Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3424

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Распределение часов по разделам

ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий

1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и борьбы с ним в России

2.2. Терроризм в современной России

2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом

3.1. Международный терроризм

3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ

4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом

4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность

4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму

4.4. Борьба с финансированием терроризма

4.5. Правовой режим контртеррористической операции

4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом

5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия

5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области

ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

6.1. Взрывоопасные предметы

6.2. Взрывчатые вещества

6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов

6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений

6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов

6.6. Меры личной безопасности

ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей

7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника

7.2. Меры защиты

7.3. Освобождение

ГЛАВА 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство

8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону

8.3. Поступление угрозы в письменной форме

8.4. Захват заложников

8.5. Меры защиты при проведении террористических актов

8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии

ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

9.1. Организация охраны объекта

9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов

9.3.  Инженерная защита внешних ограждающих конструкций

9.4.  Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений

9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты

9.6. Защита малых объектов

9.7.  Порядок разработки проекта защиты объекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Тематика семинарских занятий

ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом


3.1. Международный терроризм


Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опаснейших по масштабам непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которой человечество вошло в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносят жизней ни в чем не повинных людей.

Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористиче­ских организаций. Только в период с 1968 по 1980 гг. ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ра­нено 7474 человека.

В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций, усложня­ется ее характер, возрастают изощренность и античеловечность террористиче­ских актов. Согласно исследованиям ряда российских ученых и данным зару­бежных исследовательских центров, совокупный бюджет в сфере террора со­ставляет ежегодно от 5 до 20 млрд. долл.

В 2000 году было совершено 423 международных террористических ак­та, что составляет 8%-е увеличение по сравнению с 392 нападениями, зафик­сированными в 1999 году. Число жертв террористов в 2000 году также возросло. В течение года были убиты 405 и ранен 791 человек по сравнению с 233 убитыми и 706 ранеными в 1999 году.

В 2000 году в Евразии не совершались крупные террористические акты, однако в государствах бывшего СССР продолжались контртеррористические операции, часто в сочетании с операциями против мятежников.

Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках. Террористические организации наладили между собой тесные связи на общей идеолого-конфессиональной, военной, коммерческой и другой основе. Террористические группировки, особенно их руководители, во многих случаях тесно взаимодействуют в вопросах приобретения вооружения, прикрытия друг друга, разделения функций и задач при проведе­нии ими масштабных операций (как, например, в Афганистане или Ливане).

Можно отметить, что международное террористическое сообщество научилось маневрировать силами и средствами, перебрасывать нелегальными каналами большие массы оружия и боевиков. Иначе как появились бы на тер­ритории той же Чечни, в Дагестане или в российском Поволжье эмиссары международных террористических организаций, инструкторы, проповедники и боевики из Афганистана, Пакистана, Саудовской Аравии, Турции, Албании и других стран?


На сегодня терроризм - это уже не только и не столько диверсанты-одиночки, угонщики самолетов и убийцы-камикадзе. Современный терроризм - это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни и стоящих за ними, мощных покровителей и доноров показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в мас­штабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма при­быльный бизнес глобального масштаба с развитым "рынком труда" (наемники и прочие) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и др.).

Например, в ходе войн на территории бывшей СФРЮ ежегодно хорват­ским, мусульманским и албанским силам поставлялось оружия и военной техники на сумму более 2 млрд. долл. Доказано, что именно через зоны ак­тивной деятельности террористических группировок на мировые рынки идет основной поток наркотиков и наркосодержащего сырья, а это - многие милли­арды долларов. Более десятой части всего мирового экспорта вооружений приходится на "серую" и "черную" зоны этой сферы. Нет необходимости разъяснять, куда попадает это оружие, в чьи руки и для каких целей.

Терроризм сегодня стал опаснейшим глобальным явлением, дестабили­зирующим безопасность многих стран и целых регионов, препятствующим нормальному развитию международных отношений. Растет уровень финан­совых возможностей и технической оснащенности террористических группи­ровок. В условиях нарастающей глобализации, стирающей границы между го­сударствами для финансовых и информационных потоков, для миграции на­селения, все более проявляется транснациональный характер деятельности террористов. Во многом такая ситуация объясняется тем, что мировое сооб­щество после окончания "холодной войны" так и не смогло пока выработать надежных механизмов совместного противодействия терроризму. В совре­менных условиях отпор терроризму немыслим без претворения в жизнь прин­ципа международного сотрудничества в борьбе с этим явлением и, прежде всего, обеспечения неотвратимости ответственности за содеянное. Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещается от стран латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии, США, Англии.

История борьбы с терроризмом на международном уровне начинается со второй половины 20-х гг. XX в., когда в соответствии с решением Первого Международного Конгресса уголовного права (Брюссель, 1926 г.), проходив­шего под эгидой Международной Ассоциации уголовного права, была прове­дена серия конференций, посвященных проблеме терроризма. Основные на­правления сотрудничества по борьбе с терроризмом на государственном уровне определились именно в ходе этих международных форумов. Усилия юристов-международников были направлены на разработку и согласование документов, регулирующих такие аспекты проблемы терроризма, как:


  • общие принципы борьбы с терроризмом и содержание некоторых терминов, используемых в официальных документах, регулирующих взаимодействие стран в рамках этого рода международной активности;

  • специфика борьбы с терроризмом на воздушном транспорте;

  • борьба с международным терроризмом на высшем международном уровне;

  • конвенционный механизм борьбы с международным терроризмом;

  • международное сотрудничество по борьбе с конкретными террористическими акциями и урегулированию отношений, возникших в результате их совершения.

Первая такая конференция, состоявшаяся в 1927 г., приняла документ, в котором была сделана попытка раскрыть понятие международного пре­ступления и дать уголовно-правовую оценку этому явлению. Там же подчер­кивалась необходимость уголовного преследования и наказания лиц за совер­шение наиболее опасных преступлений, создающих угрозу общественной безопасности.

Международное сообщество пришло к мнению о необходимости в до­полнение к уже имеющимся международным инструментам ООН и в целях создания единой правовой основы для международного сотрудничества в борьбе с терроризмом выработать Всеобъемлющую конвенцию по борьбе с международным терроризмом. Соответствующая инициатива была выдвинута в 1996 году Индией на 51-м заседании Генеральной Ассамблеи ООН. Резолюцией "Меры по ликвидации международного терроризма", принятой на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году4, был дан мандат на приоритетную выработку проекта подобной конвенции, наряду с продол­жающейся работой над Конвенциями против ядерного терроризма (инициати­ва разработки которой принадлежит России) и финансирования террористиче­ской деятельности (последняя была открыта к подписанию 10.01.2000).

Основным критерием, используемым экспертами при работе над дан­ным документом, изначально являлся принцип недублирования имеющихся международно-правовых инструментов. Инициаторы проекта хотели закре­пить в преамбуле конвенции ряд политических позиций, что было особенно проблематично в контексте сложной взаимосвязи практики национально-освободительного движения с террористическими актами. Некоторые экспер­ты вообще полагали, что в конвенцию не следует включать цитаты из полити­ческих документов, что понизило бы ее ценность в борьбе с терроризмом, или свести их к минимуму, и вообще она должна сосредоточиться на индивиду­альной уголовной ответственности и не пытаться охватить вопрос об ответст­венности государств за такие деяния.

Также предлагалось, по примеру «Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма»5 и Конвенции ООН о борьбе с бомбовым терроризмом, закрепить неприменимость положений новой конвенции в отношении государственных вооруженных сил.

Работа над проектом продолжается, однако разногласия меж­ду странами по различным аспектам сохраняются. Вместе с тем необходи­мость скорейшего завершения работы над проектом Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом очевидна в связи со всевозрастающей общественной опасностью как внутреннего, так и международного терроризма. Международно-политическая опасность последнего заключается в том, что наибольшую угрозу он представляет, прежде всего, для международного правопорядка и межгосударственных отношений, международной безопасности, международных интересов государств, для жизни и здоровья населения.



3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма


С понятием «терроризм» связаны понятия «радикализм» и «экстремизм». Радикализм определяет социально-политические идеи и действия, направленные на наиболее кардинальное, решительное изменение существующих политических и социальных институтов. Радикализм фиксируется на содержательной стороне тех или иных идей, а уже затем на методах их реализации. Радикализм может быть, исключительно, идейным, а экстремизм всегда бывает действенным, но не всегда идейным. Экстремизм выводит на первый план методы и средства борьбы. Экстремизм – это приверженность к крайним взглядам, мерам, действиям, решениям, нежелание идти на компромиссы. Терроризм вырастает из экстремизма. Терроризм является частью экстремизма, так как из широкого круга его проявлений (мятеж, создание параллельных структур власти, выдвижение ультиматумов, акций неповиновения) вобрал в себя наиболее жесткие методы достижения политических целей, допускающие лишение жизни других граждан, уничтожение имущества и т.д.

С терроризмом тесно связан и сепаратизм. В современном мире крупнейшие очаги сепаратизма имеют региональ­ную специфику, которая сходна у географически близких конфликтов. Это сходство определяется следующими критериями: географической близостью; этнокультурной общностью; единым цивилизационным фундаментом (христианским, исламским, буддистско-индуистским и др.); сходством особенностей исторического развития; сходством факторов развития сепаратизма; уровнем политической стабильности; интенсивностью конфликтов.

Исходя из этих оснований, можно выделить шесть региональных разновидностей сепаратизма, сложившихся на четырех континентах (в Австралии на сегодняшний день сепаратистских движений не зафиксировано).

1. Западноевропейский

Западноевропейская разновидность сепаратизма (примеры: Северная Ирландия, Страна Басков, Каталония, Корсика, Фландрия, Валлония, Фарер­ские острова, Северный Кипр) характеризуется ведущей ролью этноконфессионального и социально-экономического факторов. Очаги сепаратизма в За­падной Европе уже давно пребывают в состоянии устойчивого равновесия. Здесь преобладает высокая общественная мобилизация населения, не выпле­скивающаяся, впрочем (за исключением Ольстера, Корсики и Страны Басков), за пределы "цивилизованной" политической борьбы.

Баскская ЭТА начала с борьбы против репрессивного режима Франко, но не остановила боевые операции и после восстановления демократии.

Ирландская республиканская армия (ИРА), зародившаяся во времена народного антиколониального восстания, была мало заметна до середины 60-х годов. Но когда в Северной Ирландии протестанты при поддержке Лондона начали наступление на католическое меньшинство, ИРА неожиданно возро­дилась. Задним числом Лондон пересмотрел свой подход к ирландской про­блеме, но было уже поздно, очаг террора разгорелся.


Как правило, целью западноевропейских сепаратистов является не соз­дание независимого государства, а достижение максимальной национально-культурной, экономической и политической автономии в рамках существую­щих ныне государственных границ. Очаги конфликтов этого типа практиче­ски не испытывают вмешательства извне (исключения - Северная Ирландия, Северный Кипр). Основная часть населения (как ныне существующих, так и потенциальных очагов сепаратизма) чаще всего без эйфории воспринимает расплывчатые перспективы самостоятельного существования. Прагматиче­ская оценка трудностей перехода к собственной государственности превали­рует над эмоциями.

2. Восточноевропейский

Восточноевропейская разновидность сепаратизма (Чечня, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Гагаузия, Крым, Республика Сербская в Боснии, албанцы в Косове и Македонии, Трансильвания и др.) охватывает бывшие социалистические страны Восточной и Центральной Европы и Россию. Она отличается от западноевропейской недавней актуализацией основных очагов сепаратизма (конец 80-х годов) и стремлением сепаратистских движений к полной независимости, а не к автономии. В Восточной Европе существует ряд непризнанных государств, которые имеют регулярные вооруженные формирования, конституции, органы исполнительной и судебной власти (Абхазия, Приднестровская Молдавская Республика, Республика Сербская в Боснии). Для восточноевропейских очагов сепаратизма характерна повышенная активность, которая приводит к значительным жертвам (особенно, на Северном Кавказе и Югославии).

3. Ближневосточный

Ближневосточная (исламская) разновидность (примеры: Курдистан в Турции, Горный Бадахшан в Таджикистане, пакистанская провинция Белуджистан, Южный Йемен, область Читтагонг в Бангладеш, очаги сепаратизма на севере Афганистана и юге Алжира, Палестина) господствует в исламских странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Центральной и Южной Азии.

Для этого типа сепаратизма характерна принадлежность любых проти­востоящих групп к одному религиозно-культурному фундаменту - исламско­му. При этом решающее значение имеет фактор этнического самосознания меньшинств, подавляемых в национальных государствах своими единоверца­ми.

Типичным случаем является очаг сепаратизма в Курдистане, разделен­ном между Турцией, Ираном, Ираком и Сирией. Численность древнего курд­ского народа - около 20 млн., в том числе в Турции - 8 миллионов курдов-мусульман. Лидеры курдского национального движения вооруженным путем добиваются создания на всей территории Курдистана единого независимого государства.

Народ Палестины (6 миллионов) много десятилетий добивается реали­зации своего права на создание независимого государства в соответствии с ре­золюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года. Палестин­ский сепаратизм перерос в терроризм в ответ на массовые расправы над бе­женцами в Иордании ("черный сентябрь"), репрессии израильтян и резню в Ливане. Потушить этот очаг напряженности международному сообществу все сложнее из-за накапливающихся взаимных обид и увеличения числа жертв с каждой стороны.