Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 739
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 1. Предмет, роль и задачи экономического анализа.
Вопрос 2. Значение и место экономического анализа в системе наук.
Вопрос 3. Классификация видов экономического анализа.
Тема 2. Информационная база анализа хозяйственной деятельности предприятия
Вопрос 1. Информационная база экономического анализа хозяйственной деятельности.
Вопрос 2. Классификация информации.
Вопрос 3. Этапы проведения аналитической работы.
Вопрос 4. Документальное оформление результатов анализа.
Тема 3. Методология и методика экономического анализа
Вопрос 1. Понятие методологии и методики экономического анализа.
Вопрос 2. Система показателей экономического анализа.
Вопрос 3. Приемы и методы экономического анализа.
Вопрос 4. Методика факторного анализа и моделирование в факторном анализе.
Вопрос 5. Способы измерения влияния факторов в факторном анализе.
Тема 4. Анализ внешней среды предприятия
Вопрос 2. Методы анализа внешней среды (маркетингового анализа) предприятия.
Тема 5. Анализ производства и реализации продукции
Вопрос 1. Анализ объема производства и реализации продукции компании.
Вопрос 2. Анализ ассортимента продукции.
Вопрос 3. Анализ качества и конкурентоспособности продукции.
Вопрос 4. Анализ ритмичности работы предприятия.
Тема 6. Анализ основных производственных фондов
Вопрос 1. Понятие основных производственных фондов (основных средств) предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности основными производственными фондами.
Вопрос 3. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных фондов.
Вопрос 4. Анализ использования производственной мощности предприятия.
Тема 7. Анализ оборотных средств
Вопрос 1. Понятие оборотных средств предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности и эффективности оборотными средствами.
Вопрос 3. Анализ материальных запасов и затрат по обслуживанию.
Вопрос 4. Модель экономически обоснованного заказа (ЕОQ).
Вопрос 6. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Тема 8. Анализ трудовых ресурсов
Вопрос 1. Понятия, цели и задачи анализа трудовых ресурсов предприятия.
Вопрос 2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.
Вопрос 4. Анализ использования фонда рабочего времени и фонда заработной платы.
Тема 9. Анализ себестоимости продукции
Вопрос 1. Понятия, задачи, основные направления и информационное обеспечение анализа себестоимости.
Вопрос 2. Анализ полной себестоимости продукции.
Вопрос 3. Анализ удельной себестоимости и себестоимости по видам продукции.
Вопрос 4. Резервы снижения себестоимости продукции.
Тема 10. Анализ результатов деятельности организации
Вопрос 1. Показатели прибыльности предприятия.
Вопрос 2. Анализ прибыльности предприятия.
Вопрос 3. Анализ показателей рентабельности предприятия.
Вопрос 4. Операционный анализ.
Тема 11. Анализ экономического и инвестиционного потенциала организации
Вопрос 1. Понятие и факторы экономического потенциала организации.
Рис. 7. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции
Затраты на рубль товарной продукции изменяются под воздействием следующих факторов:
структура ассортимента продукции;
объем производства продукции;
изменение цен на сырье и материалы;
изменение уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.
Факторную модель издержкоемкости (расходоемкости) продукции можно представить следующим образом:
,
где
– выручка от реализации продукции;
– объем реализации изделий i-го наименования в натуральных единицах;
– себестоимость одного изделия (единицы продукции);
– цена одного изделия;
n – число наименований изделий в номенклатуре.
В свою очередь, объем реализации продукции каждого вида можно представить в виде модели:
Тогда формулу можно представить в виде:
Каждый фактор, находящийся в детерминированной зависимости с уровнем расходов, отражает действие множества внешних и внутренних условий, в которых функционирует организация. Для изучения взаимосвязи показателей, характеризующих факторную систему, необходимо пересчитывать затраты в сопоставимые цены.
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.
Себестоимость отдельных видов продукции определяется путем составления калькуляций, в которых показывается величина затрат на производство и реализацию единицы продукции. Калькуляции составляются по статьям расходов, принятым в данной отрасли промышленности.
Таким образом, на себестоимость изделий каждого наименования влияет удельная величина затрат каждого вида. Эту зависимость можно представить следующим образом:
,
где
m – число видов затрат сырья и материалов;
– колическтво ресурса j–го вида;
– цена за единицу ресурса j–го вида.
Особое внимание необходимо уделить изделиям, составляющим наибольший удельный вес в объеме продукции. При этом следует иметь в виду, что значительный перерасход может быть допущен по отдельным статьям калькуляции при отсутствии перерасхода по себестоимости изделия в целом. Таким образом, при анализе калькуляций отдельных видов продукции, следует изучить не только общее отклонение фактической себестоимости от плановой или от базисного года, но и отклонения по отдельным калькуляционным статьям.
Вопрос 4. Резервы снижения себестоимости продукции.
При анализе себестоимости продукции (работ, услуг) выявляются причины полученной экономии или недопущения перерасхода. Углубление анализа проводят в целях установления резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.
Такими резервами могут быть:
снижение норм расхода сырья и матириалов;
экономия в результате замены одного вида сырья (материалов) другими видами;
сокращение потерь от брака;
уменьшение производственных отходов, наиболее полное использование в производстве вторичных ресурсов и попутных продуктов;
повышение производительности труда;
оптимизация расходов на заработную плату;
снижение косвенных расходов.
Тема 10. Анализ результатов деятельности организации
Цели изучения темы – ознакомиться анализом результатов деятельности предприятия.
Задачи изучения темы:
Изучить показатели прибыльности предприятия.
Изучить виды прибыли.
Освоить анализ прибыльности предприятия.
Изучить операционный рычаг.
Освоить точку безубыточности предприятия.
Вопросы темы:
1. Показатели прибыльности предприятия.
2. Анализ прибыльности предприятия.
3. Анализ показателей рентабельности предприятия.
4. Операционный анализ.
Вопрос 1. Показатели прибыльности предприятия.
Необходимым элементом экономического анализа является исследование результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Прибыльность (profitability) - возможность или способность фирмы принести прибыль (profit).
Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции (товаров, работ, услуг), а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых биржах и пр.).
Прибыль является синтетическим показателем оценки хозяйственной деятельности, она представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал, характеризующий вознаграждение собственника капитала за риск осуществления предпринимательской деятельности, и представляет собой разницу между совокупным доходом и совокупными расходами в процессе осуществления этой деятельности.
Доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Расходами признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Механизм формирования финансовых результатов, действующий на сегодняшний день по нормам РСБУ показан на рисунке.
Рис. 8. Общая схема формирования финансового результата хозяйствующего субъекта
Финансовый результат - обобщающий показатель анализа и оценки эффективности деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования.[9]
Главным показателем эффективности работы организации является результативность. Понятие «результативность» складывается из нескольких важных составляющих финансово-хозяйственной деятельности организации. Наиболее общей характеристикой является прибыль. Поэтому анализ финансовых результатов включает оценку следующих показателей прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, прибыли от обычной деятельности, чистой прибыли предприятия.
Цель анализа финансовых результатов организации – финансово-экономическое обоснование вариантов управленческих решений, реализация которых обеспечит устойчивый рост ее финансовых результатов.[10]
Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:
оценка динамики и структуры показателей прибыли за анализируемый период в целом по организации, а также по направлениям деятельности, по структурным подразделениям;
факторный анализ показателей прибыли и рентабельности и выявление внешних и внутренних факторов на формирование финансовых результатов;
анализ финансовых результатов от прочей реализации, инвестиционной и финансовой деятельности и выявление факторов и причин изменения показателей;
анализ формирования и распределения прибыли;
оценка динамики показателей рентабельности и анализ факторов, воздействующих на уровень использования средств;
анализ затрат, произведенных организацией, и затрат на рубль товарной продукции;
оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;
разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.
В процессе анализа используются различные показатели прибыли, которые можно классифицировать следующим образом.
По видам хозяйственной деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль), прибыль до налогообложения, чистую прибыль.
Маржинальная прибыль — это разность между выручкой (нетто) и прямыми производственными затратами по реализованной продукции.
Брутто-прибыль включает финансовые результаты от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы (до выплаты процентов и налогов). Характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
Прибыль до налогообложения — это результат после выплаты процентов кредиторам.
Чистая прибыль — это та сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и прочих обязательных отчислений.
В зависимости от характера деятельности предприятия выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия.
По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую. Бухгалтерская прибыль определяется как разность между доходами и текущими явными затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.
Капитализированная прибыль — это часть чистой прибыли, которая направляется на финансирование прироста активов предприятия.
Потребляемая прибыль — та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.
С учетом требований МСФО выделяют:
валовую прибыль, представляющую собой выручку от реализации (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) за вычетом себестоимости продукции. В расчет этого показателя в соответствии с международной практикой не включаются коммерческие и управленческие расходы;
прибыль от продаж, представляющую собой разницу между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами;
прибыль до налогообложения - (EBT). Это валовая прибыль, уменьшенная на величину расходов, непосредственно не связанных с выпуском продукции (налоги). Это прибыль от продаж + проценты к получению – проценты к уплате + доходы от участия в других организациях + прочие операционные доходы – прочие операционные расходы + прочие доходы – прочие расходы;
чистую прибыль после налогообложения, представляющую собой прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия. Это разница между прибылью до налогообложения и величиной налога на прибыль, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;