциплин изучавшихся в школах неоплатоников, перипатетиков и стоиков и считавшися введением в философию.
176 Цит. по: А.Ф.Лосев. ИАЭ.Т.2, с. 7
177 Ф.-И. Марру. История воспитания в античности. М. 1998 , с. 120- 121.
178 Платон. Протагор. 319 а
179 Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9 . III ,12,6. IV.7.II.4, 5 ,6. II. 2,3.III.7.III.1-5, 9,
180 Йегер В. Пайдейя,с.167
181 Платон «Государство»,499 d
182 В.Йегер. Пайдейя,с.244
183 Фукидид. Воспоминания о Сократе.IV. b 9 . III ,12,6. IV.7.II.4, 5 ,6. II. 2,3.III.7.III.1-5, 9,
184 Платон. Филеб b1в
185 Платон. Законы.Гл.З,697
186 т ам же,гл.5,730 c
187 Платон.Государство.Кн.7.,534 b-c
188 Платон. Послезаконие. Собр. Соч. в трех томах.Т.3(2),с.799
189 Платон. Протагор , 321-322d
190 Платон .Федон, 69b
191 Платон. Кратил 415d
192 Платон. Кратил, 400 с.
193 там же.
116 Платон Законы.Кн.1. 644-645
194
195
196 Платон .Протагор.329е
197 Платон. Законы. Кн.1.631d-e
198 Платон .Государство.376е