Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3416

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Распределение часов по разделам

ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма

1.1. Понятие и истоки терроризма

1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий

1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма

ГЛАВА 2. Терроризм в России

2.1. История терроризма и борьбы с ним в России

2.2. Терроризм в современной России

2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике

2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России

ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом

3.1. Международный терроризм

3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма

3.3. Терроризм как форма проявления агрессии

3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом

ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ

4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом

4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность

4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму

4.4. Борьба с финансированием терроризма

4.5. Правовой режим контртеррористической операции

4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом

ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом

5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом

5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия

5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области

ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников

6.1. Взрывоопасные предметы

6.2. Взрывчатые вещества

6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов

6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений

6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов

6.6. Меры личной безопасности

ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей

7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника

7.2. Меры защиты

7.3. Освобождение

ГЛАВА 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников

8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство

8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону

8.3. Поступление угрозы в письменной форме

8.4. Захват заложников

8.5. Меры защиты при проведении террористических актов

8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии

ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений

9.1. Организация охраны объекта

9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов

9.3.  Инженерная защита внешних ограждающих конструкций

9.4.  Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений

9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты

9.6. Защита малых объектов

9.7.  Порядок разработки проекта защиты объекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Тематика семинарских занятий

В борьбе с терроризмом следует учитывать, что в ряде его форм, осо­бенно в националистическом и религиозно-фундаменталистском терроризме, существенную роль играют не поддающиеся анализу иррациональные факто­ры, что существенно затрудняет проблему ранней диагностики, прогнозиро­вания и профилактики террористических актов.

В Указе Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" было обращено внимание правоохранительных органов на назревшую необходимость резкого усиления борьбы с терроризмом в России.

Для разработки системы мер борьбы с терроризмом в сегодняшней Рос­сии важное значение имеет учет факторов, способствующих его распростра­нению на территории нашей страны. По своему источнику и характеру дейст­вия эти факторы могут быть подразделены на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:

  • рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зару­бежье;

  • социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;

  • наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;

  • стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;

  • отсутствие надежного контроля за въездом - выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;

  • наличие значительного "черного рынка" оружия в некоторых сопредельных государствах. Особо подчеркнем, что данная систе­ма факторов существенно отличается от той, что действовала в предшест­вующие (до 1991) годы.

К числу внутренних факторов роста терроризма относятся:

  • наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения;

  • образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны);

  • наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;

  • ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;

  • наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;

  • сплоченность и иерархичность преступной среды;

  • утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;

  • обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;

  • настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;

  • слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан;

  • низкий уровень политической культуры в обществе;

  • широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.


Полковник милиции В. Постольник, начальник кафедры Московского института МВД России1, считает, что для современного состояния российского общества и государства характерен и наиболее типичен взаимосвязанный и объективно-обусловленный многоаспектный параметр общих причин, порож­дающих терроризм. Их можно представить в концентрированном виде сле­дующим образом:

  1. Отсутствие глобальной стратегии развития общества - четкой целевой установки на ближайшую перспективу. Принимаемые концепции индустриального общества, отдельные проекты декларативны, зачастую не согласуются с желаниями.

  2. Отсутствие достаточного профессионализма, низкая эффективность функционирования системы власти, государственного аппарата и правоохра­нительных структур, отсутствие эффективных инструментов и средств правовой защиты населения с их стороны, особенно в кризисных ситуациях (при­меры: Чернобыль, Чечня, Приморье). Обострение и дальнейшее углубление "грязных технологий" в борьбе за власть политических партий, движений, общественных объединений, преследующих политические цели, либо отдельных групп, лидеры которых преследуют собственные узкоэгоистические цели, вплоть до устранения конкурентов различными методами.

3. Отсутствие современных и эффективных защитных институтов, ра­нее функционировавших в сфере нравственности и морали; утрата общечеловеческих установок, мотиваций и ценностей в воспитательной работе, особенно в молодежной среде, и, с другой стороны, жесткое, целенаправленное воз­действие и распространение "западной культуры и мифов", формирующих жестокость и вандализм в отношении другой личности и человеческого пове­дения, общежития и порождающих "фанатизм" в субкультуре поведения.

4. Нарастающие тенденции разрешения возникших противоречий, конфликтов и кризисных ситуаций силовыми способами и методами, вызывающими неадекватную оценку общества и общественный резонанс, выходящий за пределы как отдельной территории, так и государства.

  1. Углубление социальных противоречий под влиянием растущей преступности, особенно организованной, вырабатывающей и использующей новейшие современные информационные технологии и системы "защиты" на всех уровнях, постоянное обновление и пополнение криминала из числа законопослушных граждан, оказавшихся в безысходном материальном положении и используемых, как правило, для совершения разовых акций (за определенную сумму перевезти взрывоопасные вещества либо оставить в условленном месте). По мнению специалистов, проблемы сферы экономики, занятости, безработицы, неуправляемой миграции и т.п. пополнят в перспективе "криминальный мир" в 1,8 раза из числа бывших законопослушных граждан.

  2. Неразрешенные противоречия либо отсутствие отдельных законода­тельных актов, четко определяющих как общеправовые, так и уголовно- правовые механизмы мер борьбы с терроризмом.


Существуют до настоящего времени отдельные несогласованности в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" [1.1.1.] и в иных нормах по вопросу управления силами и средствами, привлекаемыми к проведению контртеррористической операции.

Член экспертного совета комитета Государственной думы федерального совета РФ по безопасности В.Е.Петрищев на "круглом столе", организованном и проведенном Отделением философии, социологии, психологии и права Российской академии наук и Центром конфликтологии Института социологии РАН в 2001 году, высказал следующие соображения об условиях воспроизводства терроризма как общественно опасного явления, имеющего конфликтологическую природу и выражающего серьезное социальное противоречие: "По результатам социологических опросов, которые нами проводились дважды среди подразделений, занимающихся антитеррористической работой - в 1993 и 1998 гг., можно выделить ряд факторных блоков, способствующих воспроизводству террора в российском обществе.

Прежде всего - это социальный блок, в особенности его материальная составляющая. Сюда относятся общее обнищание масс, обогащение неболь­шой группки собственников за счет этих масс, передел собственности, кото­рая еще вчера принадлежала всему народу, а сегодня - нескольким олигархам и высшему чиновничеству. Далее, это классовые процессы, когда происходят столкновения между формально законными владельцами каких-то предпри­ятий и их коллективами (Красноярский край, Выборг и другие места), за пра­во владения ими и организации производства. Это и упадок духовности, нрав­ственности, распространение пропаганды насилия, культа сильной личности.

Следующий блок связан с Чечней, где создан уникальный феномен пре­ступного государства, ставшего подлинным рассадником террористических банд, всячески поддерживаемых из-за кордона. Надо ли подчеркивать, что борьба с ними требует целой системы мер - и военных, и политических, и экономических, и информационных, и нравственных.

Еще один узел факторов, нагнетающих террористическую атмосферу - громадные масштабы незаконного оборота оружия в стране. Не являясь пря­мой детерминантой возникновения и распространения деятельности террори­стов, эти факторы, безусловно, расширяют ее возможности, способствуют росту криминала в целом как общего неблагоприятного фона, провоцирующе­го усиление собственно террористической активности.

Содействует террористическим ориентациям, утверждению соответст­вующих организаций и идеологическая деятельность извне, направленная на идейное разложение населения, вытравливание из общественного сознания ценностей патриотизма, интернационализма, преданности своему государству»2.

Говоря о роли средств массовой информации, Н.Д. Литвинов заявляет: "Мы берем на себя смелость утверждать, что они вносят вклад в развитие ан­тигосударственного терроризма! Средства массовой информации по степени влияния на сознание значительных масс населения нередко называют "ин­формационным оружием"... Средства массовой информации демократиче­ской России формируют и внедряют в общественное сознание исключительно или преимущественно негативный образ страны, где они действуют, негатив­ное отношение к государству в целом, его народам, политике... А отсюда ло­гично вытекало и обоснование возможности и необходимости террора. Сред­ства массовой информации распространяют экстремистские идеи среди широ­ких слоев населения".


Наряду с популяризацией экстремистских идей одновременно прово­дится дискредитация государственно-образующих идей и самого государства как объекта антигосударственного террора. Несомненно, средства массовой информации моделируют поведение значительных слоев населения, особенно - несовершеннолетних и молодежи. Основная опасность заключается в бесконтрольном распространении той информации, которая обладает мотивацией и способна моделировать поведение человека в определенных условиях; фор­мировать в нем определенные качества и социальные ценности и др.

Систематическое восприятие телеинформации, перенасыщенной сценами насилия и жестокости формирует негативное изменение в психике мо­лодежных масс. Средства массовой информации бесконтрольно способствуют разрушению духовно-нравственной сферы и норм бытового сознания, разви­тию национализма, формируют те морально-нравственные ценности, дости­жение которых возможно лишь криминальным путем.

Террористические акции на территории нашей страны отличаются гибкостью и неординарностью тактики террористов, введением наблюдения и контрнаблюдения, наличием в террористических организациях групп лиц, ранее су­димых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с приемами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.

Основными целями террористических акций являются:

  • желание посеять страх среди населения;

  • выражение протеста против политики правительства;

  • вымогательство;

  • нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам;

  • проведение скрытых террористических актов против своих соперни­ков или правоохранительных органов.

В XX веке терроризм взят на вооружение целыми государствами. Госу­дарственный терроризм принял такие размеры, что Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах"3.

При существующих разногласиях большинство исследователей сходятся во мнении относительно тех условий развития общественных отношений, которые способствуют возникновению терроризма в России. При этом обычно выделяют следующие основные признаки:

- рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением но­вой структуры отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и расширяющих сферу своего влияния;

- усиление влияния негативных проявлений, криминирующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необхо­димый уровень социальной защиты значительной части населения;

- изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится "законным" средством достижения политических или иных целей;


- обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни;

- осознание национальной, религиозной общностью людей своего положения как притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение необхо­димости защиты любыми средствами;

- рост вербальной агрессии анонимных угроз в отношении "чужих" (представителей власти, коммерческих структур, лиц другой национальности и т.п.);

- создание образа врага, который становится объединяющим нача­лом для лиц, склонных к экстремистским действиям;

- появление среди широких слоев населения, включающих и демо­кратически настроенную часть общества, благожелательного отношения к не­обходимости смены власти, введения авторитарных форм правления, способ­ных обеспечить законность и порядок.

Террористические акты на территории нашей страны отличаются:

- гибкостью и неординарностью тактики террористов;

- введением наблюдения и контрнаблюдения;

- наличием в террористических организациях групп лиц, ранее судимых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с приемами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.

Противодействие терроризму связано в России с борьбой с организованной преступностью. Ор­ганизованная преступность многогранна и терроризм - всего лишь одна из наиболее крайних, кровавых и безжалостных форм ее проявления. Иные уст­ремления и противоправные действия организованных преступных групп и сообществ не менее опасны, хотя зачастую не так внешне заметны.

Использование террористических методов становится повседневным способом решения территориальных споров, раздела сфер влияния, достиже­ния иных противоправных целей, а самое главное - давления на органы госу­дарственной власти (взрывы у зданий ФСБ в Москве и Махачкале). Заметна и активизация криминалитета, пытающегося проникнуть во властные структу­ры. Все шире объединенные преступные группировки и их лидеры практикуют организацию покушений на пред­ставителей власти.


Вопросы для самопроверки


  1. Что явилось первым актом политического терроризма, зафиксированным в отечественной истории?

  2. Назовите проявления терроризма в Российской империи.

  3. Охарактеризуйте основные принципы антитеррористической деятельности специальных служб.

  4. Где и когда в новейшей истории России произошли крупнейшие террористические акты? Каковы их последствия?

  5. Что такое коммерческий терроризм?

  6. Какие нормы международного права нарушали руководители чеченских сепаратистов?

  7. Приведите примеры взаимосвязи социально-экономического кризиса и проблемы терроризма в России.

  8. Как связаны терроризм и криминальная деятельность?

  9. В чем проявляется недостаточная эффективность работы российских государственных органов по борьбе с терроризмом?

  10. Какова роль СМИ в обострении проблемы терроризма?