ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 187
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Дисциплина «исследование систем управления»
Тема 1. Сущность исследование систем управления
3. Характеристики исследования
Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность
1. Методология исследования: понятие и практическое содержание
2. Проблема в методолгии исследования систем управления
Результаты исследования управления
Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления
Тема 4. Системный подход в исследовании управления
2. Система управдения как объект исследования
3. Основные принципы системного подхода
3. Принцип вероятностных оценок
Тема 5. Специфические методы исследования систем управления
1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления
3. Методы социологических исследований
4. Метод эксперементирования «деловая игра»
6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления
7. Метод исследования воздействия факторов
Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления
1. Программа исследования: структура, разработка и содержание
2. Планирование исследования систем управления
3. Организация исследования: условия, требования, виды
4. Технологии исследования систем управления
Технологии исследования систем управления
5. Консультирование как форма организации исследования систем управления
Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности
9. Принцип формирования психологического комфорта исследования
Тема 8. Диверсификация исследования
1. Сущность диверсификации исследования
2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности
3. Интуиция в деятельности человека
Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность
1. Методология исследования: понятие и практическое содержание
Методология — это логическая организация деятельности человека, состоящая в определении цели и предмета исследования, подходов и ориентиров в его проведении, выборе средств и методов, определяющих наилучший результат. (Схема 3)
А. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
Но это общее представление о цели. На практике проведение исследования преследует разные цели, например, мониторинг качества управления, формирование атмосферы творчества и инноваций в системе управления, своевременное распознавание проблем, обострение которых может в будущем осложнить работу, повышение квалификации персонала управления, оценка стратегий и пр.
Цели исследования могут быть текущими и перспективными, общими и локальными, постоянными и эпизодическими.
Методология любого исследования начинается с выбора, постановки и формулирования его цели.
Объектом исследования является система управления. Но в методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, деятельность человека определяет особенности всех процессов ее функционирования и развития. Связи, благодаря которым существует эта система, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, ценностях, мотивах и установках.
Предметом исследования является проблема. Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Функционирование системы управления характеризуется множеством разнообразных проблем, которые выступают как противоречие стратегии и тактики управления, условий рынка и возможностей фирмы, квалификации персонала и потребностей в инновациях и пр.
Необходимы исследования для решения этих проблем, часть из которых являются «вечными», другие — преходящими или созревающими.
Цель является основой распознавания и выбора проблем в исследовании.
Б. Следующей составляющей в содержании методологии исследования являются подходы. Подход — это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка («плясать от печки» — народная мудрость), с которой исследование начинается и которая определяет его направленность относительно цели.
Подход может быть аспектным, системным и концептуальным.
Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т. д.
Системный подход отражает более высокий уровень методологии исследования. Он требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками.
Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.
Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Если он в основном опирается на опыт, то это эмпирический подход, если — на задачи получения ближайшего результата, то — прагматический. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.
В. Методология исследования должна включать также определение и формулировку ориентиров и ограничений. Они позволяют проводить исследование более последовательно и целенаправленно. Ориентиры могут быть мягкими и жесткими, а ограничения — явными или неявными.
Д. Главную роль в методологии играют средства и методы исследования, которые можно разделить на три группы: формально-логические, общенаучные и специфические.
Формально-логические — это методы интеллектуальной деятельности человека, составляющей основу исследований управления.
Общенаучные методы отражают научный аппарат исследования, определяющий эффективность любого типа.
Специфические — это методы, которые рождаются спецификой систем управления и отражают особенность управленческой деятельности.
2. Проблема в методолгии исследования систем управления
Распознавание и формулирование проблем занимает центральное место в методологии исследования.
Проблема — это реальное противоречие, требующее своего разрешения.
Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.
Часто путают проблему с задачей. Они различаются тем, что задача предполагает знание алгоритма ее решения или выбор необходимого алгоритма из известных.
Наиболее типичными проблемами в исследовании управления являются проблемы: совершенствования
совершенствования организации управления,
совершенствования технологии управления (разработки управленческих решений),
совершенствования системы эффективных мотиваций деятельности,
разработка стратегий и инноваций и др.
И каждую из этих проблем можно решить только на основе ее исследования, т.е. на основе определения ее истоков, содержания, роли в развитии управления, последствий нерешения и возможностей решения и пр.
Проблема — это противоречие, которое не всегда тождественно задаче. Оно несет в себе в той или иной степени элементы новых, неизвестных ранее изменений. Решение проблемы всегда требует творческих усилий, решение задачи требует либо знаний, либо типовых схем и алгоритмов.
Исследование предполагает не только применение какого-либо известного метода, но и создание новых методов изучения, поиск новых подходов. Это определяется достаточно ясным пониманием сути проблемы, возможностей, в ней заложенных, трудностей, которые следует преодолеть.
В практике исследования систем управления большое значение имеет:
отделение реальных проблем от псевдореальных;
отбор реальных проблем по критерию необходимости их разрешения;
отбор проблем по критерию ценности ожидаемого результата;
выбор проблем в соответствии с критерием возможностей их разрешения.
Существуют реальные и мнимые проблемы. Последние можно разделить на три вида:
а) уже не проблемы, т.е. проблемы решенные, но считающиеся еще не решенными или такие, которые переросли в другие проблемы;
б) еще не проблемы, т.е. проблемы, существующие лишь в предпосылках или возникшие задолго до того, как сложились условия для их решения;
в) никогда не проблемы, т.е. проблемы, для которых не существует решений.
Проблему как предмет исследования характеризуют следующие параметры:
А) качество проблемы,
Б) определение проблемы,
В) постановка проблемы
(А) Качество проблемы — это ее реальность, необходимость разрешения (актуальность), возможность разрешения (ресурсы), предполагаемый результат и класс проблемы.
(Б) Определение и распознавание проблемы является важным этапом исследования систем управления. Оно предполагает комбинацию и последовательность множества различных операций.
Формулирование проблемы, состоящее из:
постановки центрального вопроса;
фиксации того противоречия, которое легло в основу проблемы;
предположительного описания предполагаемого результата.
Построение проблемы, представленное операциями:
расщепления проблемы на подвопросы, без ответов на которые нельзя получить ответа на основной проблемный вопрос;
группировки и определения последовательности решения подвопросов, составляющих проблему;
ограничения поля изучения в соответствии с потребностями исследования, отграничения известного от неизвестного в области объекта исследования;
выбора установки на возможность замены любого вопроса проблемы любым другим и поиска альтернатив для всех элементов проблемы.
Оценка проблемы, характеризующаяся такими действиями, как:
выявление всех условий, необходимых для решения проблемы, включая методы, средства, приемы, методики и пр.;
проверка наличных возможностей и предпосылок;
выяснение степени проблемности, соотношения известного и неизвестного в той информации, которую необходимо использовать при исследовании;
нахождение среди уже решенных проблем аналогичных решаемой;
отнесение проблемы к определенному типу.
Обоснование проблемы, представляющее собой последовательную реализацию процедур: