Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 11524

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида

Выводы

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем

Приложение 5. Перечень основных сокращений

Общий объем дефектов, связанный с несвоевременностью представления УБ составляет 37,9%. Второе место по объему дефектов занимают факторы–причины по полноте – 32,2% и третье – 29,9% факторы–причины, связанные с достоверностью.

Если классифицировать факторы–причины по содержательному признаку, то можно условно выделить класс документационно–информационных факторов. Сюда можно отнести факторы–причины, имеющие коды 108, 110, 202. Затем можно выделить класс технологических факторов – 204, 231, 308, 311, 336. К организационным факторам можно отнести факторы – 304, 306, 307, 312, 318, 333. Разумеется, подобная классификация условна, так как на практике каждый фактор одного класса может пересекаться с факторами других классов.

Особое внимание следует обратить на фактор–причину «отсутствие системы управления качеством». По существу управление таким сложным объектом как ИС требует включения и активного использования всего комплекса факторов, воздействующих на качество. Традиционная диспетчеризация технологии и автономные схемы контроля по отдельным этапам с позиций современных требований к качеству должного эффекта не дают.

По существу большинство рассмотренных факторов (таблица 4.17) прямо или косвенно относятся к системе управления качеством и являются ее элементами. Поэтому каждая из мер, направленная на нейтрализацию негативных факторов и достижение положительного эффекта в общем комплексе работ по улучшению качества ИС целесообразно идентифицировать как логический этап разработки и реализации управляющих воздействий системы управления на качество ИС. В связи с этим, одной из важных задач в улучшении качества обработки данных следует признать устранение отрицательного влияния факторов документационно–информационного, технологического и организационного характера.

С целью обеспечения достоверности информационной части документов, обрабатываемых в ИС, целесообразна разработка программы балансового контроля кодового столбца УБ, что в определенной мере освободит технологию от необходимости сплошного визуального контроля УБ на этапе их ввода в ЭВМ. Весьма кстати в данном случае представляется возможность применения функциональной программы автоматического индексирования признаков УБ, что позволит отказаться от довольно критического и трудоемкого этапа технологии, как кодирование УБ. Реализация подобной модели в определенной мере может нейтрализовать факторы 108, 110, 204, 308, 311, 318, 336 (таблица 4.17). В документационном отношении форму УБ следует доработать, как в содержательном, так и в формальном отношениях. Доработку целесообразно проводить с учетом обеспечения возможности применения в обработке УБ программ контроля достоверности и полноты данных. При этом следует учитывать необходимость и возможность управления технологическим процессом со стороны КС УКИС.


В технологическом отношении следует обеспечить реализацию принципа прямоточности и централизации обработки УБ. В этом плане целесообразно передать функцию кодирования от ИВЦ на подведомственные предприятия. Поскольку предприятия как никто лучше представляют содержание собственной документации, то априори можно предположить, что качество индексирования будет лучше, если в адрес предприятий направить соответствующие классификаторы и инструкции по индексированию документов.

С целью нейтрализации факторов, отрицательно воздействующих на полноту, необходимо усилить контроль за правильностью заполнения УБ на предприятия, как по достоверности, так и по своевременности. Кроме того, конкретные требования по каждому из этапов технологии необходимо оформить в виде рабочих инструкций для соответствующих категорий исполнителей, а также разработать технологические карты.

В организационном отношении необходимо усилить внимательность, например, операторов ввода УБ, контроль за технологической дисциплиной, четкость взаимодействия участков, участвующих в технологии обработки документов. С этой целью необходимо регулярно проводить инструктаж и разбор ситуаций, снижающих качество работы. Для снятия психомоторного напряжения операторов в группе ввода документов в ЭВМ в рамках рабочей смены составить и реализовать график труда и отдыха с обязательными паузами «разгрузки» – производственная гимнастика, отдых от дисплея и другое. Отдел технического обеспечения комплекса ЭВМ должен устранить сбои в работе аппаратных средств, в частности, клавиатуры и устранить тем самым соответствующие дефекты по достоверности.

Одним из эффективных методов улучшения качества обработки документации следует признать внедрение прогрессивных форм материального и морального стимулирования труда на основе достигнутых показателей качества. Целесообразно, например, операторов ввода данных в ЭВМ перевести с повременной на повременно–сдельную оплату труда, то есть поставить уровень зарплаты в зависимость от уровня качества результатов работы. Такие формы стимулирования являются эффективными и для других участков технологического процесса ИС.

Периодичность оценки качества работы исполнителя, этапов в отдельности и ИС в целом следует принять не менее одного раза в квартал перед подведением итогов работы. В рамках технологического контроля сбор сведений по этапам технологии обработки УБ можно проводить по мере необходимости – 1–2 раза в месяц. В общем случае периодичность сбора зависит от состояния работ по качеству на том или ином участке технологии. В подобных случаях объем выборок может быть уменьшен до 30–50 документов по каждой выборке. Это обеспечит достаточно эффективную оценку и систематический контроль за состоянием технологического процесса и вместе с тем не повлечет принципиальных трудозатрат. Накопленная таким образом статистика оценок будет способствовать, в конечном итоге, объективности, достоверности значений показателей качества. При разработке перспективных планов оргтехмероприятий по улучшению качества ИС и кардинальной модернизации технологии может появиться необходимость в более глубокой оценке и привлечении выборок соответствующего объема.


Действенность плана оргтехмероприятий по улучшению качества зависит во многом от того, насколько полно выявлены факторы, влияющие на тот или иной параметр качества технологии. План должен учитывать документационно-информационные, технологические, организационные и другие факторы. Критерием значимости того или иного фактора, их ранжирование, целесообразно принимать степень влияния фактора на уровень качества технологии, например, относительный уровень производительности, себестоимости, абсолютную и относительную меры дефектов и др.

Оценку эффективности программных и алгоритмических средств можно выполнить в качественном и количественном аспектах. В аспекте качества данный алгоритм существенно расширяет функциональные возможности методических средств программного контроля входных документов сравнительно широкого класса - документы табличной структуры с цифровым наполнением. Кроме того, алгоритм обладает функцией вычисления и восстановления достоверности значений показателей путем замены соответствующего ошибочного значения. По сравнению с существующими средствами контроля рассматриваемая программа обнаруживает такие ошибки, которые в принципе не могли быть обнаружены средствами традиционных программ входной диагностики документов, например, перестановки значений показателей по строкам. Кроме того, возможность автоматического исправления ошибок обеспечивает восстановление пропущенных значений в строке или графе. Все это в конечном итоге повышает уровень качества технологического процесса, снижает трудоемкость на таких трудных участках технологии, как ввод и корректировка первичных документов. Снижение трудоемкости обеспечивает реализацию требований, предъявляемых к информационной технологии – перевод ручных операций на ЭВМ, улучшение устойчивости технологии, улучшение показателей качества ИС и др.

При рассмотрении количественных параметров оценки эффективности программы необходимо отметить следующее. Эксперименты показали, что общее время работы программы, как с включением программы в СПД, так и без включения, одинаково и составило 2 минуты на обработку 20 отчетов (таблица 4.11). Однако время работы процессора ЭВМ по реализации операций входного контроля отчетов не равнозначно относительно указанных вариантов контроля. Так, например, время работы процессора с включением программы в СПД по данным протокола ввода и контроля документов составило 38,02 сек. Процессорное время контроля без применения рассматриваемой программы (только средствами СПД) составило 44,98 сек. Таким образом, применение программы сократило время работы процессора на 6.96 сек., то есть на 15,5 %. Вместе с тем, взаимодействуя с СПД, программа освобождает от необходимости объемной распечатки диагностики ошибок. В любом случае посредством рассматриваемой программы на принтер выдаются более краткие и вместе с тем более информативные сообщения об адресе, исправлении и модификации ошибок. Так, например, распечатка диагностики ошибок по протоколу ввода и контроля 20 отчетов при условии включения рассматриваемой программы в СПД заняла 8 листов бумаги формата 207х210 мм. Распечатка диагностики указанных отчетов без включения программы, то есть только средствами СПД, заняла 14 листов бумаги указанного формата. Таким образом, применение программы уменьшает расход бумаги при выполнении этапа ввода и контроля документации ориентировочно до 40%.


По результатам работы ИВЦ среднее время корректировки одной ошибки на технологическом уровне средствами СПД составляет около 5 минут. С учетом машинного времени и времени на передачу протоколов ввода из машинного зала на корректировку и других видов подготовительно-заключительного времени среднее время на корректировку одной ошибки составляет около 6 мин. Для обеспечения работы программы необходимо выполнить подсчет контрольных сумм по строкам отчета. Опытным путем установлено, что среднее время подсчета контрольной суммы по строке составляет 0,5 мин. Количество строк в отчете в среднем равно 10. Отсюда трудоемкость подсчета контрольных сумм составляет по отдельному документу около 5,0 мин. Таким образом, на основании вышеизложенного представляется целесообразным и во временном отношении применение рассматриваемой программы в структуре СПД. При условии невозможности подсчета контрольных сумм, например, в форме документа не предусмотрено специальных полей, то можно в роли контрольных сумм на этапе эксперимента использовать показатели типа «всего» и (или) «итого», что вообще устраняет необходимость подсчета контрольных сумм по строкам. Но в этом случае автоматическое исправление может быть реализовано только по субполю матрицы отчета.

Вполне очевидно, что наиболее обоснованными представляется подсчет контрольных сумм поручить составителям документов на предприятиях. Реализация этого мероприятия позволит, с одной стороны, повысить ответственность работников предприятий за достоверность документов, а с другой, в определенной мере освободить систему централизованной обработки - ИВЦ от выполнения технических функций по подсчету контрольных сумм, увеличить тем самым объем ресурсов на интеллектуальные виды работ.

Следует отметить, что включение программы в СПД увеличило объем занимаемой СПД памяти на 3 килобайта. Если общий объем СПД составляет 114 килобайт, то включение в него рассматриваемой программы увеличило его физический объем всего лишь на 2,6 %, что представляется вполне приемлемым.


Выводы


  1. Проверка работоспособности моделей и адекватности результатов исследования выполнена с учетом требований планирования эксперимента посредством разработки компьютерных моделей системы СКИС и проведения экспериментальных работ. Разработаны соответствующие организационно-методические документы и формы документов. Выполнены сбор и регистрация статистики дефектов с реальной ИС, измерение дефектов, ввод этих данных в ЭВМ, обработка и получение статистических оценок, таблиц, графиков и других данных. Анализ результатов и статистических оценок экспериментальной обработки данных подтвердили адекватность и работоспособность моделей, эффективность методов, достоверность результатов исследования.

  2. Уровень эффективности работ по совершенствованию качества будет выше, если одновременно учитываются все факторы, выявленные на основе оценки качества и последующего анализа факторов. В этой связи возникает задача разработки и применения такого механизма, который бы обеспечил комплексный подход к решению задач СКИС. Подобным механизмом можно считать Комплексную систему управления качеством ИС.

  3. Проведенные работы показали положительную эффективность:


  • методики сбора, регистрации дефектов ИС;

  • метода определения адекватного состава первичных показателей оценки КИС посредством агломеративного кластер-анализа структуры дефектов;

  • метода определения фактических и базовых значений обобщенных показателей по достоверности, полноте, своевременности в оценке КИС посредством модели множественной линейной регрессии между производительностью и/или себестоимостью обработки документов и соответственно временем и/или стоимостью устранения дефектов обработки информации;

  • полученного состава статистических оценок, обеспечивающих расчеты значений показателей оценки КИС;

  • проведенного анализа структуры дефектов по набору аспектов, в частности, видов дефектов, участков их возникновения, причин дефектов и др., влияющих на уровень КИС. Общий объем дефектов, связанный с несвоевременностью представления УБ составляет 37,9%, второе место по объему дефектов занимают факторы–причины по полноте – 32,2% и третье – 29,9% факторы–причины, связанные с достоверностью. Дефекты по причине аппаратных сбоев составили 1,2%, остальные дефекты приходятся на так называемый человеческий фактор.

  1. На основе оценки и анализа КИС определены рекомендации и организационно-технические мероприятия по совершенствованию КИС.

  2. Показана работоспособность алгоритма и программы « Автоматическое обнаружение ошибок и восстановление достоверности значений показателей документов табличного вида». Проведенные эксперименты показали, что по сравнению с существующими средствами применение указанного алгоритма обеспечивает автоматическое исправление однократных и обнаружение многократных ошибок табличного документа и реализует расширенный состав функций лексического, синтаксического, логического и арифметического видов контроля достоверности и полноты документов на этапе их ввода в ЭВМ. Применение указанного метода контроля по сравнению с имеющимися обеспечивает снижение времени работы процессора ЭВМ до 15%, расхода бумаги принтера до 40% на этапе ввода и контроля достоверности документов в ЭВМ. Физический объем программы не превышает 3 килобайт, что составляет 2,6% от объема имеющейся сравниваемой программы, при этом рассматриваемая программа обладает сравнительно большими функциональными возможностями. Требуемое для реализации программы время подсчета контрольных сумм представляется не существенным по сравнению с получаемым эффектом и потому является оправданным.