Файл: Исследование систем управления ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 198

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

2. Типология исследований

3. Характеристики исследования

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

2. Проблема в методолгии исследования систем управления

3. Результаты исследования

Результаты исследования управления

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

2. Система управдения как объект исследования

3. Основные принципы системного подхода

3. Принцип вероятностных оценок

Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

2. Методы изучения документов

3. Методы социологических исследований

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

5. Метод тестирования

6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления

7. Метод исследования воздействия факторов

Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

2. Планирование исследования систем управления

3. Организация исследования: условия, требования, виды

4. Технологии исследования систем управления

Технологии исследования систем управления

5. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

3. Интуиция в деятельности человека

Дифференциация стратегий исследования проблем

4. Метод «мозгового штурма»

  • установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с дру­гими проблемами;

  • приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;

  • выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы;

  • объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.

5. Обозначение проблемы, состоящее в:

  • пе­рекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык;

  • выборе словесной нюансировки выраже­ния проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирую­щих смысл проблемы.

(В). Следующей характеристикой методологии исследования является поста­новка проблемы. Существует несколько уровней постановки проблемы.

Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о противоре­чиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и пре­пятствий в работе и наводят на мысль об их устранении. В этом случае просто формулируется вопрос, но о дальнейшем превращении его в про­блему как предмет исследования не очень задумываются и заботятся.

Средний уровень постановки проблемы — ее описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную мето­дологию работы с проблемой.

Наиболее высокий уровень постановки проблемы заключается в ее отра­ботке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке проектов. Этот уровень характеризуется сознательным использованием всех процедур постановки проблемы.

При такой работе с проблемой исследователь оказывается вынужденным размышлять о проблеме в таких ракурсах, которые не возникают при ее интуитивной постановке. Обогащается понимание проблемы, выявляют­ся новые подходы, складываются новые точки зрения на средства и усло­вия ее решения.

При этом может произойти отказ от исследования, если обнаруживается, что то, что первоначально возникло как проблема, таковой в действи­тельности не является или есть разрыв между возможностями решить про­блему и ее реальной сложностью.

Иногда полагают, что исследование полностью базируется на логике, на способности увидеть логически определенную цепочку причинно-след­ственных связей. Но практика показывает, что в действительности в ис­следовательской деятельности находит свое отражение сочетание логики и абсурда, т.е. парадокса, не поддающегося в объяснении никакой логике. Абсурд рождает неведомое. Его нельзя отбрасывать только лишь потому, что он не вписывается в привычные представления. Это можно назвать первым методологическим принципом исследования: проблема это противоречие, которое предста­ет нам иногда в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъясни­мо, нелогично, абстрактно).


Второй методологический принцип принцип оценки. Любые события, явления, противоречия мы оцениваем по критериям важности, объек­тивности, актуальности, связи с другими явлениями, сложности.

Третий методологический принцип принцип распознавания. Всегда воз­никает необходимость отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности к определенной типологической группе. Это по­зволяет глубже понять новое явление, определить его свойства и харак­тер, сделать оценку более существенной. А если явление не укладывается в существующие типологические схемы, то возникает возможность их из­менения, дополнения, развития. Это тоже акт исследования, развития науки, иногда это ведет к научному открытию.

Методологические принципы исследования помогают найти эффектив­ный вариант его проведения, целенаправленного осуществления. Ведь принципы — это правила деятельности, которые ее, с одной стороны, ограничивают, а с другой — поддерживают и облегчают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования.


3. Результаты исследования

Результаты исследования могут иметь различный вид. Они бывают непосредственными и опосредованными (схема 4).

Схема 4

Результаты исследования управления

Непосредственные результаты

Опосредованные результаты

  • рецепт

  • рекомендация

  • модель

  • инновационная программа

  • стратегия

  • решение

  • методика

  • тип организации

  • система мотива­ции

  • эффективность

  • производительность

  • социально-психологическая атмосфера

  • имидж фирмы

  • прибыль

  • корпоративная культура

  • инновационный потенциал

  • качество

  • антикризисное развитие

Все разнообразие проблем, которые характеризуют предмет исследования систем управления, можно представить в совокупнос­ти трех групп:

  • проблемы поведения объекта управления (производство, офис, фирма, предприятие и пр.),

  • проблемы поведения субъекта управления

  • проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления

Главными в объекте управления, в проблематике функционирования со­циально-экономической системы (фирмы, организации, предприятия, офиса и др.) являются проблемы, отражающие необходимые компонен­ты ее функционирования (иногда их называют подсистемами), такие как социальная система, экономическая, организационная, технологическая, система качества деятельности и поведения на рынке (маркетинг). Все это типичные источники проблем, требующих исследования для развития управления.

Субъект управления чаще всего характеризуют такие проблемы, как ха­рактеристики персонала, информационное обеспечение управления, ис­пользование времени, разработка стратегий, развитие организации уп­равления и его техническая вооруженность.


Характер объекта и предмета исследования определяет также разнообра­зие подходов и приоритетов. Подход к исследованию характеризует ра­курс видения проблемы, набор методов исследования, общее направле­ние его проведения. Это исходная позиция при подступе к решению про­блемы.

Подходы могут быть эмпирическими или прагматическими. Первые построены, главным образом, на опыте и его реализации в иссле­довании, вторые — на решении проблем, дающем сиюминутный успех, непосредственную отдачу.

По факторам динамики различают функционально-структурный подход и информационный, отражающий систему обработки информации. Но наи­более эффективным является диахронический, в котором главным фактором исследования выступают изменения, характеризующие функцио­нирование и развитие системы управления, а также фактор времени.

Существуют различные подходы и относительно цели исследования. По этому критерию можно выделить функционально-стоимостной и проблем­но ориентированный подходы. Наибольший эффект, однако, имеет про­граммно-целевой подход, характеризующийся четкостью цели исследо­вания и конкретностью ее отражения в программе исследования.

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследо­вания. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, ка­ким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы ис­пользуем эти методы.

Выбор методов исследования и их комбинаторное использование опреде­ляются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.

Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследова­ния является классификация методов, позволяющая упорядочить пред­ставление об их составе, связях и особенностях (схема 5).

Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований.

Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмыс­ление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. В эмпирических методах существуют две группы — методы на­блюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследо­вания с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуа­ции; вторая предполагает искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и в экстремальных, они проявляются в полной мере.


Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвен­ного наблюдения. Прямое наблюдение это наблюдение в реальном мас­штабе времени и на основе непосредственного общения или прямых ком­муникаций; косвенное наблюдение это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации времен­ного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени).

Мыслительно-логические методы представляют собой использование ин­теллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения иссле­дуемой проблемы или ситуации.

З

адание по контрольной работе.

Представить краткую характеристику каждого из общенаучных методов исследования, отразив их основную суть. На каждый метод не более ½ страницы. Общий объем контрольной - не более 10 стр.