Файл: Исследование систем управления ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 180

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

2. Типология исследований

3. Характеристики исследования

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

2. Проблема в методолгии исследования систем управления

3. Результаты исследования

Результаты исследования управления

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

2. Система управдения как объект исследования

3. Основные принципы системного подхода

3. Принцип вероятностных оценок

Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

2. Методы изучения документов

3. Методы социологических исследований

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

5. Метод тестирования

6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления

7. Метод исследования воздействия факторов

Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

2. Планирование исследования систем управления

3. Организация исследования: условия, требования, виды

4. Технологии исследования систем управления

Технологии исследования систем управления

5. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

3. Интуиция в деятельности человека

Дифференциация стратегий исследования проблем

4. Метод «мозгового штурма»

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение.

«Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества» (логич. словарь-справочник Н.И.Кондакова)

Очень характерно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тен­денции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности чело­века сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.

Многие считают, что исследования - это задача научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, главным фактором повышения эффективности управления. Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.

Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не свя­зывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.

В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» следующим образом.

Исследование — это вид деятельности человека, вклю­чающий:

а) распознавание проблем и ситуаций;

б) определение их проис­хождения;

в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;

г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;

д) нахождение путей, средств и возможностей ис­пользования новых представлений или знаний о данной проблеме в практи­ке ее разрешения.


В реальной практике эти признаки исследования находятся в определен­ном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и кон­кретные цели и задачи деятельности.

Исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием, чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование пробле­мы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творчес­кой деятельности человека.

В исследовании управления предметом изучения могут быть:

  • Организация управления

  • Механизмы мотивации

  • Процессы управления

  • Социология управления

  • Стратеги и инновации

  • Неформальное управление

  • Экономика и ресурсы управления

  • Компьютерные технологии

  • Экономия времени

Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовывать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.


2. Типология исследований

Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной дея­тельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов иссле­дований можно в матрице типологического анализа (схема 1). Она пред­ставляет собой дихотомическое представление различных типов исследо­ваний, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.

Схема 1.

Критерии типологического выбора

Участие персонала (1)

Организо

Ванность (2)

Цель исследования

(3)

Степень научности (методологическое обеспечение) (4)

Информационное обеспечение

(5)

Ресурсы

(6)

Время

(7)

Индиви-

дуальное

Спонтанное

Практическая

Эмпирическое, прагматическое

На основе внутренней информации

Незначительные

Непродолжительное

Коллективное

Организо

ванное

Научно-практическая (образова-

тельное)

Привлечение научного аппарата

Концептуальное информационное обеспечение

Значительные

Продолжительное

(1,2) Наконец, исследования различаются и по степени организованности, и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуаль­ными, или коллективными, спонтанными или организованными.

(3) По цели можно выделить исследования практические и научно-практи­ческие (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление зна­ний, повышение образовательного уровня.


(4) Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследова­ния могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимуществен­но на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.

(5) Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, ко­нечно же, исследования с привлечением обширной внешней информа­ции. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.

(6) По использованию ресурсов бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие.

(7) По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (ра­зовые) и продолжительные (непрерывные).

В практике управления встречаются все эти типы исследований.

3. Характеристики исследования

Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходи­мо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих ха­рактеристик являются следующие (схема 2).

SHAPE \* MERGEFORMAT

А. Объект и предмет исследования. Объектом является система уп­равления, относящаяся к классу социально-экономических сис­тем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

Б. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.

В. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.

Г. Потребность исследования — степень остроты проблемы, про­фессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.

Д. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (на­пример, информационных, экономических, людских и пр.), обес­печивающих успешное проведение исследования и достижение результатов.

Е. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.

Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, ме­тодика, способствующие успешному разрешению проблемы, по­ниманию ее содержания, истоков и последствий.


3. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, получен­ных от него.

►Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.