ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 912
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
For citation: Shevlyakov, A.S., Gorbunova, O.A. (2023) Tomsk schools in the Great Patriotic War (1941–1945). VestnikTomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya – Tomsk State University Journal of History. 82. pp. 137–141. doi: 10.17223/19988613/82/16
Всестороннее исследование различных аспектов истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. является непреходящей задачей российских историков. Представляется, что в современных условиях тема повседневной жизни людей в годы войны выступает одной из приоритетных. Актуальность изучения по- вседневной жизни заключается в том, что нельзя по- нять механизм перестройки народного хозяйства на военные рельсы и достижения победы без анализа глубоких количественных и качественных изменений в жизни людей. Одновременно изучение различных сторон трудной повседневной жизни людей, в том числе связанных с работой школ, обучением и воспи- танием детей, ведет к исследованию структур челове- ческого повседневного бытия в контексте событий войны для более объемного и цельного понимания самого этого исторического явления.
В военное время Томск был городом глубокого ты- ла. Мобилизации в армию, высокая смертность насе- ления в результате болезней, снижение рождаемости вызвали сокращение городского населения и каче- ственные изменения в его составе. С другой стороны, в Томск из европейской части страны были перемеще- ны промышленные предприятия, учреждения, научно- исследовательские институты, учебные заведения, раз- вернуты госпитали. Приток эвакуированных граждан и местного сельского населения, мобилизованного для работы на городских предприятиях, раненых и инвали- дов значительно увеличил городское население. К кон- цу войны в городе проживало людей больше, чем до нее.
С первых месяцев войны жители Томска, как и других тыловых городов, столкнулись с целым рядом проблем. В августе 1941 г. в городе было введено нор- мированное продовольственное снабжение (карточки). Эвакуация граждан из западных регионов страны и недостаток жилых площадей вызвали перенаселен- ность и скученность населения, эпидемиологическое неблагополучие. Возник острый дефицит топлива для отопления помещений, не хватало транспорта, неудо- влетворительно работали многие предприятия жилищ- но-коммунального хозяйства и др. В крайне трудных условиях оказались учебные заведения всех уровней, в том числе и школы города. Центральной задачей школы являлось обеспечение всеобуча, поддержание на должном уровне качества образования. Составной частью этой работы стало углубление идейно-полити- ческого и военно-патриотического воспитания.
В Томске к началу войны осуществляли деятель- ность 56 школ. Специфические условия военного вре- мени наложили отпечаток на характер и содержание школьного образования. Уже в первый военный учеб- ный год здания 20 школ были переданы под организа- цию госпиталей. Из 36 школ в первые два года войны в одну смену занималась только одна школа, в две – 24, в три – 11 [1. Л. 20]. Имели место и занятия в четы- ре смены. Так, в протоколе заседания горисполкома
от февраля 1942 г. отмечалось, что средняя школа № 4 работала в «четыре смены в тесном неблагоустроен- ном здании» [2. Л. 101].
Ситуация изменилась только к 1944 г.: из 33 школ занимались в две смены 30, две школы – в одну смену и одна в три. Количество учащихся, занимавшихся в первую смену, составляло 6 706 чел., во вторую – 4 744, в третью смену – 159 чел. [3. Л. 19].
Отметим, что на 1944/1945 учебный год была утверждена новая сеть школ города в количестве 33, в том числе: средних мужских – 5, 7-летних мужских – 2, средних женских – 9, 7-летних женских – 1, средних сме- шанных – 2, 7-летних смешанных – 3, начальных – 11. Всего средних школ – 16, семилетних – 6, начальных – 11 с количеством учащихся 16 049 чел. в 406 классах
[4. Л. 173]. Кроме того, 27 ноября 1944 г. Томским горисполкомом было принято решение об открытии четырехкомплектной школы № 28 для детей калмыков. В этот же день была утверждена смета на содержание школы на 1944 г., предоставленная городским отделом образования, в сумме 13 600 руб. [5. Л. 27].
В годы войны острой проблемой стало посещение школ детьми. В сентябре 1942 г. на занятия в Новоси- бирской области (до 1944 г. Томск находился в ее со- ставе) не явилось огромное количество учащихся (из 107 657 не явились 22 000). Многие школьники стар- ших классов, прервав обучение, уходили в школы ФЗО или заменяли своих отцов и братьев на фабриках и заводах [6. Л. 44]. Одной из самых распространенных причин непосещения детьми школ стало отсутствие обуви и одежды. Например, из 334 детей, не охвачен- ных обучением в октябре 1944 г. в Томске, 214 чело- век не имели обуви и одежды. В конце учебного года
30 чел. не посещали школу по причине отсутствия обуви и одежды, 29 чел. по болезни, 15 чел. по домаш- ним обстоятельствам, 7 чел. по другим причинам. Из- за отсутствия обуви и одежды было большое количе- ство пропусков занятий, особенно в дни осенней сля- коти и в сильные морозы [7. Л. 14б].
В этих условиях вынужденной мерой стало приня- тие в 1943 г. СНК РСФСР постановления «Об органи- зации учета детей школьного возраста», согласно ко- торому силами исполкомов, домоуправлений и школ в пределах каждого школьного участка организовы- вался учет детей школьного возраста [8. Л. 17].
В соответствии с этим постановлением на протяже- нии всего учебного года велась работа по вовлечению детей в школы. С этой целью школы использовали раз- личные средства, прежде всего оказание материальной помощи. Городской и районные отделы народного образования в 1943/1944 учебном году обеспечили вы- дачу школьникам брезентовых сапожек – 300 пар, бо- тинок школьных – 750 пар, ботинок меховых – 300 пар. Дети получили: костюмов для мальчиков – 700 штук, платьев для девочек – 780 штук, чулок – 600 пар, юбок – 750 штук, толстовок – 150 штук, шапок – 450 штук,
валенок – 100 пар, полушубков – 55 штук [8. Л. 17]. В начале 1944 учебного года школьниками было полу- чено по ордерам Горторготдела: ботинок – 1 000 пар, галош – 900 пар, валенок – 20 пар, тапочек – 700 пар, костюмов – 300 штук, гимнастерок – 500 шт., платьев – 40 шт., юбочек – 3 350 шт., кофточек – 2 000, полу-
шубков – 20 [7. Л. 14б].
Многие школы пытались самостоятельно оказать посильную помощь нуждающимся детям. Так, школы
№ 5, 10, 14, 30, 32 организовывали сбор и реставрацию одежды и обуви для школьников. Кроме того, к оказа- нию помощи нуждающимся детям школы привлекали шефствующие организации, родительские комитеты. Разумеется, еще одним способом вовлечения детей в школы была большая разъяснительная работа учите- лей среди родителей [8. Л. 18].
Процесс вовлечения детей в школы был довольно эффективным. Например, из 400 чел., не обучавшихся в школах в начале 1942/1943 учебного года, 157 чел. было вовлечено в школу, 79 охвачено обучением на дому, остальные устроены в ремесленные училища и школы ФЗО или на производство [9. Л. 34].
К концу 1943/1944 учебного года лишь 70 человек не были охвачены обучением [8. Л. 1]. Наполняемость классов выглядела следующим образом: 1–4-е классы – 38 учащихся (вместо 42 по норме), 5–7-е классы – 35 учащихся (вместо 40 по норме), 8–10-е классы – 28 чел. (вместо 38 по норме) [10. Л. 34].
По состоянию на 20 октября 1944 г. в школах горо- да не обучались 334 чел. В течение учебного года эта цифра значительно снизилась: на 1 ноября 1944 г. не были охвачены обучением 292 чел., на 10 ноября – 265, на 1 января 1945 г. – 138, на конец учебного года –
81 чел. [7. Л. 14б].
Конечно, огромную роль в деле сохранения кон- тингента учащихся сыграло организованное в детских столовых питание детей, которое осуществлялось на первых порах во всех школах города через буфеты. В начале 1942 г. дети получали кроме 50 граммов хле- ба горячий завтрак из овощей или крупы либо сладкий чай. С октября горячие завтраки были прекращены, детям выдавалось только 50 граммов хлеба [1. Л. 19]. Большинство школ не было обеспечены столовыми и кухонной посудой, инвентарем и столовым бельем [11. Л. 2]. Ситуация коренным образом не изменилась и к 1944/1945 учебному году. В материалах 40-й сессии Томского горисполкома от 20 июля 1945 г. констати- ровалось: «Что касается питания школьников, то по школам оно почти не организованно. Горячие завтраки были только в школах № 22, 24, 27, 35. В остальных школах дети получали только 50 граммов хлеба и не- большое количество сахара, и то с перебоями» [7. Л. 14п].
В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 23 июля 1943 г. № 671 школы были преобразованы в мужские и женские [9. Л. 34]. К сентябрю 1943 г. в Томске насчитывалось 7 мужских и 10 женских школ [8. Л. 20], а число начальных классов увеличилось до 51 (против 49 в 1942 г.), средних – до 406 (против 361). Выросло количество учеников в начальных классах до 1 210 (1 170 в 1942 г.), в средних – до 15 202 (13 072 в 1942 г.). Увеличилось даже число яслей с 19 в 1942 г.
до 20 [12. Л. 3]. В протоколах заседаний Томского гор- исполкома за 1944 г. отмечалось: «В итоге правильно- го использования преимуществ раздельного обучения увеличилось количество лучших школ. К ним относят- ся женские средние школы № 1, 2, 5, 6, мужская сред- няя школа № 8». Горисполком считал, что названные школы отличались организованностью и порядком, хорошим выполнением правил поведения учащихся, развернутой внеклассной работой с детьми и методи- ческой работой с учителями» [9. Л. 34].
Следует отметить, что в августе 1943 г. вышло постановление Совнаркома СССР «О повышении за- работной платы учителям, завучам, директорам школ», в соответствии с которым оплата труда педагогов уве- личилась почти на 50% [8. Л. 15].
Одним из главных решений военного времени ста- ло постановление Совнаркома Советского Союза «О ме- роприятиях по улучшению качества обучения в школе», принятое 21 июля 1944 г. Впервые в истории совет- ской школы этим постановлением вводились обяза- тельные выпускные экзамены по окончании начальной и семилетней школы, экзамены на аттестат зрелости по окончании средней школы. Для награждения тех уче- ников и учениц, которые, сдавая экзамены на аттестат зрелости, показывали выдающиеся успехи в науках и имели отличное поведение, правительство учредило золотую и серебряную медали [7. Л. 14а].
Кроме того, в 1944/1945 учебном году впервые вво- дилось обучение детей семилетнего возраста. В 1944 г. таких детей было принято 1 646 чел. Из них 1 534 чел. перешли во второй класс, 37 получили работу на осень по одному предмету, 75 остались на второй год [7. Л. 14в].
Военное время внесло свои коррективы в учебный процесс. Учащиеся и учителя привлекались к оказанию помощи колхозам и совхозам в уборке урожая, актив- но участвовали в различных общественных кампаниях в помощь фронту. Около 3 000 школьников и учителей приняли участие в уборочных работах на колхозных полях Новосибирской области. Учащиеся собрали 487,5 кг лекарственных трав, большое количество цветного и черного металлолома и 61 869 бутылок. Учителями и учащимися было сдано 17 600 теплых вещей и 31200 руб. на приобретение теплой одежды для бойцов Красной Армии. В помощь детям, эвакуи- рованным из прифронтовой полосы, было собрано 12 218 вещей. В фонд обороны на эскадрилью «Совет- ский Учитель» учителями города было сдано 28 000 руб. [2. Л. 101]. Чаще всего школьники работали на кол- хозных полях во время каникул, а то и до октября. Только по 28 районам Новосибирской области к сен- тябрю 1942 г. школьниками было выработано 1,1 млн трудодней [13. С. 235]. Помощь колхозам была крайне необходима, но она не проходила бесследно для учеб- ного процесса.
На протяжении всего военного времени успевае- мость школьников оставалась низкой. Абсолютная успе- ваемость учащихся в 1941/1942 учебном году составила только 88%. Большой процент школьников были остав- лены на второй год обучения [14. Л. 3]. В 1943/1944 учеб- ном году абсолютная успеваемость учащихся состави-
ла 87,2%. Невысокими были и качественные показате- ли. Во второй четверти отличные оценки составили 21,8%, хорошие – 26,4% [9. Л. 34]. В 1944/1945 учебном году из 12 263 учащихся были переведены в следующие классы 9 110 чел., оставлены на второй год 1 705 чел.,
получили испытание на осень 1 438 чел. [8. Л. 20].
На низкую успеваемость влияли и такие факторы, как изношенность мебели и школьного оборудования, отсутствие необходимого количества учебников [8. Л. 20]. Имевшиеся учебники находились в очень плохом со- стоянии, хотя в Томске были организованы мастерские по их реставрации. Однако, несмотря на нехватку, учеб- ники можно было свободно приобрести на базаре. Го- родской отдел народного образования располагал све- дениями о том, что имелись случаи их покупки не для учебных целей, а для раскура [8. Л. 33]. Помимо про- блемы с учебниками, школы также ощущали нехватку учебно-письменных принадлежностей. Мало сказать, не хватало тетрадей, – их почти не было. Школьники писали на старых газетах, обоях, канцелярских книгах, сшивали тетради из оберточной бумаги, афиш и пла- катов [13. С. 233].
Школы Томска постоянно ощущали недостаток топлива. Например, на 22 сентября 1942 г. запасы со- ставили 28% годовой потребности дров и 20% угля, поэтому занятия в пальто, шапках, валенках были обыч- ным явлением. По состоянию на октябрь 1942 г. обес- печенность школ топливом выглядела следующим образом: школы Вокзального района на 100% обеспе- чены углем и на 83% дровами; Куйбышевского района – на 72% углем и на 49% дровами; Кировского района – на 68% углем и на 74% дровами. Приходилось принимать экстренные меры и исправлять положение. На 30-й сес- сии Томского горисполкома 16 июня 1944 г. в каче- стве достижения отмечалось, что в 1943/1944 учебном году школы были обеспечены топливом, срыва заня- тий по причине низкой температуры в зданиях не бы- ло. Исключением оказалась начальная школа № 18, которая потеряла 5 учебных дней из-за отсутствия топлива [8. Л. 19].
В годы войны школы испытывали острую потреб- ность в учительских кадрах. В первый военный учеб- ный год в школах Новосибирской области (включая
Томск) не хватало 590 учителей [6. Л. 44]. В 1944/ 1945 учебном году в средние школы Томска требова- лось более 70 учителей. Из 469 учителей только 85 имели оконченное высшее образование, 93 чел. с неза- конченным высшим образованием работали в средних школах, в начальных школах трудились учителя с не- оконченным средним образованием [7. Л. 38]. Органы народного образования вынуждены были организовы- вать краткосрочные учительские курсы хотя бы для минимального повышения квалификации педагогов военного времени.
Таким образом, война внесла серьезные изменения в сферу среднего общего образования. Многие школь- ники были вынуждены прервать обучение в школе по различным причинам. На их плечи легла забота о младших братьях и сестрах, необходимость вести домашнее хозяйство. Школьники старших классов уходили в школы ФЗО и на производство. Это давало возможность получать продовольственные карточки и вносить свой вклад в семейный бюджет, ибо проблема продовольствия и питания была одной из самых ост- рых. Препятствием в посещении школы для многих стало возросшее сиротство, отсутствие одежды и обу- ви. Все годы войны органы народного образования, учителя школ решали задачу сохранения контингента учащихся общеобразовательной школы, предотвраще- ния безнадзорности детей.
Утрата школами своих зданий, недостаток учебни- ков, отсутствие тетрадей, невозможность обеспечить учебный процесс необходимыми наглядными пособия- ми, изношенность мебели и школьного оборудования стали главными характеристиками материально-техни- ческого положения школ в годы войны.
В военный период был существенно ослаблен педагогический состав школ. Многие учителя ушли на фронт, другие были привлечены к работе не по спе- циальности. Возможности пополнения школ выпуск- никами вузов были весьма ограниченными. Все эти обстоятельства отразились на качестве образования. Школы Томска, как и всей страны, сохранили в основ- ном контингент учащихся, организационную структу- ру, традиции обучения, что в дальнейшем открывало путь к развитию и повышению качества образования.
Списокисточников
1. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 820. 2. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 813.
3. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 885.
4. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 865.
5. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 839.
6. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 788.
7. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 882.
8. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 858.
9. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 863.
10. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 856.
11. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 860.
12. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 794.
13. Подвиг земли богатырской: Сибирь в годы Великой Отечественной войны. М.: Мысль, 1970. 363 c. 14. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 808.
References
-
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 820. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 813.
-
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 885. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 865. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 839. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 788. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 882. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 858. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 863. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 856. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 860. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 794. -
Akulov, M.R. (1970) Podvig zemlibogatyrskoy: Sibirv godyVelikoyOtechestvennoy voyny[The Feat of the Heroic Land (Siberia in the Years of the Great Patriotic War)]. Moscow: Mysl'. -
The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 808.
Сведенияобавторах:
Шевляков Александр Семенович – доктор исторических наук, профессор кафедры истории и документоведения факультета исторических и политических наук Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: Shevlyakov54@rambler.ru
Горбунова Ольга Алексеевна – кандидат исторических наук, ассистент кафедры философии и истории общеобразовательного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета (Томск, Россия). E-mail: olqga375@mail.ru
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Informationabouttheauthors:
Alexander S. Shevlyakov – Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of History and Documentation of the Faculty of
Historical and Political Sciences of the Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: Shevlyakov54@rambler.ru
Olga A. Gorbunova – Candidate of Historical Sciences, Assistant of the Department of Philosophy and History of the General Education Faculty of Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering (Tomsk, Russian Federation). E-mail: olqga375@mail.ru
Theauthorsdeclarenoconflictsof interests.
Статья поступила в редакцию 09.12.2021; принята к публикации 21.03.2023Thearticlewassubmitted09.12.2021;acceptedforpublication21.03.2023
142
Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82