ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 194
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Дисциплина «исследование систем управления»
Тема 1. Сущность исследование систем управления
3. Характеристики исследования
Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность
1. Методология исследования: понятие и практическое содержание
2. Проблема в методолгии исследования систем управления
Результаты исследования управления
Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления
Тема 4. Системный подход в исследовании управления
2. Система управдения как объект исследования
3. Основные принципы системного подхода
3. Принцип вероятностных оценок
Тема 5. Специфические методы исследования систем управления
1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления
3. Методы социологических исследований
4. Метод эксперементирования «деловая игра»
6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления
7. Метод исследования воздействия факторов
Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления
1. Программа исследования: структура, разработка и содержание
2. Планирование исследования систем управления
3. Организация исследования: условия, требования, виды
4. Технологии исследования систем управления
Технологии исследования систем управления
5. Консультирование как форма организации исследования систем управления
Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности
9. Принцип формирования психологического комфорта исследования
Тема 8. Диверсификация исследования
1. Сущность диверсификации исследования
2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности
3. Интуиция в деятельности человека
Дисциплина «исследование систем управления»
Тема 1. Сущность исследование систем управления
1. Понятие «исследование»
Любое понятие, которым мы оперируем, должно иметь определение.
«Исследование - процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества» (логич. словарь-справочник Н.И.Кондакова)
Очень характерно, что в прошлом понятие «исследование» связывалось только со специализированной научной деятельностью. Современные тенденции развития общества и человека свидетельствуют о возникновении новых потребностей. Многие виды профессиональной деятельности человека сегодня требуют научного подхода, а, следовательно, исследования как бы проникают в повседневную практику.
Многие считают, что исследования - это задача научного работника, а в повседневной работе у менеджера для исследований нет ни времени, ни необходимости. Это глубокое заблуждение. В современном менеджменте исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по научному, главным фактором повышения эффективности управления. Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать.
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма, образования и искусства. В этом смысле говорят, например, об исследовании операций.
В связи с этим можно построить определение понятия «исследование» следующим образом.
Исследование — это вид деятельности человека, включающий:
а) распознавание проблем и ситуаций;
б) определение их происхождения;
в) выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
г) установление места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;
д) нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности.
Исследование — это вид деятельности с более богатым содержанием, чем, скажем, анализ, проектирование или диагностика. Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека.
В исследовании управления предметом изучения могут быть:
Организация управления
Механизмы мотивации
Процессы управления
Социология управления
Стратеги и инновации
Неформальное управление
Экономика и ресурсы управления
Компьютерные технологии
Экономия времени
Современный менеджер не должен быть научным работником в традиционном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовывать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления.
2. Типология исследований
Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности. Упорядочить всю совокупность самых различных типов исследований можно в матрице типологического анализа (схема 1). Она представляет собой дихотомическое представление различных типов исследований, выделенных по различным критериям. Критерии отражают основные характеристики исследования и его практические потребности.
Схема 1. |
||||||
Критерии типологического выбора |
||||||
Участие персонала (1) |
Организо Ванность (2) |
Цель исследования (3) |
Степень научности (методологическое обеспечение) (4) |
Информационное обеспечение (5) |
Ресурсы (6) |
Время (7) |
Индиви- дуальное |
Спонтанное |
Практическая |
Эмпирическое, прагматическое |
На основе внутренней информации |
Незначительные |
Непродолжительное |
Коллективное |
Организо ванное |
Научно-практическая (образова- тельное) |
Привлечение научного аппарата |
Концептуальное информационное обеспечение |
Значительные |
Продолжительное |
(1,2) Наконец, исследования различаются и по степени организованности, и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными, или коллективными, спонтанными или организованными.
(3) По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня.
(4) Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т.е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.
(5) Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации.
(6) По использованию ресурсов бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие.
(7) По времени проведения исследования делятся на непродолжительные (разовые) и продолжительные (непрерывные).
В практике управления встречаются все эти типы исследований.
3. Характеристики исследования
Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются следующие (схема 2).
SHAPE \* MERGEFORMAT
А. Объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.
Б. Методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования.
В. Организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях.
Г. Потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления.
Д. Ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение результатов.
Е. Тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик.
Ж. Результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий.
3. Эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.
►Это основные характеристики исследования. Они могут быть далее конкретизированы и дополнены в соответствии с правилами последовательной классификации и декомпозиции.