ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1457
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
В данном исследовании предъявлялось всего 25 индикаторов мотивации — экономические мотивы фактической детности заняли последнее место по значимости в качестве побуждающих к рождению — 18,6% (социальные мотивы — 31,7%, психологические мотивы — 41,3%). Обобщенные показатели по каждому типу мотивации и отдельно по каждому индикатору могут сопоставляться с разными социальными параметрами. Ниже в таблице 5.4 приводятся группировки по уровню образования (что позволяет проследить слабую тенденцию уменьшения значимости экономических мотивов среди людей с более высоким образованием, причем в 3 из 6 индикаторов обратная связь налицо), а также по числу детей для выяснения специфики мотивации в зависимости от очередности рождения.
42 Баршис В. И. Репродуктивные установки и мотивы супругов и психологический климат семьи / Семья и дети. Под ред А. И. Антонова. МГУ 1982. С. 30.
284
Таблица 5.4.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ, УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ И ЧИСЛО ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ (по данным исследования «Вильнюс-76»)43
Номер индикатора по табл. 5.2. |
Уровень образования |
Число детей в семье |
||||
Ниже среднего |
Среднее |
Выше среднего |
1 |
2 |
3 |
|
1 |
32,2 |
27,3 |
24,4 |
22,4 |
29,9 |
44,3 |
2 |
62,7 |
62,3 |
62,2 |
56,9 |
64,4 |
86.1 |
3. |
45,1 |
47,7 |
40,1 |
37,0 |
50,4 |
38,8 |
4. |
49,2 |
55,9 |
46,8 |
54,1 |
52,0 |
50,0 |
5. |
32,8 |
27,8 |
22,0 |
25,7 |
28,6 |
27,7 |
6. |
18,4 |
11,6 |
7,8 |
13,1 |
11,6 |
5,5 |
Социальные мотивы рождения побуждают к рождению определенного числа детей благодаря наличию норм детности. Они являются индивидуальной реакцией на бытующие нормы и с трудом подаются осмыслению. Стремление индивида «быть таким, как все», «жить, как все люди», т. е. стремление как-то продемонстрировать свое признание общепринятых норм и правил жизни, оказывается отличительной
Таблица 5.5. СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ (по данным опроса «Вильнюс-76»)44
Индикатор мотива |
Верно |
Трудно сказать |
Неверно |
Рождение детей |
|
|
|
Обеспечивает продолжение рода |
91 |
7 |
1,2 |
Является моральным долгом человека |
85 |
10 |
3 |
Позволяет жить по-семейному |
65 |
22 |
!! |
Укрепляет веру в то, что дети |
|
|
|
добьются того, что не удалось мне |
63 |
- 32 |
4 |
Повышает авторитет и уважение у |
|
! |
|
окружающих в быту и на работе |
62 |
27 |
1! |
Помогает иногда избежать некоторых |
|
|
|
жизненных неприятностей |
61 |
27 |
9 |
Отвечает ожиданиям родителей |
|
|
|
и родственников |
58 |
28 |
12 |
Заставляет укреплять свое положение |
|
|
|
на работе |
58 |
21 |
20 |
Позволяет достичь успеха в жизни |
28 |
45 |
25 |
,43 Там же. С. 31. •"Там же. С.
285
чертой всякого (и традиционного и современного) репродуктивного поведения. Наличие определенных социальных (или моральных) стимулов к рождению детей, каких-либо льгот или преимуществ социально-психологического свойства, например, повышение авторитета и престижа родителей на производстве, в быту и т. д. означает функционирование социальных мотивов. Отсутствие таких мотивов свидетель^ ствует об отсутствии социальных и моральных выгод от рождения детей и предполагает существование «невыгод». Например, в зоне норм малодетности родители с тремя и более детьми могут подвергаться негативным санкциям (недоумение окружающих, насмешки, осуждение, нападки и издевательства).
Главная трудность лри измерении социальных мотивов такая же, как и в случае с экономическими мотивами, — разработка самих индикаторов, отражающих или охватывающих всевозможные реальные аспекты социальных стимулов, практически весьма зауженных в связи с ослаблением внешних импульсов при переходе от социальных норм многодетности к нормам малодетности. Из потенциального континуума индикаторов надо отобрать (с помощью пилотажных опросов на малых выборках) наиболее значимые для респондентов варианты. Очень трудно «схватить» через индикаторы конформистскую реакцию респондентов на действие общепринятых норм детности, когда заранее социолог разрабатывает континуум возможных ответов на закрытый вопрос. Поэтому иногда применяется другой способ измерения репродуктивных мотивов: задача выявления мотивов как бы переадресуется самим опрашиваемым, которым предлагается ответить (придумать ответы) на открытый вопрос. Так поступили, например, социологи Института социальных исследований Мичиганского университета в 1975 г. при проведении общенационального опроса 1569 замужних женщин до 40 лет и 456 мужей. Открытый вопрос был сформулирован без подсказок следующим образом; «Хотелось бы спросить Вас о преимуществах и недостатках обзаведения детьми. Прежде всего, что Вы могли бы сказать о преимуществах наличия детей в сравнении с отсутствием в семье детей вообще?».
Как видно из формулировки, выясняется мнение респондентов о мотивах рождения вообще, без уточнения их числа и очередности и без фиксации внимания на какой-либо стадии семейного цикла. По замыслу исследователей такая обобщенная постановка вопроса должна была активизировать ответы о мотивах рождения фактически имеющихся детей (в начале 60-х гг. в США среднее ожидаемое число у вступающих в брак было примерно 2,5 и реализовывалось близко к этой величине, но, конечно же, на меньшем уровне). Итоги опроса позволили сгруппировать все ответы по 9 типам мотивов детности, из которых 5 были
286
отнесены к социальным, 3 — к психологическим и I — к экономическому типу.
ПРАКТИКУМ. В соответствии с вышеприведенными дефинициями типов репродуктивной мотивации и примерами из практики исследований читателям предлагается самим определить, какие именно индикаторы соответствуют трем типам мотивации, т. е. надо самостоятельно найти индикаторы психологических мотивов, пока еще не обсуждавшихся. После группировки индикаторов выявляется подавляющее преимущество, как говорят спортивные комментаторы, психологических мотивов над остальными: среди жен, имеющих детей, психологические мотивы отметили 53,8%, социальные — 8,3% и экономические — 6,0%. (См. таблицу 5.6, где итоговая сумма по столбцу больше 100% из-за того, что респондентами называлось несколько индикаторов сразу)45.
Таблица 5. 6.
МОТИВЫ РОЖДЕНИЯ, ПО ДАННЫМ ОПРОСА МУЖЕЙ И ЖЕН Б США В 1975 г,
(общенациональное исследование), %
Индикаторы мотивов |
Имеющие детей |
Бездетные |
1259 356 жены мужья |
310 100 жены мужья |
|
J . Дети укрепляют семейные узы |
66,2 60,4 |
63,9 52,0 |
2. Дети как источник радости, |
|
|
новизны, забавы |
60,1 55,3 |
40,6 34,0 |
3. Мотив продления себя в детях, |
|
|
смысла жизни |
35.3 32.6 |
32,9 31,0 |
4, Родительство укрепляет статус взрослого |
|
|
человека, повышает чувство ответственности |
22,0 19.4 |
14,2 9,0 |
5. Вырастая дети могут достичь большего |
|
|
в жизни, чем родители |
11,0 9,6 |
13,2 ДО |
6. Дети как моральный и религиозный долг |
6,9 6,7 |
6,5 2,0 |
7. Экономическая полезность |
6.0 9.0 |
8,1 10.0 |
8. Мотивы власти и влияния |
2,2 2,2 - |
2,6 2,0 |
9. Дети повышают престиж |
0,1 0.3 |
0 0 |
Психологические мотивы, являющиеся ведущими в малодетных регионах, представляют сугубо личную заинтересованность в рож-
45 антонова И. Социология рождаемости. С- J 69—170.
287
дении детей. Они отражают создаваемую на наших глазах новую символику рождения одного-двух детей, характеризуют активное принятие норм малодетности и активизацию смыслообразующей деятельности по расширению репертуара мотивационных стереотипов и объяснительных шаблонов. Среди психологических мотивов различают три вида. Первый вид — дары детей родителям, все то, что удовлетворяет потребности родителей в любви и уважении к себе, в смысле жизни, в стремлении продолжить в детях какие-либо собственные качества. Дети эмоционально обогащают, благодаря им родители открывают порой прежде неизвестные для себя стороны жизни. Второй вид — дары родителей детям, связанные с проявлением заботы, опеки, любви, творческой потребности самому направлять становление нового человека. Именно в этом случае употребляют злосчастные выражения «инстинкт материнства» или «инстинкт ро-дительства». Третий вид объединяет все остальное многообразие индивидуального отношения к деторождению — здесь и желание не остаться в одиночестве под старость, иметь ребенка определенного пола, желание женщины укрепить свое здоровье, желание укрепить брак и т. д.
На примере психологических мотивов рассмотрим еще один способ выявления мотивации. Он предложен психологом В. Бойко46 по аналогии с тестом незавершенных высказываний, когда респонденту предлагается закончить хитроначатые исследователем суждения, чтобы поймать испытуемого «на крючок». Это разновидность проективных тестов, когда в ситуации достаточно неопределенной респондент домысливает ее, как бы невольно раскрывая «свою душу». Например, надо закончить суждения; «каждый раз, когда я вижу своего начальника, мне хочется...» или «когда я вспоминаю своего отца, то мне становится...». Кстати говоря, в классическом варианте этого теста несколько тем непосредственно относится к семейным коллизиям.
Метод незавершенных высказываний состоит в том, что каждый индикатор мотива любого типа обязательно сочетается с определением числа детей, требуемого для реализации данного мотива. Вопрос формулируется при этом различным образом. Например: «Как Вы считаете, сколько детей в семье надо иметь, чтобы... а) ощутить смысл жизни — О, I, 2, 3, 4, 5 и более, или число детей не имеет значения, б) проявить свою любовь — О, I, 2 и т. д.». Либо иначе: «Почувствовать всю полноту уважения к себе в старости со стороны других людей можно, имея в семье О, 1, 2, 3. 4, 5 и более детей, или число детей