ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 190
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Дисциплина «исследование систем управления»
Тема 1. Сущность исследование систем управления
3. Характеристики исследования
Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность
1. Методология исследования: понятие и практическое содержание
2. Проблема в методолгии исследования систем управления
Результаты исследования управления
Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления
Тема 4. Системный подход в исследовании управления
2. Система управдения как объект исследования
3. Основные принципы системного подхода
3. Принцип вероятностных оценок
Тема 5. Специфические методы исследования систем управления
1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления
3. Методы социологических исследований
4. Метод эксперементирования «деловая игра»
6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления
7. Метод исследования воздействия факторов
Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления
1. Программа исследования: структура, разработка и содержание
2. Планирование исследования систем управления
3. Организация исследования: условия, требования, виды
4. Технологии исследования систем управления
Технологии исследования систем управления
5. Консультирование как форма организации исследования систем управления
Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности
9. Принцип формирования психологического комфорта исследования
Тема 8. Диверсификация исследования
1. Сущность диверсификации исследования
2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности
3. Интуиция в деятельности человека
установления ценностных, содержательных и генетических связей данной проблемы с другими проблемами;
приведения доводов в пользу реальности проблемы, ее постановки и решения;
выдвижения сколь угодно большого числа возражений против проблемы;
объективного синтеза результатов, полученных на стадии актуализации и компрометации.
5. Обозначение проблемы, состоящее в:
перекодировке, переводе проблемы на иной научный или обычный язык;
выборе словесной нюансировки выражения проблемы и подборе понятий, наиболее точно фиксирующих смысл проблемы.
(В). Следующей характеристикой методологии исследования является постановка проблемы. Существует несколько уровней постановки проблемы.
Низший уровень постановки проблемы характеризуется главным образом интуитивными ощущениями менеджера или исследователя о противоречиях в системе управления. Они возникают в качестве трудностей и препятствий в работе и наводят на мысль об их устранении. В этом случае просто формулируется вопрос, но о дальнейшем превращении его в проблему как предмет исследования не очень задумываются и заботятся.
Средний уровень постановки проблемы — ее описание в соответствии с принятыми правилами, которые не всегда отражают эффективную методологию работы с проблемой.
Наиболее высокий уровень постановки проблемы заключается в ее отработке по цели и стратегии фирмы и поиску новых форм и разработке проектов. Этот уровень характеризуется сознательным использованием всех процедур постановки проблемы.
При такой работе с проблемой исследователь оказывается вынужденным размышлять о проблеме в таких ракурсах, которые не возникают при ее интуитивной постановке. Обогащается понимание проблемы, выявляются новые подходы, складываются новые точки зрения на средства и условия ее решения.
При этом может произойти отказ от исследования, если обнаруживается, что то, что первоначально возникло как проблема, таковой в действительности не является или есть разрыв между возможностями решить проблему и ее реальной сложностью.
Иногда полагают, что исследование полностью базируется на логике, на способности увидеть логически определенную цепочку причинно-следственных связей. Но практика показывает, что в действительности в исследовательской деятельности находит свое отражение сочетание логики и абсурда, т.е. парадокса, не поддающегося в объяснении никакой логике. Абсурд рождает неведомое. Его нельзя отбрасывать только лишь потому, что он не вписывается в привычные представления. Это можно назвать первым методологическим принципом исследования: проблема — это противоречие, которое предстает нам иногда в качестве абсурда (неожиданно, непривычно, необъяснимо, нелогично, абстрактно).
Второй методологический принцип — принцип оценки. Любые события, явления, противоречия мы оцениваем по критериям важности, объективности, актуальности, связи с другими явлениями, сложности.
Третий методологический принцип — принцип распознавания. Всегда возникает необходимость отождествления, сравнения, определения класса явления, принадлежности к определенной типологической группе. Это позволяет глубже понять новое явление, определить его свойства и характер, сделать оценку более существенной. А если явление не укладывается в существующие типологические схемы, то возникает возможность их изменения, дополнения, развития. Это тоже акт исследования, развития науки, иногда это ведет к научному открытию.
Методологические принципы исследования помогают найти эффективный вариант его проведения, целенаправленного осуществления. Ведь принципы — это правила деятельности, которые ее, с одной стороны, ограничивают, а с другой — поддерживают и облегчают, потому что они отражают концентрированный опыт успешного исследования.
3. Результаты исследования
Результаты исследования могут иметь различный вид. Они бывают непосредственными и опосредованными (схема 4).
Схема 4
Результаты исследования управления
Непосредственные результаты |
Опосредованные результаты |
|
|
Все разнообразие проблем, которые характеризуют предмет исследования систем управления, можно представить в совокупности трех групп:
проблемы поведения объекта управления (производство, офис, фирма, предприятие и пр.),
проблемы поведения субъекта управления
проблемы взаимодействия субъекта и объекта управления
Главными в объекте управления, в проблематике функционирования социально-экономической системы (фирмы, организации, предприятия, офиса и др.) являются проблемы, отражающие необходимые компоненты ее функционирования (иногда их называют подсистемами), такие как социальная система, экономическая, организационная, технологическая, система качества деятельности и поведения на рынке (маркетинг). Все это типичные источники проблем, требующих исследования для развития управления.
Субъект управления чаще всего характеризуют такие проблемы, как характеристики персонала, информационное обеспечение управления, использование времени, разработка стратегий, развитие организации управления и его техническая вооруженность.
Характер объекта и предмета исследования определяет также разнообразие подходов и приоритетов. Подход к исследованию характеризует ракурс видения проблемы, набор методов исследования, общее направление его проведения. Это исходная позиция при подступе к решению проблемы.
Подходы могут быть эмпирическими или прагматическими. Первые построены, главным образом, на опыте и его реализации в исследовании, вторые — на решении проблем, дающем сиюминутный успех, непосредственную отдачу.
По факторам динамики различают функционально-структурный подход и информационный, отражающий систему обработки информации. Но наиболее эффективным является диахронический, в котором главным фактором исследования выступают изменения, характеризующие функционирование и развитие системы управления, а также фактор времени.
Существуют различные подходы и относительно цели исследования. По этому критерию можно выделить функционально-стоимостной и проблемно ориентированный подходы. Наибольший эффект, однако, имеет программно-целевой подход, характеризующийся четкостью цели исследования и конкретностью ее отражения в программе исследования.
Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления
Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям мы выбираем методы для проведения того или иного конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы.
Выбор методов исследования и их комбинаторное использование определяются системным представлением о всей совокупности общенаучных методов исследования.
Первым шагом в понимании системы общенаучных методов исследования является классификация методов, позволяющая упорядочить представление об их составе, связях и особенностях (схема 5).
Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: эмпирические и мыслительно-логические методы исследований.
Эмпирические методы построены на практической деятельности, осмысление которой дает нам представление о сути и особенностях событий и ситуаций. В эмпирических методах существуют две группы — методы наблюдений и методы эксперимента. Первая группа характеризует исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации; вторая предполагает искусственное создание ситуаций для изучения особенностей поведения системы. Эти особенности в обычных условиях могут быть незаметны, но в экспериментальных условиях, а иногда и в экстремальных, они проявляются в полной мере.
Методы наблюдений могут быть разделены на методы прямого и косвенного наблюдения. Прямое наблюдение — это наблюдение в реальном масштабе времени и на основе непосредственного общения или прямых коммуникаций; косвенное наблюдение — это наблюдение, основывающееся на опосредованных связях и коммуникациях и дифференциации временного режима наблюдений (выбор специальных отрезков времени).
Мыслительно-логические методы представляют собой использование интеллектуальных операций дедукции или индукции для разрешения исследуемой проблемы или ситуации.
З
Представить краткую характеристику каждого из общенаучных методов исследования, отразив их основную суть. На каждый метод не более ½ страницы. Общий объем контрольной - не более 10 стр.