ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.05.2024
Просмотров: 345
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Так первые конферансье конструировали свой образ из собственного «материала», подчеркивая данные им характером и жизнью свойства.
В отличие от москвича Н. Балиева истинным петербуржцем был А. Г. Алексеев. «.На сцену выходил худощавый, безулыбчатый или ехидно улыбающийся, тщательно одетый, очень любезный, гостеприимный, но сдержанный хозяин-собеседник: петербуржец. В глазу у него поблескивал монокль».
Конферансье обязательно должен был быть как бы сродни залу, слепленным из то;': же плоти и духа. Черты современника, его облик он воплощал более броско, иногда даже вплоть до еле уловимой пародийности. Так. Балиев шагнул на просцениум из среды московской интеллигенции. Алексеев являл собой почти зеркальное отражение изысканного петербуржца – это был светский человек, знающий толк в утонченной шутке – некая эссенция комильфо (как надо). Подобные фигуры попадались на улице, в салонах, в театрах и на литературных вечерах. Только облик, созданный Алексеевым, был очень тонко приправлен пародийностью.
Осуществляя связь сцены и зала, конферансье не мог не обладать обостренным чувством современности во всем —в мышлений, в шутках и внешнем облике. Малейшее отставание одного из этих компонентов чревато было отрывом от аудитории, ее равнодушием, а иногда ироническим отношением. Именно в этом смысле можно говорить об изменении образа конферансье. Особенно ярко проявлялась эта постоянная пристройка к аудитории (и соответственно перестройка образа) в периоды, когда состав зала радикально менялся. Так, с революцией «светский» петербуржец, созданный А. В. Алексеевым, канул в прошлое, подобные люди исчезли из жизни, их уже не было в зале, а новый зритель, который заполнил ряды кресел, увидев его на просцениуме, категорически отверг.
«В 20-е годы,— вспоминает А. Г. Алексеев,— в Англии премьер-министром был Чемберлен, злейший враг советского народа. На всех карикатурах и плакатах его рисовали с моноклем, часто увеличенным для броскости рисунка. Да и других буржуев, «героев» Антанты, военных и штатских, изображали с моноклями, так что это стеклышко стало почти эмблемой контрреволюции. А мне это в голову не приходило, и я продолжал появляться на сцене с моноклем. В 1926 году в Харькове 5ыл какой-то грандиозный концерт. Когда я сказал что-то смешное, вдруг с галерки послышался молодой задорный голос:
— Браво, Чемберленчик!
И раздался общий смех. Но это уже смеялись не остроте Алексеева, а подняли на смех самого Алексеева. Вот что бывает, когда хотя бы в мелочи теряешь в театре ощущение времени, эпохи!
Конечно, в этот же день монокль был сдан в архив!2
Необходимость для конферансье вхождения в образ и отсюда самое близкое родс.тво этой профессии с актерской блестяще подтверждает деятельность на эстраде Константина Гибшмана. Если у Балиева и Алексеева их образы вытекали из присущих им жизненных черт и в какой-то степени были слиты с ними, то у Гибшмана актерское начало было выражено с наглядностью.
В создании своего образа он пошел, что называется, от обратного. К тому времени, когда он ступил на эстраду, фигура конферансье стала на ней привычной, и характер конферансье стабилизировался!.' Это обязательно острослов, человек смелый, находчивый, иногда даже дерзкий —черты, ставшие привычными, дежурными для любого конферансье. В худших образцах положительные свойства превращались в отрицательные: свобода поведения — в развязность или даже наглость, остроумие — в пошлость.
Можно себе представить, какое впечатление на этом фоне производила фигура крайне мешковатая, неловкая, нелепая — человек ' скованный, даже оторопевший от страха, явно вытолкнутый помимо его воли на просцениум, путающийся в складках занавеса, человек, которому не повинуется ни мысль, ни язык! «Я... э-э-э... видите ли... да... сейчас перед вами... э-э-э... мы... вы...»
Был ли Гибшман на самом деле беспомощен и скован? Отнюдь нет. Он был хорошим актером и до ухода на эстраду с успехом играл в театре, был острым, живым и далеко не робким человеком. Для построения образа, который он принял на эстраде, Гибшман оттолкнулся от характерных особенностей своей внешности. Полный, с клоками волос, окаймлявших лысину, с большим ртом и глазами, которые улыбка превращала в щелки, он усугубил свою неловкость, «неартистичность» и создал на их основе блестящий актерский образ-маску, наглядно подтвердив основу искусства конферансье — перевоплощение.
Поскольку в нашу задачу не входит подробная история конферанса и портреты всех представителей этого жанра, подчеркнем лишь главное — обязательное для конферансье перевоплощение в определенный сценический образ.
Добавим, что актерское зерно этого искусства ярко проступает в парном конферансе. Достаточно сослаться на Ю. Т. Тимошенко и Е. И. Березина. То, что это два контрастных образа-маски, подчеркнуто самими прозвищами, которые они дали своим персонажам: Штепсель и Тарапунька.
Знакомство с историей эстрады, даже самое беглое, дает возможность лучше ориентироваться в таком сложном явлении, как современный концерт, в многообразии его форм, а также в жанрах, из которых он слагается.
Что касается такого жанра, как конферанс, то о нем и о его сегодняшнем аспекте нам еще предстоит разговор, ибо профессии конферансье и ведущего, как уже говорилось, родственны и соприкасаются очень близко.
ВЕДУЩИЙ И КОНФЕРАНСЬЕ
Когда спрашивают, кем вы работаете, и получают ответ — ведущим концерты, то обычно следует реплика: «Понятно, значит, вы конферансье». И тут приходится объяснять, что это различные, хотя и родственные профессии.
-
Но вы же объявляете номера? — Объявляю.
-
Говорите со сцены?
-
Говорю.
-
Значит, вы — конферансье.
-
Нет. Я— ведущий.
-
Не вижу разницы.
А разница есть. Конферансье — старший (по времени) брат ведущего. Но дело не только в дате рождения. В самом происхождении этих профессий заложено то, что их, при всей близости, отличает.
В 20-х годах в Большом зале Московской консерватории непременным участником концертов стал В. Я. Про, Это был один из первых представителей отряда ведущих, впоследствии столь распространенного.
Как вспоминают постоянные посетители Большого зала тех лет, В. Я. Про обозначался в афишах и программах концерта и был неотъемлем от зала, как знаменитые портреты композиторов на правой и левой стене. Он выходил строго одетый, сдержанный и подтянутый, несколько профессорского вида, останавливался в центре сцены, снимал пенсне, долго его протирал, оглядывал зал и произносил: «Лист. Соната п-то11». И уходил. Его сменял исполнитель.
Конферанс возник из капустников и шутки и провел свою «юность» в театрах-кабаре. Смех и конферанс были (и остались') синонимами. Кроме того, первые конферансье так или иначе вышли из актерских рядов.
Первые ведущие появились в концертах сугубо серьезных, филармонических. Единственной их обязанностью было верно и внятно произнести имя исполнителя и название произведения. . Конечно, случайность, что В. Я. Про не был актером, но в.ней заложена закономерность. Тог тип концерта, который он представлял, требовал грамотности и корректности, не более..
Но очень скоро концертная деятельность в стране стал-а бурно расширяться. Филармония и другие концертные организации взял)! на себя функции не только и не столько развлекательные (это отошло к эстраде, и само слово «эстрада» стало обозначать непременно веселое концертное представление), сколько образовательные. Концертная работа, особенно в плане филармоническом, сомкнулась с лекционной. В тематических концертах и концертах для детей .и юношества, а также устных журналах тесно переплетаются цели искусства с целями познавательными.
Все это заставило ведущих все больше «разговаривать» со слушателями и, казалось бы, сблизило их с конферансье, однако ведущего никто не обязывал (и не обязывает по сей день) веселить публику. Если ведущий и разрешит себе шутку и вызовет смех слушателей, то, как говорится, по доброй воле,—* смех и шутка лишь редкий спутник его общения с публикой, которая и не ждет от ведущего веселья. Конферансье же, не развлекший зал, не оправдал ожидания, не выполнил свою работу.
Казалось бы, небольшое различие — «веселить» и «информировать», объявляя номера,—на самом деле размежевало эти две профессии. В дальнейшем они пошли на некоторое сближение, но не слились.
С развитием концертной жизни стала быстро расширяться и сфера деятельности ведущих. Далеко позади остался тот короткий начальный период, когда ведущий был только«озвученной»печатной программой. Чем разнообразнее, разнохарактернее становились концерты, тем шире раздвигались рамки этой профессии. К филар моническим (симфоническим и камерным) концертам прибавились тематические, смешанные, детские, устные журналы. В них выступают, как правило, ведущие. Многие из этих концертов требуют не одной лишь информации, но расширенного общения со слушателями.
С другой стороны, претерпело сильные изменения и искусство конферанса. Появилось оно и достигло расцвета как веселая коммуникация между сценой и залом, как яркий, но обязательно подчиненный ходу концертного представления, его номерам жанр. Приблизительно с конца сороковых и в начале пятидесятых годов, с уходом конферансье старой школы традиция эта сломалась.
Теперешнее искусство конферанса приблизилось к так называемому разговорному или к иным концертным жанрам. Пребывание современного конферансье па сцене в' сущности имеет две разграниченные функции: исполнение собственного номера — репризы, го есть юмористического рассказа, фельетона, анекдота, смешной бытовой сценки или иного вида концертного выступления, и несвязанное с этим объявление следующего артиста. Объявление номеров будто вынесено за скобки и выявляется как попутная функция конферансье. Есть даже великолепный конферансье-фокусник. Он мило разговаривает с публикой, объявляет номера, но это побочные обязанности, сопутствующие главному делу — длинному по метражу номеру с фокусами, которые он блестяще показывает. Поэтому говорить о перевоплощении современных конферансье в определенный образ для объявления, преподнесения номеров, можно с большими оговорками.
Из конферанса почти совсем ушел обмен репликами с залом, ушла имровизация.
Конферансье сегодня — принадлежность концертов эстрадных, развлекательных. Все остальные ведет и во многих «разговаривает* ведущий.
Повторяем, демаркационная линия между этими профессиями сохраняется. Веселить и информировать — эти отправные пункты проложили между ними гибкую, но нестершуюся грань.
И если неосведомленный в профессиональных терминах человек путает названия «ведущий» или «конферансье», то на сцене он отличит одного от другого. Непохожа манера держать себя на сцене, произносить имена исполнителей, названия' произведений, «жить» в концерте.
Цель — веселье и информация — определила единый стержневой признак, который до сих пор отличает конферансье от ведущего.
В каком плане можно говорить о совпадении этих профессий сегодня, беря во внимание то направление, которое принял конферанс? Когда конферансье «ведет» концерт, он делает то же, что и ведущий. и ведущий. Когда он «выступает в концерте» с номером, то вступает в соревнование с остальными исполнителями. О правомочности такого положения вещей идут свои споры. Но это уже внутренние проблемы данного жанра.
Нас же интересует другое — где дело конферансье пересекается с делом ведущего? Для этого приходится опираться на прошлое искусство конферанса, когда, по словам А. Г. Алексеева, конферансье «...не демонстрировал зрителю своего умения, а конферировал, то есть, беседуя со зрителями, вел программу» (подчеркнуто А. Г. Алексеевым)2.
И ведущий и конферансье знакомят публику с выступающими артистами, с исполняемыми произведениями. Они связывают номера в единое целое и являются «стержнем», скрепляющим дробленое концертное действие.
Они «преподносят номера». У ведущих это называется «аннотировать». Прежним конферансье, а в целом ряде концертов и сегодняшним ведущим приходится вести живой разговор со слушателями и отвечать на .реплики из зала. И для «аннотации», а особенно для мгновенных (у ведущего, разумеется, не в плане острот) ответов требуется владение словом и импровизацией.
Ведущий, как и конферансье, должен быть сродни залу, обладать острым чувством современности в образе мышления, склада речи, манеры поведения, костюма —г всего внутреннего и внешнего облика.
Ведущий, как и конферансье, а может быть и больше (из-за того, что концерты, в которых он участвует, бывают разнообразными по характеру, по стилю), должен «подстраиваться» под данный концерт, улавливать состав и настроение сегодняшней своей аудитории. В этом смысле «амплитуда» ведущего несравнимо больше —• от симфонических и камерных концертов до развлекательных.