Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 750
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Предмет, роль и задачи экономического анализа.
Вопрос 2. Значение и место экономического анализа в системе наук.
Вопрос 3. Классификация видов экономического анализа.
Тема 2. Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия
Вопрос 1. Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.
Вопрос 2. Классификация информации.
Вопрос 3. Этапы проведения аналитической работы.
Вопрос 4. Документальное оформление результатов анализа.
Тема 3. Методология и методика экономического анализа
Вопрос 1. Понятие методологии и методики экономического анализа.
Вопрос 2. Система показателей экономического анализа.
Вопрос 3. Приемы и методы экономического анализа.
Вопрос 4. Методика факторного анализа и моделирование в факторном анализе.
Вопрос 5. Способы измерения влияния факторов в факторном анализе.
Тема 4. Анализ внешней среды предприятия
Вопрос 2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.
Тема 5. Анализ производства и реализации продукции
Вопрос 1. Анализ объема производства и реализации продукции компании.
Вопрос 2. Анализ ассортимента продукции.
Вопрос 3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
Вопрос 4. Анализ ритмичности работы предприятия.
Тема 6. Анализ основных производственных фондов
Вопрос 1. Понятие основных производственных фондов (основных средств) предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности основными производственными фондами.
Вопрос 3. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.
Вопрос 4. Анализ использования производственной мощности предприятия.
Тема 7. Анализ оборотных средств
Вопрос 1. Понятие оборотных средств предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности и эффективности оборотными средствами.
Вопрос 3. Анализ материальных запасов и затрат по обслуживанию.
Вопрос 4. Модель экономически обоснованного заказа (ЕОQ).
Вопрос 6. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Тема 8. Анализ трудовых ресурсов
Вопрос 1. Понятия, цели и задачи анализа трудовых ресурсов предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
Вопрос 4. Анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
Тема 9. Анализ себестоимости продукции
Вопрос 1. Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа себестоимости.
Вопрос 2. Анализ полной себестоимости продукции.
Вопрос 3. Анализ удельной себестоимости и себестоимости по видам продукции.
Вопрос 4. Резервы снижения себестоимости продукции.
Тема 10. Анализ результатов деятельности организации
Вопрос 1. Показатели прибыльности предприятия.
Вопрос 2. Анализ прибыльности предприятия.
Вопрос 3. Анализ показателей рентабельности предприятия.
Вопрос 4. Операционный анализ.
Тема 11. Анализ экономического и инвестиционного потенциала организации
Вопрос 1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.
Для мультипликативных моделей также можно применять метод цепных подстановок с использованием индексов. Расчет влияния факторов для трехфакторной мультипликативной модели с помощью этого приема выполняется по формулам:
где
- индекс изменения фактора a ;
- индекс изменения фактора b;
- индекс изменения фактора с;
- базисное значение результативного показателя.
Способ абсолютных разниц применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных моделях и моделях мультипликативно-аддитивного типа:
При его использовании величина влияния факторов рассчитывается умножением абсолютного прироста значения исследуемого фактора на базовую (плановую) величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, расположенных слева от него в модели.
Порядок аналитических расчетов на четырехфакторной мультипликативной зависимости выглядит следующим образом.
где
- величина результирующего показателя базисного периода;
- величина результирующего показателя фактического отчетного периода;
- факторы влияющие на результативный показатель.
Расчеты влияния исследуемых факторов представляют следующую зависимость:
где
Баланс отклонений имеет вид:
С помощью способа абсолютных разниц получаются те же результаты, что и способом цепной подстановки. Здесь также необходимо следить за тем, чтобы алгебраическая сумма прироста результативного показателя за счет отдельных факторов равнялась его общему приросту.
Индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому, или по другому объекту).
Индексы – относительные показатели, характеризующие изменение сложного явления с функциональными связями, составные части которого непосредственно несоизмеримы.
Важным составным элементом индекса является его вес или коэффициент сведения частей разнородной совокупности к единому показателю. Он должен сохранить модель структуры изучаемого явления в динамики.
Принято при исчислении объемных индексов в качестве веса использовать цены , а при исчислении индексов качественных показателей - объемы .
Основной формой экономического индекса является агрегатный, характеризующий изменение уровня развития всей сложной совокупности.
С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях.
Исчисляют агрегатный индекс по формулам:
Индекс объемов:
Индекс качеств (цены)
Индекс оборотов
,
где
– цена отчетного и базисного периода;
- количество в отчетном и базисном периоде.
В зависимости от сроков исчисления различают базисные и цепные индексы. При базисных индексах за базу сравнения принимается показатель одного года (постоянная величина). Когда за базис для каждого последующего периода принимается показатель предыдущего периода (переменная величина), называется цепным.
Описанные выше способы основаны на методе элиминирование, исключения воздействия всех факторов на результативный показатель, кроме одного. С остальными методами можно ознакомиться в учебнике «Экономический анализ» под общей редакцией Косоруковой.
Стохастический анализ – представляет собой исследование влияния факторов на результативный показателей, связь которых имеет вероятный (корреляционный) характер. При стохастическом моделировании используется например корреляционный метод или метод линейного программирования. Такие модели имеет формальный характер. За параметрами этих моделей часто нет экономического смысла.
Корреляционный анализ позволяет решить следующие задачи:
определить изменение результативного показателя под воздействием одного или нескольких факторов, то есть определить, на сколько изменяется величина результативного показателя при изменении факторного показателя на единицу измерения;
установить относительную степень зависимости результативного показателя от каждого фактора.
Для изучения связи одного факторного и результативного показателей используется парная корреляция, а при изучении взаимодействия нескольких факторов с результативным показателем – множественная корреляция.
Линейное программирование – это метод, заключающийся в нахождении экстремальных (максимальных или минимальных) значений линейной функции многих переменных при наличии линейных ограничений. Он позволяет выбрать оптимальный вариант из значительного количества альтернатив путем решения системы линейных уравнений. Несмотря на относительную простоту, линейное программирование связано с большим количеством трудоемких вычислений. Условиями применения этого метода для решения экономических задач являются:
количественная ограниченность изучаемых факторов;
взаимозаменяемость факторов.
Теория игр – это раздел прикладной математики, изучающий методы обоснования оптимальных решений в конфликтных ситуациях.
Теория массового обслуживания рассматривает разнообразные процессы в экономике как процессы обслуживания, то есть удовлетворения каких-либо запросов или заказов.
Для разработки стохастических моделей требуются значительные объемы информации. Чем больше информационные объемы, тем точнее получаются стохастические модели. Основной недостаток стохастических моделей – трудность анализа процессов и явлений, которые хотя и взаимосвязаны, но протекают не синхронно во времени. Положительные качества стохастических моделей – простота, доступность алгоритмизации и программирования (Excel, MathCad, Mathlab) делают построение моделей относительно несложным.
Тема 4. Анализ внешней среды предприятия
Цели изучения темы – ознакомиться с методами анализа внешней среды предприятия, осуществить на практике один из методов внешнего анализа.
Задачи изучения темы:
Освоить методику SWOT-анализа.
Освоить методику PEST-анализа.
Изучить принцыпы построения Модели конкурентных сил М. Портера (Модель «5 сил» Портера).
Понять концепцию Бенчмаркинга.
Вопросы темы:
1. Значение и место анализа внешней среды в комплексном анализе хозяйственной деятельности предприятия.
2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.
Вопрос 1. Значение и место анализа внешней среды в комплексном анализе хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ внешней среды необходим для получения данных о состоянии и объемах производства, динамики предложения товаров (работ, услуг) на рынке, трудностях развития отрасли, в которой функционирует предприятие, и влияющих на отрасль факторах.
Цель отраслевого анализа - получение общего представления о рынке предложения продукции и использование данных для принятия дальнейших решений о вступлении (не вступлении) или уходе из данного бизнеса. Под отраслью для целей анализа понимается совокупность производителей и потребителей определенной группы товаров, сходных по своему потребительскому назначению (группа фирм, чья продукция имеет настолько сходные качества, что борьба идет за одних и тех же покупателей).
Внешнюю среду предприятия условно делят на две части: макроокружение и микроокружение. На макроокружение компании трудно оказывать значительное влияние или контролировать его процессы. Динамика микроокружения может напрямую зависеть от выбора стратегии предприятия.
Для получения полной и достоверной информации проводят детальное изучение всех параметров, отражающих рыночный потенциал отрасли в динамике: объемы и динамика сбыта продукции (работ услуг) на рынке, основные участники рынка, структура рынка, количество конкурентов, потребительский спрос.[2]
Вопрос 2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.
Для определения производственных потенциалов предприятия, общей рыночной ситуации, изучения возможностей и угроз, исходящих из внешней среды и для определения стратегических целей компании используют SWOT-анализ.
SWOT — метод анализа, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), оpportunities (возможности) и threats (угрозы).
SWOT был впервые предложен в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнеса и политики. Первоначально он был основан на озвучивании и структурировании информации о текущей ситуации и тенденциях на рынке. В 1965 году профессора Гарвардского университета предложили технологию использования SWOT-модели для разработки стратегии поведения фирмы. Поскольку SWOT-анализ не содержит экономических категорий, он нашел применение в самых различных областях деятельности. В частности, SWOT-анализ применяют для определения позиции фирмы на рынке.
SWOT-анализ позволяет систематизировать всю имеющуюся информацию и принимать взвешенные решения, касающиеся развития бизнеса, выбрать оптимальный путь развития, избежать опасностей и максимально эффективно использовать имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы и рыночные возможности.
Проведение SWOT-анализа заключается в заполнении «матрицы SWOT-анализа». В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы (рис. 2).
На первом этапе SWOT-анализа определяют сильные и слабые стороны предприятия.
Сильные стороны предприятия (Strengths) — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая вам дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.
Рис. 2. Матрица SWOT-анализа
Слабые стороны предприятия (Weaknesses) — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение. Это может быть слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохая репутация компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса.