Файл: Метелев С.Е. - Терроризм и антитеррористическая деятельность. Учебно-методическое пособие - 2006.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 3416
Скачиваний: 25
СОДЕРЖАНИЕ
Распределение часов по разделам
ГЛАВА 1. Сущность и типология терроризма
1.1. Понятие и истоки терроризма
1.2. Классификация проявления терроризма. Типовые характеристики террористических действий
1.3. Факторы, обуславливающие возникновение и развитие терроризма
2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
2.2. Терроризм в современной России
2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
ГЛАВА 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
ГЛАВА 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в РФ
4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
4.4. Борьба с финансированием терроризма
4.5. Правовой режим контртеррористической операции
4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
ГЛАВА 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
ГЛАВА 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
ГЛАВА 7. Противодействие похищениям людей
7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
8.3. Поступление угрозы в письменной форме
8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
ГЛАВА 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
9.1. Организация охраны объекта
9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
В борьбе с терроризмом следует учитывать, что в ряде его форм, особенно в националистическом и религиозно-фундаменталистском терроризме, существенную роль играют не поддающиеся анализу иррациональные факторы, что существенно затрудняет проблему ранней диагностики, прогнозирования и профилактики террористических актов.
В Указе Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. № 338 "О мерах по усилению борьбы с терроризмом" было обращено внимание правоохранительных органов на назревшую необходимость резкого усиления борьбы с терроризмом в России.
Для разработки системы мер борьбы с терроризмом в сегодняшней России важное значение имеет учет факторов, способствующих его распространению на территории нашей страны. По своему источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены на внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.
К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:
-
рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;
-
социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;
-
наличие вооруженных конфликтов в отдельных из них, а также территориальных претензий друг к другу;
-
стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;
-
отсутствие надежного контроля за въездом - выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;
-
наличие значительного "черного рынка" оружия в некоторых сопредельных государствах. Особо подчеркнем, что данная система факторов существенно отличается от той, что действовала в предшествующие (до 1991) годы.
К числу внутренних факторов роста терроризма относятся:
-
наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения;
-
образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны);
-
наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;
-
ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;
-
наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;
-
сплоченность и иерархичность преступной среды;
-
утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;
-
обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;
-
настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;
-
слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан;
-
низкий уровень политической культуры в обществе;
-
широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.
Полковник милиции В. Постольник, начальник кафедры Московского института МВД России1, считает, что для современного состояния российского общества и государства характерен и наиболее типичен взаимосвязанный и объективно-обусловленный многоаспектный параметр общих причин, порождающих терроризм. Их можно представить в концентрированном виде следующим образом:
-
Отсутствие глобальной стратегии развития общества - четкой целевой установки на ближайшую перспективу. Принимаемые концепции индустриального общества, отдельные проекты декларативны, зачастую не согласуются с желаниями.
-
Отсутствие достаточного профессионализма, низкая эффективность функционирования системы власти, государственного аппарата и правоохранительных структур, отсутствие эффективных инструментов и средств правовой защиты населения с их стороны, особенно в кризисных ситуациях (примеры: Чернобыль, Чечня, Приморье). Обострение и дальнейшее углубление "грязных технологий" в борьбе за власть политических партий, движений, общественных объединений, преследующих политические цели, либо отдельных групп, лидеры которых преследуют собственные узкоэгоистические цели, вплоть до устранения конкурентов различными методами.
3. Отсутствие современных и эффективных защитных институтов, ранее функционировавших в сфере нравственности и морали; утрата общечеловеческих установок, мотиваций и ценностей в воспитательной работе, особенно в молодежной среде, и, с другой стороны, жесткое, целенаправленное воздействие и распространение "западной культуры и мифов", формирующих жестокость и вандализм в отношении другой личности и человеческого поведения, общежития и порождающих "фанатизм" в субкультуре поведения.
4. Нарастающие тенденции разрешения возникших противоречий, конфликтов и кризисных ситуаций силовыми способами и методами, вызывающими неадекватную оценку общества и общественный резонанс, выходящий за пределы как отдельной территории, так и государства.
-
Углубление социальных противоречий под влиянием растущей преступности, особенно организованной, вырабатывающей и использующей новейшие современные информационные технологии и системы "защиты" на всех уровнях, постоянное обновление и пополнение криминала из числа законопослушных граждан, оказавшихся в безысходном материальном положении и используемых, как правило, для совершения разовых акций (за определенную сумму перевезти взрывоопасные вещества либо оставить в условленном месте). По мнению специалистов, проблемы сферы экономики, занятости, безработицы, неуправляемой миграции и т.п. пополнят в перспективе "криминальный мир" в 1,8 раза из числа бывших законопослушных граждан.
-
Неразрешенные противоречия либо отсутствие отдельных законодательных актов, четко определяющих как общеправовые, так и уголовно- правовые механизмы мер борьбы с терроризмом.
Существуют до настоящего времени отдельные несогласованности в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" [1.1.1.] и в иных нормах по вопросу управления силами и средствами, привлекаемыми к проведению контртеррористической операции.
Член экспертного совета комитета Государственной думы федерального совета РФ по безопасности В.Е.Петрищев на "круглом столе", организованном и проведенном Отделением философии, социологии, психологии и права Российской академии наук и Центром конфликтологии Института социологии РАН в 2001 году, высказал следующие соображения об условиях воспроизводства терроризма как общественно опасного явления, имеющего конфликтологическую природу и выражающего серьезное социальное противоречие: "По результатам социологических опросов, которые нами проводились дважды среди подразделений, занимающихся антитеррористической работой - в 1993 и 1998 гг., можно выделить ряд факторных блоков, способствующих воспроизводству террора в российском обществе.
Прежде всего - это социальный блок, в особенности его материальная составляющая. Сюда относятся общее обнищание масс, обогащение небольшой группки собственников за счет этих масс, передел собственности, которая еще вчера принадлежала всему народу, а сегодня - нескольким олигархам и высшему чиновничеству. Далее, это классовые процессы, когда происходят столкновения между формально законными владельцами каких-то предприятий и их коллективами (Красноярский край, Выборг и другие места), за право владения ими и организации производства. Это и упадок духовности, нравственности, распространение пропаганды насилия, культа сильной личности.
Следующий блок связан с Чечней, где создан уникальный феномен преступного государства, ставшего подлинным рассадником террористических банд, всячески поддерживаемых из-за кордона. Надо ли подчеркивать, что борьба с ними требует целой системы мер - и военных, и политических, и экономических, и информационных, и нравственных.
Еще один узел факторов, нагнетающих террористическую атмосферу - громадные масштабы незаконного оборота оружия в стране. Не являясь прямой детерминантой возникновения и распространения деятельности террористов, эти факторы, безусловно, расширяют ее возможности, способствуют росту криминала в целом как общего неблагоприятного фона, провоцирующего усиление собственно террористической активности.
Содействует террористическим ориентациям, утверждению соответствующих организаций и идеологическая деятельность извне, направленная на идейное разложение населения, вытравливание из общественного сознания ценностей патриотизма, интернационализма, преданности своему государству»2.
Говоря о роли средств массовой информации, Н.Д. Литвинов заявляет: "Мы берем на себя смелость утверждать, что они вносят вклад в развитие антигосударственного терроризма! Средства массовой информации по степени влияния на сознание значительных масс населения нередко называют "информационным оружием"... Средства массовой информации демократической России формируют и внедряют в общественное сознание исключительно или преимущественно негативный образ страны, где они действуют, негативное отношение к государству в целом, его народам, политике... А отсюда логично вытекало и обоснование возможности и необходимости террора. Средства массовой информации распространяют экстремистские идеи среди широких слоев населения".
Наряду с популяризацией экстремистских идей одновременно проводится дискредитация государственно-образующих идей и самого государства как объекта антигосударственного террора. Несомненно, средства массовой информации моделируют поведение значительных слоев населения, особенно - несовершеннолетних и молодежи. Основная опасность заключается в бесконтрольном распространении той информации, которая обладает мотивацией и способна моделировать поведение человека в определенных условиях; формировать в нем определенные качества и социальные ценности и др.
Систематическое восприятие телеинформации, перенасыщенной сценами насилия и жестокости формирует негативное изменение в психике молодежных масс. Средства массовой информации бесконтрольно способствуют разрушению духовно-нравственной сферы и норм бытового сознания, развитию национализма, формируют те морально-нравственные ценности, достижение которых возможно лишь криминальным путем.
Террористические акции на территории нашей страны отличаются гибкостью и неординарностью тактики террористов, введением наблюдения и контрнаблюдения, наличием в террористических организациях групп лиц, ранее судимых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с приемами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.
Основными целями террористических акций являются:
-
желание посеять страх среди населения;
-
выражение протеста против политики правительства;
-
вымогательство;
-
нанесение экономического ущерба государству или частным фирмам;
-
проведение скрытых террористических актов против своих соперников или правоохранительных органов.
В XX веке терроризм взят на вооружение целыми государствами. Государственный терроризм принял такие размеры, что Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию "О недопустимости политики государственного терроризма и любых действий государств, направленных на подрыв общественно-политического строя в других суверенных государствах"3.
При существующих разногласиях большинство исследователей сходятся во мнении относительно тех условий развития общественных отношений, которые способствуют возникновению терроризма в России. При этом обычно выделяют следующие основные признаки:
- рассогласование всех ветвей власти, вызванное появлением новой структуры отношений к собственности, теневых лидеров, обладающих реальной властью и расширяющих сферу своего влияния;
- усиление влияния негативных проявлений, криминирующих общественные отношения, при которых закон перестает обеспечивать необходимый уровень социальной защиты значительной части населения;
- изменение понятий о порядке и справедливости, возрождение принципов поведения, в рамках которых насилие становится "законным" средством достижения политических или иных целей;
- обращение к духовному наследию политических, религиозных и других организаций экстремистского толка, в которых культ силы и оружия является обязательным элементом быта и образа жизни;
- осознание национальной, религиозной общностью людей своего положения как притесняемых, лишенных прав и свобод, ощущение необходимости защиты любыми средствами;
- рост вербальной агрессии анонимных угроз в отношении "чужих" (представителей власти, коммерческих структур, лиц другой национальности и т.п.);
- создание образа врага, который становится объединяющим началом для лиц, склонных к экстремистским действиям;
- появление среди широких слоев населения, включающих и демократически настроенную часть общества, благожелательного отношения к необходимости смены власти, введения авторитарных форм правления, способных обеспечить законность и порядок.
Террористические акты на территории нашей страны отличаются:
- гибкостью и неординарностью тактики террористов;
- введением наблюдения и контрнаблюдения;
- наличием в террористических организациях групп лиц, ранее судимых, пользующихся авторитетом в преступной среде и во многих случаях знакомых с приемами и методами оперативно-розыскной и процессуальной деятельности.
Противодействие терроризму связано в России с борьбой с организованной преступностью. Организованная преступность многогранна и терроризм - всего лишь одна из наиболее крайних, кровавых и безжалостных форм ее проявления. Иные устремления и противоправные действия организованных преступных групп и сообществ не менее опасны, хотя зачастую не так внешне заметны.
Использование террористических методов становится повседневным способом решения территориальных споров, раздела сфер влияния, достижения иных противоправных целей, а самое главное - давления на органы государственной власти (взрывы у зданий ФСБ в Москве и Махачкале). Заметна и активизация криминалитета, пытающегося проникнуть во властные структуры. Все шире объединенные преступные группировки и их лидеры практикуют организацию покушений на представителей власти.
Вопросы для самопроверки
-
Что явилось первым актом политического терроризма, зафиксированным в отечественной истории?
-
Назовите проявления терроризма в Российской империи.
-
Охарактеризуйте основные принципы антитеррористической деятельности специальных служб.
-
Где и когда в новейшей истории России произошли крупнейшие террористические акты? Каковы их последствия?
-
Что такое коммерческий терроризм?
-
Какие нормы международного права нарушали руководители чеченских сепаратистов?
-
Приведите примеры взаимосвязи социально-экономического кризиса и проблемы терроризма в России.
-
Как связаны терроризм и криминальная деятельность?
-
В чем проявляется недостаточная эффективность работы российских государственных органов по борьбе с терроризмом?
-
Какова роль СМИ в обострении проблемы терроризма?