ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.07.2024
Просмотров: 1471
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Микросоциология семьи в системе социологических дисциплин
1.3. Объект и предмет микросоциологии семьи
1.4. Социологическое измерение фамилистических феноменов
1.5. Проблемы конструирования социологических теорий семьи
2.4. Этнометодология, феноменологическая социология
3.3. Специфика изучения формирования
4.1. Методология изучения стадий семейного цикла
4.2. Неполнота жизненного цикла семьи
4.3. Применение циклического подхода I( при изучении семейных бюджетов
4.4. Структуры социокультурных ролей семьи и родства (свойства)
4.5. Методы генеалогического исследования семьи
5.1. Исследование диспозиций семейного поведения
5.4. Тесты по измерению удовлетворенности браком |
5.6. Исследование социализационного (родительского) поведения
(По опросу 31 трехдетной москвички)
6.1. Социологический подход к изучению взаимоотношений в семье
6.2, Исследование супружеской совместимости на основе межличностного восприятия семейных ролей
6.4. Тест измерения ролевой совместимости супругов (тирс)
46 Бойко В. Ценность детей в жизни семьи и личности // Семья сегодня. М., 1979- С. 30.
288
не имеет значения». Вот как распределились отпеты по одному индикатору психологических мотивов в трех исследованиях (%):
Категория |
Число |
Одиночество не грозит в старости тем, у кого детей: |
|||||
опрошенных |
|
1 |
2 |
3 и более |
0 |
трудно сказать |
не имеет значения |
Трехдетные |
60 |
5 |
10 |
32 |
0 |
5 |
48 |
Мужья и жены |
424 |
1 |
5 |
38 |
9 |
21 |
26 |
Ленин град- 73 |
3224 |
4 |
40 |
28 |
- |
10 |
|
При выяснении репродуктивной мотивации с помощью незавершенных высказываний создается возможность определить «силу» того или иного индикатора по среднему числу детей, к которому он побуждает. В исследовании «Москва-78» применялась процедура определения потенциальной силы каждого из трех типов мотивации. Были рассчитаны величины среднего числа, к которому побуждает каждый из 25 применявшихся в опросе индикаторов, затем подсчитывались средние по трем типам мотивации, причем ответы считавших, что «число детей не имеет значения», исключались из расчета. В итоге обнаружился наибольший потенциал детности у экономических мотивов — они в принципе способны поднять число детей в семье до 1,75 (при варьировании от 1,15 до 2,78) за счет улучшения условий реализации имеющегося в выборочной совокупности уровня потребности в детях. Следует обратить особое внимание — потенциал экономических побуждений к рождению не повышает саму потребность в детях, а повышает степень ее реализации за счет улучшения ситуаций ее удовлетворения.
Сила социального типа мотивации оказалась слабее: эти мотивы побуждают в среднем к рождению 1,47 ребенка (в диапазоне от 0,79 до 2,05). Психологические мотивы еще слабее — 1,43 ребенка при не значительном размахе колебаний от 1,26 до 1,64. Таким образом, по силе побуждений к установкам детности наблюдается обратная кар тина в сопоставлении со структурой фактических мотивов рождения первых, вторых и третьих детей в семье. Прежде чем обратиться к рас смотрению методов измерения этих мотивов, приведем несколько примеров соотносительной силы отдельных индикаторов репродук тивной мотивации. Так, в исследовании «Москва-78» опрос 1343 двух- детных москвичек показал наименьший потенциал (1,15—1,17 ребен ка) у следующих индикаторов экономического типа: «укрепление материального положения, поддержка в старости, передача наслед ства», наибольший потенциал (2,26-2,78) у индикаторов «улучшение жилищных условий, пользование льготами и общественными фонда-; ми потребления». , ( i
289.
Среди индикаторов психологических мотивов самый мощный «продолжить себя в детях» дает не более 1,64 ребенка, а самый слабый, связанный с повышением самоуважения, гарантирует лишь 1,26 ребенка. Как интерпретировать эти эмпирические данные? Психологические мотивы, увы, не обещают (как бы их ассортимент ни расширяли и ни углубляли) даже двоих детей — для проявления своей любви к детям и «педагогического творчества» достаточно 1,5 ребенка. Нынешнее выдвижение психологического типа мотивов на первый план, таким образом, не случайно: в условиях массовой малодетности дальнейшее усиление психологических мотивов и ослабление экономических и социальных предвещают увеличение доли однодетности и в будущем добровольной бездетности.
Теперь следует рассмотреть процедуру выявления значимости каждого из трех типов мотивации. Выше по результатам исследования в США была показана структура мотивов, где психологический тип многократно превышает значимость двух других типов. Точно такой же результат получился в исследованиях «Москва-76» и «Вильнюс-76», когда предлагалось из трех индикаторов, репрезентирующих три типа мотивации, выбрать только один. Вот что выбиралось чаще всего при ответе на вопрос о мотивах рождения детей вообще («Москва-76», «Вильнюс-76»):
|
1-детные |
2-детные |
3-летные |
Супруги |
РОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ ПОЗВОЛЯЕТ: |
|
|
|
|
1. Глубже понять смысл жизни |
|
|
|
|
(психологический мотив) |
63% |
62% |
67% |
60% |
2. Продолжить род (социальный мотив) |
31 |
36 |
29 |
32 |
3. а) упрочить благосостояние |
|
|
|
|
(экономический мотив) |
6 |
2 |
4 |
— |
б) достичь экономического успеха |
|
|
|
|
в жизни |
— |
— |
— |
6 |
НЕТ ОТВЕТА |
— |
— |
— |
2 |
Всего опрошено человек |
117 |
61 |
61 |
412 |
Такой способ выбора одного индикатора из трех можно применять и по выявлению мотивов рождения, но не вообще, а по очередности появления детей в семье. Сложнее всего при этом разработать индикаторы по мотивации первенца. По теории первый ребенок есть дань нормам малодетности, следствие вступления в брак. Поэтому индикаторы социального типа мотивации неизбежно окажутся значимее всех остальных. Отсюда следует отобрать (если верна теория) для альтернативного выбора самые «сильные» индикаторы экономических и пси-
290
хологических мотивов и самый «слабый» индикатор социальной мотивации. В исследовании «Москва-78» удалось осуществить это требование, и вот каков результат по опросу двухдетных женщин:
Рождение первого ребенка в семье (выберите только одно высказывание из трех!):
Позволяет ускорить получение отдельной квартиры (получено 10% выборов);
Позволяет женщине занять в глазах окружающих новое для себя и особое положение матери (46%);
3. Полезно для здоровья и благоприятного развития .женщины (43%). Этот метод использовался и по мотивации второго ребенка, здесь в
соответствии с теорией следовало ожидать ведущую роль психологических мотивов, поэтому подбирались самые сильные индикаторы экономических и социальных мотивов и ослабленный референт психологического мотива.
Рождение второго ребенка в семье:
Позволяет улучшить жилищные условия (19%);
Обеспечивает связь поколений и продолжение рода (28,5%);
Эмоционально обогащает жизнь (52,5%).
Преобладание психологических мотивов над остальными можно также зафиксировать, когда ставится задача измерения тех мотивов, которые действительно побуждали респондентов к рождению уже имеющихся у них детей разной очередности. Разработка индикаторов мотивов появления в семье 1-го, 2-го, 3-го и т. д. ребенка ведется с учетом представительства в анкете всех трех типов мотивации, лучше по три индикатора на каждый тип. Перечислим индикаторы рождения первенца из исследования «Москва-78»: «Рождение первого ребенка: помогало улучшить жилищные условия, отвечало ожиданиям родственников, определялось желанием родить ребенка, как только возникнет первая беременность, позволяло занять совершенно новое для себя положение матери, основывалось на обычном убеждении, что надо иметь ребенка, если вышла замуж, продиктовано желанием не остаться бездетной, требовалось для благополучного разрешения сложившихся обстоятельств, определялось верой в полезность родов для женского организма, основывалось на стремлении укрепить семью». Каждый индикатор оценивался по пятибалльной системе: 5 — да; 4 — скорее да, чем нет; 3 — трудно сказать; 4 — скорее нет, чем да; 5 — нет.
Полученные данные по 1343 двухдетным москвичкам выявили преобладание социальных мотивов: в тройке самых значимых мотивов два социальных индикатора — «занять новое для себя положение матери» (60% — да и 18,3% — нет), «надо иметь ребенка, если вышла за-
291
муж» (51,2% — да, 37,4% — нет). Психологический индикатор «стремление укрепить семью» получил 52,7% да и 36,5% нет. Измерение мотивов рождения второго ребенка потребовало расширения числа индикаторов: «С чем именно было связано в Вашей семье появление второго ребенка? С желанием иметь ребенка другого пола (74% — да и 19% — нет), желание иметь больше чем одного ребенка рекомендовано врачами для укрепления здоровья, стремление не остаться бездетной в случае возможного несчастья с первым ребенком (30% да), с желанием имеющегося ребенка иметь сестру (брата) — 57,4% — да, 36,2% — нет; хотелось малыша (76,4% — да, 13,4% — нет), позволяло укрепить семью (39% — да), для разрешения жизненных затруднений; желание улучшить жилищные условия (34%), отвечало ожиданиям родственников (16%), надежда на повышение уважения со стороны окружающих».
Для сравнения приведем также индикаторы мотивов рождения третьего ребенка (напомним, что в советский период жилье предоставлялось по числу членов семьи и что имелись льготы для «многосемейных», т. е. индикаторы экономических мотивов было разрабатывать легче, чем в предшествующих случаях.Труднее обстояло дело с индикаторами социальных мотивов, поскольку в крупных городах наличие трех детей уже считается многодетностью и осуждается большинством населения.
Тем не менее, вот перечень этих индикаторов: «Если как следует все взвесить, то, видимо, рождение третьего ребенка в семье... расширяет круг интересов семьи, повышает моральный авторитет родителей и семьи в обществе, быстрее всего улучшает жилищные условия (53% — да, 26% — нет), позволяет лучше и правильнее воспитывать детей, расширяет возможности в использовании общественных фондов, создает льготы для матери, родителей и семьи в быту и на производстве, возвращает вновь к заботам о малыше (94,6% —да и 2,2% — нет), стремление просто иметь больше детей связано со стечением обстоятельств, с желанием детей иметь маленького брата или сестру, определяется тем, что в семье есть только 2 мальчика или 2 девочки (64,5% — да и 23% — нет)». Здесь вновь психологические мотивы преобладают над остальными, хотя «квартирный вопрос» также внес свою лепту.
Следует отметить, что есть еще один способ измерения мотивов уже имеющихся в семье детей. Можно задать вопрос о мотивах рождения последнего ребенка, с досгаточно большим перечнем индикаторов, охватывающих конкретные виды мотивов рождения детей разной очередности. И тогда однодетные отметят те индикаторы, которые связаны были с рождением первенца, двухдетные — второго ребенка, и т. д.
292
Среди методов исследования репродуктивных установок и мотивов можно выделить измерение установок и мотивов рождения детей определенного пола, сыновей и дочерей. Это направление исследований не связано с разработкой каких-либо особых средств измерения, находится где-то на периферии интересов социологов, видимо, в связи с незначительной распространенностью данного явления. Уменьшение потребности в детях сопровождалось ослаблением желания иметь сыновей, и сегодня этот феномен в странах с низкой рождаемостью в связи с массовой однодетностью семьи потерял былое значение. В рамках инструментального подхода исследование установок на пол ребенка (в т. ч. и при усыновлении (удочерении) — еще одного феномена, мало изучаемого ныне, и все по тем же, пожалуй, причинам) в дальнейшем не имеет никаких теоретических перспектив
Вместе с тем, с точки зрения феноменологической эта тема столь же актуальна и важна, как и все прочие направления исследований семейного поведения. Следует помнить, что вообще репродуктивные установки и ориентации, помимо своего инструментально-технологического значения в рамках системы социально-диспозииионного действия, характеризуются также социально-символической функцией. Само наличие тех или иных установок и эксплицируемых вслух мотивов обладает ценностью. Публичная демонстрация установок и убеждений, отвечающих принятым в обществе (в общности, этносе, группе, среди значимых других) нормам, также приветствуется, как и подобающие результаты проявляемого вовне поведения.
Кстати говоря, где-то здесь истоки двойного стандарта — убеждения, декларируемые на собрании, могут не совпадать с «личными» взглядами. Все это почти не исследовано в области репродуктивного поведения, поэтому вполне может быть, что выявляемые при инструментальном подходе ценности поведения всего лишь средства для респондентов доказать свою сопричастность «прогрессивному человечеству», лишь символы принадлежности к «культурным, сознательным, рационально мыслящим» личностям. Поведение, ориентированное на подобную солидарность, столь же экзистенциально, что и само инструментальное поведение. Поэтому анализ социального символизма репродуктивных действий в конечном счете оказывается также инструментальным по экзистенциальному критерию, т. е. по определению того, что способствует, а что нет самосохранению и выживанию отдельных индивидов, семей, групп, общностей и общества в целом. Качественные методы анализа должны применяться прежде всего к подобным феноменам.