Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 12809

Скачиваний: 77

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида

Выводы

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем

Приложение 5. Перечень основных сокращений

Анализ показателей и оценку качества обработки УБ целесообразно начать от общих показателей к частным по данным «Карты оценки и анализа качества ИС» (таблица 4.14). Относительный уровень производительности ИС, равный 0,58, свидетельствует о том, что используются только 58% потенциальных возможностей ИС. Если действия учтенных дефектов обусловливают производительность на уровне 200,79 документов в день, то при условии устранения 100 % дефектов производительность может подняться до ее базового, в нашем случае максимального, а потому и идеального значения - 348,9 док./день.

Относительный уровень себестоимости обработки составляет 0,32, то есть ниже, чем соответствующий показатель по производительности. Подобное расхождение можно объяснить сравнительно большим удельным весом в стоимости капитальных

Таблица 4.14


Карта оценки и анализа качества функционирования ИС


пп

Наименование показателей

Значения показателей

фактические

базовые

Относите-льные

единичные

групповые

1

2

3

4

5

6

1

Достоверность:

  • этап ввода УБ;

  • этап выдачи УБ;

-

0,99846

0,999995

0,9992275

-

-

0,99999996

-

-

0,99992278

-

-

2

Полнота:

  • этап приема УБ;

  • этап выдачи УБ;

-

0,97344

0,9999169

0,9866784

-

-

0,9999993

-

-

0,986679

-

-

3

Своевременность:

  • этап приема УБ от предприятий;

  • этап приема УБ от индексировщиков;

  • этап выдачи УБ;

-

0,6930694


0,0238096


0,9979202

0,5715997

-


-


-

0,9999804

-


-


-

0,5716109

-


-


-

4

Интегральные

-

0,8525018

0,9999932

0,8527375

5

Обобщенные:

  • производительность ИС (док./день);

  • себестоимость обработки документов (руб./док.);


-


-


200,79


11,24


348,14


3,61


0,58


0,32


вложений в ИС - ЭВМ, оборудование, аренда или содержание здания и т.д. Вместе с тем, на величину себестоимости также отрицательно действуют факторы-дефекты, при условии устранения которых себестоимость может быть снижена от фактического значения – 11,24 рубля за документ до базового значения – 3,66 рубля за документ.

Удельный вес каждого класса дефектов можно отобразить посредством диаграммы Парето (рис. 4.9). По оси абсцисс отмечены классы факторов-дефектов



Рис. 4.9. Распределение дефектов на диаграмме Парето


по своевременности, полноте и достоверности, а по оси ординат – объемы дефектов в процентном выражении на основе расчета значений по трудоемкости и стоимости дефектов по формулам (3.39) и (3.47) соответственно (приложение 4). На диаграмме видно, что наибольшая доля дефектов приходится на своевременность, а затем на полноту и достоверность. Экспоненты расходятся по всем классам дефектов, но наибольшее расхождение наблюдается по полноте и своевременности. Расхождение по полноте можно объяснить повышенной стоимостью исправления указанного вида дефектов из-за необходимости использования междугородных переговоров с предприятиями по отсутствию в УБ значений показателей и привлекаемых для этого дополнительных финансовых затрат на оплату телефонных услуг. Расхождение по своевременности можно объяснить, в частности, различием должностных окладов по штатному расписанию некоторых категорий сотрудников, например, индексаторов документов.


Указанная принципиальная зависимость в объемах классов дефектов подтверждается и значениями других показателей. Так, если относительный уровень интегрального показателя равен 0,85, ниже соответствующих значений достоверности и полноты 0,99 и 0,98, то в этом видно влияние относительного уровня своевременности – 0,57. Та же зависимость наблюдается и по групповым фактическим показателям. Если значение достоверности и полноты сравнительно сглажены, то значение группового фактического показателя своевременности свидетельствует о том, что объем дефектов по данному фактору значительно выше, чем в среднем по групповым показателям. Здесь интегральный групповой показатель равен 0,85, а своевременность – 0,57. Если этап приема УБ от предприятий имеет своевременность 0,69, то этап приема УБ от этапа индексирования УБ имеет своевременность только – 0,02. Дефекты по полноте наибольший объем имеют на этапе приема УБ от предприятий – 0,97.

Дефекты по достоверности имеют сравнительно больший объем и более широкий спектр модификаций. В связи с этим рассмотрим дефекты достоверности в аспекте их распределения по типам (таблица 4.15). Наибольший процент дефектов составляет «замена символов» – 47,4%, при этом 33,2% падает на буквы, а остальные на замены цифр. Следующий тип дефекта «пропуск символа, слова» составляет 44,2%, причем из этого объема 24,1% составили пропуски букв, 12,3% - пропуски слов, 7,8% - пропуски цифр. Эти виды ошибок можно, прежде всего, объяснить невнимательностью операторов ввода документов в ЭВМ. Подобное предположение обосновывается, например, тем, что из 154 дефектов 19 дефектов падает на пропуск слова, то есть 12,3%. Общий объем ошибок по буквам составил 61,7%, меньше чем по цифрам кодовой части УБ - 22,7%, и по словам – 15,6%. Подобное распределение по классам информации можно объяснить тем, что буквенного текста в УБ по объему больше, чем цифрового в два раза. Вместе с тем, 15,6% ошибок на уровне слов – типа «пропуск», «дублирование», «сдвиг» свидетельствуют, прежде всего, о недостаточной внимательности, собранности операторов ввода УБ в ЭВМ. Дефекты типа «дублирование символов» как относительно буквы, так и относительно цифры – 2 ошибки (1,2%) произошли по причине аппаратных сбоев клавиатуры. Это явно свидетельствует о недостаточном уровне профилактических и ремонтных работ по обслуживанию комплекса технических средств.

Распределение дефектов по полноте представлено в таблице 4.16. Наибольшую долю дефектов (62,05%) по полноте составляет «отсутствие значения реквизита–основания». Предприятия не всегда указывают в УБ некоторые реквизиты-основания, что свидетельствует об отсутствии необходимых знаний инструктивного материала, должной технологической дисциплины и контроля УБ. Второе место (33,13%) занимают дефекты типа «отсутствие кода признака», например, признаки



Таблица 4.15

Характеристика дефектов достоверности по типам

№№

пп

Типы дефектов

Характер адреса ошибки

Всего

цифра

буква

слово

кол–во

%

кол–во

%

кол–во

%

кол–во

%

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Замена символов

22

14,3

51

33,2

73

47,4

2

Пропуск символа, слова

12

7,8

37

24,1

19

12,3

68

44,2

3

Лишние символы

5

3,3

5

3,3

4

Дублирование символов, слова

1

0,6

1

0,6

4

2,6

6

3,9

5

Перестановка символов

1

0,6

1

0,6

6

Сдвиг (тран-спозиция) символа

1

0,6

1

0,6

Итого

35

22,7

95

61,7

24

15,6

154

100



Таблица 4.16

Характеристика дефектов полноты по типам


№№ пп

Типы дефектов

Код типа дефекта

Количество дефектов

% дефектов

1

2

3

4

5

1

Отсутствие кода значения реквизита–признака

12

55

33,13

2

Отсутствие документографы

21

8

4,82

3

Отсутствие реквизита–основания

22

103

62,05


Итого

166

100


типа «форма собственности предприятия», «территориальное расположение предприятия» и другие не всегда указываются предприятиями. Модификации ошибок типа «отсутствие документо-графы» составили 8,82% дефектов полноты и означают, что в некоторых УБ предприятия не проставляют в соответствующей позиции значения показателей, что противоречит требованиям инструкции по заполнению.

В силу однозначности дефектов по своевременности этот тип дефектов не дифференцируется. Эти дефекты отмечаются кодом З – «запаздывание пачки документов» в соответствии с кодификатором дефектов.

С целью конкретизации путей улучшения качества обработки УБ необходимо рассмотреть также и факторы–причины, обусловливающие в той или иной мере возникновение дефектов (таблица 4.17). Сведения были получены путем обработки исходных данных «Ведомости дефектов» посредством реализации соответствующей программы. Проведем анализ факторов–причин в порядке их расположения по возрастанию кодов. Неразборчивость знаков в документе обусловило ошибки достоверности, конкретные модификации которых рассмотрены выше.


Таблица 4.17 (начало)

Распределение дефектов по причинам возникновения


№№

пп

Наименование факторов-причин

Коды факторов причин

Всего дефектов

кол–во дефектов

%

дефектов

1

2

3

4

5

1

Неразборчивость знаков в документе

108

5

1,0

2

Отсутствие поля контрольной суммы

110

26

5,0

3

Отсутствие технологических карт этапа

202

2

0,4

4

Недостаточный уровень контроля на предшествующем этапе технологии

204

75

14,6

5

Неисправность клавиатуры

231

2

0,4

6

Нерегулярность инструктажа по контролю качества

304

4

0,8

7

Недостаточный опыт контролеров

306

1

0,2

8

Невнимательность операторов

307

118

22,9

9

Плохая технологическая дисциплина

308

65

12,6

10

Недостаточный уровень ди-спетчеризации технологии

311

10

1,9

11

Нет системы управления качеством

312

47

9,1

12

Недостаточное знание применяемых классификаторов (кодификаторов)

318

1

0,2

13

Недостаточный уровень форм материального стимулирования труда

333

48

9,3

14

Низкий уровень прямоточности технологического процесса

336

111

21,6

Итого

515

100


Таблица 4.17. (окончание)


Распределение дефектов по причинам возникновения


№№

пп

Наименование видов дефектов и массивов

достовер-

ность

массив А

полнота

массив В

своевременность

всего

массив DE

в том числе:

кол–во дефе-ктов

% дефе-ктов

к- во де-фек-тов

% дефе-

ктов

массив D

массив Е

кол–во дефе-ктов

% дефе-ктов

кол–во дефе-ктов

% де-фек-ктов

к-во дефе-ктов

% де-фе-ктов

1

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

5

1,0

2

26

5,0

3

2

0,4

4

1

0,2

61

11,8

13

2,6

4

0,8

9

1,8

5

2

0,4

6

3

0,6

1

0,2

1

0,2

7

1

0,2

8

103

2,0

15

2,9

9

1

0,2

30

5,8

34

6,6

21

4,1

13

2,5

10

10

1,9

10

1,9

11

2

0,4

31

6,0

14

2,7

10

1,9

4

0,8

12

1

0,2

13

13

2,5

20

3,9

15

2,9

12

2,3

3

0,6

14

3

0,6

108

21,0

106

20,6

2

0,4

Ито-го

154

29,9

166

32,2

195

37,9

164

31,8

31

6,1



Эти ошибки составляют 1% от общего объема. Не всегда на предприятиях коды проставляются разборчиво, что затрудняет считывание данных операторами видеотерминалов на этапе ввода УБ в ЭВМ. В цифровой части УБ имеется 5% ошибок. Этих ошибок могло бы и не быть, если в форме УБ имелось бы субполе «контрольная сумма», позволяющая применить программные методы контроля путем суммирования реквизитов–оснований и последующего сравнения полученной суммы с контрольной суммой. Данная программа могла бы освободить от необходимости сплошного визуального контроля каждого УБ.

Недостаточный уровень контроля на предшествующих этапах обработки обусловил 14,6% дефектов, в том числе по полноте 11,8%, по достоверности 0,2%. Качество обработки снижается также по причине отсутствия технологических карт, в которых содержатся, в частности, схемы контроля правильности данных, время обработки и другие параметры технологии.

Содержание причины «неисправность клавиатуры» рассмотрена выше. Причина «нерегулярность инструктажа по контролю качества» объясняет 0,8% дефектов, допущенных на этапах выдачи УБ предприятиями и индексаторами. Недостаточность профессионального опыта операторов ввода обусловила 0,2% ошибок. Большинство операторов ввода данных в основном молодые люди и сравнительно недавно закончили курс профессионального обучения. С целью подсчета частоты факторов-причин, обусловивших появление дефектов, были получены по указанной программе данные частотности причин. Поскольку массивы А и В имели модификации по видам дефектов, то в соответствии с кодами дефектов были получены также частотности дефектов.

Самой значительной проблемой по объему дефектов является «невнимательность контролеров (операторов) ввода» (22,9%). Если ошибки достоверности составили здесь 20%, то дефекты полноты только 2,9%. Фактор–причины «недостаточная технологическая дисциплина» составляет 12,6% и наблюдается на всех этапах обработки, по всем видам дефектов. Больше половины здесь составили дефекты своевременности (6,6%), причем 4,1% за счет несвоевременного кодирования и выдачи УБ от этапа индексирования (кодирования) на этап ввода документов в ЭВМ для дальнейшей обработки. Недостаточный уровень диспетчеризации технологического процесса обусловил 1,9% дефектов из–за запаздывания передачи УБ от индексаторов на следующий этап. Отсутствие системы управления качеством обусловило 9,1% дефектов, при этом 6,0% по полноте, 2,7% по своевременности и 0,4% по достоверности. Недостаточное знание применяемых в технологии классификаторов составило 0,2% дефектов и относится к полноте, так как в данном случае кодировщики этапа индексирования затруднялись в идентификации кодируемых признаков.

Довольно значительный объем дефектов (9,3%) объясняется недостаточным уровнем форм материального стимулирования труда по всем этапам обработки. Сотрудники, занятые в технологии, не имеют нормативной базы поощрения за качество труда, например, по показателям своевременности, полноты, достоверности обрабатываемой документации. Вторым по объему дефектов (21,6%) является фактор–причина «недостаточный уровень прямоточности технологического процесса». При этом основной объем (21,0%) дефектов падает на своевременность, то есть запаздывание в выдаче УБ от этапа индексирования на этап ввода в ЭВМ. В силу сложившихся обстоятельств функции кодирования были поручены сотрудникам, которые не всегда и не везде могли обеспечить кодирование УБ с необходимым качеством.