Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc
Добавлен: 21.10.2018
Просмотров: 12822
Скачиваний: 77
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем
1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем
1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем
Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем
2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем
2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем
2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем
Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем
3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем
3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем
3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем
3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости
3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида
Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем
4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС
4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей
4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов
Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем
5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем
5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем
5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем
5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных
5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем
Библиографический список использованной литературы
Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем
Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС
Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»
Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем
Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем
5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем
Логическим развитием работ является создание соответствующего механизма креативного характера по улучшению качества ИС [98,102,136]. Этот механизм должен объединить разнообразные методы и ресурсы улучшения качества во взаимоувязанный комплекс. Этот комплекс составляют информационные, технические, математические, программные, организационные и другие категории. Этот механизм должен обеспечить гармонизацию указанных категорий, интенсифицировать их применение с учетом эффекта синергетики [171]. В нашем случае таким механизмом представляется КС УКИС. По своему характеру она является многопараметрической системой, в частности, управленческой, информационной, организационной, технической и др. Анализ и синтез КС УКИС проводится в соответствии с методологическими положениями (глава 1), требований нормативных документов [41-43,130-132].
В общем случае синтез КС УКИС в соответствии с моделью структурно-параметрического синтеза предполагает учет следующих категорий:
1. Система целевых функций КС УКИС.
2. Исходные компоненты формирования КС УКИС.
3. Регламент формирования КС УКИС.
Система целевых функций формируется с учетом класса и назначения КС УКИС, условий ее эксплуатации. В методологии СКИС идентификация компонентов КС УКИС имеет принципиальное значение [101]. Регламент формирования КС УКИС составляют принципы, логика организации, модули структурно-параметрического синтеза, методы и средства СКИС.
При изучении и построении КС УКИС должны учитываться их системообразующие признаки: цели, задачи, функции системы, структура, технология создания и функционирования КС УКИС, условия функционирования системы, факторы, влияющие на уровень качества и др. Идентификация системообразующих элементов выполняется на основе анализа содержания и формы проявления этих элементов. Изучение содержания проводится путем выявления свойств КС УКИС. Одним из способов идентификации свойств является классификация. Группировка проводится по основаниям (признакам) деления, наиболее существенным с точки зрения решаемой задачи. В результате деления получаются классы (группы) системы, которые являются носителями свойств универсального или специфического характера. С учетом этих свойств можно проводить анализ и синтез соответствующих элементов КС УКИС. При решении практических задач целесообразно учитывать наиболее существенные свойства категорий КС УКИС, которые расширяют и уточняют парадигму СКИС (таблица 5.1). Разумеется, данная таблица не исчерпывает всех классификационных признаков и соответствующих классов КС УКИС. Она лишь демонстрирует возможный порядок деления системы по выбираемым основаниям деления. По каждому из указанных классов таблицы можно провести многоуровневую классификацию системы. Следует отметить, что задачи классификации основных категорий КС УКИС нуждаются в дальнейшем расширении своего состава.
Определение цели проведем с учетом рассмотренных выше понятий управления качеством ИС и выделенных в таблице 5.1 характеристик системы. При формулировании цели исходим из условия предвосхищения результата функционирования какой-либо системы, то есть цель – это ожидаемый результат функционирования системы, который определяется надсистемой. Главным результатом КС УКИС должно быть необходимое качествоИС. Кроме того, при определении цели необходимо учитывать и пространственные категории целевой установки, то есть формулирование цели управления конкретизируется жизненным циклом системы (таблица 5.3).
Таблица 5.1
Классификация КС УКИС
Основание деления |
Получаемые классы КС УКИС |
1 |
2 |
Сфера применения |
Научная, производственная, непроизводственная |
Масштаб действия |
Местная, региональная, национальная, континентальная, мировая |
Уровень управления |
Подразделение, фирма, объединение, отрасль, государственный, межгосударственный |
Содержание контролируемой информации |
Финансовая, персональная, издательская, аграрная, налогообложение, юридическая, медицинская, библиотечная, комбинированная и др. |
Целевое функционирование |
Обеспечение качества исследования ИС, обеспечение качества проектирования ИС, обеспечение качества построения ИС, обеспечение качества функционирования ИС, обеспечение качества информационной продукции и услуг, обеспечение интегрального качества и др. |
Выполняемые задачи |
Общие, специальные (функциональные) |
Выполняемые функции |
Универсальные, специальные, управления, информационно-технологические |
Функции управления |
Плановая, прогнозная, учетная, статистическая, аналитическая, контрольная и др. |
Уровень доступа |
Открытая, ограниченного доступа, закрытая |
Характер информации управляемой ИС |
Документальная, фактографическая, комбинированная |
Количество контролируемых ИС |
Одна ИС, отдельная группа ИС, полный состав ИС |
Количество параметров ИС |
Отдельный параметр ИС, группа параметров, полный набор параметров |
Вид контролируе-мых структурных компонентов ИС |
Информационное обеспечение, техническое обеспечение, программное обеспечение, организационное обеспечение и др. |
Время устранения дефекта |
В реальном масштабе времени, по установленному регламенту, периодически, комбинация указанных режимов |
Уровень устра-нения дефекта |
Информационный, программный, технологический, технический, организационный, управленческий |
Вид контролируемых технологических компонентов ИС |
Сбор и регистрация данных, передача данных, аналитико-синтетическая переработка и ввод данных в ЭВМ, обработка и поиск данных, верификация данных, защита данных, хранение и ведение баз данных, копирование и тиражирование данных, вывод и отображение данных и др. |
Результативность |
Эффект достигнут, эффект частично достигнут, эффект не достигнут |
В общем случае качество функционирования КС УКИС проявляется также в результате функционирования управляемой ИС. Одной из форм результата является информационная продукция и услуги, предоставляемые потребителям.
При решении практических задач следует учитывать, что определение цели может быть выполнено путем анализа «дерева целей». Оно представляет собой иерархическую систему целей в виде классификации целей качества относительно управляемой информационной системы, ее продукции и услуг. Так, например, на первом уровне иерархии целей системы могут быть расположены следующие фазы жизненного цикла ИС: качество создания, качество функционирования. На втором уровне иерархии, в частности, стадии «качество функционирования ИС» эта категория может быть дифференцирована на: качество технологического процесса обработки информации, качество выходной (результатной информации) и др. На третьем уровне иерархии, например, категория «качество технологического процесса» может быть разделена на: качество подготовки документов, качество индексирования документов, качество ввода документов в ЭВМ, качество обработки данных и др. Указанные категории могут быть разделены на подцели. Так формируются ветви классификационного дерева цели КС.
Порождение системы целей целесообразно выполнять по определенному сценарию [98,100,140]. Этот сценарий формируется в каждом конкретном случае группой разработчиков системы. Вместе с тем в общем случае в этом сценарном плане «дерева целей» имеется определенный содержательный алгоритм, в структуре которого предусматривается реализация следующих вопросов :
-
Что означает эта цель или подцель? Следует осмыслить содержание результата как формы реализации цели.
-
Кто реализует эту цель? Необходимо определить конкретных лиц, ответственных за реализацию цели.
-
Когда реализуется эта цель? Надо обозначить временные параметры достижения цели в рамках функционирования управляемой ИС.
-
Где реализуется эта цель? Следует указать пространственно-структурные характеристики КС УКИС, управляемой ИС, предприятия, фирмы, надсистемы, в рамках которой функционирует КС УКИС.
-
Как реализуется эта цель? Особо внимательно обозначить пути, методы, способы, средства достижения цели.
Построение дерева целей, в основном, процесс неформальный. Он предполагает творческий подход и базируется на содержательном анализе в решении этой очень важной задачи. Вместе с тем на этапе систематизации, группировки подцелей по вертикали и горизонтали «дерева целей» возможно применение и формальных моделей в решении задачи рациональной субординации подцелей КС УКИС. При определении целей системы должна всегда присутствовать мысль о необходимости придания управляемой ИС таких свойств, которые бы обеспечили ее адаптивность и самоорганизацию.
Очевидно, что качество информационной продукции представляет собой базовую категорию удовлетворения как общественных, так и личных потребностей людей. Это и определяет её уникальность в социально-экономическом пространстве [114]. В силу этого проблема качества информационной продукции имеет ключевое значение в экономике и организации информационного производства. Следовательно, управление качеством ИC есть важнейшая задача, как производителя, так и потребителя информационной продукции, как результата функционирования ИС. В расширительном смысле управление качеством ИС понимается как постоянный, планомерный и целеустремленный процесс воздействия на комплекс факторов и условий, обеспечивающий создание информационной продукции адекватного качества с целью её максимально эффективного использования. Таким образом «цель комплексной системы управления качеством информационной системы - это обеспечение интегрального качества информационной системы и производимой ею информационной продукции в соответствии с требованиями надсистемы».
Задачи составляют важную категорию КС УКИС как функциональной структуры. Через решение задач обеспечивается достижение цели системы. При рассмотрении задач следует учитывать два основных класса задач - универсальные и специальные задачи КС УКИС.
В соответствии с целью основными универсальными задачами системы представляются:
-
Управление качеством информационной системы.
-
Экономия ресурсов при управлении информационной системой.
-
Развитие качества информационной системы.
Следует отметить, что в рамках первой задачи выполняется сложный комплекс работ и задействуется набор методов и средств по управлению качеством ИС. От успешности выполнения этого комплекса будет зависеть не только решение других универсальных задач КС УКИС, но также и её функциональных задач.
В рамках второй задачи осуществляется комплекс процедур по экономии ресурсов, расходуемых в рамках создания и эксплуатации ИС. Задача экономии ресурсов призвана сократить расходы ресурсов на существование ИС по всем этапам ее жизненного цикла. В данном случае к ресурсам относятся время, труд, материалы, финансы, расходуемые на управление качеством ИС.
Решение третьей задачи должно обеспечить существенное изменение параметров качества ИС. Эти параметры в той или иной мере относятся к различным социальным категориям, прежде всего к исполнителям КС УКИС. В конечном итоге трансформация социальных характеристик ИС закладывает основу развития качества ИС в целом. Так, например, обучение операторов ЭВМ передовым методам работы снижает дефекты технологии обработки данных и улучшает, в частности, параметры производительности контролируемой ИС. Решение сложных задач КС УКИС обусловливает для IT-специалистов необходимость постоянно актуализировать свои профессиональные знания и навыки, быть на уровне последних достижений мировой науки и передового опыта работы в области совершенствования качества ИС.
Специальные задачи в семантическом плане могут отражать некоторую функциональность КС УКИС:
1. Обеспечение необходимого уровня качества ИС.
2. Определение соответствия показателей качества проектируемой ИС достижениям научно-технического прогресса.
3. Проведение технико-экономического анализа качества ИС.
4. Подготовка карты оценки и анализа качества ИС.
5. Определение соответствия фактических значений показателей качества ИС нормативным (базовым) значениям показателей.
6. Аттестация качества продукции ИС.
7. Измерение качества ИС.
8. Комплексная оценка качества ИС.
9. Обеспечение администраторов КС УКИС информацией, содержащей сведения о качестве ИС.
10.Управление процессами создания, функционирования и развития ИС в целом и её компонентов в отдельности.
11.Реализация организационно-технических мероприятий по повышению уровня качества ИС.
Таким образом, можно констатировать, что «задача комплексной системы управления качеством информационной системы – это совокупность методов, средств и процедур, реализация которых обеспечивает достижение цели системы управления качеством».
В решении задач КС УКИС важной составляющей является набор ее функций. Функции заключаются в установлении и осуществлении управляющих воздействий, определяемых целями и задачами системы, а также другими характеристиками объекта и субъекта управления качеством. По своему характеру КС УКИС относится к классу информационно-управляющих систем. Ей присущи две основные разновидности функций, которые она выполняет в плане реализации собственных задач, - функции управления и функции информационно-технологические. Функции управления разделим на общие и специальные.
КС УКИС выполняет следующие общие функции управления:
-
Планирование и прогнозирование качества ИС.
-
Нормирование качества ИС.
-
Учет качества ИС.
-
Контроль качества ИС.
-
Анализ качества ИС.
-
Оценка качества ИС.
Формой функции планирования качества ИС является разработка планов организационно-технических мероприятий (оргтехмероприятий) по улучшению качества ИС. В рамках данной функции осуществляется прогнозирование улучшения качества ИС и определение направлений улучшения качества ИС. Стратегические цели и задачи любой фирмы (предприятия) требуют систематического и сквозного управления качеством информационной продукции, предусматривающего планомерное воздействие на качество при проведении исследований и разработок, а также при использовании продукции.
Планирование качества продукции на предприятии - одна из основных функций КС УКИС. Основной планируемый показатель - значение уровня качества ИС и (или) качества информационной продукции. В планах улучшения качества продукции устанавливаются значения основных единичных, комплексных и обобщенных показателей качества. При этом предусматривается установление плановых заданий по показателям качества от начала прикладных научных исследований и проектно-конструкторских разработок и до прекращения эксплуатации ИС и производства соответствующих видов продукции.