Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 11497

Скачиваний: 72

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида

Выводы

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем

Приложение 5. Перечень основных сокращений

Основные направления в планировании уровня качества ИС следующие: достижение и превышение уровня качества лучших отечественных и зарубежных аналогов; своевременная модернизация или снятие с эксплуатации устаревших ИС и видов её продукции. Кроме того, к задачам планирования относятся: снижение трудоемкости и ресурсоемкости создания и эксплуатации ИС; повышение конкурентоспособности, обеспечение строгого соблюдения требований стандартов и других нормативных документов [24-45,53-58,126-135].

Функция прогнозирования потребности в уровне качества ИС и её продукции направлена на установление перспективного значения уровня качества. Прогнозирование проводится на базе анализа динамики развития потребностей общества и возможностей удовлетворения запросов общества в информационной продукции. Прогнозирование осуществляют специалисты информационных организаций и отраслевых научно-исследовательских институтов с привлечением экспертов из других отраслей, сбытовых, торговых организаций, а также заказчиков и потребителей информационной и программной продукции.

Нормирование показателей качества создаваемых и эксплуатируемых ИС заключается в установлении соответствующих показателей в стандартах соответствующего уровня, в технических условиях, регламентах и других нормативно-технических документах, определяющих качество ИС и её продукции.

Нормирование требований к качеству ИС и её компонентов предполагает следующие работы:

определение обоснованных показателей качества ИС и параметров технологических процессов с учетом технологических и функциональных возможностей и экономической целесообразности;

обоснование параметров технологических процессов обработки данных ИС, подлежащих нормированию;

обоснование выбора объектов стандартизации применительно к уровням, участкам, этапам и функциям управления качеством ИС;

установление в нормативно-технической документации требований и норм, ориентированных на удовлетворение перспективных потребностей и ресурсных возможностей предприятия (фирмы).

Для выполнения этих работ полезно планировать более конкретные мероприятия:

организация пересмотра или разработки новой нормативно-технической документации фирмы с целью установления в них прогрессивных требований к показателям качества ИС и её компонентов;

выбор и установление номенклатуры, а также значений показателей качества ИС и её продукции;

унификация и стандартизация проектных решений по улучшению качества создания и эксплуатации ИС;

разработка и согласование между заинтересованными организациями (фирмами) нормативных требований к качеству поставляемых компонент ИС: баз данных, программных продуктов, технических устройств, материалов и др.;

расчет нормативов расхода ресурсов при изготовлении и эксплуатации ИС и её продукции. В нормировании могут применяться разработанные методики, представленные в форме стандартов и других нормативных документов [180,181].


Планирование, прогнозирование и нормирование базируются на функции учета качества ИС. Учету подвергаются разнообразные категории ИС: дефекты функционирования ИС, состав контролируемых участков технологии, прохождение и обработка документов по этапам ИС и др. Очень важным является статистический учет фактических значений показателей качества ИС. Без функции учета невозможно решение задач СКИС.

Контроль качества является доминирующим по объему в комплексе функций КС УКИС. Контролю подвергается качество различных подсистем и компонентов ИС (таблица 5.1). Особый контроль должен проводиться на каждом технологическом этапе обработки данных ИС. В зависимости от характера подсистем объектом контроля может быть отдельный компонент подсистемы, например, база данных подсистемы «Информационное обеспечение» ИС. Для КС УКИС предполагается несколько уровней управляющих воздействий:

  1. Диспетчеризация обработки информации на отдельных этапах и/или технологии ИС в целом.

  2. Управление созданием и/или эксплуатацией ИС.

  3. Управление развитием отдельных компонентов ИС и/или ИС в целом.

Функция контроля выполняется по факту реализации определенных работ, в частности, оргтехмероприятий, направленных в конечном итоге на улучшение качества ИС, маршрутизации документов по этапам технологии ИС и др. Контроль качества ИС - одна из важнейших функций в оперативном управлении качеством. Контроль качества ИС и ее продукции есть проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям. Существует большое разнообразие видов и методов контроля ИС: сплошной и выборочный, статистический, приемо-сдаточный, активный и пассивный, инспекционный, контроль по количественному или качественному признаку, визуальный, органолептический и инструментальный контроль и др.

Основная задача контроля качества ИС - получить количественную информацию о состоянии ИС, производимой продукции и определить значения параметров их качества. Потом данные контроля качества сопоставляются с допустимыми значениями установленных параметров качества. С учетом вышеизложенного обозначим «контроль качества информационной системы – это проверка информационной системы и её результата на соответствие установленным параметрам качества».

При обработке результатов контроля качества широкое распространение получил статистический метод, основанный на применении средств математической статистики [51]. Могут быть использованы также другие методы анализа и обработки данных, например: построение и анализ причинно-следственной диаграммы, которая по своей структуре напоминает скелет рыбы (диаграмма японского ученого К. Исикавы) [125], а также создание диаграммы Парето, использование гистограмм, статистических кривых распределения и др. [98].


Если на графическое изображение статистически обработанных данных контроля нанести установленные контрольные границы параметра качества, то получим контрольную карту. «Контрольная карта качества информационной системы - это график изменения контролируемого параметра качества с указанными на нем допустимыми отклонениями фактических значений параметра от его номинального значения». На рис. 5.1. показан условный пример простой контрольной карты одного из параметров качества ИС, например, достоверность обрабатываемых документов.

На графике видно, что фактические значения довольно хорошо укладываются около линии Тз. Однако на 4 временном этапе значение Рф вышло за пределы фазового пространства. Если на контрольной карте это значение выходит за допустимые


Y

6

В Вп

5

*

4 * * *

Тз

3

* *

2

Н Нп

1 * Рф

1 2 3 4 5 6 7 X


Обозначения: Рф - фактическое значение параметра качества ИС (обозначено звездочкой); X - время контроля ИС; Y – параметры качества ИС; Тз - требуемое значение Р; Вп - верхний предел значения Р; Нп - нижний предел значения Р; В-Вп-Нп-Н – область допустимых значений параметра Р или «фазовое пространство» (обозначено штриховой линией).

Рис. 5.1. Контрольная карта параметра качества функционирования ИС


пределы, то это говорит о необходимости принятия решения об изменении Рф, то есть необходимо выполнить комплекс мероприятий по возвращению Рф в область допустимых значений, что и было выполнено системой управления качеством на 5-м временном этапе. Анализ качества выполняется с целью выявления успешности (неуспешности) выполненных оргтехмероприятий. Кроме того, выявляются факторы и участки (компоненты) ИС, внесшие наибольший «вклад» в снижение уровня качества ИС. В рамках данной функции проводится измерение параметров качества ИС и определяется набор показателей оценки качества. Осуществляются также корректировка и ведение набора показателей оценки качества ИС. Cоставляются и уточняются формулы расчета значений показателей качества ИС. Кроме того, для реализации функции анализа выполняется оценка качества ИС и расчет количественных значений показателей качества ИС.

Функция анализа обеспечивает проникновение в суть качественного состояния ИС и ее частей. Анализ состоит в расчленении объектов на составные элементы. Путем разделения, например, классификации комплексной оценки качества ИС выделяются части (подзадачи) – оценка качества ввода данных в ЭВМ, обработки данных, корректировки данных, передачи данных и др. В свою очередь каждый из этих элементов может быть разделен на элементы по выбранному критерию. При этом по каждому элементу конкретизируется состав свойств, что в значительной мере упрощает и улучшает изучение качества элементов. Процедуры анализа находятся в диалектическом единстве с процедурами синтеза. Формой проявления этой взаимосвязи являются свойства элементов.


Функция оценки качества выполняется на основе решения задач по определению состава показателей, сбора исходных данных, расчета количественных значений показателей, анализа значений показателей. Результаты этих задач целесообразно регистрировать по определенной форме, например, в виде «Карты оценки качества ИС». Оценка, в основном, проводится на основе сравнения значений показателей по всей системе показателей, представленных в «Карте». В определенных случаях может привлекаться и дополнительные показатели. Оценочный анализ целесообразно начинать с обобщенных показателей, постепенно двигаясь к групповым и единичным показателям.

Специальные функции КС УКИС обусловливаются особенностями классов ИС, их отраслевой принадлежностью, содержанием обрабатываемой информации, характером компонентов ИС, структурой, параметрами и др. К специальным функциям КС УКИС относятся следующие:

  • прогнозирование и планирование потребностей уровня качества отраслевых ИС и информационной продукции;

  • нормирование требований к качеству ИС и её продукции;

  • аттестация ИС, её компонентов и продукции;

  • организация разработки и управление качеством создания новых ИС и видов информационной продукции;

  • организация материально-технического обеспечения качества ИС;

  • подготовка и повышение квалификации кадров в деле улучшения качества ИС и её продукции;

  • выбор критерия управления качеством ИС;

  • обеспечение требуемого уровня качества информационной продукции на этапах производства, хранения, сбыта и применения, а также маркетинга и логистики;

  • стимулирование персонала на улучшение качества ИС и её продукции;

  • контроль качества проектирования ИС, её монтажа, настройки, испытания и эксплуатации;

  • организация разработки и реализации организационно-технических мероприятий по результатам анализа внедрения нормативов, руководящих документов и состояния средств измерений качества ИС;

  • правовое обеспечение качества ИС и её продукции;

  • информационное обеспечение КС УКИС;

  • организация взаимодействия по вопросам качества информационной продукции с потребителями и поставщиками;

  • внутрифирменный учет и отчетность по качеству ИС и её продукции;

  • анализ факторов, влияющих на качество ИС и её продукции;

  • организация труда по улучшению качества ИС и её продукции.

Для реализации каждой из указанных общих и специальных функций, в зависимости от масштабов КС УКИС, могут быть предусмотрены следующие этапы управленческого цикла:

  1. Анализ состояния выполнения функции.

  2. Разработка и принятие решения по реализации функции.

  3. Организация выполнения принятого решения.

  4. Контроль исполнения решений.

Разработка и принятие управленческих решений по улучшению реализации общих функций КС УКИС является наиболее значимой, так как без принятия соответствующих решений система управления существовать не может. Способы принятия управленческих решений различны и зависят по существу от характера функции и её масштаба. Непременным условием принятия рационального решения является реализация принципа обратной связи в КС УКИС. В управлении качеством способы принятия решений могут носить многофакторный, имитационный, оптимизационный, рациональный технико-экономический характер [100,108,144,195, 203].


К информационно-технологическим относятся следующие функции КС УКИС:

  1. Cбор сведений о качестве управляемой ИС.

  2. Регистрация данных о качестве ИС.

  3. Передача данных о качестве ИС.

  4. Индексирование (аналитико-синтетическая переработка) документов, содержащих данные о качестве ИС.

  5. Ввод данных о качестве ИС в ЭВМ.

  6. Обработка данных о качестве ИС.

  7. Поиск данных о качестве ИС.

  8. Ведение баз данных о качестве ИС.

  9. Хранение данных (базы данных) о качестве ИС.

  10. Выдача производных документов о качестве ИС пользователю.

В зависимости от уровня реализации каждая из вышеуказанных функций модифицируется по своему содержанию, объему и способу выполняемых работ. Так, например, функция «ведение баз данных» может включать в себя подфункции или процедуры ручного или автоматического индексирования документов, актуализации, корректировки, реорганизации, копирования и тиражирования данных и др. Следует отметить, что дефекты ИС информационно-технологического характера должны устраняться КС УКИС в реальном масштабе, то есть по принципу непрерывности. Комплекс дефектов организационно-технического и управленческого характера может устраняться в режиме периодичности, или установленного регламента (таблица 5.1).

Таким образом, «функция комплексной системы управления качеством информационной системы – это постоянный набор процедур, выполнение которых обеспечивает реализацию задач системы управления качеством».


5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем



Одной из доминирующих категорий КС УКИС является ее структура. В системе предусматривается многоуровневая структура организации и реализации функций управления. Понятие структуры употребляется достаточно давно и применяется в качестве одного из средств определения понятия формы, организации, отображения содержания определенного объекта. В общепринятом понимании структура обозначает совокупность составных частей объекта. Так, например, в структуре могут быть такие компоненты: отдельное автоматизированное рабочее место (АРМ), этап технологии КС УКИС, предприятие (информационно-вычислительный центр) и др. Однако эти части могут организовать структуру только при наличии определенных связей между ними. При рассмотрении структуры её можно условно разделить на функциональную и обеспечивающую части КС УКИС, что и имеет место быть для основных видов ИС. Указанные части можно условно разделить на функциональные и обеспечивающие подсистемы КС УКИС,

С учетом обеспечивающей части строится функциональная структура КС УКИС. В соответствии с методологией и комплексом выполненных работ по созданию моделей СКИС она может быть отображена в виде следующей принципиальной схемы КС УКИС (рис 5.2).

9 Разработка оргтехмеро-

приятий по улучшению

качества ИС