ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2019
Просмотров: 4608
Скачиваний: 1
Теменная
доля
отделена
от
лобной
центральной
бороздой
,
от
височной
–
латеральной
бороздой
,
от
затылочной
–
воображаемой
линией
,
проведенной
от
верхнего
края
теменно
-
затылочной
борозды
до
нижнего
края
полушария
головного
мозга
.
На
наружной
поверхности
теменной
доли
различают
вертикальную
постцентральную
извилину
и
две
горизонтальные
дольки
–
верхнетеменную
и
нижнетеменную
,
разделенные
вертикальной
бороздой
.
Часть
нижней
теменной
дольки
,
расположенной
над
задним
отделом
латеральной
борозды
,
называемой
надкраевой
(
супрамаргинальной
)
извилиной
,
а
часть
,
окружающую
восходящий
отросток
верхней
височной
борозды
–
угловой
(
ангулярной
)
извилиной
.
В
теменной
доле
проводится
анализ
и
синтез
восприятий
от
рецепторов
поверхностных
тканей
и
органов
движения
.
Симптомы
выпадения
:
*
анестезия
всех
видов
чувствительности
;
*
астереогноз
;
*
апраксия
;
*
расстройство
схемы
тела
:
аутотопагнозия
-
неузнавание
или
искаженное
восприятие
частей
своего
тела
;
псевдомиелия
-
ощущение
лишней
конечности
или
другой
части
тела
;
анозогнозия
-
неузнавание
проявлений
своего
заболевания
-
при
поражении
недоминантного
полушария
(
правого
-
у
правшей
);
*
алексия
;
*
акалькулия
;
*
семантическая
и
амнестическая
афазии
;
*
синдром
Герстмана
-
пальцевая
агнозия
,
акалькулия
,
нарушение
право
-
левой
ориентации
(
выключение
задней
части
левой
угловой
извилины
);
*
нижнеквадрантная
гемианопсия
-
разрушение
глубоких
отделов
теменной
доли
.
Симптомы
раздражения
:
сенсорные
джексоновские
приступы
.
kessydy ©
34.
Синдром
поражения
височной
доли
головного
мозга
.
Височная
доля
отделена
от
лобной
и
теменной
долей
латеральной
бороздой
.
На
наружной
поверхности
этой
доли
различают
верхнюю
,
среднюю
,
нижнюю
височные
извилины
,
отделенные
друг
от
друга
соответствующими
бороздами
.
На
нижней
базальной
поверхности
височной
доли
находится
латеральная
затылочно
-
височная
извилина
,
граничащая
с
нижней
височной
извилиной
,
а
более
медиально
–
извилина
гиппокампа
.
В
височных
долях
находятся
корковые
отделы
слухового
,
статокинетического
,
вкусового
,
обонятельного
анализаторов
.
В
глубине
височной
доли
проходит
часть
проводников
зрительного
пути
.
Симптомы
выпадения
:
*
слуховая
агнозия
;
*
височная
атаксия
;
*
верхнеквадрантная
гемианопсия
;
*
сноподобные
состояния
("
никогда
не
виденного
",
никогда
не
слышанного
", "
давно
виденного
",
давно
слышанного
");
*
сенсорная
афазия
;
*
височный
автоматизм
;
*
вегетативно
-
висцеральные
расстройства
;
*
нарушения
памяти
.
Симптомы
раздражения
:
вкусовые
,
слуховые
,
обонятельные
галлюцинации
,
приступы
вестибулярного
головокружения
.
35.
Синдром
поражения
затылочной
доли
головного
мозга
.
Затылочная
доля
на
наружной
поверхности
не
имеет
четких
границ
,
отделяющих
ее
от
теменной
и
височной
долей
.
На
внутренней
поверхности
полушария
от
теменной
доли
ее
отграничивает
теменно
-
затылочная
борозда
.
Внутренняя
поверхность
этой
доли
разделяется
широкой
бороздой
на
клин
и
язычную
извилину
.
Зрительная
доля
связана
со
зрительными
функциями
.
Симптомы
выпадения
:
•
одноименная
гемианопсия
;
•
квадрантная
гемианопсия
;
•
зрительная
агнозия
;
•
метаморфопсии
(
макро
-
микропсии
) -
искаженное
восприятие
предметов
.
Симптомы
раздражения
:
зрительные
галлюцинации
(
простые
и
сложные
).
36.
Разновидности
нарушений
речи
.
Классификация
афазий
.
Различают
два
класса
речевых
нарушений
:
Дизартрия
–
нарушения
до
-
пред
-
вербального
уровня
(
паралич
языка
)
Развиваются
вследствие
нарушений
функции
мозжечка
или
ствола
мозга
(
при
псевдобульбарном
синдроме
).
Проявляется
скандированной
речью
.
Речь
-
специфическая
человеческая
форма
деятельности
,
служащая
общению
между
людьми
.
Выделяют
2
основных
вида
речи
:
*
импрессивную
-
понимание
устной
и
письменной
речи
(
чтение
);
*
экспрессивную
-
процесс
высказывания
в
виде
активной
устной
речи
или
самостоятельного
письма
.
АФАЗИЯ
–
расстройство
уже
сформировавшейся
речи
,
возникающее
у
людей
с
сохраненным
артикуляционным
аппаратом
и
достаточным
слухом
,
при
котором
частично
или
полностью
утрачивается
возможность
активно
пользоваться
речью
для
выражения
мыслей
и
чувств
и
понимать
услышанную
речь
.
Нарушение
процесса
произнесения
слов
называется
моторной
,
экспрессивной
афазией
,
нарушения
восприятия
речи
-
импрессивной
сенсорной
афазией
.
Центр
моторной
речи
располагается
в
задних
отделах
нижней
лобной
извилины
доминантного
полушария
,
а
центр
импрессивной
сенсорной
речи
-
в
задних
отделах
верхней
височной
извилины
того
же
полушария
(
доминантного
).
Различают
три
формы
нарушений
экспрессивной
речи
:
афферентная
,
эфферентная
и
динамическая
моторная
афазия
.
АФФЕРЕНТНАЯ
МОТОРНАЯ
АФАЗИЯ
возникает
при
повреждении
постцентральных
отделов
доминантного
полушария
большого
мозга
,
обеспечивающих
кинестетическую
основу
движений
артикуляторного
аппарата
.
Нарушено
произнесение
отдельных
звуков
.
Больной
затрудняется
в
артикуляции
,
особенно
так
называемых
гоморганных
звуков
,
сходных
по
месту
(
например
,
переднеязычные
: «
т
», «
д
», «
л
», «
н
»)
либо
по
способу
(
щелевые
:
«
ш
», «
з
», «
щ
», «
х
»)
образования
.
Нарушаются
все
виды
устной
речи
(
автоматизированная
,
спонтанная
,
повторная
,
называние
),
а
также
письменная
речь
(
чтение
и
письмо
).
Нередко
афферентная
моторная
афазия
сочетается
с
оральной
апраксией
.
ЭФФЕРЕНТНАЯ
МОТОРНАЯ
АФАЗИЯ
возникает
при
повреждении
нижних
отделов
премоторной
зоны
,
области
Брока
.
В
отличие
от
афферентной
моторной
афазии
артикуляция
отдельных
звуков
не
нарушена
.
Дефект
касается
процессов
переключения
с
одной
речевой
единицы
(
звук
,
слово
)
на
другую
.
Произнося
хорошо
отдельные
речевые
звуки
,
больной
затрудняется
в
произнесении
серии
звуков
либо
фразы
.
Продуктивная
речь
заменяется
персеверациями
,
а
в
тяжелых
случаях
представлена
речевым
эмболом
.
Другой
особенностью
речи
является
так
называемый
телеграфный
стиль
:
речь
состоит
,
в
основном
,
из
существительных
,
содержит
очень
мало
глаголов
.
Возможна
сохранность
непроизвольной
,
автоматизированной
речи
,
пения
.
Нарушаются
чтение
,
письмо
и
называние
предметов
.
ДИНАМИЧЕСКАЯ
МОТОРНАЯ
АФАЗИЯ
возникает
при
поражении
префронтальных
отделов
,
области
,
находящейся
кпереди
от
зоны
Брока
.
Центральный
дефект
этой
формы
афазии
-
нарушение
активной
произвольной
продуктивной
речи
.
При
этом
репродуктивная
речь
(
повторная
,
автоматизированная
)
сохранена
.
Больной
не
может
активно
высказать
мысль
,
задать
вопрос
.
При
этом
он
хорошо
артикулирует
все
звуки
,
повторяя
отдельные
слова
и
предложения
,
правильно
отвечает
на
вопросы
.
При
всех
видах
моторной
афазии
больной
понимает
обращенную
к
нему
речь
,
выполняет
все
задания
,
но
сам
говорить
не
может
или
говорит
с
резким
дефектом
.
Нарушения
импрессивной
речи
проявляются
двумя
основными
формами
:
сенсорной
и
семантической
афазией
.
СЕНСОРНАЯ
АФАЗИЯ
(
ВЕРНИКЕ
)
возникает
при
поражении
коры
левой
височной
доли
(
средние
и
задние
отделы
верхней
височной
извилины
-
зоны
Вернике
).
Больной
воспринимает
речь
как
шум
или
разговор
на
неизвестном
ему
языке
.
Он
не
понимает
обращенной
к
нему
речи
,
не
выполняет
заданий
(
закрой
глаза
,
покажи
язык
и
т
.
д
.).
Больной
говорит
много
и
быстро
(
логорея
),
его
речь
непонятна
для
окружающих
,
отмечается
много
парафазий
(
искаженное
,
неточное
употребление
слов
).
Часты
повторения
одних
и
тех
же
слов
или
слогов
(
персеверация
).
Расстраивается
письмо
,
например
написание
таких
слов
,
как
«
забор
»,
«
собор
», «
запор
».
СЕМАНТИЧЕСКАЯ
АФАЗИЯ
-
возникает
при
поражении
левой
теменно
-
височной
области
у
правшей
,
при
которой
нарушено
понимание
смысла
-
предложений
,
выраженного
с
помощью
сложных
логико
-
грамматических
конструкций
.
Такой
больной
не
понимает
речевых
формулировок
,
отражающих
пространственные
отношения
,
выраженных
с
помощью
предлогов
(
круг
под
квадратом
).
Для
него
недоступен
смысл
сравнительных
конструкций
(
например
,
волосы
у
Лены
темнее
,
чем
у
Оли
,
но
светлее
,
чем
у
Кати
.
У
кого
самые
светлые
волосы
?),
возвратных
конструкций
(
лиса
съела
курицу
,
курица
съела
лису
),
атрибутивных
конструкций
("
брат
отца
", "
отец
брата
").
АМНЕСТИЧЕСКАЯ
АФАЗИЯ
-
развивается
при
поражении
нижних
и
задних
отделов
теменной
и
височной
областей
.
Характеризуется
забыванием
названия
предметов
,
имен
.
Речь
больного
насыщена
глаголами
,
но
в
ней
мало
имен
существительных
.
Больной
объясняет
,
что
делают
показываемым
предметом
,
но
не
может
его
назвать
.
ТОТАЛЬНАЯ
АФАЗИЯ
-
утрачивается
речь
во
всех
ее
проявлениях
.
Это
наблюдается
при
обширном
поражении
левого
полушария
от
зоны
Брока
до
зоны
Вернике
.
Проводниковая
афазия
возникает
при
крупных
очагах
поражения
в
белом
веществе
полушарий
коры
головного
мозга
.
Причинами
афазии
являются
сосудистые
поражения
мозга
,
энцефалиты
,
травмы
,
опухоли
головного
мозга
.
Лечение
направлено
на
заболевание
,
вызвавшее
афазию
.
37.
Нарушения
экспрессивной
речи
.
Аграфия
.
Э
КСПРЕССИВНАЯ
РЕЧЬ
–
ПРОЦЕСС
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
С
ПОМОЩЬЮ
ЯЗЫКА
:
1)
НАЧИНАЕТСЯ
С
ЗАМЫСЛА
(
ПРОГРАММЫ
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
),
2)
ЗАТЕМ
ПРОХОДИТ
СТАДИЮ
ВНУТРЕННЕЙ
РЕЧИ
,
ОБЛАДАЮЩЕЙ
СВЕРНУТЫМ
ХАРАКТЕРОМ
,
3)
СТАДИЯ
РАЗВЕРНУТОГО
ВНЕШНЕГО
РЕЧЕВОГО
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
(
В
ВИДЕ
УСТНОЙ
,
ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
).
АГРАФИЯ
-
утрата
способности
правильно
писать
при
сохранении
двигательной
функции
верхней
конечности
,
возникает
при
ограниченном
очаговом
поражении
заднего
отдела
второй
лобной
извилины
доминантного
полушария
.
Аграфия
–
нарушение
способности
писать
при
сохранности
двигательной
функции
руки
,
которое
возникает
при
поражении
вторичных
и
ассоциативных
полей
коры
левого
полушария
мозга
.
Изолированно
наблюдается
крайне
редко
,
чаще
выступает
в
комплексе
с
нарушением
устной
речи
,
и
несет
в
себе
признаки
соответствующей
афазии
.
Например
,
при
поражении
премоторной
области
аграфия
связана
с
нарушением
единой
кинетической
структуры
письма
.
При
умеренной
грубости
дефекта
больные
правильно
записывают
отдельные
буквы
,
но
делают
ошибки
при
написании
слога
или
слова
,
отмечаются
инертные
стереотипы
.
Нарушается
звуко
-
буквенный
анализ
состава
слова
.
Из
-
за
этого
больные
не
могут
воспроизвести
нужный
порядок
букв
в
слове
,
несколько
раз
повторяя
отдельные
элементы
,
что
нарушает
весь
процесс
письма
.
38.
Нарушения
импрессивной
речи
.
Алексия
.
И
МПРЕССИВНАЯ
РЕЧЬ
–
ПРОЦЕСС
ПОНИМАНИЯ
РЕЧЕВОГО
ВЫСКАЗЫВАНИЯ
(
УСТНОГО
,
ПИСЬМЕННОГО
):
1)
НАЧИНАЕТСЯ
В
ВОСПРИЯТИЯ
РЕЧЕВОГО
СООБЩЕНИЯ
(
СЛУХОВОГО
,
ЗРИТЕЛЬНОГО
),
2)
ПРОХОДИТ
СТАДИЮ
ДЕКОДИРОВАНИЯ
СООБЩЕНИЯ
(
ВЫДЕЛЕНИЕ
ИНФОРМАТИВНЫХ
МОМЕНТОВ
),
3)
ФОРМИРОВАНИЕ
ВО
ВНУТРЕННЕЙ
РЕЧИ
ОБЩЕЙ
СМЫСЛОВОЙ
СХЕМЫ
СООБЩЕНИЯ
,
СООТНЕСЕНИЕ
СО
СМЫСЛОВЫМИ
СЕМАНТИЧЕСКИМИ
СТРУКТУРАМИ
И
ВКЛЮЧЕНИЕ
В
ОПРЕДЕЛЕННЫЙ
СМЫСЛОВОЙ
КОНТЕКСТ
(
ПОНИМАНИЕ
).
АЛЕКСИЯ
-
расстройство
чтения
и
понимания
прочитанного
,
при
очагах
в
угловой
извилине
доминантного
полушария
,
на
стыке
затылочной
и
теменной
долей
.
Алексия
–
расстройство
чтения
,
обусловленное
нарушением
возможности
воспринимать
текст
.
Выделяют
первичную
или
«
чистую
»
алексию
,
которая
развивается
на
фоне
буквенной
агнозии
при
поражении
левого
полушария
на
границе
затылочной
и
височной
коры
.
Больной
видит
буквы
и
слова
как
рисунки
,
не
понимая
их
смысла
,
что
вызывает
распад
навыка
чтения
.
Другие
варианты
алексий
обычно
сочетаются
с
афазией
и
имеют
соответствующие
признаки
.
Например
,
при
поражении
нижней
теменной
области
чтение
хорошо
упроченных
слов
,
особенно
про
себя
,
остается
относительно
сохранным
.
Однако
при
переходе
к
сложным
по
звуковому
составу
словам
,
для
анализа
которых
необходимо
прибегать
к
артикуляции
,
понимание
написанного
затрудняется
.
Больной
не
может
правильно
произнести
прочитываемые
буквы
или
слоги
и
поэтому
не
в
состоянии
понять
смысл
написанных
слов
.
Чтение
вслух
может
протекать
у
этой
группы
больных
хуже
,
чем
чтение
про
себя
,
так
как
непосредственное
узнавание
хорошо
упроченных
зрительных
образов
слова
отступает
на
задний
план
.
39.
Гнозис
и
его
расстройства
.
ГНОЗИС
-
это
способность
узнавать
предметы
по
чувственным
восприятиям
.
АГНОЗИЯ
-
расстройства
узнавания
.
При
сохранности
восприятия
предметов
теряется
ощущение
их
"
знакомости
",
и
окружающий
мир
,
ранее
такой
знакомый
в
деталях
,
становится
чуждым
,
непонятным
,
лишенным
значения
.
При
агнозии
элементарные
формы
чувствительности
остаются
сохранными
и
нарушаются
сложные
формы
аналитико
-
синтетической
деятельности
в
пределах
данного
анализатора
.
ЗРИТЕЛЬНАЯ
(
ОПТИЧЕСКАЯ
)
АГНОЗИЯ
-
или
душевная
слепота
,
возникает
при
поражении
наружных
участков
коры
затылочных
долей
(
поля
18, 19, 39).
Больной
не
может
узнавать
предметы
и
их
реалистическое
изображение
,
воспринимает
лишь
их
отдельные
признаки
и
догадывается
об
общем
значении
предмета
или
его
изображения
.
Вместе
с
тем
,
он
видит
предметы
,
обходит
их
и
не
натыкается
.
Различают
основные
формы
зрительной
агнозии
:
*
апперцептивную
агнозию
-
больной
воспринимает
лишь
отдельные
признаки
предмета
или
его
изображения
,
но
не
может
в
целом
определить
его
;
*
ассоциативную
зрительную
агнозию
-
больной
отчетливо
воспринимает
предметы
в
целом
и
целые
изображения
,
но
не
узнает
и
не
может
назвать
их
;
*
цветовая
агнозия
в
сочетании
с
буквенной
(
левополушарные
височно
-
затылочные
очаги
поражения
) -
характерны
трудности
узнавания
и
сортировки
по
цветовым
категориям
мотков
шерсти
или
кусочков
раскрашенного
картона
,
а
также
сходных
по
начертанию
букв
: "
н
", "
г
",
"
п
", "
и
", "
в
", "
р
", "
б
", "
ь
";
*
агнозия
на
лица
(
прозопагнозия
) (
правополушарные
нижнезатылочные
очаговые
поражения
) -
трудности
узнавания
знакомых
лиц
,
в
том
числе
их
фотографий
;
*
зрительно
-
пространственная
агнозия
(
преимущественно
левополушарные
нижнетеменные
и
теменно
-
затылочные
очаги
поражения
) -
трудности
в
определении
положения
стрелок
на
часах
,
правой
и
левой
стороны
объекта
и
др
.
Характерно
неузнавание
знакомой
улицы
,
комнаты
и
т
.
д
.
СЛУХОВАЯ
АГНОЗИЯ
- ("
душевная
глухота
") -
характеризуется
нарушением
способности
узнавать
предметы
по
характерным
для
них
звукам
,
не
видя
их
,
например
,
упавшую
на
пол
монету
-
по
звуку
,
собаку
-
по
лаю
,
часы
-
по
их
тиканью
и
т
.
д
.
Возможно
нарушение
узнавания
известных
музыкальных
мелодий
-
амузия
.
Возникает
при
поражении
средних
отделов
верхней
височной
извилины
доминантного
полушария
.
СЕНСИТИВНАЯ
АГНОЗИЯ
-
неузнавание
предметов
при
воздействии
их
на
рецепторы
поверхностной
и
глубокой
чувствительности
.
Наиболее
часто
встречается
вариант
в
виде
тактильной
агнозии
:
у
больного
утрачивается
способность
узнавать
предметы
при
ощупывании
с
закрытыми
глазами
(
астереогноз
).
Возникает
при
поражении
теменной
доли
доминантного
полушария
(
поле
40).
С
астереогнозом
тесно
связано
явление
АУТОТОПОАГНОЗИИ
,
заключающееся
в
затруднении
определить
расположение
отдельных
частей
тела
,
в
нарушении
узнавания
частей
своего
тела
;
и
МЕТАМОРФОПСИИ
,
когда
больной
начинает
воспринимать
части
своего
тела
или
посторонние
предметы
необычными
,
измененными
по
форме
и
величине
.
При
МАКРОПСИИ
предметы
кажутся
больному