Файл: Исследование систем управления ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 195

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

2. Типология исследований

3. Характеристики исследования

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

2. Проблема в методолгии исследования систем управления

3. Результаты исследования

Результаты исследования управления

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

2. Система управдения как объект исследования

3. Основные принципы системного подхода

3. Принцип вероятностных оценок

Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

2. Методы изучения документов

3. Методы социологических исследований

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

5. Метод тестирования

6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления

7. Метод исследования воздействия факторов

Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

2. Планирование исследования систем управления

3. Организация исследования: условия, требования, виды

4. Технологии исследования систем управления

Технологии исследования систем управления

5. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

3. Интуиция в деятельности человека

Дифференциация стратегий исследования проблем

4. Метод «мозгового штурма»

В практическом использовании метода «мозгового штурма» большое зна­чение имеет личность и деятельность ведущего. Ведь работа и первой, и второй групп должна быть соответствующим образом организована и ре­гулироваться в процессе ее проведения. Эту роль выполняет ведущий. Воз­можны различные варианты: ведущий может быть для первой и второй групп один и тот же или можно дифференцировать ведущих. Но и в том, и в другом случае ведущим должен быть человек, обладающий большой твор­ческой активностью, доброжелательностью, глубоким пониманием реша­емой проблемы, способностью организовывать и поддерживать интеллек­туальный процесс.

Целесообразность использования метода «мозгового штурма» определяет­ся оценкой сложности и оригинальности исследовательской проблемы и наличием специалистов, способных эффективно участвовать в процессах «мозгового штурма». Чаще всего это люди, подобранные по специальным тестам и прошедшие необходимое обучение.

Большое значение в успехе «мозгового штурма» имеет постановка и фор­мулировка цели исследования, а также его предмета — проблемы.

Проблема может быть поставлена в обобщенном виде либо в конкретно-практическом. Возможна постановка проблемы также в виде проблемы — аналога (антипроблемы), или из смежной области деятельности, или в «инверстной» формулировке (изменение, смещение или перестановка акцентов для нарушения привычного мышления, выделения новых гра­ней проблемы, стимулирования творческого ее осмысления).

Формулирование проблемы предполагает также и различную степень ее конкретности. Это может быть также полезным для обеспечения «свобо­ды» творческого процесса, раскованности мышления.

Выбор формы постановки проблемы и формулировки ее содержания за­висит от профессионального состава группы, ее структуры по психологи­ческим данным, сложившимся или несуществующим человеческим отно­шениям (незнакомые люди), организационным условиям работы груп­пы, целям исследования (первый подход к проблеме или конкретное ее решение, фактор времени и пр.)-

При подборе группы для генерирования идей следует учитывать, что по способностям к творческому генерированию люди бывают различными. Можно выделить три типа личностей.

Активный генератор быстро реагирует на поставленную проблему, про­являет заметный интерес к решению проблемы, позитивно реагирует на критику, не «въедается» в содержание проблемы, проявляет притязания! к лидерству.


Инертный генератор не обладает высоким уровнем притязаний, но имеет значительные способности к творческой работе. Он стремится вникнуть в суть проблемы, ощутить ее глубину, понять ее истоки и содержание, не торопится высказывать идеи, анализирует собственные мысли, требует в большей степени «разогрева» в генерировании идей. 1

Латентный (скрытый) генератор склонен к индивидуальной творческой работе, проявляет большой интерес к постановке проблемы, осторожен в высказывании идей, чувствителен к формулировке идеи, любит выска­зываться в неформальной обстановке и предлагать идеи после неформаль­ной апробации.

Очень важную роль в успехе «мозгового штурма» играет деятельность ве­дущего. На первом этапе он должен регулировать поле поиска, создавать творческую атмосферу и мотивировать генерацию как можно большего количества идей.

Это достигается путем включения в проблему информационного напол­нения ее содержания, процедурного регулирования работы группы, пси­хологической поддержки творческой активности, регулирования поля поиска (расширение, ограничение или сужение), концентрации внима­ния на ключевых факторах поиска. Все это механизм управления коллек­тивным творчеством, используемый ведущим.

На втором этапе «мозгового штурма» деятельность ведущего должна быть иной, потому что здесь главным становится не идея как таковая, а выяв­ление возможности ее реализации, оценка эффективности, перспектив­ности, практической значимости, оценка связей идей и возможностей их представления в обобщенном виде, конкретизация и дальнейшее разви­тие высказанных идей.

Именно на это и должна быть направлена деятельность ведущего. Он дол­жен стимулировать полемику и критику, точность аргументации, практи­ческую направленность, предельную конкретность, сравнительный ана­лиз, использование расчетов. Этими критериями он регулирует творчес­кую деятельность аналитиков и направляет ее на позитивные результаты.

Метод «мозгового штурма» как метод исследования проблем и поиска их решения имеет множество разновидностей. Одной из них является метод коллективного обсуждения фиксированных идей. Суть его заключается в том, что все участники творческого процесса фиксируют на специальных карточках свои идеи относительно решения какой-либо проблемы. Далее карточки смешиваются и раздаются в случайном порядке всем участни­кам. Каждый из них должен дать гласную оценку попавшей к нему идее. Вокруг этого может возникнуть полемика, которая позволит отточить идею или отбросить ее как нереальную. В процессе полемики могут возникать и новые идеи.


Существует также метод «обратного мозгового штурма», при котором груп­па генерации идей проводит как бы обратную работу. Она выявляет про­блемы при оценке ситуации, не оценивая возможности их решения. Ведь в практике исследования немаловажное значение имеет распознавание проблемы и определение ее роли в развитии управления.

Метод «двойного мозгового штурма» предполагает подготовительную работу в генерации идей, затем их постановку без анализа и оценки, и далее аналитическое обсуждение. Здесь, как правило, параллельно с твор­ческой группой работает группа экспертов, следящих за ходом полемики и улавливающих ценные мысли. ,

Существует и метод «конференции идей», который реализуется по специальной технологии их презентации.

Использование метода «мозгового штурма» может быть эффективным только в условиях творческого отношения к этому методу. Он является не только методом использования и стимулирования творчества в исследовании, но предполагает и творческий подход к реализации самого метода.

41