Файл: Исследование систем управления ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

2. Типология исследований

3. Характеристики исследования

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

2. Проблема в методолгии исследования систем управления

3. Результаты исследования

Результаты исследования управления

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

2. Система управдения как объект исследования

3. Основные принципы системного подхода

3. Принцип вероятностных оценок

Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

2. Методы изучения документов

3. Методы социологических исследований

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

5. Метод тестирования

6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления

7. Метод исследования воздействия факторов

Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

2. Планирование исследования систем управления

3. Организация исследования: условия, требования, виды

4. Технологии исследования систем управления

Технологии исследования систем управления

5. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

3. Интуиция в деятельности человека

Дифференциация стратегий исследования проблем

4. Метод «мозгового штурма»

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

Методология — это логическая организация деятельности человека, состо­ящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший резуль­тат. (Схема 3)

А. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариан­тов построения системы управления и организации ее функционирова­ния и развития.

Но это общее представление о цели. На практике проведение исследова­ния преследует разные цели, например, мониторинг качества управле­ния, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управ­ления, своевременное распознавание проблем, обострение которых мо­жет в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.

Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.

Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и фор­мулирования его цели.

Объектом исследования является система управления. Но в методологи­ческом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функ­ционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта сис­тема, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людь­ми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.

Предметом исследования является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование систе­мы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, ко­торые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, ус­ловий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потреб­ностей в инновациях и пр.

Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются «вечными», другие — преходящими или созревающими.

Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.


Б. Следующей составляющей в содержании методологии исследования яв­ляются подходы. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка («плясать от печки» — народная мудрость), с которой исследование начинается и которая определяет его направлен­ность относительно цели.

Подход может быть аспектным, системным и концептуальным.

Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принци­пу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на иссле­дование. Так, например, проблема развития персонала может иметь эко­номический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.

Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследо­вания. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характери­стиками.

Концептуальный подход предполагает предварительную разработку кон­цепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяю­щих общую направленность, архитектонику и преемственность исследо­вания.

Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если — на задачи получения ближайшего результата, то — прагматический. Наибо­лее эффективным является, конечно, научный подход, который характе­ризуется научной постановкой целей исследования и использованием на­учного аппарата в его проведении.

В. Методология исследования должна включать также определение и форму­лировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследова­ние более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мяг­кими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.

Д. Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, ко­торые можно разделить на три группы: формально-логические, общенауч­ные и специфические.

Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности че­ловека, составляющей основу исследований управления.

Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, опреде­ляющий эффективность любого типа.

Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.



2. Проблема в методолгии исследования систем управления

Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования.

Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Проблема определяет выбор методов исследо­вания и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

Часто путают проблему с задачей. Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алго­ритма из известных.

Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы: совершенствования

  • совершенствования организации управления,

  • совершенствования технологии уп­равления (разработки управленческих решений),

  • совершенствования системы эффективных мотиваций деятельности,

  • разработка стратегий и инноваций и др.

И каж­дую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т.е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управ­ления, последствий нерешения и возможностей решения и пр.

Проблема — это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.

Исследование предполагает не только применение какого-либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможнос­тей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.

В практике исследования систем управления большое значение имеет:

  • отделение реальных проблем от псевдореальных;

  • отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;

  • отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;

  • выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их раз­решения.

Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три вида:

а) уже не проблемы, т.е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы;


б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения;

в) никогда не проблемы, т.е. проблемы, для которых не существует решений.

Проблему как предмет исследования характеризуют следующие парамет­ры:

А) качество проблемы,

Б) определение проблемы,

В) постановка проблемы

(А) Качество проблемы — это ее реальность, необходимость разрешения (ак­туальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый резуль­тат и класс проблемы.

(Б) Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследо­вания систем управления. Оно предполагает комбинацию и последова­тельность множества различных операций.

  1. Формулирование проблемы, состоящее из:

  • постанов­ки центрального вопроса;

  • фиксации того про­тиворечия, которое легло в основу проблемы;

  • предположительного описания предполагаемого результата.

  1. Построение проблемы, представленное операциями:

  • расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный воп­рос;

  • группировки и определения последовательно­сти решения подвопросов, составляющих проблему;

  • ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в обла­сти объекта исследования;

  • выбора установ­ки на возможность замены любого вопроса проблемы любым дру­гим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.

  1. Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как:

  • выявление всех условий, необходимых для ре­шения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.;

  • проверка наличных возможностей и пред­посылок;

  • выяснение степени проблемности, со­отношения известного и неизвестного в той информации, кото­рую необходимо использовать при исследовании;

  • нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решае­мой;

  • отнесение проблемы к определенному типу.

  1. Обоснование проблемы, представляющее собой последовательную реализацию процедур: