Файл: Исследование систем управления ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

2. Типология исследований

3. Характеристики исследования

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

2. Проблема в методолгии исследования систем управления

3. Результаты исследования

Результаты исследования управления

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

2. Система управдения как объект исследования

3. Основные принципы системного подхода

3. Принцип вероятностных оценок

Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

2. Методы изучения документов

3. Методы социологических исследований

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

5. Метод тестирования

6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления

7. Метод исследования воздействия факторов

Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

2. Планирование исследования систем управления

3. Организация исследования: условия, требования, виды

4. Технологии исследования систем управления

Технологии исследования систем управления

5. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

3. Интуиция в деятельности человека

Дифференциация стратегий исследования проблем

4. Метод «мозгового штурма»

Может показаться, что этот принцип противоречит принципам необходимой специализации работ, которая всегда существует в любом коллективе, совместной деятельности и которая способствует повышению общей производительности труда. В действительности здесь нет противоречия. Во-первых, следует учитывать, что речь идет о творческой деятельности, которая отрицает вообще жесткую специализацию. Многие новые идеи и мысли, решения и гипотезы возникают на стыке, на сопряжении различных подходов, знаний и интересов. Есть методологический принцип внешней дополнительности, творческая потребность выйти заграницы привычных представлений и типичных, специализированных решений. В коллективном интеллекте происходят процессы расширения и сужения интересов, исследуемых проблем, подходов. И надо формировать коллективный интеллект с учетом этих необходимых процессов, которые зависят как от качеств человека, так и от организации его работы, и социально-психологической атмосферы деятельности.

5. Существует и принцип имитации. Это принцип оценки, использования и мотивации способностей воспроизводить подход и гипотезы других членов творческой группы. Это возможность осваивать тип мышления другого человека и, опираясь на это, предполагать, предвидеть, какие вопросы он может поставить, как оценить то или иное решение, на что обратить bhhj мание в первую очередь, какие выдвинуть аргументы.

Конечно, такие способности не только даются природой, но и развива­ются в процессах совместной деятельности.

Хотелось бы еще раз напомнить, что интегральный интеллект — это не просто группа людей, подобранная соответствующим образом. Это комплекс отношений между людьми, процессуальная организация их деятельности (изменения, ротация, переключения и пр.), особый вид цели объединения) социально-психологическая атмосфера работы, определенная (не всякая, и именно определенная) гармония человеческих качеств, система интеллекту­ального взаимодействия, управление креативного мотивирования.

Формирование интегрального интеллекта должно быть главным факто­ром планирования исследования и организации его проведения.

Главной проблемой, определяющей успех исследований, является техно­логия совместной деятельности исследователей, реальное функциониро­вание интегрального интеллекта. Такая технология строится в зависимос­ти от множества факторов. Среди них можно назвать цели исследования, характер исследуемых проблем, организационно-технические возможно­сти, фактор времени, потенциал интегрального интеллекта (опыт, зна­ния, социально-психологические качества исследователей), финансовое обеспечение.


Однако существуют общие принципы эффективного построения техноло­гии исследовательской деятельности, которые должны лежать в основе ее организации.

  1. Принцип научного равенства — свободное высказывание идей, мнений, оценок, предложений, гипотез. Из этой области долж­ны быть исключены формальные признаки положения человека — возраст, должность, звание, научная степень и пр. Значимость, ценность, истинность и практическая применимость идей долж­ны оцениваться независимо от того, кем и при каких обстоя­тельствах они высказаны. Нельзя ценность идеи связывать с ее источником.

  2. Принцип консультативности. Каждый должен иметь возможность быть консультантом в той сфере знаний и деятельности, в кото­рой он развил по максимуму свои способности. Консультант — это помощник в развитии и коррекции идеи. В совместной иссле­довательской деятельности необходим свободный выбор консуль­тантов и консультаций.

  3. Принцип творческой активности. Он заключается в предоставле­нии каждому права на творческую деятельность. Не следует стре­миться превратить человека только в исполнителя заданий научного руководителя, ограничивать его возможности эксперимен­тировать.

  1. Принцип организации ресурсов, их распределения и сочетания по назначению, структуре, величине и — что очень важно — по временным параметрам. Нет технологии без фактора времени, нет проблем, решение которых обладало бы характеристиками без­временья.

  2. Принцип конструктивной критичности. В работе исследовательс­кой группы возможна и полезна критика идей. Она способствует поиску новых аргументов, оттачивает формулировки, корректи­рует позиции, обогащает поиск. Но критика может быть различ­ной. Недопустима амбициозная, бездоказательная критика, пе­ренесение критических замечаний с идеи на человека, критика, убивающая инициативу и энтузиазм.

Особенность конструктивной критики заключается в том, что она построена не на голом отрицании или разрушении, а на предло­жениях новых подходов, корректировках, изменениях, дополне­ниях. Требования конструктивной критики, как правило, сбива­ют накал амбициозности. Отрицать что-либо всегда проще, чем утверждать.

  1. Принцип сочетания локального и общего обсуждения проблем. Од­ной из важнейших особенностей интегрального интеллекта явля­ется проявление индивидуальности в общей работе, гармония индивидуальности и коллективности. Именно этого необходимо достигнуть при построении технологии деятельности интеграль­ного интеллекта.

  2. Принцип мысленного экспериментирования по ошибочным, абсур­дным, сомнительным вариантам решений. В технологии исследо­вательской деятельности должно действовать право на ошибоч­ное мнение, фантазию. Ведь и ошибки, и фантастические вари­анты иногда являются импульсом к поиску и определению рациональных решений.

  3. Принцип минимального контроля, который необходим для все­ возможных корректировок технологии исследования, для обратной связи и связи вообще различных видов деятельности, но при этом он не может и не должен быть сдерживающим фактором творческой деятельности.



9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Существует в деятельности интегрального интеллекта понятие «подогрева». Это важный этап деятельности, способствующий формированию определенной атмосферы работы, раскачивании мысли, снятию психологических ограничений, мотивирования поиска, творчества, самостоятельности.

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

Диверсификация — одно из заметных явлений современности. Она представляет собой соединение различных явлений, процессов или тенденций, позволяющее лучшим образом использовать имеющиеся ресурсы и достигать целей.

Известно, что в производстве диверсификация проявляется в превраще­нии многих фирм и корпораций в многоотраслевые комплексы, соединя­ющие выпуск продукции различного назначения и использующие раз­личные технологии. В этих условиях достигается эффект лучшего исполь­зования ресурсов, возможность варьировать продукцией при изменении спроса, повышения конкурентоспособности. Но есть и еще одно преиму­щество диверсификации. Оно заключается в создании условий для взаим­ного обогащения одной технологии другой, использования смежных прин­ципов и подходов, обеспечения разнообразия видов продукции за счет «эффекта перенесения» идеи или подхода. Это напоминает известный в квантовой методологии принцип внешней дополнительности, который начинает проявляться и действовать тогда, когда соединяется внешнее и внутреннее, когда возникает возможность посмотреть на внутреннее с внешних или принципиально иных позиций. Это можно назвать эффектом диверсификации.

Вместе с тем происходит и диверсификация управления, которая прояв­ляется в разнообразии форм и видов систем управления, в соединении их по потребностям управления диверсифицированными организациями.

Процессы диверсификации проникают и в сферу исследований. Здесь они обнаруживают себя в растущем разнообразии подходов и методов иссле­дования и потребностях соединения этих подходов в конкретном иссле­довании.

Так, например, использование даже традиционных методов исследова­ния можно соединить с психологическим регулированием исследователь­ской деятельности и особой формой ее организации. Получается принци­пиально новый метод исследования, обладающий своими достоинствами и недостатками и отличающийся от других методов. В связи с этим можно назвать метод синектики и множество разновидностей этого метода. Его можно назвать диверсифицированным методом исследования, потому что это не просто метод анализа или коллективной интеллектуальной дея­тельности, это метод мотивирования коллективной интуиции, своеоб­разной игры воображения, психологической настройки, целеустремлен­ного поиска и пр.


Важной особенностью диверсифицированных методов исследования яв­ляется соединение оригинальных методологий исследования со специфическими организационными формами их проведения. Именно в этом, по­жалуй, наиболее ярко проявляется эффект диверсификации.

Диверсифицированные методы исследования получают большое развитие в современных условиях, и им принадлежит большое будущее.

Система диверсифицированных методов исследований включает методы мозгового штурма, методы систематизированного поиска, методы глубокого погружения в проблему, методы интенсификации мыслительной деятельнос­ти, методы фантастического преображения проблемы, методы синектика, методы интуитивного поиска и др.