Файл: Крюков В.Г. Основы работоспособности технических систем.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2024
Просмотров: 363
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра Автомобильных Двигателей и Сервиса
Тема 1. Технические системы: качество, работоспособность, диагностика
1.1 Техническая система и ее жизненный цикл
1.2 Качество и работоспособность технических систем.
Понятие о техническом состоянии автомобиля.
Причины и последствия изменения технического состояния
1.3 Работоспособность и диагностика технической системы
Оценка работоспособности технической системы.
Рис 1.4 Прямые и косвенные методы определения рабочих параметров Свойства диагностических параметров
Тема 2 показатели и характеристики надежности
2.1 Основные понятия надежности. Классификация отказов Основные понятия
Классификация и характеристики отказов
2.2 Количественные показатели безотказности
2.3 Связи показателей надежности. Характеристики безотказности
3.1 Общие понятия. Статистическая обработка испытаний
3.2 Нормальный закон распределения наработки до отказа Классическое нормальное распределение.
3.3 Законы распределения наработки до отказа
3.4 Надежность систем. Общие понятия и определения
Рис 3.13 Примеры ненагруженного резервирования
3.5 Надежность основной системы
Тема 4. Сбор информации и идентификация моделей
4.1. Методы сбора информации о надежности автомобиля.
4.2. Идентификация работы двигателя по результатам стендовых испытаний:
4.3 Моделирование работы двигателя в эксплуатации
Тема 5 производительность средств обслуживания
5.1. Предприятия технического обслуживания и смо
5.2 Системы массового обслуживания с отказами
5.3 Система массового обслуживания с ожиданием
Тема 6. Управление станциями технического обслуживания автомобилей
5.3 Система массового обслуживания с ожиданием
Рассмотрим следующую СМО с простейшими потоками заявок λ и обслуживанияμ: поступившая заявка может обслуживаться любым свободным каналом; если всепканалов заняты, поступившая заявка становится в очередь и ждет своего обслуживания. Будем считать, что число мест в очереди неограниченно, причем более ранняя заявка, будет обслуживаться раньше.
Подобные системы называют СМО с ожиданием. Они характерны для крупных автоцентров и пунктов оплаты на платных дорогах. В этих системах общее число заявок, находящихся в системе, складывается из обслуживаемых заявок и заявок, находящихся в очереди. Поэтому СМО с ожиданием можно характеризовать следующим бесконечным множеством состояний:
А0 – все n каналов свободны, в системе нет заявок и нет очереди;
………………………………………………………
Аk – занято k<n каналов, обслуживается k заявок, очереди нет;
…
Аn – заняты все n каналов, обслуживается n заявок, очереди нет.
Аn+1 – заняты все n каналов, обслуживается n заявок, одна заявка находится в очереди.
…
Аn+r – заняты все n каналов, обслуживается n заявок, в очереди находится r заявок.
…
Граф возможных состояний СМО с ожиданием показан на Рис 5.3 .
Рис 5.3 Схема СМО с ожиданием (без ограничения очереди)
Стационарное состояние системы описывается бесконечной системой алгебраических уравнений относительно вероятностей РkиPn+r. Эта система формируется по графу состояний в соответствии с ранее описанным мнемоническим правилом. Система имеет следующий вид:
(5.17)
при нормировочном условии .
Первые nуравнений системы (5.17) совпадают сn уравнениями для СМО с отказами и поэтому имеют решение в виде формул Эрланга:
;; (5.18)
Последние уравнения системы (5.17), начиная с п+1, одинаковы по структуре. С помощью вспомогательных переменных
(5.19)
эти уравнения можно записать в виде:
(5.20)
откуда имеем:
(5.21)
Учитывая соотношения (5.19) и (5.21), получим следующую рекуррентную формулу:
(5.22)
Применяя (5.22) последовательно rраз, получим:
(5.23)
Вероятность P0можно найти из нормировочного условия, в которое подставим формулы (5.18) при0 ≤ k ≤ nи (5.23) приr ≥ 0:
(5.24)
Обозначим . Пусть, тогда сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии со знаменателемρравна. Соотношение (5.24) примет вид:
(5.25)
Откуда:
(5.26)
С использованием соотношения (5.25) нетрудно подсчитать основные характеристики СМО с ожиданием в стационарном режиме, которые описываются следующими формулами:
- вероятность того, что все каналы свободны:
(5.27)
- вероятность того, что все каналы заняты:
(28)
- вероятность того, что все n каналов заняты и r заявок находятся в очереди:
(5.29)
- среднее число заявок в очереди:
(5.30)
- среднее время ожидания заявок в очереди:
(5.31)
- среднее число каналов, свободных от обслуживания:
(5.32)
- среднее число каналов, занятых обслуживанием:
(5.33)
- коэффициент простоя каналов и коэффициент загрузки каналов:.
Параметр λ, как правило, определяется на основе статистических данных и подсчитывается в основном по количеству заявок, поступающих в систему в различные календарные сроки. Значение этого параметра имеет тенденцию возрастать в весеннее время и убывать зимой. Параметр μ определяется техническим оснащением и квалификацией обслуживающего персонала.
Контрольные вопросы
1. Какие типы станций существуют для технического обслуживания автомобилей?
2. Что такое система массового обслуживания? Приведите примеры.
3. Что такое поток заявок и поток обслуживания? Дайте математическое определение простейших потоков.
4. Раскройте смысл пуассоновского параметра λ в потоке заявок.
5. Раскройте смысл параметра μ в потоке обслуживания.
6. Дайте характеристику системе массового обслуживания с отказами.
7. Опишите мнемоническое правило для составления уравнения стационарного режима СМО с отказами.
8. На основе системы (5.6) получите формулу (5.9).
9. Для получения какого соотношения используется уравнение (5.7)?
10. В формуле (5.11) охарактеризуйте смысл каждого символа и индекса.
11. Как получается формула для вероятности отказа в обслуживании?
12. Вывести формулы (5.13) и (5.14).
13. Вывести формулы (5.15) и (5.16).
14. Станция технического обслуживания имеет 4 поста. В среднем в течение часа на станцию для обслуживания прибывает 4 автомобиля, среднее время обслуживания одного автомобиля на одном посту составляет 40 минут. Если все посты заняты, автомобили уезжают искать новую СТО. Найдите среднее число занятых каналов и вероятность того, что все каналы заняты?
15. Диспетчерская автовокзала предусматривает работу 2-х операторов, каждый оператор обслуживает в среднем 1-го клиента за 1 минуту. В среднем за одну минуту поступает 1,3 заявок. Диспетчерская работает в режиме СМО с отказом. Найти значения :
- если одновременно работают 2 диспетчера;
- если работает только 1 диспетчер.
16. Небольшое кафе имеет 6 индивидуальных столиков для обслуживания. В дневное время в среднем заходят 30 посетителей в час, среднее время нахождения в кафе каждого посетителя 15 минут. Если все столики заняты, посетители уходят не обслуженными. Найти значение и вероятность того, что число клиентов, находящихся одновременно в кафе будет не более 4-х? Найти среднее число обслуженных посетителей за 1 час? Если поставить еще один столик, на сколько в течение часа увеличится число обслуженных посетителей?
17. Найти вероятность того, что в условиях задачи 16 в кафе в течение часа зайдут 60 посетителей, а также вероятность того, что за 1 час за одним столиком будет обслужено 6 посетителей?
18. Базируясь на уравнениях (5.17) получить формулы(5.22) и (5.23)?
19. Доказать соотношение (5.26)?
20. Обосновать формулы (5.28) и (5.29)?
21. Доказать формулу (5.30)?
22. Доказать соотношения (5.31) и (5.32)?
23. В порту имеется 6 причалов. Среднее время разгрузки судна на одном причале составляет 0,7 суток. Ежедневно в порт прибывает в среднем 8 судов. Считая поток судов пуассоновским, найти:
- вероятность того, что за сутки прибудут 12 судов?
- вероятность того, что все причалы будут свободными?
- среднее за сутки число обслуженных судов?
- вероятность того, что все причалы будут заняты?
- среднее время ожидания в очереди?
- среднее число ожидающих судов?
24. На пропускном пункте платной автомобильной дороги имеется 6 постов оплаты. Один пост может обслуживать в час в среднем 60 автомобилей. В среднем по этой дороге в час проезжает 240 автомобилей, плата с 1-го автомобиля - 30 рублей. Найти:
- вероятность того, что в течение часа по дороге проедет 400 автомобилей?
- среднюю денежную выручку в час?
- среднее время ожидания автомобиля в очереди?
- вероятность того, что все посты заняты?
- при какой средней интенсивности движения очередь на пункты оплаты начнет неуклонно расти?