Файл: Исаев Г Н Теоретико-методологические основы качества информационных систем.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Учебное пособие

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2018

Просмотров: 12800

Скачиваний: 77

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические условия совершенствования качества информационных систем

1.1. Определение структуры парадигмы совершенствования качества информационных систем

1.2. Методологические положения совершенствования качества информационных систем

Глава 2. Разработка концептуальной модели совершенствования качества информационных систем

2.1. Понятийное представление совершенствования качества информационных систем

2.2. Дескриптивное моделирование совершенствования качества информационных систем

2.3. Концепция креативного управления качеством информационных систем

Глава 3. Разработка математических моделей совершенствования качества информационных систем

3.1. Обобщённая модель совершенствования качества информационных систем

3.2. Модель определения состава показателей качества информационных систем

3.3. Модель расчета значений показателей оценки качества информационных систем

3.4. Модель определения обобщенных показателей и коэффициентов их весомости

3.5. Модель автоматического обнаружения и исправления ошибок в документах табличного вида

Выводы

Глава 4. Экспериментальное исследование моделей совершенствования качества информационных систем

4.1. Постановка задачи экспериментального исследования моделей совершенствования качества ИС

4.2. Обработка экспериментальных данных по исследованию моделей

4.3. Оценка и анализ адекватности моделей и результатов экспериментов

Глава 5. Синтез комплексной системы управления качеством информационных систем

5.1. Цель, задачи и функции комплексной системы управления качеством информационных систем

5.2. Структура комплексной системы управления качеством информационных систем

5.3. Технология обработки данных Комплексной системы управления качеством информационных систем

5.4. Разработка алгоритма и программы автоматического восстановления достоверности данных

5.5. Создание комплексной системы управления качеством информационных систем

Выводы

Заключение

Библиографический список использованной литературы

Приложение 1. Методика выявления и регистрации дефектов информационных систем

Приложение 2. Ведомость выявленных дефектов ИС

Приложение 3. Кодификаторы информации для заполнения «Ведомости выявленных дефектов»

Приложение 4. Расчет значений показателей оценки качества информационных систем

Приложение 5. Перечень основных сокращений

Особую значимость для подсистемы составляют базы данных. В основе классификации баз данных о качестве могут быть положены различные основания деления, некоторые из них приведены ниже. В большинстве случае выбор оснований систематизации файлов и баз данных определяется конкретными условиями фирмы и характером решаемых функциональных и информационных задач. Синтез БД КС УКИС должен проводиться с учетом логики адаптивности интеллектуальных систем [14,171,190], обеспечивающих анализ данных и генерацию вывода [5]. Основная форма представления БД двухконтурная. Первый контур хранится на внешнем накопителе ЭВМ, например, на жестком диске, а второй контур, как страховой,


Обеспечивающая часть структуры КС УКИС





Подсистема «Документаци-онно-информа-ционное обеспечение»

Подсистема «Техническое обеспечение»

Подсистема «Программно-математическое обеспечение»

Подсистема «Организаци-онно-правовое обеспечение»










Базы данных (файлы, документы, по-казатели,тех-нологиче-ские рекви-зиты, спра-вочники,нор-

мативы и др.), базы знаний

Лингвисти-ческие сред-ства (ИПЯ, методики индексиро-вания,крите-рии выдачи и др.)


ЭВМ

Периферийные

устройства

Средства передачи данных

Средства

оргсвязи

Оборудование вычислительных центров и архивов эле-ктронных носителей

Средства копирования и тиражирования информации


Модели

задач КС УКИС

Операци-

онные сис-

темы

Функцио-

нальные

программы

Средства

програм-

мирования

Программы функциональной диагностики

Программы защиты информации


Персонал

КС УКИС

Проектно-

техническая документация

КС УКИС

Должностные, рабочие, технологиче-

ские инструкции персонала

Положение

«О выводе

КС УКИС из нештатных ситуаций»























Рис.5.4. Структура обеспечивающей части КС УКИС


может быть представлен на архивных носителях. Вместе с тем в плане развития БД КС УКИС могут располагать тремя и более контурами.

Следует отметить, что в структуру файловой системы КС УКИС входят, в основном, файлы текстового вида. Вместе с тем могут быть файлы мультимедийного характера, в частности, довольно значительное количество выходных данных может быть отображено в форме диаграмм, гистограмм, графиков, как в черно-белом, так и в цветном виде. Кроме того, выходные данные КС УКИС могут быть представлены в аудиовизуальном формате.

В структуре подсистемы «Информационное обеспечение» определенное место занимает понятие и свойства единиц информации о качестве. Классифицировать размещение в БД информации о качестве можно по нескольким основаниям деления. Например, по обеспечивающим подсистемам, информация о качестве информационного обеспечения, о качестве аппаратных средств и оборудования, о качестве программных продуктов, о причинах снижения качества и др. В разрезе функциональных подсистем информация о качестве может быть получена по этапу регистрации данных, ввода данных в ЭВМ, обработки данных и т.д. Каждый из вышеуказанных классификационных признаков в свою очередь может быть разделен на формы информации, содержащие более конкретные сведения о качестве элементов управляемой ИС.


Единицами информации в КС УКИС являются как физические (синтаксические), так и семантические категории. К физическим единицам можно отнести: бит, байт, символ, поле, запись, файл, документ, база данных, совокупность баз данных, электронное хранилище данных, информационный ресурс определенной предметной области и др.

К семантическому уровню единиц информации КС УКИС относятся категории, которые обозначают, в основном, логическую иерархию смысловых единиц информации - атрибут качества, реквизит-признак качества, параметр качества, показатель качества, запись о качестве, таблица (карта) оценки качества, отчет о качестве ИС, файл по оценке качества, документ по оценке качества ИС, база данных по оценке качества ИС, инструкция по обеспечению качества, методика обеспечения качества, раздел проекта КС УКИС, проектная документация в целом, монография о качестве ИС, комплекс источников по проблеме качества ИС, базы данных о качестве ИС и др. Каждая из указанных категорий накладывает свой отпечаток на способы организации размещения и хранения единиц информации о качестве ИС. Таким образом «семантическая единица информации о качестве ИС - это определенный объем информации, отображающий категорию измерения содержания о качестве ИС». Элементарной семантической единицей информации о качестве является параметр. Элементарность в данном случае обозначает неделимость параметра на низшие смысловые компоненты без потери смысла. Элементарной смысловой единицей информации о качестве является «дефект по полноте заполнения формы документа», например, «отсутствие указания в документе количества (числа) учетных бланков издательской продукции, представленных издательством «ПРЕСС» 20.01.03 по сопроводительному письму № 17-1 от 15.01.03, в адрес информационно-вычислительного центра».

В состав БД входят следующие компоненты – документы, показатели, технологические реквизиты качества единиц информации, файлы. По признаку технологичности документы КС УКИС разделяются на входные, промежуточные и выходные. Как правило, эти документы имеют подписи, подтверждающие юридическую силу данных о качестве управляемой ИС.

Следует учитывать, что в КС УКИС определенная часть входных данных представляется в виде набора «технологических реквизитов», которые как единицы информации служат для регистрации данных о возникающих и исправляемых дефектах, состоянии обработки документов их на этапах технологического процесса ИС. Формой существования указанных реквизитов в реальных системах управления качеством могут быть так называемые «зоны технологических реквизитов качества» (ЗТРК). «Зона технологических реквизитов качества - это субполе входного документа управляемой ИС, заполняемое данными о качестве обработки документа по этапам технологического процесса ИС». В субполе регистрируются сведения о самом документе (файле), о количестве и модификации дефектов, допущенных, обнаруженных и исправленных на конкретном этапе обработки и др. Эти данные в последующем используются в качестве исходных для расчета сводных данных о качестве обработки информации, ее представления в различных задачах и аспектах по управлению качеством ИС.


Промежуточные документы могут быть сгенерированы в процессе интерактивного контроля технологии обработки данных о качестве управляемой ИС. Кроме того, они могут содержать системные сведения, необходимые и применяемые для решения нескольких задач КС УКИС. В форме выходных документов пользователи КС УКИС получают информацию по широкому спектру вопросов, раскрывающих состояние качества управляемой ИС. Это может быть число и распределение дефектов в документах по этапам технологии ИС, группировка документов, выданных абонентам с опозданием, распределение исполнителей, предприятий по качеству представляемых документов, распределение отказов (сбоев) по компонентам ИС, карты анализа и оценки качества ИС и др. Можно определить, что «документ комплексной системы управления качеством информационной системы - это информация о качестве информационной системы, закрепленная на материальном носителе, и имеющая юридическую силу».

В состав системы показателей качества входят такие категории, которые обозначают стандарты, нормативы, инструкции, руководящие технические условия, определяющие установленные требования по качеству ИС. Это могут быть базовые показатели для оценки качества ИС. Показатель качества состоит из двух основных единиц – реквизита-признака и реквизита-основания [71].

Файлы БД содержат информацию о качестве ИС в различных разрезах: по классам управляемых ИС, по этапам обработки данных отдельной ИC и по их совокупности, по периодам эксплуатации ИС, по динамике качества ИС, по значениям групп показателей качества ИС, по классам дефектов ИС, причинам дефектов и др. Отсюда можно определить, что «база данных комплексной системы управления качеством информационной системы – это совокупность документов, файлов, показателей о качестве управляемой информационной системы, упорядоченных по определенному признаку в соответствии с требованиями решения задачи».

Значительную часть подсистемы «Информационное обеспечение» составляют лингвистические средства. В составе лингвистических средств КС УКИС содержатся следующие компоненты: информационно-поисковые языки, классификаторы, кодификаторы, методики индексирования документов, зоны технологических реквизитов качества, альбомы форм документов с указанием их «шапок» и «боковиков», критерий смыслового соответствия (критерий выдачи) документов и (или) поисковых образов документов (ПОД) по различным классам документальной информации, содержащейся в БД.

В КС УКИС могут применяться информационно-поисковые языки классификационного и дескрипторного типов. Классификаторы и кодификаторы обычно представляются широким набором. Сюда входят классификаторы категорий, по которым строится принципиальная схема системы управления качеством ИС. Это могут быть классификаторы видов управляемых информационных систем, этапов технологического процесса обработки информации, функций, пользователей КС УКИС, разработчиков ИС, структурных подразделений в контуре КС УКИС, системы показателей оценки качества, дефекты (отказы) управляемой ИС, документов, обрабатываемых в рамках КС УКИС и управляемой ИС, классификаторы дефектов создания ИС, единиц измерения качества ИС, и др. Важную часть лингвистических средств КС УКИС составляют классификаторы, применяемые для регистрации, обработки и анализа дефектов управляемых ИС (Приложение 3). Каждая из позиций классификатора может служить семантической основой для формирования поискового запроса к базе данных по качеству ИС.


Дескрипторные языки служат для поиска документальной информации по тематике, связанной с качеством ИС. На первых этапах эксплуатации КС УКИС эти языки могут отсутствовать. Методика их разработки существенно не отличаются от методики дескрипторных языков в других предметных областях [152,187].

Существенным компонентом лингвистических средств являются методики индексирования [152,208,222]. В рамках КС УКИС индексированию подвергаются субполя, то есть зона технологических реквизитов входных документов управляемой ИС. Кроме того, индексированию подвергаются также входные документы КС УКИС, содержащие документальную и фактографическую информацию. Аналитико-синтетическая переработка документов, содержащих документальную информацию, строится по традиционной схеме путем выделения в документах формальных и содержательных признаков, ключевых слов дескрипторного языка и фиксирование их в формате поискового образа документа (ПОД).

Индексирование технологических реквизитов и документов, содержащих фактографическую информацию, выполняется посредством применения языков классификационного типа. Каждая классификационная рубрика (реквизит-признак) снабжается соответствующим шифром (кодом) классификатора. Следует отметить, что индексирование документов в КС УКИС, может быть реализовано, как традиционным (ручным), так и автоматическим способами. Автоматическое индексирование, например, фактографической информации может выполняться на этапе ввода в ЭВМ, распознавания лексем рубрик классификаторов и последующего определения кода соответствующего реквизита входного документа. Решение данной задачи в контуре СКИС представляется интересной, вместе с тем и достаточно трудной.

Критерий выдачи или критерий смыслового соответствия относится к процедуре поиска документальной информации по качеству ИС. Он служит для управления выдачей релевантных документов по запросам пользователей КС УКИС. Методика его построения и механизм применения в основном идентичен его статусу в информационно-поисковых системах других предметных областей. Можно определить, что «лингвистические средства комплексной системы управления качеством информационной системы – это совокупность информационно-поисковых языков, методик индексирования и критерия смыслового соответствия, обеспечивающих решение задач КС УКИС».

На основе вышерассмотренного - «Подсистема «Информационное обеспечение» комплексной системы управления качеством информационной системы - это совокупность баз данных, документов и лингвистических средств, которая обеспечивает реализацию информационной составляющей комплексной системы управления качеством информационной системы».

Техническую базу существования КС УКИС составляет подсистема «Техническое обеспечение». В состав подсистемы входит стандартный комплект ЭВМ, периферийные устройства ввода-вывода данных, средства передачи данных, средства копирования, тиражирования и хранения информации КС УКИС и др. Следует отметить, что в силу метасистемности КС УКИС основное оборудование подсистемы составляет оборудование, которое является базовым для обеспечения функционирования управляемой ИС. Специфическим в данном случае может быть автоматизированное рабочее место (АРМ) оператора КС УКИС. АРМ оператора может быть как локализованным, так и сетевым элементом системы управления. Таким образом «подсистема «Техническое обеспечение» комплексной системы управления качеством информационной системы – это совокупность технических средств управляемой ИС, часть которых обеспечивает реализацию задач системы управления качеством по преобразованию и выдаче информации пользователям».


Структура подсистемы «Программно-математическое обеспечение» КС УКИС создается в соответствии с составом и характером решаемых задач системы. Математические модели составляют принципиальную основу разработки программного обеспечения и функционирования КС УКИС. «Математическая модель комплексной системы управления качеством информационной системы - это отображение существенных характеристик процесса управления качеством ИС математическими средствами». Обычно в составе подсистемы имеется комплекс моделей, обусловленных методологией КС УКИС (глава 3). Комплекс математических моделей включает в себя, как правило, обобщённую модель управления качеством ИС, маргинальные модели определения и уточнения комплекса единичных показателей оценки качества ИС, модели определения обобщённых показателей качества ИС и др. В определенных случаях в состав математических моделей КС УКИС могут быть отнесены и модели, принадлежащие управляемой ИС, но включаемые в контур управления качеством ИС. Так, например, модель системы «запрос-ответ» управления базами данных ИС, в соответствии с ее метаинформационностью, может быть включена в состав математических моделей КС УКИС. В состав этой подсистемы целесообразно включить и имитационные модели, которые бы обеспечили решение задач изучения состояния и поведения как управляемой ИС, так и самой КС УКИС [195]. В эту подсистему должны быть включены и средства по обеспечению безопасности информации [19,40,46].

В состав программного обеспечения КС УКИС входят универсальные, прикладные и специальные программы. К универсальным относятся операционные системы, которые в общем случае обеспечивают управление вычислительным процессом как управляемой ИС, так и КС УКИС. Прикладные программы предназначены для реализации моделей СКИС. Они могут выполнять обработку данных в рамках технологии ИС, а также КС УКИС при решении общих задач пользователей.

К классу прикладных программ КС УКИС относятся следующие программы:

  • ввода, контроля, поиска, обработки, выдачи данных пользователю, актуализации и корректировки данных КС УКИС и др.

  • обработки данных ЗТР входных документов - ввод, контроль, формирование выходных документов по данным ЗТР,

  • обработки и расчета фактических и базовых значений показателей оценки качества ИС и др.

  • кластер-анализа статистической структуры дефектов по определению и уточнению состава показателей оценки качества ИС,

  • регрессионного анализа и расчета значений обобщенных показателей качества ИС,

  • получение статистических оценок по структуре дефектов (отказов) ИС,

  • проверка адекватности разработанных моделей управления качеством ИС.

К классу специальных программ можно отнести программы функциональной диагностики программно-аппаратного комплекса ИС и системы программирования [98]. Таким образом, «программно-математическое обеспечение комплексной системы управления качеством информационной системы - это совокупность математических моделей, алгоритмов и программ решения задач управления качеством, а также определенной части программного обеспечения управляемой ИС, реализующая функционирование комплексной системы управления качеством ИС».