Файл: Крюков В.Г. Основы работоспособности технических систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.10.2024

Просмотров: 248

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Кафедра Автомобильных Двигателей и Сервиса

Тема 1. Технические системы: качество, работоспособность, диагностика

1.1 Техническая система и ее жизненный цикл

1.2 Качество и работоспособность технических систем.

Понятие о техническом состоянии автомобиля.

Причины и последствия изменения технического состояния

1.3 Работоспособность и диагностика технической системы

Оценка работоспособности технической системы.

Рис 1.4 Прямые и косвенные методы определения рабочих параметров Свойства диагностических параметров

Тема 2 показатели и характеристики надежности

2.1 Основные понятия надежности. Классификация отказов Основные понятия

Классификация и характеристики отказов

Составляющие надежности

2.2 Количественные показатели безотказности

2.3 Связи показателей надежности. Характеристики безотказности

Тема 3 модели надежности.

3.1 Общие понятия. Статистическая обработка испытаний

Расчет эмпирических функций. Используя данные сформированного статистического ряда, определяются статистические оценки показателей надежности, т. Е. Эмпирические функции:

3.2 Нормальный закон распределения наработки до отказа Классическое нормальное распределение.

3.3 Законы распределения наработки до отказа

3.4 Надежность систем. Общие понятия и определения

1.Определение состава рассчитываемых показателейнадежности. Для системы с невосстанавливаемыми элементами этими показателями являются:

Рис 3.13 Примеры ненагруженного резервирования

3.5 Надежность основной системы

Тема 4. Сбор информации и идентификация моделей

4.1. Методы сбора информации о надежности автомобиля.

4.2. Идентификация работы двигателя по результатам стендовых испытаний:

4.3 Моделирование работы двигателя в эксплуатации

Тема 5 производительность средств обслуживания

5.1. Предприятия технического обслуживания и смо

5.2 Системы массового обслуживания с отказами

5.3 Система массового обслуживания с ожиданием

Тема 6. Управление станциями технического обслуживания автомобилей

6.2 Методы экспертных решений

34. Какие существуют способы распределения норм надежности между элементами основной системы, и чем они отличаются?

35. Структура проектируемой системы представляется основной системой, состоящей из 10 элементов «A», 15 элементов «B», 32 элементов «D» и 8 элементов «F». Интенсивности отказов элементов известны и равны: λA = 2 · 10 -6 час -1 , λB = 4 · 10 -6 час -1, λD = 2.5 · 10 -6 час -1, λF = 5 · 10 -6 час -1. Определить среднюю наработку до отказа T и ВБР системы за наработки t1 = 100 час, t2 = 1000 час и в интервале указанных наработок? Определить плотность распределения отказов системы при наработке t2 = 1000 час?

Ответ: T = 5 · 10 3 час, P(t1) = 0.98, P(t2) = 0.819, Pс(t1 , t2) = 0.836, f(t2) = 1.64 · 10-4 час-1


Тема 4. Сбор информации и идентификация моделей

4.1. Методы сбора информации о надежности автомобиля.

Для получения информации о техническом состоянии автомобиля необходимо исходить из уменьшения трудоемкости и стоимости сбора обработки и хранения этой информации. Целесообразно на предприятиях обслуживания автомобилей создать систему хранения информации о транспортных средствах постоянных клиентов. Для этого должна применятся единая система первичной документации, предусматривающая в единой форме учётные документы, правила их заполнения, возможность их обработки на ЭВМ с целью оперативного управления ремонтными работами. Информация о надёжности автомобиля должна обладать следующими свойствами:

- полнотой, т.е. достаточностью сведений, необходимых для проведения оценки состояния, анализа надёжности автомобиля, его узлов и агрегатов;

- достоверностью информации, что включает объективное отображение условий эксплуатации автомобиля и состояние его элементов. Для этого используют счётчики, тензометрические датчики и другие устройства и приборы, интегрирующие значения нагрузок и характеристик автомобиля и его элементов;

- однородность, т.е. выделение событий при появлении неисправности или отказов, их “разнесение” на группы (например, формирование группы отказов только для условий движения автомобиля в городе). Для обеспечения однородности информации необходимо знать сведения о режимах эксплуатации автомобиля и его систем;

- своевременность сбора и обработки информации;

- непрерывностьсбора и анализа информации.

Среди методов сбора информации следует выделить:

- анкетирование случайных владельцев или водителей;

- анкетирование совместно с осмотром автомобиля;

- получение информации при испытании на полигонах;

- эксплуатационное наблюдение за постоянными клиентами;

  • испытание в экспериментально - производственных АТП.

Оценка качества этих методов приведена в Таблице 4.1.

Таблица 4.1. Оценка качества методов сбора информации о надежности автомобиля

Анкетир. случайн

Анкетир. осмотр

Испытан. полигон

Постоян. клиент

Испытан. АТП

Полнота

1

2

3

5

5

Достоверность

1

4

5

5

5

Однородность

1

2

4

4

5

Своевременность

3

4

4

5

5

Непрерывность

1

2

3

4

5

Σ оценок

7

14

19

23

25


Как видно, наименее эффективным методом сбора информации является анкетирование случайных клиентов, а наиболее эффективным - испытание партии автомобилей в экспериментально-производственных АТП.

Анализ причин отказов узлов и деталей показывает, что на их долговечность существенное влияние оказывает:

- совершенство конструкции;

- качество изготовления;

- условие эксплуатации и режимы работы;

Например: сроки службы амортизатора шаровых опор рычагов передней подвески во многом зависят от дорожных условий (ровности дорожного покрытия). На износ кулачков распределительного вала и рычагов привода клапана оказывают влияние, режимы работы двигателя. Ресурс дисков сцепления и деталей тормозной системы главным образом зависит от характера эксплуатации (городские условия, трасса или проселочные дороги) и квалификации водителя. Информация об отказах агрегатах автомобилей постоянно собирается и систематизируется. Например, в Таблице 4.2 приведены соответствующие данные о системах автомобиля ВАЗа.

Таблица 4.2. Распределение отказов по агрегатам и системам автомобиля ВАЗ и связанных с их устранением затрат

Агрегаты и системы

Отказы(%)

Трудоемк.

устранения отказов(%)

Стоимость запасных частей(%)

Двигатель и его системы

5,7

11,8

7,4

Сцепление

1,3

4,4

2,7

Коробка передач

0,1

0,1

0,1

Валы карданные

0,7

1,7

1,1

Задний мост

2,4

6,5

11,7

Рулевое управление

1.1

1,1

0,8

Передняя подвеска

16,9

33,8

17,1

Задняя подвеска

7,7

7,7

12,3

Тормозная система

27,2

12,4

10,7

Колеса (без учета шин)

4,0

2,4

3,8

Электрооборуд. и приборы

24,7

10,4

26,6

Кузов и его детали

8,2

7,7

5,7


Для оценки надёжности автомобиля применяют различные подходы, среди которых следует выделить:

- математические методы моделирования и определения надёжности. В этом случае создаются математические модели основных агрегатов и функциональных элементов, которые отражают динамические изменения во времени его характеристик. По достижении этими характеристиками своих предельно допустимых значений определяется ресурс данного агрегата или функционального элемента;

- методы испытаний, среди которых выделяют стендовые испытания, лабораторно-дорожные и полигонные. Однако, наиболее полная и исчерпывающая информация о надёжности автомобиля в целом, и его агрегатов и узлов может быть получена в условиях реальной эксплуатации автомобиля.

Оценка работоспособности двигателя. Эффективность эксплуатации автомобиля во многом зависит от работоспособности двигателя, который является одним из основных, дорогостоящих и трудоёмких узлов автомобиля. Работоспособность двигателя определяется состоянием выходных характеристик в пределах, установленных технической документацией. К числу таких характеристик следует отнести: мощностьNe, крутящий момент Mе, расход топливаGТ, содержание токсичных веществ в отработанных газах, давление масла, рабочая температура двигателя. Для поддержания работоспособности двигателя необходимо располагать информацией:

- о максимально допустимой наработке двигателя, после которой следует проводить ремонт;

- о характере износа основных деталей;

- о номенклатуре деталей, подлежащих ремонту или замене в первую очередь;

- о целесообразных видах ремонта и технического обслуживания двигателя;

- о требуемом объеме запасных частей.

Следует заметить, что для автомобилей разного типа существуют различные подходы для оценки работоспособности двигателя. Наилучшая оценка работоспособности может быть получена в результате анализа множества состояний, в которых находится двигатель в период эксплуатации. Определенные исследования для оценки работоспособности двигателя могут быть выполнены уже на стадии проектирования. Другие исследования производятся экспериментально в процессе наблюдений в период эксплуатации или специально организованных испытаний.

В последнее время в связи с достаточным уровнем развития вычислительной техники производится прогнозирование наработки двигателя до предельного состояния с применением методов модельных испытаний, методов идентификации процессов и характеристик, согласование математических моделей с опытными данными.


При построении моделей идентификации двигателя можно выделить следующие стадии:

- выбор структуры моделей на основании имеющейся априорной информации об исследуемом объекте;

- выбор критерия близости объекта и модели, основанный на специфике задачи;

- определение параметров и коэффициентов моделей на основе выбранного критерия;

Для автомобильного двигателя входными параметрами, определяющими его скоростные и нагрузочные режимы, являются частота вращения коленчатого вала nви разрежение во впускном коллектореΔpк, которое часто моделируется углом установки воздушной или дроссельной заслонки.