Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 741
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Предмет, роль и задачи экономического анализа.
Вопрос 2. Значение и место экономического анализа в системе наук.
Вопрос 3. Классификация видов экономического анализа.
Тема 2. Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия
Вопрос 1. Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.
Вопрос 2. Классификация информации.
Вопрос 3. Этапы проведения аналитической работы.
Вопрос 4. Документальное оформление результатов анализа.
Тема 3. Методология и методика экономического анализа
Вопрос 1. Понятие методологии и методики экономического анализа.
Вопрос 2. Система показателей экономического анализа.
Вопрос 3. Приемы и методы экономического анализа.
Вопрос 4. Методика факторного анализа и моделирование в факторном анализе.
Вопрос 5. Способы измерения влияния факторов в факторном анализе.
Тема 4. Анализ внешней среды предприятия
Вопрос 2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.
Тема 5. Анализ производства и реализации продукции
Вопрос 1. Анализ объема производства и реализации продукции компании.
Вопрос 2. Анализ ассортимента продукции.
Вопрос 3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
Вопрос 4. Анализ ритмичности работы предприятия.
Тема 6. Анализ основных производственных фондов
Вопрос 1. Понятие основных производственных фондов (основных средств) предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности основными производственными фондами.
Вопрос 3. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.
Вопрос 4. Анализ использования производственной мощности предприятия.
Тема 7. Анализ оборотных средств
Вопрос 1. Понятие оборотных средств предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности и эффективности оборотными средствами.
Вопрос 3. Анализ материальных запасов и затрат по обслуживанию.
Вопрос 4. Модель экономически обоснованного заказа (ЕОQ).
Вопрос 6. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Тема 8. Анализ трудовых ресурсов
Вопрос 1. Понятия, цели и задачи анализа трудовых ресурсов предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
Вопрос 4. Анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
Тема 9. Анализ себестоимости продукции
Вопрос 1. Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа себестоимости.
Вопрос 2. Анализ полной себестоимости продукции.
Вопрос 3. Анализ удельной себестоимости и себестоимости по видам продукции.
Вопрос 4. Резервы снижения себестоимости продукции.
Тема 10. Анализ результатов деятельности организации
Вопрос 1. Показатели прибыльности предприятия.
Вопрос 2. Анализ прибыльности предприятия.
Вопрос 3. Анализ показателей рентабельности предприятия.
Вопрос 4. Операционный анализ.
Тема 11. Анализ экономического и инвестиционного потенциала организации
Вопрос 1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.
2. Информация учетного характера - это данные бухгалтерского, статистического и оперативного учета, а также все виды отчетности, первичная учетная документация.
3. Внеучетные источники информации - документы, регулирующие хозяйственную деятельность, а так же данные, характеризующие изменения внешней среды функционирования предприятия (договоры, рыночная информация, маркетинговые исследования и т.п.).
Таблица 1.
Требования предъявляемые к информации
Перечень требований к учетной информации |
Характеристика требований |
Уместность учетной и отчетной информации |
Своевременность, ценность, полезность для прогнозирования и оценки результатов. |
Достоверность информации |
Правдивость, соответствие нормативным актам и результатам, нейтральность, возможность проверки, осмотрительность. |
Сопоставимость |
Обеспечение проведения динамического и структурного анализа. |
Рациональность |
Достаточность, оперативность, высокий коэффициент использования первичной информации, отсутствие излишних данных, умеренная стоимость. |
Вопрос 2. Классификация информации.
Экономическая информация крайне неоднородна; схема взаимосвязей отдельных ее видов отличается известной сложностью, к тому же отчетливо проявляется тенденция к их дальнейшему усложнению. Так, наряду с систематическим ростом объема информации ощущается ее нехватка для принятия управленческих решений. В то же время возрастание потока информации приводит к избыточности данных. Потребности научной организации управления вызывают необходимость изучения информационного потока в направлении, способствующем сдерживанию происходящего увеличения его объемов и ликвидации информационной недостаточности за счет устранения излишних данных. Экономический анализ, выступая основным потребителем информационных данных, используемых в процессе ретроспективного, текущего и перспективного анализа, должен выявить достоинства и недостатки действующей системы экономической информации.
Принципиальное значение для экономического анализа имеет классификация экономической информации по следующим признакам: стадиям образования; функциям в процессе управления; субъектам, проводящим анализ; объектам, которые характеризуются с помощью информации.
По стадиям образования различают первичную и вторичную (производную) информацию. Первичной информацией называется исходная информация, возникающая непосредственно в ходе производственно-хозяйственной деятельности. Вторичной называют такую информацию, которая получается (возникает) в результате обработки первичной информации. Вторичная информация, в свою очередь, подразделяется на промежуточную и результативную (итоговую).
По функциям в процессе управления экономическая информация подразделяется на информацию по конструкторской и технологической подготовке производства, нормативную, плановую, оперативную, бухгалтерскую и статистическую. На основе перечисленных видов информации оформляется отчетность как особый вид информации. Иногда при изучении отдельных сторон хозяйственной деятельности имеет смысл использовать и так называемые внеучетные и внеплановые данные. Взаимосвязь отдельных видов хозяйственного учета характеризуется тем, что: хозяйственная деятельность предприятия отражается с помощью всех видов учета — оперативного, бухгалтерского и статистического; в свою очередь, данные оперативного учета используются в бухгалтерском и статистическом учете, а данные бухгалтерского учета — в статистическом.
Большое значение имеет деление экономической информации по субъектам, проводящим анализ работы предприятия или его подразделения. Определенные виды информации поступают в различные отделы управления, лаборатории, руководителю и т.д. Совершенно определенная отчетность поступает во внешние организации: налоговые органы, банки, финансовые и статистические. Отсюда деление экономической информации на внутреннюю (внутреннего использования) и внешнюю. В свою очередь, внутренняя и внешняя информация также делится по подразделениям и организациям. Здесь особенно четко выступает требование, предъявляемое в экономической информации вообще: минимум информации для полного обеспечения принятия решений, вытекающих из функций органа.
Для экономического анализа очень важно подразделить информацию по объектам, которые характеризуются этой информацией, по назначению и цели ее использования. Объектами могут быть либо подразделения, либо отдельные стороны работы предприятия или подразделений.
Вопрос 3. Этапы проведения аналитической работы.
Экономический анализ состоит из нескольких этапов:
1. Уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы.
2. Разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект.
3. Собирается и подготавливается к анализу необходимая информация.
4. Проводиться предварительный анализ бухгалтерской отчетности – экспресс–анализ. Дает общее представление о положении организации.
Далее проводиться более углубленный анализ:
1. Анализ финансового состояния предприятия. Здесь изучается анализ ликвидности и платежеспособности организации, устанавливается тип ее финансовой устойчивости. Анализируются активы предприятия и источники их формирования. Проводиться анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
2. Анализ финансовых результатов и деловой активности предприятия – дает оценку эффективности предприятия. Анализируется прибыль и ее качество, источники ее формирования.
3. Анализ ресурсов организации. Этот анализ заключается в оценке трудовых ресурсов и заработной платы работников организации. Анализируются основные средства и материальные ресурсы. Проводится анализ производства и реализации продукции и ее себестоимости.
4. Комплексный анализ организации. На этом этапе проводится анализ вероятности банкротства и кредитоспособности анализируемого предприятия. Особое внимание уделяется преднамеренному банкротству.
5. Вывод по результатам анализа и разработка рекомендаций. Завершающий этап аналитической работы.
Планирование аналитической работы – это важное условие, от которого зависит действенность и эффективность анализа. При проведении анализа составляются следующие планы:
1. Комплексный план аналитической работы предприятия. В нем помечаются основные цели и задачи анализа, объекты, которые подлежат изучению, формируются основные показатели исследования. Указывается периодичность проведения анализа и основные исполнители анализа по-объектно. Он обычно составляется на один год.
2. Тематические планы – планы по глобальным проблемам, которые требуют углубленного изучения. Данные планы также содержат объекты анализа, субъекты, этапы и сроки проведения аналитической работы, формы отчетности.
Вопрос 4. Документальное оформление результатов анализа.
Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом или его подразделений должны быть оформлены в виде документов. Обычно это пояснительная записка (аналитический отчет), справка, заключение.
Пояснительная записка обычно составляется для внешних пользователей анализа. Если результаты анализа предназначены для внутрихозяйственного использования, то они оформляются в виде справки или заключения.
Она должна содержать общие вопросы, отражающие экономический уровень развития предприятия, условия его хозяйствования, характеристику ассортиментной и ценовой политики, конкурентоспособности продукции, широту рынков сбыта продукции, репутацию предприятия, его имидж в деловом мире. Необходимо также указать положение товаров на рынках сбыта, т.е. на какой стадии жизненного цикла находится каждый товар на рынке (внедрения, роста и развития, зрелости, насыщения и спада). Следует охарактеризовать реальных и потенциальных конкурентов, указать сильные и слабые стороны их бизнеса.
После этого необходимо отразить динамику показателей, характеризующих производственные и финансовые результаты, имущественное и финансовое состояние предприятия, его деловую активность, эффективность работы.
В пояснительной записке дается характеристика как положительных, так и отрицательных сторон деятельности предприятия за отчетный период, раскрываются объективные и субъективные, внешние и внутренние факторы, повлиявшие на производственные и финансовые результаты его работы, излагается перечень мероприятий, направленных на устранение недостатков и повышение эффективности функционирования предприятия в будущем.
Аналитическая часть пояснительной записки должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Она может содержать аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графики, диаграммы и т.д. При ее оформлении особое внимание нужно уделять выводам и предложениям по результатам анализа. Выводы и предложения должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.
Содержание справки или заключения по результатам анализа, в отличие от пояснительной записки, может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь обычно не дается общая характеристика предприятия и условий его деятельности.
Бестекстовая форма представления результатов анализа — это постоянный макет типовых аналитических таблиц без пояснительного текста. Аналитические таблицы позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме. Аналитические таблицы должны быть наглядными и простыми.
Такой порядок оформления результатов анализа в последнее время находит все большее применение. Он рассчитан на высококвалифицированных работников, способных самостоятельно разобраться в обработанной и систематизированной информации и принять необходимые решения. Бестекстовый анализ повышает его действенность, так как при этом сокращается разрыв между выполнением анализа и использованием его результатов.
Наиболее существенные результаты анализа могут заноситься в специально предусмотренные для этого разделы экономического паспорта предприятия. Наличие таких данных за несколько лет позволяет рассматривать их в динамике
Тема 3. Методология и методика экономического анализа
Цели изучения темы – ознакомиться с методологией и методикой экономического анализа.
Задачи изучения темы:
Изучить методологию и методику экономического анализа.
Ознакомиться с системой показателей экономического анализа.
Изучить приемы и методы экономического анализа.
Освоить методику факторного анализа.
Вопросы темы:
1. Понятие методологии и методики экономического анализа.
2. Система показателей экономического анализа.
3. Приемы и методы экономического анализа.
4. Методика факторного анализа и моделирование в факторном анализе.
5. Способы измерения влияния факторов в факторном анализе
Вопрос 1. Понятие методологии и методики экономического анализа.
Каждая наука имеет свой метод как общий подход к исследованию, который конкретизируется в методике. Метод – «как» познается экономическое явление или процесс. Другими словами метод – это способ исследования своего предмета. Способы исследования предмета экономического анализа (причинно-следственных связей) базируются на всеобщем диалектическом методе познания.