ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2020
Просмотров: 1138
Скачиваний: 6
Эпоха Возрождения восстановила в правах человека с его земными мыслями и страстями, возродила реалистические традиции в искусстве. Героем в искусстве теперь становится титаническая личность, стремящаяся к знанию и господству над миром. Среди эмоций, которые проявляет герой, присутствуют и недовольство несовершенством мира, и кипение низменных страстей. Если античность интересовал «человек в Космосе», то Возрождение увлечено «Космосом Человека». Чем больше человек эгоистичен, самодовлеющ, чем больше страстей раздирает его душу, тем более пристально вглядывается в него искусство. В живопись возвращается обнаженная натура. Человеческое тело, которое прежде находилось под запретом, теперь становится предметом любования и эстетической радости. Аскетическая немощь средневековья сменяется на картинах пышными формами красавиц, написанных чаще всего в связи с мифологическими сюжетами античности Реалистическое, земное вновь начало господствовать в искусстве.
В XVII-XVIII вв. возникает направление классицизм. Классицизм в искусстве опирается на идею разумного устройства мира, выдвигает возвышенный идеал служения обществу. Основная тема в произведениях классицизма – конфликт между индивидуальным чувством и общественным долгом. Образы классицизма – ясные, гармоничные. Классицизм устанавливает иерархию жанров искусства: «высокие – трагедия, эпопея, ода и др. и «низкие» - комедия, сатира, басня.
На следующем этапе развития искусства под влиянием исторических событий картина действительности, свойственная классицизму, была разрушена, а сам классицизм выразился в скучный академизм. На смену классицизму пришли сентиментализм и романтизм. На первый план и в сентиментализме, и романтизме выходят чувства. Но если в сентиментализме присутствует прежде всего обыденная жизнь («мещанская драма»), то романтизм вырывается далеко за ее рамки. Романтический герой скорбит о несовершенстве мира, тоскует, иронизирует или смотрит на мир свысока.
Господствующим течением в искусстве XIX в. стал критический реализм. В литературе это были труды Диккенса, Бальзака, Л. Толстого, Ф. Достоевского. Критический реализм – искусство эпохи быстрого развития капитализма, когда начали обнажаться общественные противоречия. Писатели-реалисты поднимают фундаментальные проблемы морали, исследуют внутренний мир людей.
В ХХ в. существуют самые разнообразные направления искусства, но именно в этом веке начался процесс, который Хосе Ортега-и-Гассет называл «дегуманизацией искусства». Дегуманизация искусства связана с появлением модернизма. Искусство модернизма недоступно рядовому человеку. Большинство таких людей хотят, как и раньше, плакать над стихами и любоваться пейзажами, но дело в том, что художественное произведение является таковым лишь в той степени, в какой оно не реально. Искусство – это стекло, через которое человек смотрит на мир, и, если человек хочет остаться в мире искусства, он должен видеть само стекло, а не цветущий сад за ним. Люди хотят видеть именно сад, а для художника ценность – само стекло, т.е. специфическое субъективное восприятие. Искусство модернизма, таким образом, это искусство для элиты. Оно построено на отстраненном от эмоций, чисто эстетическом восприятии, а не на грубых страстях простолюдинов. К направлениям модернизма относятся кубизм, сюрреализм, экспрессионизм.
Термин «постмодернизм» утвердился в литературе с конца 60-х годов ХХ в. Одним из направлений постмодернизма является поп-арт: в качестве художественного произведения выставляются разбитые автомобили, обрывки газет, рваные ботинки или висящая на цепочке лопата. Картина может выцветать и исчезать прямо на глазах зрителя. Сложное механическое сооружение выкатывается и взрывается, осыпая зрителей своими обломками. Возникает вопрос: зачем все это? В том-то и дело, что с позиции постмодернизма так ставит вопрос вообще нельзя, он невозможен. В самом мире нет никакого смысла и напрасный труд искать такой смысл и в искусстве. Постмодернизм стал своеобразной реакцией на элитарность модернизма. В постмодернизме используется система двойного кода. Когда язык форм и образов, с одной стороны, понятен массовому зрителю или читателю, а с другой – имеет второй смысл – для подготовленного зрителя.
Свое наиболее полное выражение постмодернизм находит в «китче». Китч существует, в основном, благодаря электронным СМИ. Его характерными чертами являются: 1) обращение к самым примитивным чувствам человека; 2) намеренное оскорбление всего возвышенного, опошление доброго или красивого. Китч имеет несколько основных тем: а) насилие (детективы, боевики); б) секс (порнография); в) не имеющая границ насмешка: можно смеяться над чужим горем, помещать «веселенькие» заголовки в газетных статьях о смерти человека, ехидничать над чьей-то нищетой. Китчем является исполнение произведений классической музыки в рекламе зубной пасты, переделка русских народных песен в стиле поп- или рок-музыки. Основное содержание китча – эстетизация безобразного. Кумиры молодежной культуры сознательно действуют по принципу: «чем хуже, тем лучше». Одежда может быть нарочито неряшливой и сочетать кавалерийские сапоги, шорты, черный фрак и дамскую шляпу. Чем парадоксальней и безобразнее – тем лучше. Эстетизации безобразного помогает электронная графика: тело человека преобразуется в звериное, уменьшается или увеличиваются его пропорции – все это оказывает воздействие на восприятие.
Тем не менее, в современном мире продолжает жить собственно человеческое искусство. Оно задевает душу, но приобщаясь к нему, не надо преодолевать ни скуку, ни тошноту.
За последние десятилетия телеэкраны всего мира заполонили «мыльные оперы». В чем причины этого успеха? Во-первых, здесь соблюдается ряд этических правил: не употребляются нецензурные выражения, нет упоминаний о политике, большое внимание уделяется проблемам, близким рядовому обывателю: любовь, измена, одиночество, проблема отцов и детей и др. Во-вторых, хорошее здесь торжествует и побеждает плохое и, таким образом, общепринятая мораль сохраняется и укрепляется, а не разрушается.
-
Наука и ее место в культуре техногенной цивилизации
Одной из важнейших форм культуры, духовного освоения человеком окружающего мира является наука.
В современной цивилизации наука играет особую роль, т.к. технологический прогресс XX века основан на применении научных достижений, революционизирующих не только сферу производства, но и оказывающих существенное влияние на многие другие области человеческой деятельности. Очевидно, что проблемы современной цивилизации и ее будущего не могут быть поняты без анализа особенностей развития науки. Несмотря на то, что в современном обществе существуют и антисциентистские тенденции, в целом наука рассматривается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.
Следует иметь ввиду, что не во всех культурах наука занимала такое высокое место. Поэтому возникает необходимость остановиться на особенностях того типа цивилизационного развития, который стимулировал широкое применение науки в человеческой деятельности.
В развитии человечества, после того как оно преодолело периоды варварства и дикости, можно обнаружить множество цивилизаций – конкретных видов общества, имеющих свою самобытную историю и представляющих целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Многообразие цивилизаций может быть представлено двумя типами: традиционная (или космогенная) цивилизация, охватывающая эпохи древности и средневековья, и техногенная цивилизация, формирование которой связано со становлением капиталистических экономических и общественных отношений.
Каковы различия этих типов цивилизаций? Для традиционных обществ характерны;
-
высокая степень зависимости от природных условий;
-
замедленные темпы социальных изменений;
-
господство, приоритет традиций, норм, регламентирующих все сферы общественного и индивидуального быта;
-
основополагающим принципом большинства традиционных культур является ориентация на стабильность, неизменность, с чем связаны представления о циклическом характере развития, когда мир периодически возвращается к исходному состоянию;
-
жесткая связь индивида со своей социальной группой, когда нормы групповой культуры оказывают решающее воздействие на его мотивы, ценности и поведение. Вне этой группы человек не является личностью.
Техногенная цивилизация, берущая истоки в античной культуре, а также в европейской культуре эпохи Ренессанса и Просвещения, проходит три стадии: предындустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Важнейшей основой ее жизнедеятельности становится прежде всего развитие техники, технологии, научных знаний, которые превращаются в ведущие детерминанты общественного развития. Начало этому процессу было положено в Новое время (XVII век). После открытий Н. Коперника и И. Ньютона, составивших целую эпоху в истории человечества, для естественных наук наступает полоса бурного расцвета. Они все более широко начинают внедряться в практику. Так, в позднем средневековье используются отдельные научные знания для создания первых механизмов: конструкции часов, водяных и ветряных приводов, где необходимы были элементарные сведения по механике и гидравлике. Переход же к машинно-фабричной системе сделал необходимым осмысленное применение науки для развития техники.
Другой особенностью техногенной цивилизации является принципиально иное, по сравнению с традиционными цивилизациями, отношение человека с природой. Человек стремится порвать зависимость от природы, превратиться в ее господина, преобразовать ее в своих интересах.
Высшими принципами жизни человека и общества с переходом к новому типу цивилизации становится обновление, рост, прогресс, циклическое развитие сменяется поступательным, ускоряется темп социальных изменений. Возникает новая система ценностей, ценностью является инновация, идея преобразования мира, что становится доминантой в культуре техногенной цивилизации.
Ценности техногенной культуры принципиально меняют характер связи между людьми, отношения между личностью и обществом. В системе ценностей на одном из первых мест оказывается свобода, автономия личности по отношению к социальной группе, что несвойственно традиционному обществу. Преобразующая деятельность становится главным предназначением человека. Человек понимается как активное существо, которое находится в деятельностном отношении к миру. Его деятельность должна быть направлена на преобразование внешнего мира, прежде всего природы, которую человек подчиняет себе. В свою очередь внешний мир является сферой деятельности человека, предназначенной для удовлетворения его потребностей.
Иначе говоря, человек, изменяя природную и социальную среду, реализует свое предназначение творца, преобразователя мира. С этим связано особое положение науки в системе ценностей техногенной цивилизации, поскольку познание мира является условием для его преобразования. Оно создает уверенность, что человек, раскрыв законы окружающего мира, способен регулировать природные и социальные процессы в соответствии со своими целями. Поэтому в культуре техногенных обществ наука рассматривается как необходимое условие прогресса.
Высокий статус науки в техногенной цивилизации неизбежно ставит вопрос о возможностях и границах научного познания, что особенно актуально для настоящего времени, когда проявились признаки кризиса и обозначились границы этого типа цивилизации. Это обнаружилось во второй половине XX века в связи с возникновением глобальных кризисов и проблем: проблемы выживания человечества в ядерный век, проблемы экологического выживания, сохранения личности в условиях перехода к постиндустриальному миру. Все это заставляет критически осмыслить перспективы прогресса техногенной цивилизации и системы ценностей, составляющей основу культуры этого типа цивилизации.
Различные антисциентистские концепции ответственность за растущие глобальные проблемы возлагают на науку и ее технологическое применение. В своих крайних формах антисциентизм требует ограничить и даже затормозить научно-технический прогресс, что, по существу, означает возврат к традиционному типу цивилизации. Но в современных условиях таким путем невозможно решить проблему обеспечения постоянно растущего населения основными жизненными средствами.
Выход заключается не в отказе от научно-технического развития, а в придании ему гуманистической направленности, ориентации на человека, на преобразование всей его деятельности. Сегодня гуманистические перспективы становятся приоритетными в отношении перспектив развития науки. В свою очередь изменение направленности современного научного знания усиливает ответственность ученых, меняет их ценностные ориентации, мировоззренческие установки
В современных условиях эта ответственность возрастает в связи с экспериментами с молекулами ДНК, пересадки органов, в клонировании, использовании биологических средств воздействия в военных целях и т.д. Все это показывает опасность и невозможность для науки и человека разрыва связей между научными познаниями и человеческими ценностями.
Особое место науки в культуре современной цивилизации требует рассмотрения ее специфических черт, отличающих ее от других форм познавательной деятельности. При этом следует учитывать, что наука – явление многообразное. Она является, во-первых, особой формой общественного сознания, отражающей сущность и закономерности реальной действительности; во-вторых, отраслью духовного производства, результатом которого являются понятия, теории, законы; в-третьих, непосредственной производительной силой общества; в-четвертых, социальным институтом с соответствующей структурой и функциями.
Каковы признаки науки, отделяющие ее от других сфер духовной культуры, других форм познания?
Главная особенность науки – раскрытие сущности, выявление закономерностей той или иной области действительности, т.е. она ориентирована на объективное исследование. В отличие от художественного отражения действительности в искусстве, законы науки, ее понятия не зависят от субъективных качеств ученого, не несут отпечаток человеческой личности (законы Ньютона не позволяют судить о том, что любил и ненавидел Ньютон, в то время как в портретах Рембрандта запечатлена личность самого художника, его мироощущение).
Характерный признак научного знания – системность, в отличие от обыденного, стихийно-эмпирического познания, носящего в основном фрагментарный характер и представляющего конгломерат, совокупность сведений, определений, накопленных на протяжении исторического развития обыденного опыта. Задача науки – не отразить какую-либо сторону действительности, а раскрыть ее внутренние и внешние зависимости, выявить главные и выразить их в совокупности взаимосвязанных понятий и суждений. Этой своей особенностью наука отличается и от искусства, основывающегося на образном восприятии мира. Научное познание – преимущественно понятийное.
Науке свойственны специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль за полученным знанием и выводимость одних понятий из других, истинность которых уже доказана. Особое значение экспериментальные исследования имеют для естественных наук: химии, физики, биологии и т.д. В этом состоит одно из главных отличий естественных наук от гуманитарных.