Файл: UP_Kulturologia_Istoria_mirovoy_kultury_-_20.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2020

Просмотров: 1136

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Красноярск 2014

СОДЕРЖАНИЕ

При этом культуре присуща собственная внутренняя динамика, движущие силы которой не совпадают прямо ни с материальным производст­вом, ни с каким-либо иным видом социальной деятельности, хотя и находят проявление в них. Существуя в практически действенной форме событий и процессов, культура раскрывает свое содержание через систему норм, цен­ностей, значений, идей и знаний, получающих выражение в морали, науке, религии, в различных областях художественного творчества. Эти сферы культуры и будут рассмотрены в следующих главах.

1.3. Составные части культуры

1.4. Типология культур

1.5. Функции культуры

1.6. Религия как область духовной культуры

1.7. Основное содержание искусства

1.8. Функции искусства

1.9. Виды искусства

1.10. Стили и направления европейского искусства

1.12. Роль природы в становлении культуры

1.13. Биологическое и социальное в человеке

2. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ

3. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

6. ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Отличительным признаком науки по сравнению с обыденным познанием является осознание метода, посредством которого исследуется объект. Если приемы обыденного познания вплетены в повседневный опыт и, как правило, не осознаются человеком, то наука, углубляясь в исследование объектов, далеких от обыденного опыта, осознает необходимость в разработке особых методов исследования, что приводит на выс­ших стадиях ее развития к становлению методологии как особой отрасли знания. Занятия наукой требуют особой подготовки, в ходе которой ис­следователь осваивает методы познания и целевые установки, стимули­рующие научный поиск. В частности, ведущую роль в научном исследо­вании играет установка на постоянный рост знания и особую ценность новизны в науке. Эта установка выражена в совокупности социальных норм и культурных образов, определяющих формы поведения в сфере науки. К числу важнейших из этих норм относятся этические нормы и ценности, что характеризует гуманистическое «измерение» науки, о чем ранее шла речь. Среди них можно назвать такие, как бескорыстный поиск истины и ее отстаивание, недопустимость плагиата, искажения экспери­ментальных данных, преднамеренной в целях получения желаемых ре­зультатов фальсификации научных данных.

Наука как систематизированное теоретическое знание характеризуется сложной структурой, в которой выделяют прежде всего два уров­ня – эмпирический и теоретический. Они различаются: 1) по объекту исследования; 2) содержанию полученных знаний; 3) методом исследо­вания. Если объектом эмпирического знания является реальная действи­тельность, доступная наблюдению и экспериментированию, то объект теоретического знания – идеализированные объекты различного рода, мысленные модели, выраженные, как правило, на специальном языке науки (научными терминами, знаками искусственного языка).

Различия по видам получаемого знания сводятся к следующему: на эмпирическом уровне содержанием знания являются научные факты, т.е. факты реальной действительности, объединенные и обобщенные в рамках соответствующей научной теории, а также эмпирические зависимости, обычно называемые эмпирическими закономерностями. Таковой, например, является закономерность притяжения между материальными телами. Теоретические исследования должны сформулировать закон в его более точном, большей частью математическом выражении. Эмпирическая за­кономерность притяжения материальных систем в теории представлена как закон: сила F взаимного притяжения материальных точек с массами m1 и m2, находящихся на расстоянии г друг от друга, равна

,

где G – гравитационная постоянная.

Иначе говоря, содержанием теоретического уровня являются научные понятия, категории, законы науки. Развитое научное знание выражается в форме научной теории.


Эмпирический и теоретический уровни различаются также по методам исследования. На эмпирическом уровне такими методами является наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, с помо­щью которых осуществляется накопление, обобщение и систематизация опытных данных, их статистическая обработка. К методам теоретиче­ского исследования относятся: аналогия, моделирование, формализация (построение абстрактно-математической модели), идеализация, аксиома­тический метод (например, доказательства теорем в геометрии), гипоте­тический и другие, с помощью которых формируются законы науки, тео­рии.

Следует иметь ввиду, что это деление имеет относительный характер. Так, сравнение применяется как в эмпирических, так и в теоретических исследованиях, эксперимент – преимущественно на эмпирическом уровне, хотя экспериментирование возможно и с так называемыми мыс­ленными моделями.

Такие приемы как абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, исторический и логический методы также используются на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования. Методы и приемы, описанные в формальной логике: абстрагирование и обобщение, анализ, синтез и др., называют общелогическими, присущи­ми человеческому познанию в целом, на основе которых строится как научное, так и обыденное познание.

Эмпирические и теоретические исследования взаимосвязаны. В конечном счете каждая теория имеет своим основанием эмпирический (фактический) материал. В равной степени и обобщение фактов действительности осуществляется на основе той или иной теории.

Итак, целью и результатом научной деятельности является получение научного знания, как итога целенаправленно осуществляемого ис­следования. Поэтому важно выяснить те формы и стадии, которые прохо­дит научное знание в процессе развития. К ним относятся такие формы как проблема, гипотеза, теория.

Первоначальной формой научного знания является научная проблема, под которой понимается сложный познавательный вопрос, ответ на который не содержится в имеющихся знаниях, а поэтому требует исследовательского поиска. Она возникает в условиях проблемной ситуации, порожденной противоречиями между ограниченностью имеющегося знания и потребностью его дальнейшего развития. Хотя проблема опре­деляется через вопрос, эти понятия следует различать. Для ответа на вопрос достаточно знаний, полученных наукой, он решается в рамках имеющейся теории; для решения проблемы необходима новая теория. Для решения научной проблемы важна правильная ее постановка, выяс­нение значения для науки и практики, возможности ее решения на дан­ном этапе их развития. Необходимы также научные факты, получаемые в наблюдении или эксперименте, а также посредством теоретического моделирования, ибо факты – это воздух ученого.


На основе научных фактов разрабатывается гипотеза как предположение, содержащее новые знания (вероятное решение проблемы), ис­тинность которого предстоит доказать. Необходимость гипотезы продик­тована тем, что законы не обнаруживаются в отдельных фактах, т.к. сущ­ность никогда не лежит на поверхности. Как форма научного познания, гипотеза должна отвечать определенным характеристикам. Она является обоснованным предположением, что отличает ее от различных догадок и необоснованных предположений. Гипотеза согласуется с законами тео­рии, на основании которой она выдвинута, опирается на факты. Ее отли­чает принципиальная проверяемость и максимальная простота, т.е. спо­собность вывести все известные факты из одного допущения.

Выдвинутая гипотеза доказывается или проверяется. Обоснован­ная гипотеза становится научной теорией. Термин «теория» употребляет­ся в двух значениях: в широком смысле имеется ввиду совокупность идей, объясняющих какое-либо явление; в узком смысле теория есть высшая форма организации научного знания.

Употребляя этот термин во втором значении, можно определить следующие признаки теории: достоверность, адекватность объекту; отра­жение сущности; закономерных связей; логическое обоснование выводов и положений; внутренняя непротиворечивость (согласованность с проверенными фактами, а самих фактов с известными законами науки). Благо­даря этому научная теория представляет сложную систему знаний, ос­новными функциями которой являются объяснение и научное предвидение. Правильно объясняя современное состояние какого-либо процесса, анализируя его будущее, научная теория является ориентиром практиче­ской деятельности людей.

Теория не остается неизменной, статичной. Развитие научного знания ставит новые проблемы, разрешение которых приводит к разви­тию или смене теорий. При этом возникновение новой теории не означает полного отказа от прежней. История науки показывает, что истинные знания, содержащиеся в старой теории, включаются в содержание сменившей ее теории. Так, классическая механика, разработанная Галилеем и Ньютоном, не отвергается релятивистской теорией Эйнштейна, а является частным случаем теории относительности.

Специфические особенности науки как формы культуры, анализ ее методов и форм, позволяют выделить ее социальные функции: познавательную (культурно-мировозренческую) и практическую. Эти функции соответствуют историческим этапам развития общества и самой науки. Исторически первой была познавательная функция. В древнем мире, ко­гда еще не существовало разделения науки на различные отрасли, хотя эмпирические доказанные знания использовались практически во всех областях деятельности, наука, понимаемая как философия, стремилась дать представление о мире, его возникновении и т.д. В этом смысле она носила мировоззренческий характер. И в период становления науки как особого социального института (период кризиса феодализма и зарожде­ния буржуазных отношений) ее влияние обнаруживалось прежде всего в сфере мировоззрения, где шла борьба между наукой и теологией.


В настоящее время возрастающая роль науки, ее всеобъемлющий характер, проникновение в тайны мира не только не уменьшили, но, наоборот, обусловили усиление ее познавательной, мировоззренческой функции.

Что касается практической функции, то наука, как и другие фор­мы культуры, возникает и развивается из необходимости удовлетворения потребностей общества. Роль и ее социальное назначение не ограничиваются лишь познавательной функцией. Конечная цель познания – практи­ческое применение научных достижений. Однако взаимосвязь науки и практики, науки и производства прошла различные стадии развития. На начальном этапе наука не могла оказывать значительное влияние на раз­витие производства, они развивались практически параллельно, посколь­ку у производства, основанного на эмпирическом опыте, не было потреб­ности опираться на достижения науки, которые лишь эпизодически ис­пользовались в производстве и в основном для создания техники. Не бы­ло непрерывного процесса взаимодействия науки и производства. Наука на этом этапе играла служебную роль.

С промышленной революцией (кон. 18 – нач. 19 века – появление машинного производства) начинается новый этап отношений науки и производства, когда наука становится постоянным и необходимым фактором его развития, превращаясь в непосредственную производительную силу. Этот процесс получил свое продолжение в современных условиях, когда наука, опережая производство, прокладывает пути для техническо­го прогресса, становится ведущим фактором его развития. Она радикаль­но преобразует все производство на научной основе, принципиально ме­няя технику, технологию, являясь необходимым условием формирования работника нового типа как всесторонне развитой, творческой личности.

Следует учитывать, что эту роль играют не только технические и естественные, но и гуманитарные, в том числе и общественные науки, воздействуя на человека, его ценностные ориентиры, жизненную пози­цию, психологические установки (социология, социальная психология, производственная эстетика). В целом можно говорить об усилении практической ориентации современной науки, возрастании ее регулятивной функции.

Особенно важен ее поворот к социальным явлениям, в частности, социальному прогнозированию. Это находит проявление в использовании данных науки и ее методов, для разработки планов и программ социального и экономического развития, в решении глобальных проблем совре­менности, с которыми человечество столкнулось в конце XX века. Так, еще в 70-ые годы ученые Римского клуба впервые привлекли внимание общественности, политических деятелей к признакам надвигающегося экологического кризиса, определили его масштабы, характер возможных последствий, пути выхода из него. Следовательно, наука, непосредственно включаясь в процессы социального развития, оказывает комплексное воздействие на жизнь общества в целом.


Эта роль науки особенно масштабно проявилась в таком глобаль­ном явлении, развернувшемся с середины XX века, как научно-техническая революция (НТР). Остановимся на характерных особенно­стях НТР и ее социальных последствиях и проблемах.

Научно-техническая революция представляет собой объективную закономерность общественного развития, обусловленную как социально-экономическими, социокультурными предпосылками, так и внутренней логикой, тенденциями развития науки и техники.

НТР XX века – многоплановое явление, включающее множество различных радикальных по своему характеру изменений в системах науки и техники и в их взаимодействии с различными областями общественной практики. К числу наиболее характерных черт НТР можно отнести авто­матизацию, применение робототехники, электронно-вычислительных машин, проникновение человека в космос, химизацию, использование ядерной энергии в производстве, биологизацию. Но основу этих всех процессов составляют качественные изменения в науке как системе зна­ний и ее функциях, превращающие ее в ведущий фактор развития производительных сил.

Таким образом, НТР революционизирует весь процесс производ­ства, преобразует орудия, труда и средства труда, включает в этот процесс новые материалы и источники энергии, радикально меняет технологию производства и управление им. Поэтому, характеризуя НТР как социальное явление, можно сказать, что это – коренные качественные изменения в системе «наука-техника-производство» при ведущей роли в этом про­цессе науки, превращающейся в непосредственную производительную силу.

Каковы особенности НТР XX века? Сопоставляя современную НТР с революциями в науке и технике, имевшими место в прошлом, а также с промышленной революцией на рубеже XVIII-XIX веков, можно определить важнейшие из этих особенностей:

  • совпадение революций в науке и технике и превращение их в единый процесс;

  • изменение соотношения между научной и технической революцией: научная революция опережает техническую, прокладывая пути для дальнейшего технического прогресса;

  • наука становится необходимым, ведущим фактором развития производства, превращаясь в непосредственную производительную силу;

  • единая система «наука-техника» подвергается революционным изменениям целиком и полностью, отсюда всеобщий, всеохватывающий характер НТР;

  • НТР приобрела глобальный характер, оказывая небывалое ранее воздействие на все сферы жизни и деятельности людей;

  • качественное изменение места человека в системе производства, связанное с заменой современной техникой нетворческих функций умст­венного труда.

Указанные особенности в полной мере характерны и для нового этапа НТР, в который вступило человечество в последней четверти XX века и получившего название информационной революции.