Файл: Античная лит-ра. Ответы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.09.2024

Просмотров: 580

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Значение древнегреческой литературы в контексте мировой литературы. Периодизация древнегреческой литературы. Язык и письменность древнегреческой литературы.

Древнегреческая мифология. Периодизация древнегреческой мифологии. Особенности мифологического сознания у древних греков.

Долитературный период. Условия формирования греческого эпоса.

Троянский мифологический цикл и его историческая основа. Гомеровский эпос. «Илиада» и «Одиссея» - основная идея и структура поэм.

Особенности эпического стиля Гомера. Поэтический язык гомеровского эпоса.

Гомеровский вопрос в античности.

Гомеровский вопрос в новое время.

Гомеровский эпос в русской литературе. Переводы Гомера.

Гомеровские гимны и киклические поэмы. Пародии на героический эпос.

Дидактический эпос – происхождение, мировоззрение, стиль. Этические и социальные взгляды Гесиода («Труды и дни»).

Космогоническая картина мира в «Теогонии» Гесиода. Эпическая поэзия после Гесиода.

Социальные и политические условия появления древнегреческой лирики, её основные формы.

Древнегреческая элегия 7-5 вв. До н.Э. – происхождение, стихотворный размер, тематика. Элегии Каллина, Тиртея, Мимнерма.

Политические, социальные и дидактические мотивы элегий Солона и Феогнида.

Основные представители ямбической поэзии: Архилох, Семонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский.

Древнегреческая мелика. Виды мелической поэзии. Дорийский мелос (Терпандр, Алкман) и эолийский мелос (Алкей, Сапфо).

Анакреонт. Значение лирики Анакреонта в русской поэзии 18-19 вв. Энкомии Ивика. Лирическая триада Стесихора.

Ранние формы торжественной мелики (Арион, Лас Гермионский). Торжественная хоровая мелика: Симонид Кеосский. Греческие поэтессы.

Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.

Классический (аттический) период древнегреческой литературы. Общая характеристика исторической и культурной ситуации. Рождение новых жанров.

Возникновение древнегреческой драмы. Виды драмы. Устройство древнегреческого театра и организация представлений.

Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Первые трагические поэты. Сатирова драма. Аристотель о происхождении трагедии («Поэтика»).

Эсхил – «отец трагедии». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.

Софокл – основные этапы творчества. Театральные реформы Софокла. Религиозно-нравственные и политические взгляды Софокла. Особенности языка и стиля Софокла.

Еврипид – «философ на сцене». Новый тип трагедии. Социальные и религиозно-нравственные взгляды Еврипида. Миф в творчестве Еврипида. Язык и стиль Еврипида.

Периодизация древнегреческой комедии. Происхождение и структура древнегреческой комедии. Первые комические поэты.

Аристофан – представитель древней комедии. Этапы творчества Аристофана. Социально-политические взгляды Аристофана. Язык и стиль его комедий.

Эстетические законы творчества Аристофана. Идеальный образ трагического поэта («Лягушки»). Еврипид и Аристофан.

Философская проза: Аристотель. Литературная теория Аристотеля.

Эстетические взгляды Платона.

Греческая историография. «История» Геродота – тема, композиция, особенности стиля. Новелла Геродота.

Греческая историография. «История» Фукидида – тема, особенности композиции и стиля. Функции речей.

Историческое сочинение Ксенофонта. Особенности языка и стиля.

Ораторское искусство древней Греции – первая софистика. Задачи софистики. Виды красноречия. Горгий и Лисий.

Исократ – родоначальник системы «периодов» речи. Политические речи Исократа, особенности языка и стиля.

Расцвет греческого ораторского искусства – Демосфен. Политические взгляды Демосфена («Филиппики»). Риторические приёмы Демосфена.

Древнегреческая литература эпохи эллинизма 3-1 вв. До н.Э. – характеристика периода.

Особенности эллинистической поэзии. Поэзия «малых форм». Творчество Каллимаха.

Аполлоний Родосский и возрождение гомеровского эпоса. «Аргонавтика» - сюжет, композиция, главные образы. Особенности стиля.

Буколическая поэзия. Идиллии Феокрита. Бион и Мосх.

Новоаттическая комедия – условия формирования, тематика, структура. Менандр – общая характеристика творчества.

Древнегреческая литература эпохи римского господства. Периодизация, особенности, появление новых жанров.

Плутарх – историк, философ-моралист. Сборник «Моралии». Исторические биографии Плутарха.

Древнегреческий роман. Источники и особенности жанра. Структура и тематика романа.

Сатирический рассказ и сатирический диалог Лукиана.

Этапы развития греческой эпиграммы.

Ораторское искусство греко-римского периода. Вторая и третья софистики.

Ранние формы торжественной мелики (Арион, Лас Гермионский). Торжественная хоровая мелика: Симонид Кеосский. Греческие поэтессы.

Хоровая торжественная мелика была связана с культами/праздниками. При храмах создавались хоры, воспевающие культы.

- Лас Гермионский (6 в.) – дифирамбист (дифирамб, культовой гимн в честь Диониса). Допускал резкий переход от одной темы к другой; приписывается первое сочинение по греческой музыке. Основой дифирамбов становятся мифы о богах и героях.

- Симонид Кеосский (вторая половина 6 – первая половина 5 в. до н.э.) – сначала был предводителем хора на Кеосе на праздниках Аполлона. Жил при дворе различных сицилийских тиранов. Воспевал их и героические события. Кроме этого воспевал и простых людей, особенно победителей на состязаниях. Особая философия, основанная на жалости и сострадании к слабому человеку. Похоронные плачи отличались естественностью и реализмом. Надгробные эпиграммы. Развивает мысль о сходстве жизни с вечной сменой листвы на деревьях. Писал так же о том, что человек не может быть уверен в завтрашнем дне.

- Фантасия - легендарная древнегреческая поэтесса времён Троянской войны. Ей приписывались поэмы о Троянской войне и возвращении Одиссея на Итаку, из которых Гомер, якобы, составил свой эпос, когда посетил Мемфис, где жила Фантасия.

Сапфо

- Сапфо (7-6 в. до н.э.) – аристократка; по возвращении на Лесбос открыла школу для обучения девушек наукам и музыке. Основной темой является любовь. Симфония чувств и ощущений. Другая основная тема – природа, которая также пронизана эротическими настроениями. Любовь для неё и горька и сладка. Писала Сапфо и гимны, из которых сохранился гимн к Афродите, где она просит богиню сжалиться над ней. В гимнах больше реализма. Песни к подругам – темой является совместная жизнь и работа в школе, взаимная любовь, ненависть и ревность. Утончённая чувственность.

- Коринна – писала на беотийском наречии и на основах местных мифов.

- Праксилла (середина 5 в. до н.э.) – дифирамбы в честь Адониса.

Торжественная хоровая мелика: Пиндар и Вакхилид. Особенности жанра эпиникий в их творчестве.

- Пиндар (5 в. до н.э.) – родился около Фив. Получил музыкальное образование. Много путешествовал, пользовался небывалой славой, его цитировал Геродот. Все его эпиникии являются восхвалением победителей на состязаниях, главным образом правителей, но так же и обычных граждан. Все эти оды писались по заказу, тем не менее не содержат никакой лести. Восхваляются слава, богатство, здоровье, сила, удача, жизненная энергия. Но без фанатизма.


- Вакхилид (5-в до н.э.) – племянник Симонида Кеосского. Восхваление знаменитого афинского героя Тезея, дифирамб «Тезей» как зачатки драмы. Изображается ожидание Эгеем и народом приближающегося сына. Дионисийское волнение хора украшается мифом и видением, данным в рассказе Эгея. Неизменно стремится фиксировать детали. Несколько более заметный пессимизм. Божество у него даёт счастье в удел немногим. Идеал счастья – жизнь, свободная от тревог и волнений. Прогрессируют демократические тенденции.


Классический (аттический) период древнегреческой литературы. Общая характеристика исторической и культурной ситуации. Рождение новых жанров.

- Греческое рабовладельческое общество переживает в 5 в. до н.э. период своего наивысшего расцвета — экономического, политического, художественного. Расцвет этот неразрывно связан с последовавшим за греко-персидскими войнами возвышением Афин и развитием афинской демократии.

Афины были рабовладельческой демократией; «равноправие» афинских граждан возможно было лишь в силу того, что от пользования благами демократии были устранены лишенные гражданских прав элементы, рабы,* составлявшие в действительности большинство населения.

Возвышение и кризис афинской демократии сопровождались заметными переломами в общественном сознании. Строго охраняя основы полисной жизни, афинская демократия отличалась известным религиозным консерватизмом. Радикальные идеи ионийской философии очень медленно проникали в Афины, и у аттических писателей эпохи роста демократии божественное управление миром не вызывает еще ни малейшего сомнения. Однако религиозные представления принимают у них все более и более отвлеченный характер. Божество теряет свою сверхъестественность, растворяется в природе и обществе.

- 4 в. до н.э. – распад полисов. Время преобладания прозаических жанров. В условиях сицилийской и афинской демократии широко развивается красноречие — судебное, политическое и так называемое «торжественное», т. е. речи на публичных собраниях во время праздников, поминок, пиров. Старая полисная культура требовала знания мифов и традиций; новая, подготовленная софистикой культура, отвергая значительную часть этих традиций, основана на теоретическом знакомстве с вопросами нравственности и государства и требует умения красиво и убедительно излагать свои мысли. Эта потребность вызывает к жизни новую дисциплину, риторику.

Развитие театральных жанров – драмы, комедии, трагедии.

Возникновение древнегреческой драмы. Виды драмы. Устройство древнегреческого театра и организация представлений.

Зарождение драмы – 6 в. до н.э., область Аттики. Обязательны диалог + сценическое движение. Основной элемент – хор исполняемый под аккомпанемент флейты. Драма, как сложный социальный процесс уходит корнями в культ Диониса. Диалог между хором и корифеем, облачённым в маску и костюм бога, а хор – в сатиров. Мистерии, изображающие мифы, например, похищение у Деметры её дочери, Персефоны.


Виды:

  1. трагедия – песня сатиров, спутников Диониса.

  2. комедия – песня весёлого сельского шествия в честь Диониса.

Театральное представление – обязательная программа празднества. Греческие трагедии и комедии представляли зрителям в форме состязания трагических поэтов. Они подавали заявку, после выбирали 3-х наиболее достойных, им выдавался хор. В рамках трагедии – монолог и незначительный диалог с хором. Судит специальная коллегия из 10 человек, афинских граждан. Награда – венок из священного дерева или растения, в честь которого праздник (в Дионисиях – плющ). Результаты выбивались на большой каменной стеле.

Каждый трагический поэт состязался тетралогией (четыре драмы, связанные общим сюжетом), в неё входили одна трилогия + сатирова драма. Впоследствии драматические состязания не связываются друг с другом. Трилогия давала рассмотреть историю поколений. В основе – мифологический сюжет, связанный с социальной или политической обстановкой.

Театр состоял из трёх частей: орхестры для хора с жертвенником Дионису посередине, мест для зрителей, в первом ряду которых было кресло для жреца Диониса, и скены, строения позади орхестры, где переодевались актёры + деревянная стенка с декорациями. Не было потолка, искусственного освещения – состязание длилось, пока был солнечный свет. Не было занавеса. Каждый актёр исполнял несколько ролей. Сцен убийств не было. В роли трупа – соломенный мешок, укрытый плащом. Один полухор поддерживал героя, другой – противника. Хор всегда статичен.

Действие комедии – улица, трагедии – храм или дворец, драмы – луг, вход в пещеру.


Происхождение и структура древнегреческой трагедии. Первые трагические поэты. Сатирова драма. Аристотель о происхождении трагедии («Поэтика»).

Однако, если аттическая трагедия и развилась на основе фольклорной игры пелопоннесских «козлов» и дифирамба арионовского типа, все же решающим моментом для возникновения ее было перерастание «страстей» в нравственную проблему. Рост социального значения отдельной личности в жизни полиса и повысившийся интерес к ее художественному изображению приводят к тому, что в дальнейшем развитии трагедии роль хора уменьшается, вырастает значение актера и увеличивается число актеров; но остается неизменной самая двусоставность, наличие хоровых партий и партий актера.

Антрактов в современном смысле слова в аттической трагедии не было. Игра шла непрерывно, и хор почти никогда не покидал места игры во время действия. Необходимыми составными частями аттической трагедии являются «страдание», сообщение вестника, плач хора. Катастрофальный конец для нее нисколько не обязателен; многие трагедии имели примирительный исход.

Античная сатирова драма была, как мы уже говорили, драмой тела и телесной жизни.

Первые трагические поэты: Эсхил, Софокл, Еврипид.

Аристотель о происхождении трагедии: «трагедия есть подражание действию важному и законченному, имеющему определённый объём, при помощи речи, в каждой из своих частей различно украшенной; посредством действия, а не рассказа совершающее, путём страдания и страха, очищение подобных аффектов».

Эсхил – «отец трагедии». Этапы творчества Эсхила. Религиозные и нравственные взгляды Эсхила. Драматические особенности трагедий Эсхила. Язык и стиль Эсхила.

Раскрыл с помощью мифологических образов историческое содержание того переворота, современником которого он являлся, — возникновения демократического государства из родового общества.

Родился в 525/4 г. в Элевсине и происходил из знатного землевладельческого рода. Из трагедий видно, что поэт являлся сторонником демократического государства, хотя и принадлежал к консервативной группировке внутри демократии.

Три этапа в творчестве Эсхила, которые вместе с тем являются этапами становления трагедии как драматического жанра: «Персы», ранняя трагедия, характерны преобладание хоровых партий, слабое развитие диалога, отвлеченность образов.

К среднему периоду относятся такие произведения, как «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». Появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большее развитие диалог; более четкими становятся и образы эпизодических фигур.