Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 749
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Предмет, роль и задачи экономического анализа.
Вопрос 2. Значение и место экономического анализа в системе наук.
Вопрос 3. Классификация видов экономического анализа.
Тема 2. Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия
Вопрос 1. Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.
Вопрос 2. Классификация информации.
Вопрос 3. Этапы проведения аналитической работы.
Вопрос 4. Документальное оформление результатов анализа.
Тема 3. Методология и методика экономического анализа
Вопрос 1. Понятие методологии и методики экономического анализа.
Вопрос 2. Система показателей экономического анализа.
Вопрос 3. Приемы и методы экономического анализа.
Вопрос 4. Методика факторного анализа и моделирование в факторном анализе.
Вопрос 5. Способы измерения влияния факторов в факторном анализе.
Тема 4. Анализ внешней среды предприятия
Вопрос 2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.
Тема 5. Анализ производства и реализации продукции
Вопрос 1. Анализ объема производства и реализации продукции компании.
Вопрос 2. Анализ ассортимента продукции.
Вопрос 3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
Вопрос 4. Анализ ритмичности работы предприятия.
Тема 6. Анализ основных производственных фондов
Вопрос 1. Понятие основных производственных фондов (основных средств) предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности основными производственными фондами.
Вопрос 3. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.
Вопрос 4. Анализ использования производственной мощности предприятия.
Тема 7. Анализ оборотных средств
Вопрос 1. Понятие оборотных средств предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности и эффективности оборотными средствами.
Вопрос 3. Анализ материальных запасов и затрат по обслуживанию.
Вопрос 4. Модель экономически обоснованного заказа (ЕОQ).
Вопрос 6. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Тема 8. Анализ трудовых ресурсов
Вопрос 1. Понятия, цели и задачи анализа трудовых ресурсов предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
Вопрос 4. Анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
Тема 9. Анализ себестоимости продукции
Вопрос 1. Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа себестоимости.
Вопрос 2. Анализ полной себестоимости продукции.
Вопрос 3. Анализ удельной себестоимости и себестоимости по видам продукции.
Вопрос 4. Резервы снижения себестоимости продукции.
Тема 10. Анализ результатов деятельности организации
Вопрос 1. Показатели прибыльности предприятия.
Вопрос 2. Анализ прибыльности предприятия.
Вопрос 3. Анализ показателей рентабельности предприятия.
Вопрос 4. Операционный анализ.
Тема 11. Анализ экономического и инвестиционного потенциала организации
Вопрос 1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.
нераспределенную прибыль - прибыль предприятия за вычетом различных убытков, выплат по дивидендам и прибыли, трансформированной в авансированный (вложенный) капитал;
операционную прибыль (EBIT, Earnings Before Interest and Taxes) - прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль, т.е разница между операционными доходами и операционными расходами.
EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) рассчитывается как EBIT плюс амортизационные отчисления по материальным и нематериальным активам минус переоценка активов.
Вопрос 2. Анализ прибыльности предприятия.
Для анализа состава и динамики прибыли за отчетный период формируется аналитическая таблица, в которой отражаются сведения о величине прибыли за базовый и отчетный период в разрезе ее составных частей. Рассчитывается изменение абсолютных значений и удельный вес каждого вида прибыли в составе прибыли за отчетный период. С этой целью определяются значения абсолютных и относительных отклонений.
При этом анализ следует проводить в условиях приведения величин прибыли за базовый и отчетный период в сопоставимый вид, т.е. с учетом влияния инфляции. Для этого, перед тем как проводить расчет прибыли, выручка корректируется (уменьшается) на величину индекса роста цен, а затраты на величину роста цен по элементам себестоимости.
Результаты анализа используются для принятия экономических решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия и т. д.
Анализ формирования и использования прибыли проводится в несколько этапов:
анализируется прибыль по составу в динамике;
проводится факторный анализ прибыли от реализации;
анализируются причины отклонений по составляющим прибыли;
анализируется формирование чистой прибыли и влияние налогов на прибыль;
дается оценка эффективности распределения прибыли на накопление и потребление;
анализируется использование прибыли на накопление и потребление;
разрабатываются предложения к составлению финансового плана.
В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать их надо в тесной связи с уровнем рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.
Основными факторами, определяющими размер отчислений в фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды.
Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равна произведению двух факторов: чистой прибыли и коэффициента отчислений, поэтому для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного фактора анализа.
Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды предприятия. Для этого прирост чистой прибыли за счет каждого фактора умножается на плановый коэффициент отчислений в соответствующий фонд.
Важную роль играет проведение факторного анализа выручки, как основного вида доходов организации. Поскольку на величину выручки оказывает влияние объем продаж, структура производства и продаж, отпускные цены на продукцию; а на себестоимость – цены на сырье и материалы, топливо, тарифы на энергию и перевозки, уровень материальных и трудовых затрат, при проведении анализа оценивают влияние этих факторов.
Для анализа влияния, к примеру, ценовых факторов необходимо знать изменение цен на продукцию, сырье, материалы, которое определяется индексом изменения цен или отношением цены в отчетном периоде к цене прошлого периода:
,
где
– цена единицы продукции, сырья, материалов в отчетном периоде;
– цена единицы продукции, сырья, материалов в прошлом периоде.
В процессе анализа просчитываются выручка и себестоимость в сопоставимых ценах, т.е. в ценах прошлого (или базисного) периода. Для этого фактическая выручка (себестоимость) отчетного периода в действующих ценах делится на индекс изменения цен.
,
,
где
– цена единицы продукции, сырья, материалов в отчетном периоде;
– цена единицы продукции, сырья, материалов в отчетном периоде;
– выручка отчетного периода в ценах прошлого периода (в сопоставимых ценах);
– затраты на единицу продукции, сырья, материалов в отчетном периоде;
– затраты на единицу продукции, сырья, материалов в прошлом периоде;
– себестоимость реализованный продукции отчетного периода в ценах прошлого периода (в сопоставимых ценах).
Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции и услуг. Она зависит от объема реализации продукции (Q), ее структуры и уровня цен :
Объем реализации и структура товарной продукции могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж и доли рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли проводят способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической.
Прибыль от реализации отдельных видов продукции анализируется на основе модели:
Влияние факторов рассчитывают способом цепной подстановки.
Вопрос 3. Анализ показателей рентабельности предприятия.
В экономической теории принято различать понятия экономический эффект и экономическая эффективность.
Экономический эффект – экономическая категория, характеризующая абсолютный результат деятельности. Экономический эффект выражается прибылью (объемом продаж, выручкой от реализации и др.) организации. При этом следует иметь в виду, что прибыль – это абсолютный эффект и сама по себе не может характеризовать уровень эффективности работы организации без соотнесения с авансированными или потребленными ресурсами.
Экономическая эффективность (доходность) – экономическая категория, характеризующая отношение полученного эффекта к затратам, произведенным для его достижения или ресурсам, необходимым для его достижения.
Доходность характеризует отношение (уровень) дохода к авансированному капиталу и его элементам; источникам средств или их элементам; общей величине текущих расходов и их элементам. Показатель доходности отражает, сколько рублей дохода получила организация на каждый рубль капитала, активов, расходов и т.д.
или
Экономическая эффективность деятельности организации выражается показателями рентабельности. При этом в расчете большинства показателей рентабельности в качестве полученного эффекта выступает показатель чистой прибыли, однако может использоваться прибыль от продажи продукции, прибыль до налогообложения и д.р. На практике наибольшее распространение получил первый из них. В качестве затрат (ресурсов) могут выступать различные показатели, в частности, средняя величина активов, собственного капитала, себестоимости продукции, выручки и д.р.
Рентабельность – это относительный показатель эффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования капитала, ресурсов, являющийся мерой доходности предприятия в долгосрочном периоде.
В основе построения коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к другим активам предприятия.
Показатели рентабельности могут быть рассчитаны как коэффициенты и тогда представлены в виде десятичной дроби или в виде показателей рентабельности и тогда представлены в виде процентов.
В зависимости от цели расчетов наиболее часто рентабельность предприятия определяют посредством процентного отношения прибыли к следующим показателям: объему выпуска; издержкам производства; оборотным средствам; основным средствам; средствам на оплату труда; собственному капиталу; капиталу (совокупному капиталу предприятия, включающему собственные и заемные средства).
В основу расчета показателей рентабельности могут быть положены различные величины прибыли предприятия, сформированные в соответствии с требованиями МСФО: маржинальная прибыль, операционная прибыль, прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (EBIT), прибыль до выплаты налога на прибыль (EBT), чистая прибыль. Чаще всего для расчета коэффициентов рентабельности используется чистая прибыль или прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль.
Систему расчета показателей рентабельности можно представить в виде таблицы:
Таблица 39.
Расчет показателей рентабельности на основе данных отчетности РСБУ и МСФО[11]
№ |
Показатели |
Расчетная формула |
Экономический смысл |
1. |
Рентабельность экономическая (активов) (Rэк) (Return on assets) |
или , где ЧП - чистая прибыль; EBIT - прибыль до выплаты процентов и налога на прибыль (при использовании отчетности, составленной по МСФО); А - средняя за период величина активов предприятия. |
Характеризует экономическую рентабельность используемого на предприятии капитала, т.е. суммы собственных и заемных средств, Отражает общую эффективность использования активов компании. |
Рентабельность собственного капитала (Return on equity) (Rск) |
или , где СК – средняя за период величина собственного капитала предприятия. |
Характеризует эффективность собственного капитала предприятия, насколько успешно он используется. Увеличение этого показателя соответствует цели роста прибыли предприятия. На него опираются при сравнении и оценке преимуществ альтернативных инвестиций и при принятии решений об инвестициях. Показывает прибыльность использования капитала собственников компании, то есть рентабельность компании с точки зрения акционера. |
|
Рентабельность акционерного капитала (Rак) |
или , где АК – акционерный капитал (сумма уставного и резервного капиталов). |
||
Рентабельность заемного капитала (Rзк) |
, где ЗК – сумма краткосрочных и долгосрочных обязательств организации. |
Показатели, характеризующие отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов и заемных средств |
|
Рентабельность текущих активов (Rта) |
, где ОА – оборотные активы. |
||
Рентабельность чистых активов(Rча) |
, где ЧА – чистые активы. |
||
Рентабельность чистого оборотного капитала(Rчок) |
, где ЧОК – чистые оборотные активы (ОА-КО). |
||
Рентабельность имущества (Rва) |
%, где ВА – внеоборотные активы |
||
2. |
Рентабельность реализации (оборота) (Net Profit Margin) (Rр) |
Рентабельность продаж по чистой прибыли , где N – выручка от реализации продукции. |
Характеризует прибыль, которую получает предприятие с каждого рубля реализации. Отражает общую прибыльность продаж компании, эффективность производственной и сбытовой деятельности. В зависимости от показателя прибыли, использующегося при расчете, рентабельности продаж выделяют несколько вариантов расчета данного показателя. |
Рентабельность продаж по прибыли от продаж |
|||
Рентабельность по EBIT: (EBIT margin) |
|||
Рентабельность по EBITDA (EBITDA margin) |
Отражает прибыльность продаж компании без учета затрат на проценты по кредитам и выплату налога на прибыль. |
||
, где С – себестоимость продукции. |
Отражает прибыльность произведенной продукции компании |
Вопрос 4. Операционный анализ.
Одним из самых простых и эффективных методов анализа прибыли с целью оперативного, а также стратегического планирования является операционный анализ или «анализ безубыточности», «CVP-анализ (costs, volume, profit — анализ «затраты-объем-прибыль»), который позволяет отследить зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства.
Проведение расчетов по методике CVP-анализа требует принятия ряда условий и допущений:
необходимо поделить издержки на переменные и постоянные;
принять, что переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
принять постоянные издержки неизменными в пределах релевантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
принять тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
допустить, что эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
принять поступления выручки пропорциональными объему реализованной продукции.
CVP-анализ можно проводить графическим или аналитическим способом.
Для применения графического метода необходимо построить график зависимостей общих, переменных издержек и выручки от объемов производства, учитывая приведенные выше условия. По горизонтали показывают объем производства в процентах от производственной мощности в натуральных единицах (если анализ делают по одному виду продукции) или в денежной оценке (если анализ делают по нескольким видам продукции). По вертикали – валовую выручку от реализации продукции и переменные затраты.
Точку пересечения графиков валового дохода и общих издержек называют точкой безубыточности, а соответствующий объем продукции – безубыточным объемом (Qкр – критический объем производства).
До достижения критического объема производства фирма будет получать убытки (зона убытков на рис. 9), так как при таком объеме производства ее валовой доход будет меньше общих издержек. При превышении объема производства над критическим уровнем фирма будет получать прибыли (зона прибыли на рис. 9).