Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 731
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Предмет, роль и задачи экономического анализа.
Вопрос 2. Значение и место экономического анализа в системе наук.
Вопрос 3. Классификация видов экономического анализа.
Тема 2. Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия
Вопрос 1. Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.
Вопрос 2. Классификация информации.
Вопрос 3. Этапы проведения аналитической работы.
Вопрос 4. Документальное оформление результатов анализа.
Тема 3. Методология и методика экономического анализа
Вопрос 1. Понятие методологии и методики экономического анализа.
Вопрос 2. Система показателей экономического анализа.
Вопрос 3. Приемы и методы экономического анализа.
Вопрос 4. Методика факторного анализа и моделирование в факторном анализе.
Вопрос 5. Способы измерения влияния факторов в факторном анализе.
Тема 4. Анализ внешней среды предприятия
Вопрос 2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.
Тема 5. Анализ производства и реализации продукции
Вопрос 1. Анализ объема производства и реализации продукции компании.
Вопрос 2. Анализ ассортимента продукции.
Вопрос 3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
Вопрос 4. Анализ ритмичности работы предприятия.
Тема 6. Анализ основных производственных фондов
Вопрос 1. Понятие основных производственных фондов (основных средств) предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности основными производственными фондами.
Вопрос 3. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.
Вопрос 4. Анализ использования производственной мощности предприятия.
Тема 7. Анализ оборотных средств
Вопрос 1. Понятие оборотных средств предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности и эффективности оборотными средствами.
Вопрос 3. Анализ материальных запасов и затрат по обслуживанию.
Вопрос 4. Модель экономически обоснованного заказа (ЕОQ).
Вопрос 6. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Тема 8. Анализ трудовых ресурсов
Вопрос 1. Понятия, цели и задачи анализа трудовых ресурсов предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
Вопрос 4. Анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
Тема 9. Анализ себестоимости продукции
Вопрос 1. Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа себестоимости.
Вопрос 2. Анализ полной себестоимости продукции.
Вопрос 3. Анализ удельной себестоимости и себестоимости по видам продукции.
Вопрос 4. Резервы снижения себестоимости продукции.
Тема 10. Анализ результатов деятельности организации
Вопрос 1. Показатели прибыльности предприятия.
Вопрос 2. Анализ прибыльности предприятия.
Вопрос 3. Анализ показателей рентабельности предприятия.
Вопрос 4. Операционный анализ.
Тема 11. Анализ экономического и инвестиционного потенциала организации
Вопрос 1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.
Таким образом, снижение точки безубыточности – критерий успешной работы предприятия, рост точки безубыточности – свидетельство ухудшения его финансового состояния. Необходимо помнить, что данные утверждения справедливы только при условии, что масштабы компании не меняются.
Расширение масштабов производства компании неизбежно приводит к росту постоянных затрат. Как только размер компании увеличится – компания выходит на новую, более высокую, точку безубыточности.
Чтобы определить, насколько близко предприятие подошло к границе, за которой деятельность становится убыточной, определяется отклонение фактического объема выручки от реализации продукции от точки безубыточности или «запас прочности» компании (рис. 10).
Факторы, определяющие величину «запаса прочности», являются рычагами оптимизации данного показателя. В частности, можно выделить следующие пути повышения «запаса прочности» организации:
увеличение объема реализации продукции (в том случае, если величина маржинальной прибыли положительна);
снижение постоянных затрат;
увеличение доли более прибыльной продукции - продукции с наибольшими ценовыми коэффициентами .
Рис. 9. Графическая интерпретация точки безубыточности
Таким образом, снизить точку безубыточности можно не только снижая затраты, но и изменяя структуру реализуемой продукции. Следовательно, идеальный продуктовый портфель – совокупность максимального ценового коэффициента и максимального спроса на данный вид продукции.
Рис. 10. Графическое определение запаса прочности компании
Если выручка не покрывает общие издержек фирмы, предприятие получает убытки, но может продолжать работать в краткосрочном периоде до тех пор, пока получает маржинальную прибыль (покрывает все переменные издержки и часть постоянных). Равенство валового дохода и переменных издержек (нулевая маржа покрытия) является критерием для принятия решения о закрытии фирмы (рис. 11).
Рис. 11. Работа фирмы с убытками
Достоинство графического способа определения точки безубыточности заключается в простоте и наглядности, его удобно использовать для презентации результатов CVP-анализа.
Аналитический способ проведения CVP-анализа более точен и менее трудоемок по сравнению с графическим способом, поэтому используется для оперативного анализа.
В основе расчетов лежит базовая модель прибыли:
,
где
– выручка от реализации продукции;
VC – переменные затраты;
FC – постоянные затраты;
AVC – средние переменные затраты;
Q – объем произведенной продукции в натуральном выражении.
Для определения точки безубыточности в натуральном выражении можно воспользоваться формулой:
Для определения точки безубыточности в стоимостном выражении:
Часто требуется определить объем продаж для получения заданной суммы прибыли, которая обеспечит рыночную норму доходности предприятия на собственный капитал. Для этих целей используется формула:
,
где
R – заданная величина прибыли.
Для определения «запаса прочности» аналитическим методом рассчитывают относительное отклонение фактической выручки (объема реализации) от безубыточного значения:
или
Таким образом, безубыточный объем продаж и величина «зона безубыточности» зависят от величины постоянных и переменных затрат, а также от рыночных цен на продукцию. При повышении рыночных цен появляется возможность снижать объемы реализации и покрывать постоянные затраты, при снижении уровня цен безубыточный объем продаж растет. В свою очередь повышение переменных затрат приводит к повышению точки безубыточности и уменьшению зоны «зоны безопасности» предприятия.
Если фирма достигла точки безубыточности, возникает вопрос о темпах роста прибыли, на которые может рассчитывать фирма. Характеристику возможных темпов изменения прибыли компании от изменения объемов реализации дает производственный рычаг (производственный леверидж, операционный леверидж, operating leverage).
Задача операционного рычага – определить чувствительность прибыли к изменению выручки.
Для расчета производственного рычага используется формула:
Величину операционного рычага определяет структура затрат – распределение долей между переменными и постоянными затратами. Чем выше доля постоянных затрат в общих затратах компании, тем выше операционный рычаг. Таким образом, предприятия с высоким производственным рычагом – такие предприятия, в чьих затратах преобладает доля постоянных затрат. У предприятия с низким производственным рычагом в затратах преобладают переменные издержки.
Эффект операционного рычага показывает, на сколько процентных пунктов измениться прибыль от продаж при изменении выручки на один процент:
Эффект операционного рычага – с одной стороны – характеристика возможных темпов роста прибыли, с другой – характеристика рисков потери этой прибыли. При одинаковом темпе роста объема продаж, предприятие с высоким рычагом (с высокой долей постоянных затрат) будет наращивать прибыль более высокими темпами, чем предприятие с низким рычагом. Но и при падении продаж первое предприятие будет терять прибыль более быстрыми темпами, чем второе.
При нестабильных макроэкономических условиях, грозящих снижением объемов продаж, предпочтительным является бизнес, характеризующийся низким производственным рычагом, так как при снижении объемов продаж необходимо решать задачу минимизации потерь прибыли. При благоприятной рыночной конъюнктуре, росте объемов реализации – предпочтителен высокий операционный рычаг.
Таким образом, чем больше производственный рычаг, тем выше зависимость предприятия (с точки зрения получаемой прибыли) от объемов реализации продукции.
Управление производственным рычагом заключается в изменении структуры затрат – изменении доли переменных и постоянных затрат.
Сложность заключается в выделении элементов в составе затрат, которые могут быть переведены из разряда постоянных в переменные или наоборот.
Управление затратами на основе эффекта операционного рычага позволяет оперативно и комплексно подходить к использованию финансов предприятия.
Для этого можно воспользоваться правилом «50/50». Все виды продукции рекомендуется разделить на две группы в зависимости от доли переменных затрат. Если она больше 50 %, то по этим видам продукции выгоднее работать над снижением затрат. Если доля переменных затрат меньше 50 %, то предприятию лучше увеличить объемы реализации.
Такая система управления затратами дает ряд преимуществ:
возможность увеличить конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) за счет снижения издержек и увеличения рентабельности;
возможность разработать гибкую ценовую политику, на ее основе увеличить оборот и получить конкурентные преимущества;
возможность сэкономить материальные и финансовые ресурсы предприятия, получить дополнительные оборотные средства;
возможность оценить эффективность деятельности подразделений предприятия, оценить и разработать систему мотивации персонала.
Тема 11. Анализ экономического и инвестиционного потенциала организации
Цели изучения темы – освоить методику инвестиционного анализа и анализа экономического потенциала организации.
Задачи изучения темы:
Изучить основы анализа экономического потенциала организации.
Изучить цели анализа и оценки эффективности капитальных вложений.
Изучить методику и показатели, применяемые при оценке эффективности инвестиционных проектов.
Освоить понятие экономического потенциала предприятия.
Изучить факторы роста объемов производства интенсивного и экстенсивного порядка.
Вопросы темы:
1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.
2. Понятия и цели инвестиционного анализа.
3. Показатели эффективности капитальных вложений.
4. Комплексный анализ резервов производства.
Вопрос 1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.
Экономический потенциал организации - интегральная оценка потенциальных возможностей, заключенных в ресурсном потенциале, и реализации их для достижения экономического эффекта.
Понятие «потенциал» происходит от латинского слова «potentia», которое означает силу, мощь, способность или возможность, которая может открыться, реализоваться при определенных условиях.
Экономический потенциал организации зависит от наличия ресурсов, и эффективностью их использования. В условиях обладания одинаковыми экономическими ресурсами, экономический потенциал выше у той организации, которая более эффективно использует свои возможности.
Состояние экономического потенциала предприятия характеризуют ряд факторов:
объем и качество производственных ресурсов, численность промышленно-производственного персонала, состав основных производственных фондов, величина оборотных фондов и материальных запасов, наличие финансовых ресурсов и нематериальных активов, использование патентов, лицензий, технологии, информации;
способности персонала предприятия к профессиональной деятельности во всех сферах производства и на всех уровнях управления;
состояние научной, творческой, рационализаторской и инновационной деятельности, способность к обновлению производства и смене действующей технологии;
информационное обеспечение маркетинговой, проектной, производственной и финансовой деятельности, качество используемой информации, степень ее обоснованности и достоверности.
Степень, или уровень, развития потенциала предприятия можно представить соотношением различных сравнительных характеристик его сегодняшнего состояния с соответствующими эталонными (нормативными) показателями или стандартами. В качестве базы сравнения могут быть взяты мировые или отечественные высшие стандарты, отраслевые или региональные эталоны, а также корпоративные или внутрихозяйственные нормативы. Система подобных стандартов может стать основой планирования и управления развитием потенциала наших предприятий.
Планирование развития потенциала предприятия включает следующие этапы:
оценка структуры, динамики и эффективности использования производственных ресурсов и возможностей предприятия, его доли или занимаемого положения на рынке;
определение уровня конкурентоспособности основных видов продукции, самого предприятия в целом;
анализ имеющихся производственных резервов и потерь экономических ресурсов;
выбор основной стратегии и тактики развития потенциала предприятия;
планирование развития потенциала предприятия с учетом выбранных перспективных целей и имеющихся ограничений ресурсов;