ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 192
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Дисциплина «исследование систем управления»
Тема 1. Сущность исследование систем управления
3. Характеристики исследования
Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность
1. Методология исследования: понятие и практическое содержание
2. Проблема в методолгии исследования систем управления
Результаты исследования управления
Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления
Тема 4. Системный подход в исследовании управления
2. Система управдения как объект исследования
3. Основные принципы системного подхода
3. Принцип вероятностных оценок
Тема 5. Специфические методы исследования систем управления
1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления
3. Методы социологических исследований
4. Метод эксперементирования «деловая игра»
6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления
7. Метод исследования воздействия факторов
Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления
1. Программа исследования: структура, разработка и содержание
2. Планирование исследования систем управления
3. Организация исследования: условия, требования, виды
4. Технологии исследования систем управления
Технологии исследования систем управления
5. Консультирование как форма организации исследования систем управления
Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности
9. Принцип формирования психологического комфорта исследования
Тема 8. Диверсификация исследования
1. Сущность диверсификации исследования
2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности
3. Интуиция в деятельности человека
Существуют внешние и внутренние консультанты. Нередко возникают такие потребности в консультационной деятельности, которые нерационально реализовывать, привлекая внешних консультантов. Это происходит в случае небольшого объема исследовательской работы, высоких цен использования внешних консультантов, опасения открытия информация состоянии фирмы, недоверия консультационной фирме и пр. В этих случаях используются внутренние консультанты. Многие фирмы даже организуют подготовку таких консультантов.
Внутренними консультантами могут быть наиболее опытные работники из персонала управления, прошедшие специальную подготовку и способные квалифицированно провести диагностику ситуации, а также разработать практически ценные рекомендации по развитию управления или решению какой-либо проблемы. Как правило, отбор таких консультантов делается на конкурсной основе с использованием тестирования. Они работают либо по заявкам, либо по специальным заданиям. Главными факторами успеха их деятельности являются объективность и профессионализм, опыт и знания, авторитет и независимость. |
Практика внутреннего консультирования имеет большое значение в реализации инновационного менеджмента, обучения персонала, распространении позитивного опыта, формировании атмосферы поиска новых подходов к управлению и форм его организации.
Могут быть различные виды консультационно-исследовательской деятельности:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Можно исследовать управление по поставленной проблеме и не вмешиваясь в процесс управления, используя только возможности наблюдений изучения существующих документов, информацию об аналогичных ситуациях в подобных фирмах и условиях; на этой основе разрабатывать рекомендации и в дальнейшем предлагать их для практической реализации персоналом управления.
Но могут быть исследования и с активным вмешательством в процессы управления: проведение экспериментов, социометрических обследований, социологических опросов, тестирований и пр. Такие исследования построены на конструктивном сотрудничестве исследователя и персонала управления. В этом случае исследователь становится как бы руководителем исследовательской группы, в которую входит весь персонал управления. Такое исследование нуждается в специальных и хорошо продуманных организационных формах. Оно имеет, помимо всего прочего, и обучающий эффект.
Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности
Эффективность исследований во многом определяется коллективной деятельностью. Не все проблемы можно решить индивидуально. Это определяется и трудоемкостью, и методологией, которая иногда требует разнообразия интеллектов, образования, психологии исследователей. Но и коллективная деятельность исследователей также имеет свои критерии эффективности и в определенных условиях может быть менее эффективной, чем индивидуальная исследовательская работа. Независимое мышление плохо сочетается с особенностями комформного интеллекта, точно так же как мобильность, эвристичность или креативность мышления качествами, требующимися для нетворческой научной работы (существует и такая). Мало на земле людей, психика которых соединяла бы в себе исключающие друг друга способности.
►Слабое место интеллекта индивида — саморефлексия, неспособность к самооценке, определению характеристик собственного интеллекта, самоанализу, слежению за процессом творчества, самоконтролю, определению значимости собственных результатов исследовательской деятельности, неспособность объективизировать себя.
Но коллективный интеллект только тогда может состояться, когда он сформирован по принципам научно обоснованного формирования коллективного интеллекта, когда существует и реализуется система соединения способностей и качеств индивидов по определенным признакам, правилам и целям.
Высшей степенью формирования и функционирования коллективного интеллекта является интегральный интеллект, который отражает организмическое соединение способностей и интеллектуальных потенциалов исследователей, синергетический эффект интеллектуальной деятельности, эффект взаимодополнения и взаимоусиления.
В исследовании управления, как, впрочем, и в любом другом исследовании и вообще в творческой деятельности, большую роль играет формирование интегрального интеллекта. Многие ли современные менеджеры обладают способностями сознательного, эффективного и целенаправленного формирования интегрального интеллекта для решения наиболее сложных и неординарных проблем развития? Всегда ли они обладают всей необходимой для этого информацией? Нет однозначного ответа на эти вопросы. Во многих случаях действуют интуиция и опыт. Очень часто не хватает знаний и научного подхода. Но иногда не обращают внимания на эти тонкости и не понимают потребности и важности формирования коллективного и интегрального интеллекта. Общий уровень квалификации группы рассматривается как сумма квалификаций каждого из ее составляющих.
Факторы, определяющие возможность и эффективность деятельности коллективного и интегрального интеллекта, можно отразить в виде принципов его формирования. Ведь для того и надо знать эти факторы, чтобы учитывать их. А принцип является формой учета знаний, правилом, которому следуют в выполнении определенной работы.
Итак, принципы формирования интегрального интеллекта. В простейшей варианте это принципы формирования творческой исследовательской группы. При серьезном, научном подходе это последовательное формирования интегрального интеллекта. Ведь и принципы можно использовать по-разному: приблизительно, спорадически, не полностью, небрежно, бессистемно,но можно их использовать последовательно, тщательно, ранжировано в необходимом сопряжении. От этого и зависит конечный результат
1. Принцип гетерогенности, иначе говоря, неоднородности по типологическим признакам творческого потенциала и характера личности.
Объединение в группу одинаковых по творческим способностям и характеристикам людей не обеспечит успех их деятельности. Но это не значит и было бы наивно полагать, что только стихийное формирование группы дает неоднородный ее состав. Неоднородность может быть различной. Иногда она рождает бесконечные конфликты, иногда дает эффект взаимоусиления и гармонии творческих потенциалов. Как достичь второго варианта?.
Главное— цели исследования, особенности решаемых проблем, знание особенностей и возможностей привлекаемых к работе исследователей, мотивы и способы объединения личностей.
Желательно, чтобы в коллективном интеллекте были полнее представлены различные типы творческих индивидуальностей. Вот их типологические характеристики.
Пионер (проблемщик), способный раньше других увидеть проблемы и сформулировать ее. Он может это сделать даже тогда, когда многим другим ситуация не кажется проблемной. Он способен вообще мыслить проблемно, т.е. во всем искать противоречия.
Энциклопедист, быстро находящий аналоги рассматриваемой проблеме в различных отраслях знаний. Это позволяет делать сравнительный анализ, определять парадигмы решения проблемы, строить гипотезы, формировать нетрадиционные подходы, мотивировать научную полемику.
Генератор идей, или концептолог, селектирующий и интегрирующий множество идей по определенной цели. Это человек, способный сконструировать концепцию, позволяющую объединить множество идей и, следовательно, видов исследовательской деятельности. Концепция имеет, как правило, значительный организационный потенциал.
Энтузиаст — иногда его считают или называют «фанатиком» идеи. Это человек, заряжающий других оптимизмом и уверенностью в успехе исследования, достижения результата.
Скептик — иногда его называют «зануда», сомневающийся в успехе любого начинания и плана, охлаждающий пыл в непродуманных действиях и в принятии скороспелых решений. Он может оградить от авантюрных действий.
Прогнозист, чьей функцией в коллективном интеллекте является как можно точнее предвидеть последствия, почувствовать тенденции, просчитать все возможные варианты развития событий.
Информатор, который в системе коллективного интеллекта очень часто действует по принципу «обгонять, не догоняя». Он собирает и классифицирует информацию и как бы оберегает от «открытия велосипеда», повторения пройденного, он способствует поиску новых полей поиска решения проблемы.
Эстет, ищущий изящные идеи и решения. Он может сыграть весьма конструктивную роль. Его главными критериями являются красота и гармония. Есть такое утверждение: «Концепция или решение только тогда могут быть правильными, когда они красивы». Конечно, «красота» не научное понятие, но практика жизни показывает, что это понятие не так далеко от науки, как это иногда кажется. Удачная идея или мысль всегда красива, она доставляет эстетическое удовольствие человеку.
Психолог— он необходим для аккумуляции определенной психологической атмосферы деятельности исследователей. При этом он занят не только решением психодиагностических задач, но и призван обеспечивать определенный «дискомфортный комфорт», необходимый коллективному интеллекту. Это не только атмосфера сотрудничества, взаимопонимания и доброжелательства, но и атмосфера поиска, воодушевления, энтузиазма.
Независимый, который чаще всего работает и любит работай индивидуально и самостоятельно. При этом изучает чужие идеи, но ищет свои. Он работает в одиночку, но вносит существенны вклад в общую деятельность и результаты. Он часто презентуя свои идеи неожиданно и при этом многих ставит в тупик, раздражает, но все-таки заставляет задумываться и глубже вникать в проблему.
Переводчик ~ это не тот человек, который владеет многими иностранными языками; иначе говоря, не владение языками делает его переводчиком. Это человек, способный в силу своей квалификации, опыта, особенностей мышления, уровня образования просто и доходчиво, но при этом и предельно верно объяснить проблему, решение, идею специалистам разных областей знаний.
Разработчик, склонный доводить результаты исследований до завершающей и конкретной, практически реализуемой стадии. Это очень ценный человек в коллективном интеллекте. Есть замечательная английская пословица: «Дьявол кроется в мелочах и деталях». Действительно, иногда детали могут разрушить всю конструкцию концепции. И именно разработчикам чаще всего приходится иметь дело с деталями.
Реализатор, «привязывающий» результаты совместной работы к конкретным условиям и добивающийся их практического применения.
Перечисленные типы личностей в коллективном интеллекте не обязательно должны выступать в виде отдельного человека по каждому из этих типов и людей, в чистом виде принадлежащих к тому или иному типу, реальной жизни не существует. Эта типология может рассматриваться как комплекс функций, из которых складывается коллективный интеллект каждая из которых, по возможности, должна быть реализована, но при этом возможны комбинация и совмещение некоторых из этих функций одной личности.
Так выглядит первый и очень важный принцип формирования коллективного интеллекта. Но он не является единственным.
2. Принцип деятельной совместимости. Он является дополнением первого принципа. Суть его заключается в том, что для формирования коллективы го интеллекта необходимо привлекать исследователей, склонных и способных работать вместе даже с теми людьми, которые по тем или иным причинам могут им не импонировать. Вообще совместимость людей может быть различной или по-разному проявляться в различной обстановке. Бывают случаи, когда люди очень хорошо контактируют, скажем, на отдыхе, но совершенно не могут работать вместе. Иногда совместимость определяется характером работы, условиями или даже особенностями группы, в которой оказываются два индивида. В этом случае, может быть, правильнее было бы говорить не о совместимости как таковой, а о срабатываемости, которая является следствием умения человека управлять собой, своими отношениями с людьми ради определенных целей. Это и является, иначе говоря, деятельной совместимостью, т.е. такой, которая определяется не только чертами характера, но и опытом, этикой, культурой, воспитанием, наконец, общей организационной обстановкой, мотивированием взаимопонимания, доброжелательства, терпимости.
3. Принцип рационального сочетания формальной и неформальной организации деятельности также определяет формирование коллективного интеллекта. В творческих группах часто большую роль играет неформальная организация. Она дает необходимую раскованность в проявлении способностей, рождает атмосферу доверия и доброжелательства, позволяет гибко реагировать на изменения творческой деятельности, появление новых идей.
4. Одним из важных принципов организации коллективного интеллекта является и принцип перманентности, иначе говоря, непрерывности и необходимой ритмичности ведения исследовательской деятельности, включения новых проблем, переключения внимания на новые проблемы, динамики творческих интересов. Это принцип жизненной силы коллективного интеллекта. Он включает также и необходимую ротацию исследователей и исследований, способствует повышению творческого потенциала.