Файл: Научное обоснование совершенствования разработки информационных систем сбора и анализа показателей здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.docx
Добавлен: 24.10.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Создание исследовательского прототипа автоматизированной информационной системы мониторинга вспомогательных процессов в медицинской организации
В ходе выполнения настоящей работы к настоящему моменту нами разработан промышленный прототип математической модели, позволяющий выделять лечебно-диагностические мероприятия, определяющие достижение целевых показателей запланированного результата при оказании медицинской помощи.
На основании математической модели разрабатываются методики:
-
выявления и экспертной оценки нарушений при оказании медицинской помощи. Указанная методика позволяет оценивать влияние нарушений на дальнейшее течение патологического процесса. -
устранения нарушений и оптимизации оказания медицинской помощи в медицинских организациях и методика повышения эффективности медицинской помощи на основании результатов экспертизы качества медицинской помощи.
Как показано выше, обе методики предполагают использование современных информационных технологий, в связи с чем был разработан прототип системы, позволяющий использовать данные методики. Необходимо отметить, что отдельной задачей при автоматизации рассматриваемых методик является процедура мониторинга выполнения процессов в медицинской организации.
Как известно, понятие процесса в системе здравоохранения распространено достаточно широко. Уже само название одного из них — "лечебно-диагностический процесс" — подразумевает применение процессного подхода в практике оказания медицинской помощи. Предпосылками внедрения процессного подхода в управление здравоохранением является принятие в Российской Федерации стандартов по управлению качества. В стандартах серии 9000 главная цель его внедрения определена как «снятие проблем разобщенности, неэффективности и внутренних конфликтов, присущих многим функциональным иерархическим организациям» [59,60]. Преимущество процессного подхода «состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии».
Различные аспекты процессно-ориентированного управления рассматривались в работах Bertolini M. [95], Harvard P. [96], Jones T. [97], Elizabeth Earl [98], Лихтарович Е.Е. [61], Артамонова Г.В. и соавт. [62] , Андреевой А.А. [63], Авалдыкова О. С.[64], Елисеева Д.А. [65], Коваленко А. А. [66], Фаттахова Д.Р. [67], Федорова И.Г. [68], Аганбегяна А.Г. [69].
Отдельные аспекты процессного подхода как инструмента управления организациями в сфере здравоохранения представлены в работах таких авторов как Берсенева Е.А. [70,71,72,73], Белышев Д.В. [74], Ермакова С.Э. [75], Сабирова Л.Ф. [76].
Необходимо отметить, что возникновение и последующее развитие научного подхода к управлению [99], а также развитие теории и практики процессного подхода в управлении как новой парадигмы в менеджменте организации, безусловно, было связано с определенным кризисом в деятельности функциональных организаций и ростом внедрения инновационных технологий в управлении [100]. Именно процессный подход сделал возможным не только выявлять проблемы в функционировании организаций, но и внедрять новые, более совершенные методы управления [77, 78, 79, 80, 81, 101, 102, 103,].
Для успешного функционирования организация должна определить и управлять многочисленными взаимосвязанными видами деятельности [82 , 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 104].
Благодаря управлению процессами можно сконцентрироваться не на деятельности отдельных структурных подразделений, а на работе всей организации в целом и на её результатах [90, 105, 106]. Применение процессного подхода требует принципиального иного подхода, так как в качестве основного элемента необходимо рассматривать уже не структурные подразделения, а отдельные процессы, осуществляемые в них [91, 107, 108].
Необходимо заметить, что понятия «бизнес-процесс» и «процесс» при развитии данной области знания постепенно сблизились [92, 109, 110].
Методики моделирования и анализа бизнес-процессов являются одним из важнейших инструментов, используемых в настоящее время для повышения эффективности работы организаций [92, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117].
Следует отметить, что процессы внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности по общей классификации процессов относятся к вспомогательным процессам, подгруппе т.н. процессов развития. Как известно, процессы развития (или развивающие процессы) – это такие процессы, которые позволят создать цепочку ценности в основном и во вспомогательном процессах на новом уровне показателей.
Для работы прототипу требуется как ряд элементов паспорта медицинской организации, касающихся структурно-ресурсного обеспечения, так и перечень процессов развития в части внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Привязка указанных данных к результатам оказания медицинской помощи осуществляется автоматически. Оценка также производится автоматически, с использованием первой версии алгоритмов. На созданную информационную систему получено свидетельство Роспатента (Свидетельство № 2020614981 от 30 апреля 2020 года).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время президентом РФ Путиным В.В. поставлена задача цифровой трансформации здравоохранения. Как известно, целевые показатели национальной цели развития страны «Цифровая трансформация» перечислены в указе Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.», 21 июля 2020 г. Для достижения цели «Цифровая трансформация» было установлено четыре показателя к 2030 г. Первым в списке, приведенном в указе, числится «достижение “цифровой зрелости” ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления.
Одним из приоритетных проектов Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» до 2025 года является «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий».
Наиболее важным в настоящий момент в этих условиях является научная проработка актуальных для информатизации вопросов в системе здравоохранения. Текущую ситуацию четко характеризует цитата профессора Дюкана Мак Фарлайна, который в 2016 году на Международном Саммите высказал свое мнение о вопросах автоматизации: «При обсуждении проблем автоматизации сегодня люди должны в меньшей степени затрагивать вопросы о том, каким образом вы автоматизируете тот или иной процесс (всегда есть кто-то, кто может это сделать за вас), а в большей степени уделять внимание вопросам о том, что именно вы должны автоматизировать и почему?» Вот, собственно, поиском научных подходов в области актуальных вопросов в системе здравоохранения в плане информатизации и была посвящена данная работа.
При решении поставленных в настоящем исследовании задач было получено следующее.
В результате проведенных работ нами разработаны методические подходы к созданию автоматизированной системы лексического анализа при автоматизированной поддержке кодирования по МКБ-10. На основании этих подходов к настоящему моменту реализован промышленный прототип данной системы, который прошел пилотную эксплуатацию в Клиническом госпитале МСЧ МВД России по г. Москве (начальник – к.м.н. Мендель С.А.). Необходимо отметить, что вначале нами был разработан исследовательский прототип, который прошел апробацию в Клиническом госпитале МСЧ МВД России по г. Москве, по результатам данной апробации были осуществлены доработки и создан промышленный прототип, который проявил свою состоятельность в ходе пилотной эксплуатации и, в дальнейшем, был подан в Роспатент и был успешно зарегистрирован, о чем имеется Свидетельство Роспатента (Свидетельство № 2020619376 от 17 августа 2020 года).
Кроме того, созданный при функциональной декомпозиции перечень требуемых функций лексического анализа в рамках системы автоматизированного кодирования по Международной классификации болезней, актуален как для 10-пересмотра (МКБ-10, версия 2014-2016), так и для МКБ-11, что, безусловно, пригодится при дальнейшем развитии системы.
Кроме того, в рамках данного прототипа были созданы специальные механизмы интеграции разработанной системы с внешними системами. Наличие таких механизмов крайне важно для обеспечения стыковки с единой государственной информационной системой здравоохранения (ЕГИСЗ).
В технологическом плане система поддерживает интеграцию двумя способами: обмен файлами, и интеграция по сервис-ориентированной модели.
Обмен файлами подразумевает передачу файлов распространенных форматов заранее согласованной структуры. Система при этом осуществляет разбор файлов с последующей конвертацией их в объекты системы.
Взаимодействие по сервис-ориентированной модели подразумевает вызов сервисов авторизации. Далее предоставляется доступ к другим сервисам, среди которых сервисы создания и модификации объектов в соответствии с выделенными правами, сервисы вызовов алгоритмов обработки данных. Все прикладные варианты интеграции являются частными реализациями одного из видов интеграции.
Проведенный анализ существующей модели экспертной оценки качества медицинской помощи показал, что отсутствует научно обоснованная, основанная на математическом моделировании, методика определения степени влияния нарушений на исход заболевания. В настоящей работе такая методика предложена, вначале в виде исследовательского прототипа математической модели, а, после ее успешной апробации, и в виде промышленного прототипа.
В ходе работы проведена экспертиза качества медицинской помощи 18 791 случая оказания медицинской помощи пациентам с 25 нозологическими формами (с острым инфарктом миокарда, пневмонией, гастритом, фибрилляцией предсердий, сахарным диабетом 2-го типа, мочекаменной болезнью, доброкачественной гиперплазией предстательной железы, болезнью Крона, неспецифическим язвенным колитом, ревматоидный артрит, хронический цистит, системная красная волчанка, хронический бронхит, острый нефротический синдром, желудочковая экстрасистолия (III-V классы по Lown-Wolf), атриовентрикулярная блокада (II-III стадия), стеноз митрального клапана (II-IV ст.) с