Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 757

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности в системе управления организацией

Вопрос 1. Предмет, роль и задачи экономического анализа.

Вопрос 2. Значение и место экономического анализа в системе наук.

Вопрос 3. Классификация видов экономического анализа.

Тема 2. Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия

Вопрос 1. Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.

Вопрос 2. Классификация информации. 

Вопрос 3. Этапы проведения аналитической работы.

Вопрос 4. Документальное оформление результатов анализа.

Тема 3. Методология и методика экономического анализа

Вопрос 1. Понятие методологии и методики экономического анализа.

Вопрос 2. Система показателей экономического анализа.

Вопрос 3. Приемы и методы экономического анализа.

Вопрос 4. Методика факторного анализа и моделирование в факторном анализе.

Вопрос 5. Способы измерения влияния факторов в факторном анализе. 

Тема 4. Анализ внешней среды предприятия

Вопрос 1. Значение и место анализа внешней среды в комплексном анализе хозяйственной деятельности предприятия.

Вопрос 2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.

Тема 5. Анализ производства и реализации продукции

Вопрос 1. Анализ объема производства и реализации продукции компании.

Вопрос 2. Анализ ассортимента продукции.

Вопрос 3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.

Вопрос 4. Анализ ритмичности работы предприятия.

Тема 6. Анализ основных производственных фондов 

Вопрос 1. Понятие основных производственных фондов (основных средств) предприятия.

Вопрос 2. Анализ обеспеченности основными производственными фондами.

Вопрос 3. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.

Вопрос 4. Анализ использования производственной мощности предприятия.

Тема 7. Анализ оборотных средств

Вопрос 1. Понятие оборотных средств предприятия.

Вопрос 2. Анализ обеспеченности и эффективности оборотными средствами.

Вопрос 3. Анализ материальных запасов и затрат по обслуживанию.

Вопрос 4. Модель экономически обоснованного заказа (ЕОQ).

Вопрос 6. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.

Тема 8. Анализ трудовых ресурсов

Вопрос 1. Понятия, цели и задачи анализа трудовых ресурсов предприятия.

Вопрос 2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

Вопрос 4. Анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.

Тема 9. Анализ себестоимости продукции

Вопрос 1. Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа себестоимости.

Вопрос 2. Анализ полной себестоимости продукции.

Вопрос 3. Анализ удельной себестоимости и себестоимости по видам продукции.

Вопрос 4. Резервы снижения себестоимости продукции.

Тема 10. Анализ результатов деятельности организации

 Вопрос 1. Показатели прибыльности предприятия.

 Вопрос 2. Анализ прибыльности предприятия.

Вопрос 3. Анализ показателей рентабельности предприятия.

 Вопрос 4. Операционный анализ.

Тема 11. Анализ экономического и инвестиционного потенциала организации

Вопрос 1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.

 Вопрос 2. Понятия и цели инвестиционного анализа.

Вопрос 4. Комплексная оценка резервов производства.

Экономический анализ в системе наук.

Для всех экономических наук общим объектом изучения являются производственные отношения. Поэтому все экономические науки объединяются в систему, при этом у каждой есть свой предмет, отличный от других. Экономический анализ в той или иной степени связан со многими экономическими науками и такая тесная взаимосвязь обусловлена, прежде всего, следующими обстоятельствами.

Во-первых, экономический анализ использует информационный фонд таких наук как:

1.  Бухгалтерский учет. Около 70% информации при проведении анализа деятельности фирмы исследователь получает в виде данных синтетического и аналитического учета, бухгалтерской отчетности.

2.  Статистика. Статистическая отчетность предприятия позволяет исследователю получить дополнительную информацию, которая зачастую не менее важна, чем информация финансовая. Статистические выборки незаменимы при выполнении макроэкономического анализа, а также для целей перспективного анализа.

3.  Экономика и финансы. Теория экономики и финансов используется для проведения исследований в макроэкономике, а экономика и финансы предприятия используется при проведении исследования ресурсов предприятия.

4.  Маркетинг позволяет получить необходимую информацию для оценки внешней среды, анализа угроз и возможностей предприятия, в частности, исследования рынка. С другой стороны, разработка маркетинговых программ невозможна без анализа состояния рынка, анализа покупателей и конкурентной обстановки, анализа рыночных цен и формирования собственной ценовой тактики.

Во-вторых, экономический анализ использует инструментарий таких наук, как математика, статистика и экономико-математическое моделирование, для обработки полученной информации.

В-третьих, экономический анализ является источником информации для таких наук как, например, менеджмент – при обосновании управленческих решений, бизнес-планирование – для обоснования и контроля исполнения бизнес-планов, аудит как внутренний, так и внешний.

Экономический анализ наиболее тесным образом связан с планированием и контролем. Наряду с планированием, экономический анализ является одной из важнейших функций управления деятельностью предприятия.

Роль экономического анализа в управлении финансово-хозяйственной деятельностью в условиях рыночной экономики неуклонно возрастает. Это обусловлено необходимостью повышения эффективности хозяйственной деятельности, оптимизации использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; обеспечения высокого уровня рентабельности бизнеса, конкурентоспособности организации, стабильного экономического роста и стратегической устойчивости.


На современном этапе экономического развития управленческие решения должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными, а значит основанными на точных расчетах, глубоком и всестороннем экономическом анализе.

Можно сказать, что экономический анализ - это деятельность по подготовке данных, необходимых для научного обоснования и оптимизации управленческих решений.

В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов финансово-хозяйственной деятельности с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние различных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, неиспользованные возможности и перспективы. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения.

Для определения роли анализа в процессе принятия управленческих решений необходимо рассмотрение хозяйственного механизма управления коммерческой организацией, которую можно представить как саморегулирующая система, включающая два компонента:

     управляющая система - собственники (учредители), генеральный директор, совет директоров, департаменты, подразделения;

     управляемая система — хозяйственная деятельность, включающая следующие элементы: техника, технология, организация производства, организация труда, экономика, внешнеэкономические связи, социальные условия персонала, природоохранная деятельность. 

Рис. 1. Экономический анализ в системе управления

В обобщенном виде система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: учета, анализа, планирования, регулирования, контроля и принятия управленческих решений.

Таким образом, экономический анализ является промежуточным звеном между процессами сбора, обработки информации и принятия управленческих решений; выступает основой научного управления хозяйственной деятельностью организации.

Утверждение планов для предприятия также представляет собой принятие решений, которые обеспечивают развитие производства в будущем и планируемом отрезке времени. Анализ при этом является не только средством обоснования планов, но и контроля за их выполнением. Планирование начинается и заканчивается анализом результатов деятельности предприятия. Он позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным.


Большая роль отводится анализу в процессе выявления и использования резервов повышения эффективности производства. Анализ содействует экономному использованию ресурсов, внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат и т. д. В результате этого укрепляется экономика предприятия, повышается эффективность производства.

Вопрос 3. Классификация видов экономического анализа.

Для понимания и содержания экономического анализа, он классифицируется по следующим признакам:

1.  По отраслевому признаку анализ делится на: отраслевой, учитывающий специфику деятельности отдельных отраслей, и межотраслевой, являющийся теоретической и методологической основой отраслевых методик анализа.

2.  По признаку времени различают предварительный анализ - до совершения хозяйственных операций, он необходим для обоснования планов и управленческих решений и последующий анализ (ретроспективный) - после совершения хозяйственных операций. Его используют для изучения тенденций развития предприятия, контроля за выполнением принятых планов и диагностики его состояния. Ретроспективный анализ делится на оперативный и итоговый (результативный). Перспективный анализ в зависимости от длины временного горизонта делится на краткосрочный и долгосрочный.

3.  По пространственному признаку различают внутрифирменный и межфирменный анализ. Внутрифирменный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. При межфирменном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий.

4.  По функциональному признаку, по той роли и задачам, которые он выполняет, выделяют: Финансовый (внешний) анализ – изучение финансового состояния предприятия и выявлении резервов повышения его устойчивости. Он является составной частью финансового учета, обслуживающего внешних пользователей информацией об организации. Управленческий (внутренниу) анализ проводят все службы предприятия с целью получения информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации производства. Он является составной часть управленческого учета, обеспечивает руководство организации необходимыми данными для подготовки управленческий решений. Он носит оперативный характер, его результаты являются коммерческой тайной. Социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности. Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Экономико-экологический анализ - исследование взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Маркетинговый анализ - изучение внешней среды функционирования предприятия: рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности субъектов хозяйствования. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект изучения, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции этого объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. Разновидностью функционально-стоимостного анализа является FMEA-анализ (Failure Mode and Effects Analysis), который представляет собой технологию анализа возможности возникновения дефектов и их влияния на потребителя.


5.  По методике изучения объектов различают: Качественный анализ – это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках исследуемых явлений и процессов. Количественный (факторный) анализ базируется на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария. Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. Экономико-математический анализ выбирает наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляют резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.

6.  По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ. Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами и т.д.

7.  По степени охвата изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном - по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа.

Также существуют еще следующие виды анализа, которые можно классифицировать как нетрадиционные виды анализа: для определения производственных потенциалов предприятия, общей рыночной ситуации, изучения возможностей и угроз, исходящих из внешней среды используют SWOT-анализ. Для оценки макроэкономической среды, позиции компании на рынке, потенциала и направление бизнеса используют PEST-анализ. В целях анализа ассортиментного портфеля широкое применение в современных компаниях нашел АВС-анализ, RFM-анализ (Recency Frequency Monetary), анализ Дибба-Симкина. Об этих и других видах анализа более подробно будет рассказана в последующих главах.


По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом – только отдельные ее стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес.

Комплексный анализ хозяйственной деятельности – совокупность принципов, методов и приемов всестороннего изучения хозяйственной деятельности организации.

Тема 2. Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия

 Цели изучения темы – ознакомиться информационной базой анализа хозяйственной деятельности предприятия.

Задачи изучения темы:

     Изучить информационное обеспечение анализа.

     Ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к информации.

     Изучить классификацию информации.

     Изучить этапы проведения аналитической работы.

     Изучить документальное оформление результатов анализа.

Вопросы темы:

1.  Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.

2.  Классификация информации.

3.  Этапы проведения аналитической работы.

4.  Документальное оформление результатов анализа.

Вопрос 1. Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.

Результативность анализа во многом зависит от информационного и методического обеспечения. Все источники информации делятся на нормативно–плановые, учетные и внеучетные.

1.  Нормативная плановая информация подразделяется на технико-экономические нормативы и нормы и планы. Технико-экономические нормы во многом определяются непосредственно данными конструкторской и технологической подготовки производства. Плановые данные, нормативы и ценники условно называют постоянной информацией, так как плановые показатели, нормативы и ценники не изменяются в пределах месяца, квартала, а иногда и года, а если такие изменения есть – их стремятся отразить отдельно.