ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.09.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Дисциплина «исследование систем управления»
Тема 1. Сущность исследование систем управления
3. Характеристики исследования
Тема 2. Методология исследования систем управления: понятие и сущность
1. Методология исследования: понятие и практическое содержание
2. Проблема в методолгии исследования систем управления
Результаты исследования управления
Тема 3. Общенаучные методы в исследовании систем управления
Тема 4. Системный подход в исследовании управления
2. Система управдения как объект исследования
3. Основные принципы системного подхода
3. Принцип вероятностных оценок
Тема 5. Специфические методы исследования систем управления
1. Состав и классификация специфических методов иследования систем управления
3. Методы социологических исследований
4. Метод эксперементирования «деловая игра»
6. Методы эксперементных оценок и swot-анализа в исследовании истем управления
7. Метод исследования воздействия факторов
Тема 6. Планирование и организация исследования систем управления
1. Программа исследования: структура, разработка и содержание
2. Планирование исследования систем управления
3. Организация исследования: условия, требования, виды
4. Технологии исследования систем управления
Технологии исследования систем управления
5. Консультирование как форма организации исследования систем управления
Тема 7. Формирование интегрального исследовательского интеллекта и принципы его деятельности
9. Принцип формирования психологического комфорта исследования
Тема 8. Диверсификация исследования
1. Сущность диверсификации исследования
2. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления
Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности
3. Интуиция в деятельности человека
Но использование этого метода имеет ряд серьезных ограничений. Исследование управления — это изучение деятельности человека, с которым следует экспериментировать очень осторожно и совершенно открыто. Виды эксперимента должны соответствовать нормам этики, и масштабы эксперимента могут быть ограниченными. Существуют сложности и в использовании результатов, полученных в ходе эксперимента. Не всегда возможно их распространение на большие масштабы управления.
В управлении могут быть эксперименты по распределению функций управления, системам мотивирования производительности, формам повышения квалификации персонала и т.д.
При разработке эксперимента следует особое внимание уделять концепции исследования, которая должна обосновывать масштабы его проведения цели, методическое и информационное обеспечение, ограничения и ожидаемый результат. Все это определяет качество эксперимента (схема 9).
Как уже указывалось, одним из методов исследования является деловая игра. Принято считать, что деловая игра — это способ обучения, развития навыков и способностей выбирать и принимать управленческие решения, это стимулирование коммуникаций, проявление и развитие творческих способностей, обмен опытом, мотивирование образовательной активности, позиционирование личности.
Однако можно назвать и еще одну функцию деловой игры — это функция исследования посредством управленческого эксперимента. Действительно, деловая игра может быть не только методом обучения, но и методом исследования управления.
В подтверждение этой мысли можно дать описание деловой игры, которая наиболее ярко характеризует именно эту ее функцию.
Группу персонала управления разбиваем на четыре подгруппы. Каждой из подгрупп даем определенные роли управленческой деятельности. Это роли государственных служащих, профсоюзных работников, предпринимателей, менеджеров. В подгруппах должны осознать эти роли в виде совокупности интересов профессиональной деятельности, согласованных с интересами общества и индивидуума. Уже само обсуждение этих интересов дает много исследовательской информации. Можно дисциплинировать обсуждение специальной программой проблематики в виде комплекса поставленных вопросов. Например, как можно реализовывать эти интересы, как решать проблемы их столкновения, конфликтные ситуации, почему различны интересы, в каких случаях они сближаются и когда расходятся до предела?
Далее задается ситуация состояния экономики и общественного развития в виде совокупности параметров: увеличение инфляции, падение производства, увеличение безработицы и др. Можно выбирать различные варианты таких параметров. Все зависит от целей деловой игры как средства обучения или как средства экспериментального исследования.
Затем всем подгруппам участников выдается одинаковый набор управленческих решений (скажем, по 50 карточек), при помощи которых можно изменить ситуацию. Надо, руководствуясь лишь интересами подгруппы (предприниматель, менеджер, государственный служащий, работник), выбрать по 5 решений, наиболее приемлемых в данной предложенном ситуации.
На следующем этапе предлагается представить эти решения для общего обсуждения. Конечно, возникает противоречие решений, ибо интересы различны и это определяет разные пути решения проблемы. Но условия игры — поиск компромиссов посредством перебора решений, взаимных уступок, убеждения, обсуждения последствий, объяснения интересов, анализа объективных зависимостей и пр. Три решения должны быть общими, два могут расходиться. Руководитель деловой игры может вводить в действие дополнительные варианты решений, корректировать обсуждение и поиск компромисса.
Такая деловая игра является не только средством обучения, но и экспериментальным исследованием. В процессе ее проведения, не только единичного, но главным образом систематического, можно обнаружить новые закономерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.
Практика убеждает в эффективности такого экспериментирования. Можно ставить подобный эксперимент не только для общеэкономических проблем и широких масштабов управления. Можно таким образом исследовать проблемы фирмы. Сформировать группы акционеров, менеджеров фирмы, инженерно-технического персонала, работников и провести эту ролевую игру-исследование по проблематике стратегии фирмы, антикризисного управления, конкуренции, научно-технического прогресса, социального развития.
Главное заключается в том, что экспериментирование не чуждо исследованию управления и эксперимент может быть весьма эффективным методом объяснения неизвестных и непонятных ситуаций, поиска новых решений, предвидения будущего, определения объективных тенденций развития в этой области.
5. Метод тестирования
Особым методом исследования управления, наиболее популярным в современных условиях и, пожалуй, достаточно эффективным, является метод тестирования.
Существует множество определений теста. Тест - это удовлетворяющая критериям исследования эмпирико-аналитическая процедура. Очень общее определение. Но есть определения и более конкретные. Например: тест - это система высказываний, позволяющая получить объективное отражение реально существующих отношений между людьми, их свойств, признаков и количественных параметров.
Но можно сформулировать более точное определение теста относительно проблем исследования управления. Тест — это метод изучения глубинных процессов деятельности человека посредством его высказываний или оценок факторов функционирования системы управления.
Ошибочно бытует представление, что тестирование используется главным образом в изучении психологических проблем. Действительно, в психологии тестирование является наиболее эффективным методом изучения человека. Но сфера использования тестирования не ограничивается только психологической проблематикой.
Большую роль в исследовании при помощи тестирования играет конструкция теста.
Тест включает набор высказываний и оценок по определенной проблеме или ситуации. Оценки могут быть упрощенные (типа «согласен» — «не согласен») или шкалированные (типа «совершенно верно», «верно», «скорее верно, чем неверно», «трудно сказать», «скорее неверно, чем верно», «неверно», «совсем неверно»). Шкала может иметь цифровые оценки в виде рейтинговых коэффициентов или выбора степени согласия.
Конструкция теста должна предполагать возможность обработки его результатов по определенным статистическим программам.
Каждый тест имеет ключ, позволяющий обработать полученную информацию в соответствии с целями тестирования.
Существуют правила формулировки высказываний. Они включают следующие положения (схема 10).
A) высказывания должны быть короткими, не более одного придаточного предложения;
Б) понятны для всех без исключения исследуемых (респондентов);
B) в высказываниях не должно быть намека на правильный, одобряемый или ожидаемый ответ;
Г) структурированные ответы по каждому из высказываний желательно иметь с одним и тем же числом альтернатив (не менее 5 и не более 11);
Д) тест не может состоять целиком из предложений, в которых высказываются только позитивные или только негативные суждения;
Е) в каждом высказывании теста следует утверждать что-нибудь одно.
При составлении теста необходимо учитывать его основные характеристики.
Надежность — одна из главных и важнейших характеристик. Ее связывают с точностью, определяющей возможность измерения, перевода в количественные показатели. Надежность определяется целью, задачами и характером тестового исследования, качеством высказываний.
Существуют приемы проверки надежности тестов. Они включают повторное тестирование, параллельное тестирование, прием раздельного коррелирования (внутренняя корреляция высказываний), использование дисперсионного анализа, факторный анализ.
Валидность тестов— способность отражать и измерять то, что они должны отражать и измерять по замыслу, целям. Это относится не только к самому тесту, но и к процедуре его проведения. Валидность теста может быть проверена посредством сравнительной оценки результатов, полученных другими методами, или экспериментом формирования различных групп тестируемых, можно проверить валидность по содержанию теста, проанализировав каждое его высказывание.
В управлении при помощи тестирования можно исследовать проблемы использования ресурсов (в частности, важнейшего из них — времени), уровень квалификации персонала, распределение функций управления, сочетание формального и неформального управления, стиль управления и пр.