ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2020
Просмотров: 1136
Скачиваний: 6
Отличительным признаком науки по сравнению с обыденным познанием является осознание метода, посредством которого исследуется объект. Если приемы обыденного познания вплетены в повседневный опыт и, как правило, не осознаются человеком, то наука, углубляясь в исследование объектов, далеких от обыденного опыта, осознает необходимость в разработке особых методов исследования, что приводит на высших стадиях ее развития к становлению методологии как особой отрасли знания. Занятия наукой требуют особой подготовки, в ходе которой исследователь осваивает методы познания и целевые установки, стимулирующие научный поиск. В частности, ведущую роль в научном исследовании играет установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны в науке. Эта установка выражена в совокупности социальных норм и культурных образов, определяющих формы поведения в сфере науки. К числу важнейших из этих норм относятся этические нормы и ценности, что характеризует гуманистическое «измерение» науки, о чем ранее шла речь. Среди них можно назвать такие, как бескорыстный поиск истины и ее отстаивание, недопустимость плагиата, искажения экспериментальных данных, преднамеренной в целях получения желаемых результатов фальсификации научных данных.
Наука как систематизированное теоретическое знание характеризуется сложной структурой, в которой выделяют прежде всего два уровня – эмпирический и теоретический. Они различаются: 1) по объекту исследования; 2) содержанию полученных знаний; 3) методом исследования. Если объектом эмпирического знания является реальная действительность, доступная наблюдению и экспериментированию, то объект теоретического знания – идеализированные объекты различного рода, мысленные модели, выраженные, как правило, на специальном языке науки (научными терминами, знаками искусственного языка).
Различия по видам получаемого знания сводятся к следующему: на эмпирическом уровне содержанием знания являются научные факты, т.е. факты реальной действительности, объединенные и обобщенные в рамках соответствующей научной теории, а также эмпирические зависимости, обычно называемые эмпирическими закономерностями. Таковой, например, является закономерность притяжения между материальными телами. Теоретические исследования должны сформулировать закон в его более точном, большей частью математическом выражении. Эмпирическая закономерность притяжения материальных систем в теории представлена как закон: сила F взаимного притяжения материальных точек с массами m1 и m2, находящихся на расстоянии г друг от друга, равна
,
где G – гравитационная постоянная.
Иначе говоря, содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки. Развитое научное знание выражается в форме научной теории.
Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам исследования. На эмпирическом уровне такими методами является наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, с помощью которых осуществляется накопление, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая обработка. К методам теоретического исследования относятся: аналогия, моделирование, формализация (построение абстрактно-математической модели), идеализация, аксиоматический метод (например, доказательства теорем в геометрии), гипотетический и другие, с помощью которых формируются законы науки, теории.
Следует иметь ввиду, что это деление имеет относительный характер. Так, сравнение применяется как в эмпирических, так и в теоретических исследованиях, эксперимент – преимущественно на эмпирическом уровне, хотя экспериментирование возможно и с так называемыми мысленными моделями.
Такие приемы как абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы также используются на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования. Методы и приемы, описанные в формальной логике: абстрагирование и обобщение, анализ, синтез и др., называют общелогическими, присущими человеческому познанию в целом, на основе которых строится как научное, так и обыденное познание.
Эмпирические и теоретические исследования взаимосвязаны. В конечном счете каждая теория имеет своим основанием эмпирический (фактический) материал. В равной степени и обобщение фактов действительности осуществляется на основе той или иной теории.
Итак, целью и результатом научной деятельности является получение научного знания, как итога целенаправленно осуществляемого исследования. Поэтому важно выяснить те формы и стадии, которые проходит научное знание в процессе развития. К ним относятся такие формы как проблема, гипотеза, теория.
Первоначальной формой научного знания является научная проблема, под которой понимается сложный познавательный вопрос, ответ на который не содержится в имеющихся знаниях, а поэтому требует исследовательского поиска. Она возникает в условиях проблемной ситуации, порожденной противоречиями между ограниченностью имеющегося знания и потребностью его дальнейшего развития. Хотя проблема определяется через вопрос, эти понятия следует различать. Для ответа на вопрос достаточно знаний, полученных наукой, он решается в рамках имеющейся теории; для решения проблемы необходима новая теория. Для решения научной проблемы важна правильная ее постановка, выяснение значения для науки и практики, возможности ее решения на данном этапе их развития. Необходимы также научные факты, получаемые в наблюдении или эксперименте, а также посредством теоретического моделирования, ибо факты – это воздух ученого.
На основе научных фактов разрабатывается гипотеза как предположение, содержащее новые знания (вероятное решение проблемы), истинность которого предстоит доказать. Необходимость гипотезы продиктована тем, что законы не обнаруживаются в отдельных фактах, т.к. сущность никогда не лежит на поверхности. Как форма научного познания, гипотеза должна отвечать определенным характеристикам. Она является обоснованным предположением, что отличает ее от различных догадок и необоснованных предположений. Гипотеза согласуется с законами теории, на основании которой она выдвинута, опирается на факты. Ее отличает принципиальная проверяемость и максимальная простота, т.е. способность вывести все известные факты из одного допущения.
Выдвинутая гипотеза доказывается или проверяется. Обоснованная гипотеза становится научной теорией. Термин «теория» употребляется в двух значениях: в широком смысле имеется ввиду совокупность идей, объясняющих какое-либо явление; в узком смысле теория есть высшая форма организации научного знания.
Употребляя этот термин во втором значении, можно определить следующие признаки теории: достоверность, адекватность объекту; отражение сущности; закономерных связей; логическое обоснование выводов и положений; внутренняя непротиворечивость (согласованность с проверенными фактами, а самих фактов с известными законами науки). Благодаря этому научная теория представляет сложную систему знаний, основными функциями которой являются объяснение и научное предвидение. Правильно объясняя современное состояние какого-либо процесса, анализируя его будущее, научная теория является ориентиром практической деятельности людей.
Теория не остается неизменной, статичной. Развитие научного знания ставит новые проблемы, разрешение которых приводит к развитию или смене теорий. При этом возникновение новой теории не означает полного отказа от прежней. История науки показывает, что истинные знания, содержащиеся в старой теории, включаются в содержание сменившей ее теории. Так, классическая механика, разработанная Галилеем и Ньютоном, не отвергается релятивистской теорией Эйнштейна, а является частным случаем теории относительности.
Специфические особенности науки как формы культуры, анализ ее методов и форм, позволяют выделить ее социальные функции: познавательную (культурно-мировозренческую) и практическую. Эти функции соответствуют историческим этапам развития общества и самой науки. Исторически первой была познавательная функция. В древнем мире, когда еще не существовало разделения науки на различные отрасли, хотя эмпирические доказанные знания использовались практически во всех областях деятельности, наука, понимаемая как философия, стремилась дать представление о мире, его возникновении и т.д. В этом смысле она носила мировоззренческий характер. И в период становления науки как особого социального института (период кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где шла борьба между наукой и теологией.
В настоящее время возрастающая роль науки, ее всеобъемлющий характер, проникновение в тайны мира не только не уменьшили, но, наоборот, обусловили усиление ее познавательной, мировоззренческой функции.
Что касается практической функции, то наука, как и другие формы культуры, возникает и развивается из необходимости удовлетворения потребностей общества. Роль и ее социальное назначение не ограничиваются лишь познавательной функцией. Конечная цель познания – практическое применение научных достижений. Однако взаимосвязь науки и практики, науки и производства прошла различные стадии развития. На начальном этапе наука не могла оказывать значительное влияние на развитие производства, они развивались практически параллельно, поскольку у производства, основанного на эмпирическом опыте, не было потребности опираться на достижения науки, которые лишь эпизодически использовались в производстве и в основном для создания техники. Не было непрерывного процесса взаимодействия науки и производства. Наука на этом этапе играла служебную роль.
С промышленной революцией (кон. 18 – нач. 19 века – появление машинного производства) начинается новый этап отношений науки и производства, когда наука становится постоянным и необходимым фактором его развития, превращаясь в непосредственную производительную силу. Этот процесс получил свое продолжение в современных условиях, когда наука, опережая производство, прокладывает пути для технического прогресса, становится ведущим фактором его развития. Она радикально преобразует все производство на научной основе, принципиально меняя технику, технологию, являясь необходимым условием формирования работника нового типа как всесторонне развитой, творческой личности.
Следует учитывать, что эту роль играют не только технические и естественные, но и гуманитарные, в том числе и общественные науки, воздействуя на человека, его ценностные ориентиры, жизненную позицию, психологические установки (социология, социальная психология, производственная эстетика). В целом можно говорить об усилении практической ориентации современной науки, возрастании ее регулятивной функции.
Особенно важен ее поворот к социальным явлениям, в частности, социальному прогнозированию. Это находит проявление в использовании данных науки и ее методов, для разработки планов и программ социального и экономического развития, в решении глобальных проблем современности, с которыми человечество столкнулось в конце XX века. Так, еще в 70-ые годы ученые Римского клуба впервые привлекли внимание общественности, политических деятелей к признакам надвигающегося экологического кризиса, определили его масштабы, характер возможных последствий, пути выхода из него. Следовательно, наука, непосредственно включаясь в процессы социального развития, оказывает комплексное воздействие на жизнь общества в целом.
Эта роль науки особенно масштабно проявилась в таком глобальном явлении, развернувшемся с середины XX века, как научно-техническая революция (НТР). Остановимся на характерных особенностях НТР и ее социальных последствиях и проблемах.
Научно-техническая революция представляет собой объективную закономерность общественного развития, обусловленную как социально-экономическими, социокультурными предпосылками, так и внутренней логикой, тенденциями развития науки и техники.
НТР XX века – многоплановое явление, включающее множество различных радикальных по своему характеру изменений в системах науки и техники и в их взаимодействии с различными областями общественной практики. К числу наиболее характерных черт НТР можно отнести автоматизацию, применение робототехники, электронно-вычислительных машин, проникновение человека в космос, химизацию, использование ядерной энергии в производстве, биологизацию. Но основу этих всех процессов составляют качественные изменения в науке как системе знаний и ее функциях, превращающие ее в ведущий фактор развития производительных сил.
Таким образом, НТР революционизирует весь процесс производства, преобразует орудия, труда и средства труда, включает в этот процесс новые материалы и источники энергии, радикально меняет технологию производства и управление им. Поэтому, характеризуя НТР как социальное явление, можно сказать, что это – коренные качественные изменения в системе «наука-техника-производство» при ведущей роли в этом процессе науки, превращающейся в непосредственную производительную силу.
Каковы особенности НТР XX века? Сопоставляя современную НТР с революциями в науке и технике, имевшими место в прошлом, а также с промышленной революцией на рубеже XVIII-XIX веков, можно определить важнейшие из этих особенностей:
-
совпадение революций в науке и технике и превращение их в единый процесс;
-
изменение соотношения между научной и технической революцией: научная революция опережает техническую, прокладывая пути для дальнейшего технического прогресса;
-
наука становится необходимым, ведущим фактором развития производства, превращаясь в непосредственную производительную силу;
-
единая система «наука-техника» подвергается революционным изменениям целиком и полностью, отсюда всеобщий, всеохватывающий характер НТР;
-
НТР приобрела глобальный характер, оказывая небывалое ранее воздействие на все сферы жизни и деятельности людей;
-
качественное изменение места человека в системе производства, связанное с заменой современной техникой нетворческих функций умственного труда.
Указанные особенности в полной мере характерны и для нового этапа НТР, в который вступило человечество в последней четверти XX века и получившего название информационной революции.