ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.09.2024
Просмотров: 3030
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?
28 Видов неспособностей Девять видов удовлетворения
Санкхья (создание идеальной модели ведического космоса)
Ведический образец и классическая культура индии
Глава6. О месте пребывания разума
_____________________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Лучшее для смертных- здоровье-
Исходный принцип и доминанта античной культуры
В. Татаркевич . Античная эстетика
Приведенный текст дает достаточно отчетливое представление, как происходила смена приоритетов в ведическом знании. В нем архаическая тема «творения» явственно отходит на второй план и в центре внимания оказывается вопрос о «правдивом», истинном представлении о »действительном», которое необходимо очистить от «неправды»-лжи. Вопрос об отношении к действительности- вопрос мировоззренческий, философский, а проблема различения »правдивого и»ложного»-этический проблема. Такое истолкование вед с необходимостью требовало «дополнения» космогонии философией и этикой, что и было осуществлено в эпоху «средних» упанишад в результате создания двух «предвечных философий упанишад- санкхьи и йоги, которые в эпоху «поздних» упанишад выглядели уже, как вполне оформившиеся и самостоятельные системы. Их воздействие на культуру Древней Индии трудно переоценить т. к оно приобрело характер повсеместно и постоянно действующего фактора.
Как уже отмечалось выше, в учении упанишад, три веды трактуются как символическое выражение космических жизненный сил качестве, которых выступают речь (Риведа), дыхание (Самаведа), мысль (Яджурведа). Такая смысловая интерпретация»священного знания»определила то, что в центревнимания учения упанишад оказались проблемы жизни, знания и самопознания человека. Попытки обоснования этой новой антропологической ориентации ведического знания были предприняты уже в «старых» упанишадах, Примером может служить знаменитое поучение Сануткамары из»Чхандогьи упанишады». В нем, божественный риши Санаткумара поучает бога Нараду. Суть этого поучения, которое содержится в седьмой заключительной части этой упанишады, состоит в том, каким образом можно(должно) перейти от «низшего знания» вед к «высшему знанию» упанишад. Если основу триединого знания, составляло знание «частей» вед (РВ. СВ. ЯВ), то учение упанишад имеет своей основой знание «целого»(высшей реальности). Оно не только не может быть получено путем «сумирования» этих частей, а напротив, » скрыто» за ними. Проникновение в тайный смысл, заключенный в текстах вед возможен только путем анализа смыслового содержания главных терминов ведического знания, позволяющего организовать это в стройную систему, способную дать целостное представление о мироздании и месте человека в нем.
В первой главе поучения, Санаткумара объясняет Нараде, что знание трех вед «по имени»(то есть знание их, как ритуальных текстов) это «низшее знание»т. к. оно учит почитать веды, но не дает возможности уяснить заключенный в них глубинный смысл. Затем следует пространное рассуждение учителя. В нем производится анализ смыслового значения традиционных терминов ведического знания и определяется»ценность», каждого из них, для понимания единой основы всех важнейших сторон мировой и человеческой жизни. В итоге образуется, логически-обоснованная система категорий, охватывающая все основные сферы мироздания, рассматриваемого по аналогии с живым, мыслящим, познающим и действующим человеческим телом.
Первое, самое «низкое» (с точки зрения смысловой наполненности) место занимает в ней имя . За ним следуют(по степени смысловой значимости): разум, воля (понимаемая. как реализация мыслей, порожденных разумом), мысль, созерцание (под ним разумеется, сосредоточение мысли на каком либо объекте), познание, сила (под ней, подразумевается способность ума постигать знание, которая зависит от должного питания), пища, вода, жар, «пища», (согревающий пространство). Затем называются само пространство, память (она характеризуется, как сознательная деятельность без которой невозможно представление о чем бы то ни было, в том числе и о пространстве и времени) и надежда . На уровне этой категории осуществляется переход к анализу терминов связанных с жизнью и областью психического.
Он начинается с характеристики жизненного дыхания (здесь оно обозначает не жизнь вообще, а»познающее индивидуальное начало», которое «проникает во все тела» и дает возможность постичь все многообразие имен и форм), В нем, «как спицы укреплены в ступице колеса все укреплено». Далее характеризуются: речь, вера, мысль, действие, счастье. Речь превосходна лишь у того, кто стремится к истине, а познает ее лишь тот, кто правильно мыслит . Верят лишь те, кто стойки в свих мыслях.
Стойкие в мыслях стремятся к действию, но действие истинно лишь тогда когда испытывают счастье . Счастье же в стремлении к « бесконечному », главным признаком, которого является бессмертие .
В двух заключительных главах поучения содержится рассуждение о едином бесконечном мире (имеется ввиду умопостигаемый мир Брахмана-Атмана), в котором приобщившийся к знанию упанишад субъект осознает свое тождество с этим бесконечным миром, символом которого является Брахман-Атман :
«Это бесконечное-внизу, оно наверху. оно позади, оно спереди, оно справа, оно слева,
оно- весь этот мир. А теперь наставление о самом себе, я внизу, я наверху, я позади, я
спереди, я с справа, я слева, я-весь этот мир.
А теперь-наставление об Атмане:Атман внизу, Атман наверху, Атман позади, Атман
спереди Атман справа. Атман слева, Атман-весь этот мир. . .
Поистине, тот кто видит так, мыслит так, познает так. . . сам становится
владыкой во всех мирах он способен действовать как пожелает. . . »
Чхандогья упанишада. М. 1992 . С. 130-131
Вся эта новая смысловая структура, остается вместе с тем, генетически
связаной, с символикой звучащего образа (слогом Ом). Здесь, в упанишадах, он символизирует «высший Атман»( параматму), который постигается размышлением и йогой, прекращением деятельности чувств и полным слиянием с«высшим Брахманом»(абсолютной реальностью) . «Лишь познав его идет человек за пределы смерти».( Шветашватара уп-да 6. 15. )
Ом, трактуется в упанишадах двояко: традиционно, как сакральное обоз-
начение»мирового созвучия всех уровней сущности» и нетрадиционно, как
символ «абсолютного знания», что наполняет этот символ новым философс-
ким значением. Ом ставился в начале каждого текста упанишад, являясь
знаком истинности его содержания. При этом он не утрачивает и своего
ритуального значения и сакрального смысла. Так, в молитвенном песнопе-
нии (удгитха ), которым начинается ритуальное действие три части образу-
ющие слог ОМ (а-оу-ом), ассоциируются с тремя частями удгитхи (уд-ги-тха),
которые следует почитать, т. к. они символизируют, как и звук Ом три сти-
хии, (солнце, ветер, огонь), три веды (РВ, СВ, ЯВ), три мира(небо, воздушное
пространство, землю), три жизненных силы (уд-дыхание, ги-речь, тха- пища).
Эта связь между знанием и ритуалом в учении упаниша основывается на со-
хранении(особенно в древних и средних упанишадах) космогонической ориентации.
Почти каждый текст упанишад содержит толкование того или иного смысла этого
звука :
I.1. ОМ-как почитают этот слог, так следует почитать и УДГИТХУ,
ибо начиная со слога Ом поют УДГИТХУ. Вот объяснение этого:
2. Сущность этих существ- земля. Сущность земли-вода.
сущность воды-растения. Сущность растений-человек. Сущность
человека-речь. Сущность речи-РИЧ. Сущность рича-САМАН. Сушность
самана-УДГИТХА.
5. РИЧ-это речь, САМАН-дыхание, УДГИТХА-слог Ом
Речь и дыхание-рич и саман-образуют пару
6. Эта пара соединена в слоге Оь. . .
8. Поистине эта пара выражает согласие. . . А согласие есть
удовлетворение желаний
9. С него начинается тройное знание. . .
10. Оба совершают действия с его помощью-и тот, кто
его так знает, и тот, кто не знает. Однако знание и незнание раз-
личны. Ибо то, что совершают со знанием, верой, размышлением, бывает
более сильным. Поистине вот разъяснение этого слога
( Чхандогья уп-да I. 1. , 1-10 )
Звук Ом, называется в упанишадах-«бессмертным» и «бесстрашным».
Проникновение в бесконечно глубокий смысл этого звукообраза делает
«бессмертными и бесстрашными» и богов и людей, т. к. благодаря ему они
приобщаются к истине, правде, абсолюту.
В «Майтри упанишаде» Ом, с одной стороны, это «звучащий Брахман и
Атман в отношении к звукам, с другой, «звучащий образ» всего существующего.
Согласно этой упанишаде образами Ом являются: женское, мужское и среднее:огонь, ветер и солнце; Брахман, Рудра, Вишну; ричь, яджус, саман; земля, воздушное пространство, небо; пища, вода, луна; разум, самосознание, мышление; три праны ( дыхания), характеризующие жизнедеятельность мира и человека ( Майтри упанишада. 6. 1-5) .
В Мандукье упанишадже, утверждается: « Тот кто знает этот звук», способен творить чудеса и даже стать бессмертным, как боги, а тот. кто знает истинное безмолвное звучание Ом (т. е. заключенный в нем истинный смысл мировой и человеческой жизни Г. П. ), тот достигнет истинного освобождения. «Ом-это весь мир. . . прошлое. настоящее и будущее. . . все. что превосходит время. . . это Ом».
Мандукья уп-да 1. .
Звуковой образ выступает в упанишадах в качестве того главного, связующего звена, которое объединяет в единое целое все три основных смыслообразующих элемента(речь, дыхание, мысль) учения упанишад и вместе с тем
синхронизирует ведические представления о мироздания и человеческой жизни. Глобальное значение символики Ом в яркой поэтической форме выражена в «Майтри упанишаде»:
«. . . Тело-лук, АУМ-стрела, разум ее острие, мрак цель.
Проникнув через мрак человек идет к тому, что не объято мраком.
Далее, проникнув через объятое мраком он видит Брахмана, словно пылающее колесо. . . И поистине видя его он идет к бессмертию. »
Майтри уп-да(6. 24)
ФИЛОСОФИЯ УПАНИШАД
То, что прозревает йогин постигает
и последователь санкхьи.
Санкхья и Йога-одно. Мудр кто это видит.
Мокшадхарма
В основе философии упанишад лежит, новое отличное от традиционного, представление о мире. Он уже не рассматривается. как раз и навсегда данный результат» творения», но предстает, как проявление изначального,
высшего объективного начала, скрытого в своих внешних проявлениях. Способность творить иллюзию ( майя ), изначально присущая этому первоначалу, сочетается в нем со способностью самопознания, которая реализуется в обретении им атрибутов, которых оно в начале лишено -этим первоначалом является бессмертный Брахман, выступающий в своем индивидуальном проявлении, как Атман :
Брахман, он зовется бессмертным
В нем утверждены все миры, никто не выходит
за его прнделы. Поистине, это-То
Как единый огонь, проникнув в мир
уподобляется каждому образу
Так же единый Атман во всех существах.
уподобляется каждому образу, оставаясь вне их. . .
"Это-То»- так полагают о невыразимом, высшем блаженстве
(Катха упанишада)