Файл: Исследование систем управления ИМПЭ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Дисциплина «исследование систем управления»

Тема 1. Сущность исследование систем управления

1. Понятие «исследование»

2. Типология исследований

3. Характеристики исследования

Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность

1. Методология исследования: понятие и практическое содержание

2. Проблема в методолгии исследования систем управления

3. Результаты исследования

Результаты исследования управления

Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления

Тема 4. Системный подход в исследовании управления

1. Содержание понятия система

2. Система управдения как объект исследования

3. Основные принципы системного подхода

3. Принцип вероятностных оценок

Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

2. Методы изучения документов

3. Методы социологических исследований

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

5. Метод тестирования

6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления

7. Метод исследования воздействия факторов

Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления

1. Программа исследования: структура, разработка и содержание

2. Планирование исследования систем управления

3. Организация исследования: условия, требования, виды

4. Технологии исследования систем управления

Технологии исследования систем управления

5. Консультирование как форма организации исследования систем управления

Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности

9. Принцип формирования психологического комфорта исследования

Тема 8. Диверсификация исследования

1. Сущность диверсификации исследования

2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления

Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности

3. Интуиция в деятельности человека

Дифференциация стратегий исследования проблем

4. Метод «мозгового штурма»

В. Принцип функционально-структурного строения целого

Этот принцип заключается в том, что при исследовании систем управле­ния необходимо анализировать и определять функциональное строение системы, т.е. видеть не только элементы и их связи, но и функциональное содержание каждого из элементов. В двух идентичных системах с одинако­вым набором элементов и их одинаковым строением может быть различ­ным содержание функционирования этих элементов и их связи по опре­деленным функциям. Это часто и оказывает влияние на эффективность управления. Например, в системе управления могут быть неразвитыми функции социального регулирования, функции прогнозирования и пла­нирования, функции связей с общественностью.

Особым фактором использования этого принципа является фактор раз­витости функций и степень их обособления, которая в определенной мере характеризует профессионализм ее реализации.

Исследование функционального содержания системы управления обяза­тельно должно включать и определение дисфункций, которые характери­зуют наличие таких функций, которые не соответствуют функциям цело­го и тем самым могут нарушить устойчивость системы управления, необ­ходимую стабильность ее функционирования. Дисфункции — это как бы лишние функции, иногда устаревшие, потерявшие свою актуальность, но в силу инерции еще существующие. Их необходимо выявлять при ис­следовании.

Г. Принцип развития

Любая система управления, которая является объектом исследования, на­ходится на определенном уровне и этапе развития. Все ее характеристики определяются особенностями уровня и этапа развития. И это нельзя не учи­тывать в проведении исследования. Как это можно учесть? Очевидно, по­средством сравнительного анализа прошлого ее состояния, настоящего и возможного будущего. Конечно, здесь возникают трудности информацион­ного характера, а именно: наличие, достаточность и ценность информации. Но эти трудности могут быть уменьшены при систематическом исследова­нии системы управления, позволяющем накапливать необходимую инфор­мацию, определять тенденции развития и экстраполировать их на будущее.

Д. Принцип лабилизации функций

Оценивая развитие системы управления, нельзя исключать возможность изменения ее общих функций, приобретения ею новых функций целост­ности при относительной стабильности внутренних, т.е. их состава и струк­туры. Такое явление характеризует понятие лабильности функций систе­мы управления. В реальной действительности нередко приходится наблю­дать лабильность функций управления. Она имеет определенные пределы, но во многих случаях может отражать как положительные, так и отрица­тельные явления. Конечно, это должно быть в поле зрения исследователя.


Е. Принцип полифункциональности

В системе управления могут быть функции полифункционального назна­чения. Это функции, соединенные по определенному признаку для полу­чения какого-либо специального эффекта. Его можно иначе назвать прин­ципом функциональной совместимости. Но совместимость функций оп­ределяется не только ее содержанием, как нередко принято считать, но и целями управления и совместимостью исполнителей. Ведь функция — это не просто вид деятельности, но и человек, который реализует эту функ­цию. Часто функции, казалось бы, не совместимые по своему содержа­нию, оказываются совместимыми в деятельности определенного специа­листа. И наоборот. При исследовании полифункциональности нельзя за­бывать о человеческом факторе управления.

Ж. Принцип итеративности

Любое исследование является процессом, предполагающим определен­ную последовательность операций, использования методов, оценки ре­зультатов предварительных, промежуточных и конечных. Это характери­зует итерационное строение процесса исследования. Его успех зависит от того, как мы выберем эти итерации, как будем их комбинировать.


3. Принцип вероятностных оценок

В исследовании не всегда существует возможность достаточно точно про­следить и оценить все причинно-следственные связи, иначе говоря, пред­ставить объект исследования в детерминированном виде. Многие связи и отношения имеют объективно вероятностный характер, многие явления можно оценить лишь вероятностно, если учитывать современный уро­вень, современные возможности изучения явлений социально-экономи­ческого и социально-психологического плана. Поэтому исследование уп­равления должно быть ориентировано на вероятностные оценки. Это оз­начает широкое использование методов статистического анализа, методик расчета вероятности, нормативных оценок, гибкого моделирования и пр.

И. Принцип вариантности

Этот принцип вытекает из принципа вероятности. Сочетание вероятнос­тей дает различные варианты отражения и понимания действительности. Каждый из таких вариантов может и должен быть в фокусе внимания ис­следования. Любое исследование может быть ориентировано либо на по­лучение единственного результата, либо на определение возможных ва­риантов отражения реального положения дел с последующим анализом этих вариантов. Вариантность исследования проявляется в разработке не единственной, а нескольких рабочих гипотез или разнообразных концеп­ций на первом этапе исследования. Вариантность может проявляться и в выборе аспектов и методов исследования, различных способов, скажем, моделирования явлений.

Но эти принципы системности только тогда могут быть полезны и эф­фективны, могут отражать действительно системный подход, когда они сами будут учитываться и использоваться системно, т.е. во взаимозависимости и в связи друг с другом. Возможен такой парадокс: принципы системного подхода не дают системности в исследовании, потому что используются спорадически, без учета их связи, субординации, комплексности. Принципы системности надо использовать тоже системно.

Связь принципов системного подхода показана на схеме 6.1. Это один из возможных вариантов представления связей функций. Вообще их исполь­зование отражает не только научный подход к исследованию, но и ис­кусство исследователя. Так или иначе, надо стремиться к пониманию связей принципов и реализации этого понимания в конкретной исследовательс­кой работе.


Тема 5. Специфические методы исследования систем управления

1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления

Специфические методы исследования отражают специфику объекта ис­следования, его предмет и задачи (схема 6).

Наиболее важными из них являются методы исследования документов, проведения ограниченного эксперимента, социологических исследований. Существуют также методы тестирования, коллективного анализа, социо­метрических оценок, деловых и инновационных игр, методы имитацион­ного моделирования.

Схема 6

Одним из критериев выбора методов исследования является степень оп­ределенности ситуации или проблемы. При этом определенность пробле­мы характеризуют: ее истоки, структура, содержание, типологическая принадлежность, сфера действительности, зрелость, возможность отно­сительного отграничения от других проблем (признаки целостности).

Существует минимальная, частичная и максимальная определенность. Каждая из них предполагает свой набор методов исследования.


2. Методы изучения документов

Проблемы управления можно исследовать посредством изучения докумен­тов. Всякое управление связано с движением информации, которая фик­сируется в документах. Для исследователя это богатый материал. Только необходимо обработать его по заранее составленной схеме.

Эффективность исследования по документам зависит от состава докумен­тов, их содержания, формы и информационной классификации. К сожа­лению, очень часто бывает, что для получения наиболее ценных или даже просто надежных результатов исследования не хватает информации, потому что система документации не предусматривает использование ее в целях исследования (схема 7).

В тех фирмах, где исследованию управления уделяется серьезное внима­ние и исследование проводится регулярно, систему информационного обеспечения управления ориентируют не только на решение текущих про­блем, но и на исследование управления. Это выражается в разработке со­ответствующих форм фиксирования информации, регулировании ее объе­мов, структуры, сохранении по потребностям проведения исследования.

3. Методы социологических исследований

В практике исследования управления широко используется метод социо­логического исследования. Он позволяет оценить состояние системы уп­равления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и пони­мания этих проблем.

Социологические исследования бывают разнообразными — наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления со­циологические исследования, если они подготовлены и проведены доста­точно корректно, дают богатую информацию для исследователя (схема 8).

Весьма широко используется в исследовании систем управления и метод экспертных оценок. Многие проблемы управления только этими метода­ми и можно исследовать. Например, проблемы тенденций развития, ка­чество управления, угрозы и преимущества и пр.

4. Метод эксперементирования «деловая игра»

Одним из эффективных методов исследования управления является так­же метод экспериментирования. Он заключается в создании необходимых для исследования условий деятельности и установлении на этой основе факторов, причин, свойств тех или иных явлений, в учете их в последую­щей деятельности.