Файл: 2014_otvety_na_nevrologiyu_copy.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 4608

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Теменная

 

доля

  

отделена

 

от

 

лобной

 

центральной

 

бороздой

от

 

височной

 – 

латеральной

  

бороздой

от

  

затылочной

 – 

воображаемой

 

линией

проведенной

 

от

  

верхнего

 

края

 

теменно

-

затылочной

 

борозды

 

до

 

нижнего

 

края

 

полушария

 

головного

 

мозга

На

 

наружной

 

поверхности

 

теменной

  

доли

 

различают

 

вертикальную

 

постцентральную

 

извилину

 

и

 

две

 

горизонтальные

 

дольки

 – 

верхнетеменную

 

и

 

нижнетеменную

разделенные

 

вертикальной

 

бороздой

Часть

 

нижней

 

теменной

 

дольки

расположенной

 

над

 

задним

 

отделом

 

латеральной

 

борозды

называемой

 

надкраевой

 (

супрамаргинальной

) 

извилиной

а

 

часть

окружающую

 

восходящий

 

отросток

 

верхней

 

височной

  

борозды

 – 

угловой

 (

ангулярной

извилиной

В

 

теменной

 

доле

 

проводится

 

анализ

 

и

 

синтез

 

восприятий

 

от

 

рецепторов

 

поверхностных

 

тканей

 

и

 

органов

 

движения

 

Симптомы

 

выпадения

:  

*

 

 

анестезия

 

всех

 

видов

 

чувствительности

;  

*

 

 

астереогноз

;  

*

 

 

апраксия

*

 

 

расстройство

 

схемы

 

тела

аутотопагнозия

  - 

неузнавание

 

или

 

искаженное

 

восприятие

 

частей

 

своего

 

тела

псевдомиелия

  

ощущение

 

лишней

 

конечности

 

или

 

другой

 

части

 

тела

анозогнозия

  

неузнавание

 

проявлений

 

своего

 

заболевания

 - 

при

 

поражении

 

недоминантного

 

полушария

 (

правого

 - 

у

 

правшей

); 

*

 

 

алексия

;  

*

 

 

акалькулия

;  

*

 

 

семантическая

 

и

 

амнестическая

  

афазии

;  

*

 

 

синдром

 

Герстмана

 - 

пальцевая

 

агнозия

акалькулия

нарушение

 

право

-

левой

 

ориентации

 ( 

выключение

 

задней

 

части

 

левой

 

угловой

 

извилины

); 

*

 

 

нижнеквадрантная

 

гемианопсия

 - 

разрушение

 

глубоких

 

отделов

 

теменной

 

доли

Симптомы

 

раздражения

сенсорные

 

джексоновские

 

приступы

 
 

kessydy © 

34.

 

Синдром

 

поражения

 

височной

 

доли

 

головного

 

мозга

Височная

 

доля

 

отделена

 

от

 

лобной

 

и

 

теменной

 

долей

 

латеральной

   

бороздой

На

 

наружной

 

поверхности

 

этой

 

доли

 

различают

 

верхнюю

среднюю

нижнюю

 

височные

 

извилины

отделенные

 

друг

 

от

 

друга

 

соответствующими

 

бороздами

На

 

нижней

 

базальной

 

поверхности

 

височной

 

доли

 

находится

 

латеральная

 

затылочно

-

височная

 

извилина

граничащая

 

с

 

нижней

 

височной

 

извилиной

а

 

более

 

медиально

  – 

извилина

 

гиппокампа

В

 

височных

 

долях

 

находятся

 

корковые

 

отделы

 

слухового

статокинетического

вкусового

обонятельного

   

анализаторов

В

 

глубине

 

височной

 

доли

 

проходит

 

часть

 

проводников

 

зрительного

 

пути

 

Симптомы

 

выпадения

:  

*

 

 

слуховая

 

агнозия

*

 

 

височная

 

атаксия

*

 

 

верхнеквадрантная

 

гемианопсия

*

 

 

сноподобные

   

состояния

  ("

никогда

 

не

 

виденного

", 

никогда

 

не

 

слышанного

",  "

давно

 

виденного

", 

давно

 

слышанного

");  


background image

*

 

 

сенсорная

 

афазия

*

 

височный

 

автоматизм

*

 

вегетативно

-

висцеральные

 

расстройства

*

 

нарушения

 

памяти

Симптомы

 

раздражения

вкусовые

слуховые

обонятельные

 

галлюцинации

приступы

 

вестибулярного

 

головокружения

.  

35.

 

Синдром

 

поражения

 

затылочной

 

доли

 

головного

 

мозга

Затылочная

 

доля

 

на

 

наружной

 

поверхности

 

не

 

имеет

 

четких

 

границ

отделяющих

 

ее

 

от

 

теменной

 

и

 

височной

   

долей

На

 

внутренней

 

поверхности

 

полушария

 

от

 

теменной

   

доли

 

ее

 

отграничивает

 

теменно

-

затылочная

 

борозда

Внутренняя

 

поверхность

 

этой

 

доли

 

разделяется

  

широкой

 

бороздой

 

на

 

клин

 

и

 

язычную

 

извилину

Зрительная

 

доля

 

связана

 

со

 

зрительными

 

функциями

Симптомы

 

выпадения

 

 

одноименная

 

гемианопсия

;  

 

 

квадрантная

  

гемианопсия

 

зрительная

 

агнозия

 

метаморфопсии

 (

макро

микропсии

) - 

искаженное

 

восприятие

 

предметов

.  

Симптомы

 

раздражения

зрительные

 

галлюцинации

 (

простые

 

и

 

сложные

). 

36.

 

Разновидности

 

нарушений

 

речи

Классификация

 

афазий

Различают

 

два

 

класса

 

речевых

 

нарушений

Дизартрия

  – 

нарушения

 

до

пред

вербального

 

уровня

  (

паралич

 

языка

Развиваются

 

вследствие

 

нарушений

 

функции

 

мозжечка

 

или

 

ствола

 

мозга

  (

при

 

псевдобульбарном

 

синдроме

). 

Проявляется

 

скандированной

 

речью

Речь

  - 

специфическая

 

человеческая

 

форма

 

деятельности

служащая

 

общению

 

между

 

людьми

Выделяют

 2 

основных

 

вида

 

речи

:  

*

 

 

импрессивную

 - 

понимание

  

устной

 

и

 

письменной

 

речи

  (

чтение

);  

*

 

 

экспрессивную

  - 

процесс

 

высказывания

 

в

 

виде

 

активной

   

устной

 

речи

 

или

 

самостоятельного

 

письма

.  

АФАЗИЯ

  – 

расстройство

 

уже

 

сформировавшейся

 

речи

возникающее

 

у

 

людей

 

с

 

сохраненным

 

артикуляционным

 

аппаратом

 

и

 

достаточным

 

слухом

при

 

котором

 

частично

 

или

 

полностью

 

утрачивается

 

возможность

 

активно

 

пользоваться

 

речью

 

для

 

выражения

 

мыслей

 

и

 

чувств

 

и

 

понимать

 

услышанную

 

речь

Нарушение

 

процесса

 

произнесения

 

слов

 

называется

 

моторной

экспрессивной

 

афазией

нарушения

 

восприятия

 

речи

  - 

импрессивной

 

сенсорной

 

афазией

Центр

 

моторной

 

речи

 

располагается

 

в

 

задних

 

отделах

 

нижней

 

лобной

 

извилины

 

доминантного

 

полушария

а

 

центр

 

импрессивной

 

сенсорной

 

речи

 - 

в

 

задних

 

отделах

 

верхней

 

височной

 

извилины

 

того

 

же

 

полушария

 (

доминантного

).  

Различают

 

три

 

формы

 

нарушений

 

экспрессивной

 

речи

афферентная

эфферентная

 

и

 

динамическая

 

моторная

 

афазия

АФФЕРЕНТНАЯ

 

МОТОРНАЯ

 

АФАЗИЯ

 

возникает

 

при

 

повреждении

 

постцентральных

 

отделов

 

доминантного

 

полушария

 

большого

 

мозга

обеспечивающих

 

кинестетическую

 

основу

 

движений

 

артикуляторного

 

аппарата

Нарушено

 

произнесение

 

отдельных

   

звуков

Больной

 

затрудняется

 

в

 

артикуляции

особенно

 

так

 

называемых

 

гоморганных

 

звуков

сходных

 

по

 

месту

 (

например

переднеязычные

: «

т

», «

д

», «

л

», «

н

») 

либо

 

по

 

способу

 (

щелевые


background image

«

ш

»,  «

з

»,  «

щ

»,  «

х

») 

образования

Нарушаются

 

все

 

виды

 

устной

 

речи

  (

автоматизированная

спонтанная

повторная

называние

), 

а

 

также

 

письменная

 

речь

  (

чтение

 

и

 

письмо

). 

Нередко

 

афферентная

 

моторная

 

афазия

 

сочетается

 

с

 

оральной

 

апраксией

ЭФФЕРЕНТНАЯ

 

МОТОРНАЯ

 

АФАЗИЯ

 

возникает

 

при

 

повреждении

 

нижних

 

отделов

 

премоторной

 

зоны

области

 

Брока

В

 

отличие

 

от

 

афферентной

 

моторной

 

афазии

 

артикуляция

 

отдельных

 

звуков

 

не

 

нарушена

Дефект

 

касается

 

процессов

 

переключения

 

с

 

одной

 

речевой

 

единицы

  (

звук

слово

на

 

другую

Произнося

 

хорошо

 

отдельные

 

речевые

 

звуки

больной

 

затрудняется

 

в

 

произнесении

 

серии

 

звуков

 

либо

 

фразы

Продуктивная

 

речь

 

заменяется

 

персеверациями

а

 

в

 

тяжелых

 

случаях

 

представлена

 

речевым

 

эмболом

Другой

 

особенностью

 

речи

 

является

 

так

 

называемый

 

телеграфный

 

стиль

речь

 

состоит

в

 

основном

из

 

существительных

содержит

 

очень

 

мало

 

глаголов

Возможна

 

сохранность

 

непроизвольной

автоматизированной

 

речи

пения

Нарушаются

 

чтение

письмо

 

и

 

называние

 

предметов

ДИНАМИЧЕСКАЯ

 

МОТОРНАЯ

 

АФАЗИЯ

 

возникает

 

при

 

поражении

 

префронтальных

 

отделов

области

находящейся

 

кпереди

 

от

 

зоны

 

Брока

Центральный

 

дефект

 

этой

 

формы

 

афазии

  - 

нарушение

 

активной

 

произвольной

 

продуктивной

 

речи

При

 

этом

 

репродуктивная

 

речь

  (

повторная

автоматизированная

сохранена

Больной

 

не

 

может

 

активно

 

высказать

 

мысль

задать

 

вопрос

При

 

этом

 

он

 

хорошо

 

артикулирует

 

все

 

звуки

повторяя

 

отдельные

 

слова

 

и

 

предложения

правильно

 

отвечает

 

на

 

вопросы

.  

При

  

всех

 

видах

 

моторной

  

афазии

 

больной

 

понимает

 

обращенную

 

к

 

нему

 

речь

выполняет

 

все

 

задания

но

 

сам

 

говорить

 

не

 

может

 

или

 

говорит

 

с

 

резким

 

дефектом

Нарушения

 

импрессивной

 

речи

 

проявляются

 

двумя

 

основными

 

формами

сенсорной

 

и

 

семантической

 

афазией

СЕНСОРНАЯ

 

АФАЗИЯ

 (

ВЕРНИКЕ

) 

возникает

 

при

 

поражении

 

коры

 

левой

 

височной

 

доли

 

(

средние

 

и

 

задние

 

отделы

 

верхней

 

височной

 

извилины

 - 

зоны

 

Вернике

). 

Больной

 

воспринимает

 

речь

 

как

 

шум

 

или

 

разговор

 

на

 

неизвестном

 

ему

 

языке

Он

 

не

 

понимает

 

обращенной

 

к

 

нему

 

речи

не

 

выполняет

 

заданий

  (

закрой

 

глаза

покажи

 

язык

 

и

 

т

.

д

.). 

Больной

 

говорит

 

много

 

и

 

быстро

  (

логорея

), 

его

 

речь

 

непонятна

 

для

 

окружающих

отмечается

 

много

 

парафазий

 

(

искаженное

неточное

 

употребление

 

слов

). 

Часты

 

повторения

 

одних

 

и

 

тех

 

же

 

слов

 

или

 

слогов

 

(

персеверация

). 

Расстраивается

 

письмо

например

 

написание

 

таких

 

слов

как

  «

забор

», 

«

собор

», «

запор

». 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ

 

АФАЗИЯ

  - 

возникает

 

при

 

поражении

 

левой

 

теменно

  - 

височной

 

области

 

у

 

правшей

при

 

которой

 

нарушено

 

понимание

 

смысла

 - 

предложений

выраженного

 

с

 

помощью

 

сложных

 

логико

-

грамматических

 

конструкций

Такой

 

больной

 

не

 

понимает

 

речевых

 

формулировок

отражающих

 

пространственные

 

отношения

выраженных

 

с

 

помощью

 

предлогов

  (

круг

 

под

 

квадратом

). 

Для

 

него

 

недоступен

 

смысл

 

сравнительных

 

конструкций

 

(

например

волосы

 

у

 

Лены

 

темнее

чем

 

у

 

Оли

но

 

светлее

чем

 

у

 

Кати

У

 

кого

 

самые

 

светлые

 

волосы

?), 

возвратных

 

конструкций

  (

лиса

 

съела

 

курицу

курица

 

съела

 

лису

), 

атрибутивных

 

конструкций

 ("

брат

 

отца

", "

отец

 

брата

"). 

АМНЕСТИЧЕСКАЯ

 

АФАЗИЯ

 -

развивается

 

при

 

поражении

 

нижних

 

и

 

задних

 

отделов

 

теменной

 

и

 

височной

 

областей

Характеризуется

 

забыванием

 

названия

 

предметов

имен

Речь

 

больного

 

насыщена

 

глаголами

но

 

в

 

ней

 

мало

 

имен

 

существительных

Больной

  

объясняет

что

 

делают

 

показываемым

 

предметом

но

 

не

 

может

 

его

 

назвать


background image

ТОТАЛЬНАЯ

 

АФАЗИЯ

 - 

утрачивается

 

речь

 

во

 

всех

 

ее

 

проявлениях

Это

 

наблюдается

 

при

 

обширном

 

поражении

 

левого

 

полушария

 

от

 

зоны

 

Брока

 

до

 

зоны

 

Вернике

Проводниковая

 

афазия

 

возникает

 

при

 

крупных

 

очагах

 

поражения

 

в

 

белом

 

веществе

 

полушарий

 

коры

 

головного

 

мозга

Причинами

 

афазии

 

являются

 

сосудистые

 

поражения

 

мозга

энцефалиты

травмы

опухоли

 

головного

 

мозга

Лечение

 

направлено

 

на

 

заболевание

вызвавшее

 

афазию

37.

 

Нарушения

 

экспрессивной

 

речи

Аграфия

Э

КСПРЕССИВНАЯ

 

РЕЧЬ

 

 

ПРОЦЕСС

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 

С

 

ПОМОЩЬЮ

 

ЯЗЫКА

:

 

1)

 

НАЧИНАЕТСЯ

 

С

 

ЗАМЫСЛА

 

(

ПРОГРАММЫ

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

),

 

2)

 

ЗАТЕМ

 

ПРОХОДИТ

 

СТАДИЮ

 

ВНУТРЕННЕЙ

 

РЕЧИ

,

 

ОБЛАДАЮЩЕЙ

 

СВЕРНУТЫМ

 

ХАРАКТЕРОМ

,

 

3)

 

СТАДИЯ

 

РАЗВЕРНУТОГО

 

ВНЕШНЕГО

 

РЕЧЕВОГО

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 

(

В

 

ВИДЕ

 

УСТНОЙ

,

 

ПИСЬМЕННОЙ

 

РЕЧИ

). 

АГРАФИЯ

 - 

утрата

 

способности

 

правильно

 

писать

 

при

 

сохранении

 

двигательной

 

функции

 

верхней

 

конечности

возникает

 

при

 

ограниченном

 

очаговом

 

поражении

 

заднего

 

отдела

 

второй

 

лобной

 

извилины

 

доминантного

 

полушария

Аграфия

  – 

нарушение

 

способности

 

писать

 

при

 

сохранности

 

двигательной

 

функции

 

руки

которое

 

возникает

 

при

 

поражении

 

вторичных

 

и

 

ассоциативных

 

полей

 

коры

 

левого

 

полушария

 

мозга

Изолированно

 

наблюдается

 

крайне

 

редко

чаще

 

выступает

 

в

 

комплексе

 

с

 

нарушением

 

устной

 

речи

и

 

несет

 

в

 

себе

 

признаки

 

соответствующей

 

афазии

Например

при

 

поражении

 

премоторной

 

области

 

аграфия

 

связана

 

с

 

нарушением

 

единой

 

кинетической

 

структуры

 

письма

При

 

умеренной

 

грубости

 

дефекта

 

больные

 

правильно

 

записывают

 

отдельные

 

буквы

но

 

делают

 

ошибки

 

при

 

написании

 

слога

 

или

 

слова

отмечаются

 

инертные

 

стереотипы

Нарушается

 

звуко

-

буквенный

 

анализ

 

состава

 

слова

Из

-

за

 

этого

 

больные

 

не

 

могут

 

воспроизвести

 

нужный

 

порядок

 

букв

 

в

 

слове

несколько

 

раз

 

повторяя

 

отдельные

 

элементы

что

 

нарушает

 

весь

 

процесс

 

письма

.  

38.

 

Нарушения

 

импрессивной

 

речи

Алексия

И

МПРЕССИВНАЯ

 

РЕЧЬ

 

   

ПРОЦЕСС

 

ПОНИМАНИЯ

 

РЕЧЕВОГО

 

ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 

(

УСТНОГО

,

 

ПИСЬМЕННОГО

):

 

1)

 

НАЧИНАЕТСЯ

 

В

 

ВОСПРИЯТИЯ

 

РЕЧЕВОГО

 

СООБЩЕНИЯ

 

(

СЛУХОВОГО

,

 

ЗРИТЕЛЬНОГО

),

 

2)

 

ПРОХОДИТ

 

СТАДИЮ

 

ДЕКОДИРОВАНИЯ

 

СООБЩЕНИЯ

 

(

ВЫДЕЛЕНИЕ

 

ИНФОРМАТИВНЫХ

 

МОМЕНТОВ

),

 

3)

 

ФОРМИРОВАНИЕ

 

ВО

 

ВНУТРЕННЕЙ

 

РЕЧИ

 

ОБЩЕЙ

 

СМЫСЛОВОЙ

 

СХЕМЫ

 

СООБЩЕНИЯ

,

 

СООТНЕСЕНИЕ

 

СО

 

СМЫСЛОВЫМИ

 

СЕМАНТИЧЕСКИМИ

   

СТРУКТУРАМИ

 

И

 

ВКЛЮЧЕНИЕ

 

В

 

ОПРЕДЕЛЕННЫЙ

 

СМЫСЛОВОЙ

 

КОНТЕКСТ

 

(

ПОНИМАНИЕ

). 

АЛЕКСИЯ

 - 

расстройство

 

чтения

 

и

 

понимания

 

прочитанного

при

 

очагах

 

в

 

угловой

 

извилине

 

доминантного

 

полушария

на

 

стыке

 

затылочной

 

и

 

теменной

 

долей

Алексия

  – 

расстройство

 

чтения

обусловленное

 

нарушением

 

возможности

 

воспринимать

 

текст

Выделяют

 

первичную

 

или

 «

чистую

» 

алексию

которая

 

развивается

 

на

 

фоне

 

буквенной

 

агнозии

 

при

 

поражении

 

левого

 

полушария

 

на

 

границе

 

затылочной

 

и

 

височной

 

коры

Больной

 

видит

 

буквы

 

и

 

слова

 

как

 

рисунки

не

 

понимая

 

их

 

смысла

что

 

вызывает

 

распад

 

навыка

 

чтения

Другие

 

варианты

 

алексий

 

обычно

 

сочетаются

 

с

 

афазией

 

и

 

имеют

 

соответствующие

 

признаки

Например

при

 

поражении

 

нижней

 

теменной

 

области

 

чтение

 

хорошо

 

упроченных

 

слов

особенно

 

про

 

себя

остается

 

относительно

 

сохранным

Однако

 

при

 

переходе

 

к

 

сложным

 

по

 

звуковому

 

составу

 

словам

для

 

анализа

 

которых

 

необходимо

 

прибегать

 

к

 

артикуляции

понимание

 

написанного

 

затрудняется

Больной

 

не

 

может

 

правильно

 

произнести

 

прочитываемые

 

буквы

 

или

 

слоги

 

и

 

поэтому

 

не

 

в

 

состоянии

 

понять

 

смысл

 

написанных

 

слов


background image

Чтение

 

вслух

 

может

 

протекать

 

у

 

этой

 

группы

 

больных

 

хуже

чем

 

чтение

 

про

 

себя

так

 

как

 

непосредственное

 

узнавание

 

хорошо

 

упроченных

 

зрительных

 

образов

 

слова

 

отступает

 

на

 

задний

 

план

39.

 

Гнозис

 

и

 

его

 

расстройства

ГНОЗИС

  - 

это

 

способность

 

узнавать

 

предметы

 

по

 

чувственным

 

восприятиям

АГНОЗИЯ

  - 

расстройства

 

узнавания

При

 

сохранности

 

восприятия

 

предметов

 

теряется

 

ощущение

 

их

 

"

знакомости

", 

и

 

окружающий

 

мир

ранее

 

такой

 

знакомый

 

в

 

деталях

становится

 

чуждым

непонятным

лишенным

 

значения

При

 

агнозии

 

элементарные

 

формы

 

чувствительности

 

остаются

 

сохранными

 

и

 

нарушаются

 

сложные

 

формы

 

аналитико

-

синтетической

 

деятельности

 

в

 

пределах

 

данного

 

анализатора

ЗРИТЕЛЬНАЯ

  (

ОПТИЧЕСКАЯ

АГНОЗИЯ

  - 

или

 

душевная

 

слепота

возникает

 

при

 

поражении

 

наружных

 

участков

 

коры

 

затылочных

 

долей

  (

поля

 18,  19,  39). 

Больной

 

не

 

может

 

узнавать

 

предметы

 

и

 

их

 

реалистическое

 

изображение

воспринимает

 

лишь

 

их

 

отдельные

 

признаки

 

и

 

догадывается

 

об

 

общем

 

значении

 

предмета

 

или

 

его

 

изображения

Вместе

 

с

 

тем

он

 

видит

 

предметы

обходит

 

их

 

и

 

не

 

натыкается

Различают

 

основные

 

формы

 

зрительной

 

агнозии

*

 

 

апперцептивную

 

агнозию

 - 

больной

 

воспринимает

 

лишь

 

отдельные

 

признаки

 

предмета

 

или

 

его

 

изображения

но

 

не

 

может

 

в

 

целом

 

определить

 

его

*

 

 

ассоциативную

 

зрительную

 

агнозию

 - 

больной

 

отчетливо

 

воспринимает

 

предметы

 

в

 

целом

 

и

 

целые

 

изображения

но

 

не

 

узнает

 

и

 

не

 

может

 

назвать

 

их

*

 

 

цветовая

 

агнозия

 

в

 

сочетании

 

с

 

буквенной

  (

левополушарные

 

височно

-

затылочные

 

очаги

 

поражения

) - 

характерны

 

трудности

 

узнавания

 

и

 

сортировки

 

по

 

цветовым

 

категориям

 

мотков

 

шерсти

 

или

 

кусочков

 

раскрашенного

 

картона

а

 

также

 

сходных

 

по

 

начертанию

 

букв

: "

н

", "

г

", 

"

п

", "

и

", "

в

", "

р

", "

б

", "

ь

"; 

*

 

 

агнозия

 

на

 

лица

  (

прозопагнозия

)  (

правополушарные

 

нижнезатылочные

 

очаговые

 

поражения

) - 

трудности

 

узнавания

 

знакомых

 

лиц

в

 

том

 

числе

 

их

 

фотографий

*

 

 

зрительно

-

пространственная

 

агнозия

  (

преимущественно

 

левополушарные

 

нижнетеменные

 

и

 

теменно

-

затылочные

 

очаги

 

поражения

)  - 

трудности

 

в

 

определении

 

положения

 

стрелок

 

на

 

часах

правой

 

и

 

левой

 

стороны

 

объекта

 

и

 

др

Характерно

 

неузнавание

 

знакомой

 

улицы

комнаты

 

и

 

т

.

д

 

СЛУХОВАЯ

 

АГНОЗИЯ

  -  ("

душевная

 

глухота

")  - 

характеризуется

 

нарушением

 

способности

 

узнавать

 

предметы

 

по

 

характерным

 

для

 

них

 

звукам

не

 

видя

 

их

например

упавшую

 

на

 

пол

 

монету

  - 

по

 

звуку

собаку

  - 

по

 

лаю

часы

  - 

по

 

их

 

тиканью

 

и

 

т

.

д

Возможно

 

нарушение

 

узнавания

 

известных

 

музыкальных

 

мелодий

  - 

амузия

Возникает

 

при

 

поражении

 

средних

 

отделов

 

верхней

 

височной

 

извилины

 

доминантного

 

полушария

СЕНСИТИВНАЯ

 

АГНОЗИЯ

  - 

неузнавание

 

предметов

 

при

 

воздействии

 

их

 

на

 

рецепторы

 

поверхностной

 

и

 

глубокой

 

чувствительности

Наиболее

 

часто

 

встречается

 

вариант

 

в

 

виде

 

тактильной

 

агнозии

у

 

больного

 

утрачивается

 

способность

 

узнавать

 

предметы

 

при

 

ощупывании

 

с

 

закрытыми

 

глазами

  (

астереогноз

). 

Возникает

 

при

 

поражении

 

теменной

 

доли

 

доминантного

 

полушария

 

(

поле

 

40). 

С

 

астереогнозом

 

тесно

 

связано

 

явление

 

АУТОТОПОАГНОЗИИ

заключающееся

 

в

 

затруднении

 

определить

 

расположение

 

отдельных

 

частей

 

тела

в

 

нарушении

 

узнавания

 

частей

 

своего

 

тела

и

 

МЕТАМОРФОПСИИ

когда

 

больной

 

начинает

 

воспринимать

 

части

 

своего

 

тела

 

или

 

посторонние

 

предметы

 

необычными

измененными

 

по

 

форме

 

и

 

величине

При

 

МАКРОПСИИ

 

предметы

 

кажутся

 

больному