Файл: Исследование систем управления ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 182

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

2. Типология исследований

3. Характеристики исследования

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

2. Проблема в методолгии исследования систем управления

3. Результаты исследования

Результаты исследования управления

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

2. Система управдения как объект исследования

3. Основные принципы системного подхода

3. Принцип вероятностных оценок

Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

2. Методы изучения документов

3. Методы социологических исследований

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

5. Метод тестирования

6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления

7. Метод исследования воздействия факторов

Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

2. Планирование исследования систем управления

3. Организация исследования: условия, требования, виды

4. Технологии исследования систем управления

Технологии исследования систем управления

5. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

3. Интуиция в деятельности человека

Дифференциация стратегий исследования проблем

4. Метод «мозгового штурма»

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Исследование - это всегда поиск нового, совершенного, эффективного, наи­лучшего, это не просто разрешение накапливающихся проблем, а поиск про­блем, решение которых ведет к совершенству.

Этот поиск может быть организован различным образом и предполагает использование разных методов. Можно выделить методы случайного, ин­туитивного поиска, методы систематического поиска и методы логичес­кого поиска (схема 12).

Схема 12

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

Методы случайного, интуитивного поиска заключаются в нахождении или аккумулировании новых идей независимо от практической деятельности и конкретных проблем, с которыми здесь сталкиваются. Часто такие идеи возникают даже при неопределенности цели исследования или осознания его необходимости. Это методы, которые проистекают из потребностей творчества, неординарного мышления, развитой интуиции, интеллекту­альных способностей.

Коллективные формы использования таких методов поиска широко используются в виде мозгового штурма и всех его разновидностей.

Метод систематического поиска характеризуется упорядоченностью всех процедур поиска, их целенаправленностью, точной критериальной основой оценок, последовательностью. Здесь широко используются матричные методы анализа, методы классификации, декомпозиции.

Метод логического поиска отличается более жесткой упорядоченностью, которая проявляется в алгоритмизации всех процедур поиска, направленного на вполне конкретный предмет исследования или элемент системы.

Методы логического поиска начинаются с определения предмета иссле­дования или его корректировки, уточнения, дополнения в том случае, если такое определение уже существует.

3. Интуиция в деятельности человека

Исследовательская деятельность — это всегда творческий процесс. В этол процессе значительную роль играет интуиция.

Интуиция это способность человека к неосознанному предопределении решений, событий, ситуаций. Это работа подсознания, происходящая в вид( некоторого «озарения», импульса мысли или идеи.


В исследовательской работе всегда явно или неявно присутствует интуи­ция, потому что исследование связано с некоторым открытием нового поиском решений. И не всегда это происходит на основе логики, обрабо­танной информации, конкретного анализа. Действие интуиции в иссле­довательской деятельности может быть выражено в различной степени но она всегда присутствует как необходимый элемент творчества.

Принято считать, что интуиция — это индивидуальное качество исследовате­ля, это его природные способности, особенности, талант предположений и пред­видения. Это верно, но лишь в определенной мере. Способность к интуиции можно воспитывать и развивать, мотивировать и сознательно вызывать. В определенной мере можно осваивать механизмы и алгоритмы использова­ния интуиции в творческой работе и исследовательской деятельности.

В исследовательской деятельности существуют проблемы различного типа. Одни проблемы можно решать по типовым схемам решения, отработан­ным в предыдущих исследованиях, другие требуют, ввиду своей сложно­сти, творческого подхода. Творческий подход существует тогда, когда повышается роль интуиции в исследовательской деятельности, точнее говоря, интуитивного поиска решений. Чем меньше информации на на­чальном этапе исследования, тем выше потребность в интуитивном поис­ке. Вообще в любом исследовании существует определенное сочетание интуитивной и логической компоненты. Это можно показать на схеме дифференциации стратегий исследования проблем (схема 13).

Схема 13


Дифференциация стратегий исследования проблем

Стратегия случайного поиска характеризуется упрощенным анализом ин­формации по обобщенным критериям. Она ориентирована на обработку большого количества информации без ее специальной классификации. Это расчет на случай, который при определенном стечении обстоятельств может подсказать проблему или решение, показать факторы появления и проявления противоречий.

Стратегия целенаправленного поиска предполагает формулировку цели обработки информации, классификацию ее по целевым факторам исследования, поиск в зонах целевых установок и определенных направлений исследовательской деятельности.

Стратегия систематизированного поиска является некоторым развитием и дополнением вышеназванной стратегии. Ее особенность заключается в том, что она требует не просто наличия цели, а систематизации поиска по определенной методологии. Такая систематизация требует построения дерева целей или конкретизации исходной цели в исследовательских задачах. Обработка информации должна осуществляться в соответствии с этой системой целей или задач.

Стратегия алгоритмического поиска строится на основе разработки процессуальных характеристик исследования. Эта разработка имеет форму алгоритма, устанавливающего некоторую последовательность операций, действий, обработки информации и т.д. Эта стратегия построена на уста­новлении этапов проведения исследования, каждый из которых означает шаг его успешного осуществления и продвижения.

Стратегия интуитивного поиска заключается в последовательном выдвижении и дальнейшей проверке различных идей и гипотез. Их корректность принимается без доказательства. Однако в последующем осуществляется их отбор по установленным критериям и анализ по целям исследования практической значимости и реальности.

Можно выделить и стратегию интуитивно-целевого поиска. Она являете сочетанием стратегии систематизированного и интуитивного поиска. Однако это предполагает усиление компоненты системного анализа и предельно четкую формулировку цели исследования.

4. Метод «мозгового штурма»

Метод «мозгового штурма» имеет большую известность и практически распространение. Использование его показало бесспорную эффективность в творческом решении многих сложных исследовательских и не только исследовательских проблем. Он применяется при разработке управлением таких решений различного класса. Вот почему о нем говорится и в учебниках по менеджменту, и в специальных учебниках по проблемам разработки управленческих решений.


Исследование — это всегда освоение неизвестного, поиск будущего, объясне­ние сложного. Поэтому в исследованиях метод «мозгового штурма» имеет особое значение. С его помощью можно достигнуть таких результатов, которые оказываются невозможными при использовании традиционных методов анализа.

Метод «мозгового штурма» построен на специфическом сочетании методо­логии и организации исследования, раздельного использования усилий исследо­вателей-фантазеров и инуицивистов с исследователями аналитиками, сис­темщиками, скептиками, практиками.

Основной целью «мозгового штурма» является поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы, выход за гра­ницы тех представлений, которые существуют у специалистов узкого про­филя либо у людей с богатым прошлым опытом и определенным служеб­ным положением.

Люди различных специальностей, практического опыта, научного темпе-раметра, индивидуальных качеств, как правило, владеют различными методами исследования. Соединение этих методов может быть очень по­лезно в решении сложных исследовательских проблем. В этом и заключа­ется суть «мозгового штурма». Другое его качество — соединение логики и интуиции, научной фантазии и скрупулезного расчета.

«Мозговой штурм» проводится в два этапа: этап генерации идей и этап практического анализа выдвинутых идей.

Каждый из этапов осуществляется по конкретным принципам, отражаю­щим его назначение и суть, определяющим его эффективность.

Первый этап (генерации идей) предполагает следующие принципы:

  1. Принцип формирования группы по способностям к научному во­ображению и развитой интуиции, антидогматическому мышле­нию, интеллектуальной раскованности, разнообразию знаний и научных интересов, позитивному скептицизму.

  2. Отбор группы для генерации идей можно делать по результатам специального тестирования, которое позволит выявить и учесть критерии этого принципа. Кроме того, можно и весьма полезно учитывать другие социально-психологические характеристики человека, такие как увлеченность, коммуникабельность, независимость.

  3. Все это нужно для того, чтобы создать в работе этой группы ат­мосферу непринужденности, творчества, взаимоприемлемости.

  4. Принцип строго запрещения всякой критики. Она может ограни­чить полет фантазии, создавать опасения в высказывании идей, ухуд­шать социально-психологическую атмосферу, заставлять анализи­ровать идеи, сковывать мышление, переключать внимание и кон­центрировать его на какой-либо одной идее и тем самым уменьшать их количество и разнообразие. Ведь главной задачей первого этапа «мозгового штурма» является поиск как можно большего количе­ства различных вариантов решения проблемы, путей достижения цели, идей и мыслей. И вся работа группы должна быть направлена только на поиск идей, а не на их критику, объяснение, обоснование. Поэтому следует сформулировать и еще один принцип.

  5. Принцип запрещения обоснования выдвигаемых идей. Надо исключить эту естественную потребность человеческого общения. Можно предлагать лишь дополнительные идеи, отличные от выс­казанной. Нельзя «присоединяться к мнению» или «расшифро­вывать» свои или чужие идеи.

  6. Принцип мотивации разнообразных идей, снятия ограничений по области знаний, богатству опыта, должностному статусу, воз­расту, социальному положению. Можно высказывать абсолютно нереальные и фантастические идеи, более того, именно это и надо мотивировать в работе группы.


  1. Такая мотивация определяется подбором группы и организацией ее работы. В группу могут входить специалисты в различных областях знаний, разного опыта и научно-практического статуса. Разнообразие участников работы способствует генерации идей.

  1. Принцип регламента времени на выдвижение идей. Желательно, чтобы идеи выдвигались на основе озарения, эврики, поэтому для выдвижения идей устанавливается ограничение времени на раздумья, чтобы исключить возможность «зацикливания» в противоречиях, опасениях, снять неуверенность, психологические комплексы.

На втором этапе «мозгового штурма» (этапе анализа) также действует ряд принципов, отражающих назначение и суть этого этапа.

  1. Принцип полноты анализа идей и их обобщения. Ни одна высказанная идея, как бы скептически она ни оценивалась первоначально, не должна исключаться из практического анализа. Все представленные идеи должны быть классифицированы и обобщены. Это помогает освободить их от возможных эмоциональных моментов, внешних отвлекающих факторов. Именно аналитическое обобщение идей иногда дает очень удачные результаты.

  2. Принцип аналитического потенциала. Группа должна состоять из аналитиков, хорошо понимающих суть проблемы, цели и сферу исследования. Это должны быть люди, обладающие чувством по­вышенной ответственности, терпимостью к чужим идеям, четким логическим мышлением.

  3. Принцип критериальной четкости в оценке и анализе идей. Для обеспечения объективности оценки и анализа идей должны быть сформулированы предельно четкие критерии, которыми должны руководствоваться все члены аналитической группы. Основными из них должны быть: соответствие цели исследования, рацио­нальность, реальность, обеспеченность ресурсами, в том числе — а иногда и главным образом — ресурсом времени.

  4. Принцип дополнительной разработки идеи и ее конкретизации. Многие первоначально высказанные идеи нуждаются в своем уточнении, конкретизации, дополнении. Они могут быть проанализированы, приняты либо исключены из анализа только после соответствующей доработки.

  1. Принцип позитивизма в анализе идей. Можно проводить анализ на основе различных подходов: негативизма и позитивизма. Пер­вый проводится по установке на критические оценки, скепти­цизм, жесткость практических критериев. Второй — по поиску рационального, позитивного, конструктивного в любых их про­ явлениях.

  2. Принцип конструктивизма, предполагающий ориентировать идеи на построение концепции, реальность, программу действий, осу­ществлять увязку идей.