Файл: Крюков В.Г. Основы работоспособности технических систем.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.10.2024
Просмотров: 360
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Кафедра Автомобильных Двигателей и Сервиса
Тема 1. Технические системы: качество, работоспособность, диагностика
1.1 Техническая система и ее жизненный цикл
1.2 Качество и работоспособность технических систем.
Понятие о техническом состоянии автомобиля.
Причины и последствия изменения технического состояния
1.3 Работоспособность и диагностика технической системы
Оценка работоспособности технической системы.
Рис 1.4 Прямые и косвенные методы определения рабочих параметров Свойства диагностических параметров
Тема 2 показатели и характеристики надежности
2.1 Основные понятия надежности. Классификация отказов Основные понятия
Классификация и характеристики отказов
2.2 Количественные показатели безотказности
2.3 Связи показателей надежности. Характеристики безотказности
3.1 Общие понятия. Статистическая обработка испытаний
3.2 Нормальный закон распределения наработки до отказа Классическое нормальное распределение.
3.3 Законы распределения наработки до отказа
3.4 Надежность систем. Общие понятия и определения
Рис 3.13 Примеры ненагруженного резервирования
3.5 Надежность основной системы
Тема 4. Сбор информации и идентификация моделей
4.1. Методы сбора информации о надежности автомобиля.
4.2. Идентификация работы двигателя по результатам стендовых испытаний:
4.3 Моделирование работы двигателя в эксплуатации
Тема 5 производительность средств обслуживания
5.1. Предприятия технического обслуживания и смо
5.2 Системы массового обслуживания с отказами
5.3 Система массового обслуживания с ожиданием
Тема 6. Управление станциями технического обслуживания автомобилей
Заметим, что чем больше число измеряемых диагностических параметров, тем более полной является информация о состоянии технической системы, но при этом повышается трудоемкость и стоимость диагностирования. При выборе диагностических параметров необходимо предусмотреть, чтобы они были независимы. Как правило, выбор этих параметров осуществляется на основе накопленного опыта с использованием рекомендации, содержащихся в нормативно-технической документации. Многочисленные диагностические параметры условно можно разделить на 2 класса:
1. Диагностические параметры выходных характеристик рабочих процессов, которые характеризуют основные функциональные свойства автомобиля и его систем. К ним можно отнести мощность двигателя, максимально допустимую скорость, расход топлива, рабочую температуру двигателя, тормозной путь.
2. Диагностические параметры сопутствующих процессов, которые сопровождают работу автомобиля в целом и его подсистем к ним можно отнести: уровень шума и вибрации, содержание продуктов износа деталей в масле и т.д.
Средства диагностирования обычно разделяют на внешние и встроенные (Таблица 1.4).
Таблица 1.4 Классификация средств диагностирования
Средства диагностирования |
|
Внешние |
Встроенные |
стационарные |
информационные |
передвижные |
стационарные |
переносные |
программируемые |
К внешним следует отнести различные стенды, такие как: стенд проверки установки углов схождения и развала, тормозной стенд, диагностический стенд. Примером переносного средства диагностирования является прибор для определения уровня загрязнения в отработанных газах.
Встроенные средства диагностирования являются конструкционными элементами автомобиля. Они позволяют контролировать некоторые рабочие параметры автомобиля, сигнализируют о возможности наступления отказа, либо непосредственно о самом отказе.
Следует заметить, что прямой и косвенный методы диагностирования автомобиля в большинстве случаев используются совместно с целью получения минимальных затрат на определение технического состояния автомобиля. Например, процесс диагностирования двигателя начинают с использования косвенного метода по значению параметра типа Si, и, если результат выполненного диагностирования является неудовлетворительным, то используют прямой метод с частичной разборкой двигателя.
Контрольные вопросы.
Приведите примеры технических систем находящихся на кухне вашей квартиры?
Какие этапы жизненного цикла автомобиля имеют отношение к вашей специальности (специальность 190603)?
Что такое база знаний? Что она включает?
Что такое целеполагание (как этап жизненного цикла )?
Какие факторы влияют на эксплуатацию автомобиля ?
Почему (в отличие от плановой) в условиях рыночной экономики улучшились качество и быстрота сервиса ?
Какие виды работ включает техническое обслуживание и сервис?
Какая разница между сервисом и техническим обслуживанием?
Назовите основные показатели качества?
Что такое наработка двигателя?
Какая разница между предельным состоянием и предельно допустимым состоянием?
Какая разница между усталостным изнашиванием и усталостным разрушением?
Перечислите виды изнашивания?
В чем общность и отличие понятий «исправность» и «работоспособность» объекта?
Что такое диагностические параметры? Приведите примеры этих параметров.
Перечислите требования к диагностическим параметрам?
Что такое однозначность диагностических параметров?
Что такое чувствительность диагностических параметров?
Тема 2 показатели и характеристики надежности
2.1 Основные понятия надежности. Классификация отказов Основные понятия
Надежность – свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени и в заданных пределах значения установленных эксплуатационных показателей (см. п.1.2).
Применение (использование) объекта по назначению прекращается в следующих случаях:
- при неустранимом нарушении безопасности;
- при неустранимом отклонении величин заданных параметров;
- при недопустимом увеличении эксплуатационных расходов.
Для некоторых объектов предельное состояние является последним в его функционировании, т.е. объект снимается с эксплуатации, для других – определенной фазой в эксплуатационном графике, требующей проведения ремонтно-восстановительных работ. В связи с этим, объекты могут быть:
- невосстанавливаемые, для которых работоспособность в случае возникновения отказа, не подлежит восстановлению;
- восстанавливаемые, работоспособность которых может быть восстановлена, в том числе и путем замены.
К числу невосстанавливаемых объектов можно отнести, например: подшипники качения, полупроводниковые изделия, зубчатые колеса и т.п. Объекты, состоящие из многих элементов, например, станок, автомобиль, электронная аппаратура, являются восстанавливаемыми, поскольку их отказы связаны с повреждениями одного или немногих элементов, которые могут быть заменены. В ряде случаев один и тот же объект в зависимости от особенностей, этапов эксплуатации или назначения может считаться восстанавливаемым или невосстанавливаемым.
Отказ – событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта. Критерий отказа – отличительный признак или совокупность признаков, согласно которым устанавливается факт возникновения отказа.
Классификация и характеристики отказов
Отказы по типу подразделяются на:
отказы функционирования (выполнение основных функций объектом прекращается, например, поломка зубьев шестерни);
отказы параметрические (некоторые параметры объекта изменяются в недопустимых пределах, например, потеря точности станка).
По своей природе отказы могут быть:
случайные, обусловленные непредусмотренными перегрузками, дефектами материала, ошибками персонала или сбоями системы управления и т. п.;
систематические, обусловленные закономерными и неизбежными явлениями, вызывающими постепенное накопление повреждений: усталость, износ, старение, коррозия и т. п.
Основные признаки классификации отказов:
- характер возникновения;
- причина возникновения;
- характер устранения;
- последствия отказов;
- дальнейшее использование объекта;
- легкость обнаружения;
- время возникновения.
Рассмотрим подробнее каждый из классификационных признаков:
характер возникновения:
- внезапный отказ – отказ, проявляющийся в резком (мгновенном) изменении характеристик объекта; внезапные отказы обычно проявляются в виде механических повреждений элементов (трещины – хрупкое разрушение, пробои изоляции, обрывы и т. п.) и не сопровождаются предварительными видимыми признаками их приближения. Внезапный отказ характеризуется независимостью момента наступления от времени предыдущей работы
- постепенный отказ – отказ, происходящий в результате медленного, постепенного ухудшения качества объекта. Постепенные отказы - связаны с износом деталей и старением материалов;
причина возникновения:
конструкционный отказ, вызванный недостатками и неудачной конструкцией объекта;
производственный отказ, связанный с ошибками при изготовлении объекта по причине несовершенства или нарушения технологии;
эксплуатационный отказ, вызванный нарушением правил эксплуатации.
характер устранения:
устойчивый отказ;
перемежающийся отказ (возникающий/исчезающий).
последствия отказа:
легкий отказ (легкоустранимый);
средний отказ (не вызывающий отказы смежных узлов – вторичные отказы);
тяжелый отказ (вызывающий вторичные отказы или приводящий к угрозе жизни и здоровью человека).
дальнейшее использование объекта:
полные отказы, исключающие возможность работы объекта до их устранения;
частичные отказы, при которых объект может частично использоваться.
легкость обнаружения:
очевидные (явные) отказы;
скрытые (неявные) отказы.
время возникновения:
приработочные отказы, возникающие в начальный период эксплуатации;
отказы при нормальной эксплуатации;
износовые отказы, вызванные необратимыми процессами износа деталей, старения материалов и пр.