Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 912

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82



For citation: Shevlyakov, A.S., Gorbunova, O.A. (2023) Tomsk schools in the Great Patriotic War (1941–1945). VestnikTomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya – Tomsk State University Journal of History. 82. pp. 137–141. doi: 10.17223/19988613/82/16



Всестороннее исследование различных аспектов истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. является непреходящей задачей российских историков. Представляется, что в современных условиях тема повседневной жизни людей в годы войны выступает одной из приоритетных. Актуальность изучения по- вседневной жизни заключается в том, что нельзя по- нять механизм перестройки народного хозяйства на военные рельсы и достижения победы без анализа глубоких количественных и качественных изменений в жизни людей. Одновременно изучение различных сторон трудной повседневной жизни людей, в том числе связанных с работой школ, обучением и воспи- танием детей, ведет к исследованию структур челове- ческого повседневного бытия в контексте событий войны для более объемного и цельного понимания самого этого исторического явления.

В военное время Томск был городом глубокого ты- ла. Мобилизации в армию, высокая смертность насе- ления в результате болезней, снижение рождаемости вызвали сокращение городского населения и каче- ственные изменения в его составе. С другой стороны, в Томск из европейской части страны были перемеще- ны промышленные предприятия, учреждения, научно- исследовательские институты, учебные заведения, раз- вернуты госпитали. Приток эвакуированных граждан и местного сельского населения, мобилизованного для работы на городских предприятиях, раненых и инвали- дов значительно увеличил городское население. К кон- цу войны в городе проживало людей больше, чем до нее.

С первых месяцев войны жители Томска, как и других тыловых городов, столкнулись с целым рядом проблем. В августе 1941 г. в городе было введено нор- мированное продовольственное снабжение (карточки). Эвакуация граждан из западных регионов страны и недостаток жилых площадей вызвали перенаселен- ность и скученность населения, эпидемиологическое неблагополучие. Возник острый дефицит топлива для отопления помещений, не хватало транспорта, неудо- влетворительно работали многие предприятия жилищ- но-коммунального хозяйства и др. В крайне трудных условиях оказались учебные заведения всех уровней, в том числе и школы города. Центральной задачей школы являлось обеспечение всеобуча, поддержание на должном уровне качества образования. Составной частью этой работы стало углубление идейно-полити- ческого и военно-патриотического воспитания.

В Томске к началу войны осуществляли деятель- ность 56 школ. Специфические условия военного вре- мени наложили отпечаток на характер и содержание школьного образования. Уже в первый военный учеб- ный год здания 20 школ были переданы под организа- цию госпиталей. Из 36 школ в первые два года войны в одну смену занималась только одна школа, в две 24, в три – 11 [1. Л. 20]. Имели место и занятия в четы- ре смены. Так, в протоколе заседания горисполкома
от февраля 1942 г. отмечалось, что средняя школа № 4 работала в «четыре смены в тесном неблагоустроен- ном здании» [2. Л. 101].

Ситуация изменилась только к 1944 г.: из 33 школ занимались в две смены 30, две школы в одну смену и одна в три. Количество учащихся, занимавшихся в первую смену, составляло 6 706 чел., во вторую 4 744, в третью смену 159 чел. [3. Л. 19].

Отметим, что на 1944/1945 учебный год была утверждена новая сеть школ города в количестве 33, в том числе: средних мужских – 5, 7-летних мужских – 2, средних женских – 9, 7-летних женских – 1, средних сме- шанных – 2, 7-летних смешанных – 3, начальных – 11. Всего средних школ – 16, семилетних – 6, начальных – 11 с количеством учащихся 16 049 чел. в 406 классах

[4. Л. 173]. Кроме того, 27 ноября 1944 г. Томским горисполкомом было принято решение об открытии четырехкомплектной школы № 28 для детей калмыков. В этот же день была утверждена смета на содержание школы на 1944 г., предоставленная городским отделом образования, в сумме 13 600 руб. [5. Л. 27].

В годы войны острой проблемой стало посещение школ детьми. В сентябре 1942 г. на занятия в Новоси- бирской области (до 1944 г. Томск находился в ее со- ставе) не явилось огромное количество учащихся (из 107 657 не явились 22 000). Многие школьники стар- ших классов, прервав обучение, уходили в школы ФЗО или заменяли своих отцов и братьев на фабриках и заводах [6. Л. 44]. Одной из самых распространенных причин непосещения детьми школ стало отсутствие обуви и одежды. Например, из 334 детей, не охвачен- ных обучением в октябре 1944 г. в Томске, 214 чело- век не имели обуви и одежды. В конце учебного года

30 чел. не посещали школу по причине отсутствия обуви и одежды, 29 чел. по болезни, 15 чел. по домаш- ним обстоятельствам, 7 чел. по другим причинам. Из- за отсутствия обуви и одежды было большое количе- ство пропусков занятий, особенно в дни осенней сля- коти и в сильные морозы [7. Л. 14б].

В этих условиях вынужденной мерой стало приня- тие в 1943 г. СНК РСФСР постановления «Об органи- зации учета детей школьного возраста», согласно ко- торому силами исполкомов, домоуправлений и школ в пределах каждого школьного участка организовы- вался учет детей школьного возраста [8. Л. 17].

В соответствии с этим постановлением на протяже- нии всего учебного года велась работа по вовлечению детей в школы. С этой целью школы использовали раз- личные средства, прежде всего оказание материальной помощи. Городской и районные отделы народного образования в 1943/1944 учебном году обеспечили вы- дачу школьникам брезентовых сапожек – 300 пар, бо- тинок школьных 750 пар, ботинок меховых 300 пар. Дети получили: костюмов для мальчиков – 700 штук, платьев для девочек – 780 штук, чулок – 600 пар, юбок – 750 штук, толстовок 150 штук, шапок 450 штук,




валенок – 100 пар, полушубков 55 штук [8. Л. 17]. В начале 1944 учебного года школьниками было полу- чено по ордерам Горторготдела: ботинок – 1 000 пар, галош – 900 пар, валенок – 20 пар, тапочек – 700 пар, костюмов 300 штук, гимнастерок 500 шт., платьев 40 шт., юбочек 3 350 шт., кофточек 2 000, полу-

шубков – 20 [7. Л. 14б].

Многие школы пытались самостоятельно оказать посильную помощь нуждающимся детям. Так, школы

№ 5, 10, 14, 30, 32 организовывали сбор и реставрацию одежды и обуви для школьников. Кроме того, к оказа- нию помощи нуждающимся детям школы привлекали шефствующие организации, родительские комитеты. Разумеется, еще одним способом вовлечения детей в школы была большая разъяснительная работа учите- лей среди родителей [8. Л. 18].

Процесс вовлечения детей в школы был довольно эффективным. Например, из 400 чел., не обучавшихся в школах в начале 1942/1943 учебного года, 157 чел. было вовлечено в школу, 79 охвачено обучением на дому, остальные устроены в ремесленные училища и школы ФЗО или на производство [9. Л. 34].

К концу 1943/1944 учебного года лишь 70 человек не были охвачены обучением [8. Л. 1]. Наполняемость классов выглядела следующим образом: 1–4-е классы 38 учащихся (вместо 42 по норме), 5–7-е классы 35 учащихся (вместо 40 по норме), 8–10-е классы 28 чел. (вместо 38 по норме) [10. Л. 34].

По состоянию на 20 октября 1944 г. в школах горо- да не обучались 334 чел. В течение учебного года эта цифра значительно снизилась: на 1 ноября 1944 г. не были охвачены обучением 292 чел., на 10 ноября 265, на 1 января 1945 г. – 138, на конец учебного года

81 чел. [7. Л. 14б].

Конечно, огромную роль в деле сохранения кон- тингента учащихся сыграло организованное в детских столовых питание детей, которое осуществлялось на первых порах во всех школах города через буфеты. В начале 1942 г. дети получали кроме 50 граммов хле- ба горячий завтрак из овощей или крупы либо сладкий чай. С октября горячие завтраки были прекращены, детям выдавалось только 50 граммов хлеба [1. Л. 19]. Большинство школ не было обеспечены столовыми и кухонной посудой, инвентарем и столовым бельем [11. Л. 2]. Ситуация коренным образом не изменилась и к 1944/1945 учебному году. В материалах 40-й сессии Томского горисполкома от 20 июля 1945 г. констати- ровалось: «Что касается питания школьников, то по школам оно почти не организованно. Горячие завтраки были только в школах № 22, 24, 27, 35. В остальных школах дети получали только 50 граммов хлеба и не- большое количество сахара, и то с перебоями» [7. Л. 14п].

В соответствии с постановлением СНК РСФСР от 23 июля 1943 г. № 671 школы были преобразованы в мужские и женские [9. Л. 34]. К сентябрю 1943 г. в Томске насчитывалось 7 мужских и 10 женских школ [8. Л. 20], а число начальных классов увеличилось до 51 (против 49 в 1942 г.), средних – до 406 (против 361). Выросло количество учеников в начальных классах до 1 210 (1 170 в 1942 г.), в средних – до 15 202 (13 072 в 1942 г.). Увеличилось даже число яслей с 19 в 1942 г.

до 20 [12. Л. 3]. В протоколах заседаний Томского гор- исполкома за 1944 г. отмечалось: «В итоге правильно- го использования преимуществ раздельного обучения увеличилось количество лучших школ. К ним относят- ся женские средние школы № 1, 2, 5, 6, мужская сред- няя школа № 8». Горисполком считал, что названные школы отличались организованностью и порядком, хорошим выполнением правил поведения учащихся, развернутой внеклассной работой с детьми и методи- ческой работой с учителями» [9. Л. 34].

Следует отметить, что в августе 1943 г. вышло постановление Совнаркома СССР «О повышении за- работной платы учителям, завучам, директорам школ», в соответствии с которым оплата труда педагогов уве- личилась почти на 50% [8. Л. 15].

Одним из главных решений военного времени ста- ло постановление Совнаркома Советского Союза «О ме- роприятиях по улучшению качества обучения в школе», принятое 21 июля 1944 г. Впервые в истории совет- ской школы этим постановлением вводились обяза- тельные выпускные экзамены по окончании начальной и семилетней школы, экзамены на аттестат зрелости по окончании средней школы. Для награждения тех уче- ников и учениц, которые, сдавая экзамены на аттестат зрелости, показывали выдающиеся успехи в науках и имели отличное поведение, правительство учредило золотую и серебряную медали [7. Л. 14а].

Кроме того, в 1944/1945 учебном году впервые вво- дилось обучение детей семилетнего возраста. В 1944 г. таких детей было принято 1 646 чел. Из них 1 534 чел. перешли во второй класс, 37 получили работу на осень по одному предмету, 75 остались на второй год [7. Л. 14в].

Военное время внесло свои коррективы в учебный процесс. Учащиеся и учителя привлекались к оказанию помощи колхозам и совхозам в уборке урожая, актив- но участвовали в различных общественных кампаниях в помощь фронту. Около 3 000 школьников и учителей приняли участие в уборочных работах на колхозных полях Новосибирской области. Учащиеся собрали 487,5 кг лекарственных трав, большое количество цветного и черного металлолома и 61 869 бутылок. Учителями и учащимися было сдано 17 600 теплых вещей и 31200 руб. на приобретение теплой одежды для бойцов Красной Армии. В помощь детям, эвакуи- рованным из прифронтовой полосы, было собрано 12 218 вещей. В фонд обороны на эскадрилью «Совет- ский Учитель» учителями города было сдано 28 000 руб. [2. Л. 101]. Чаще всего школьники работали на кол- хозных полях во время каникул, а то и до октября. Только по 28 районам Новосибирской области к сен- тябрю 1942 г. школьниками было выработано 1,1 млн трудодней [13. С. 235]. Помощь колхозам была крайне необходима, но она не проходила бесследно для учеб- ного процесса.

На протяжении всего военного времени успевае- мость школьников оставалась низкой. Абсолютная успе- ваемость учащихся в 1941/1942 учебном году составила только 88%. Большой процент школьников были остав- лены на второй год обучения [14. Л. 3]. В 1943/1944 учеб- ном году абсолютная успеваемость учащихся состави-


ла 87,2%. Невысокими были и качественные показате- ли. Во второй четверти отличные оценки составили 21,8%, хорошие 26,4% [9. Л. 34]. В 1944/1945 учебном году из 12 263 учащихся были переведены в следующие классы 9 110 чел., оставлены на второй год 1 705 чел.,

получили испытание на осень 1 438 чел. [8. Л. 20].

На низкую успеваемость влияли и такие факторы, как изношенность мебели и школьного оборудования, отсутствие необходимого количества учебников [8. Л. 20]. Имевшиеся учебники находились в очень плохом со- стоянии, хотя в Томске были организованы мастерские по их реставрации. Однако, несмотря на нехватку, учеб- ники можно было свободно приобрести на базаре. Го- родской отдел народного образования располагал све- дениями о том, что имелись случаи их покупки не для учебных целей, а для раскура [8. Л. 33]. Помимо про- блемы с учебниками, школы также ощущали нехватку учебно-письменных принадлежностей. Мало сказать, не хватало тетрадей, – их почти не было. Школьники писали на старых газетах, обоях, канцелярских книгах, сшивали тетради из оберточной бумаги, афиш и пла- катов [13. С. 233].

Школы Томска постоянно ощущали недостаток топлива. Например, на 22 сентября 1942 г. запасы со- ставили 28% годовой потребности дров и 20% угля, поэтому занятия в пальто, шапках, валенках были обыч- ным явлением. По состоянию на октябрь 1942 г. обес- печенность школ топливом выглядела следующим образом: школы Вокзального района на 100% обеспе- чены углем и на 83% дровами; Куйбышевского района – на 72% углем и на 49% дровами; Кировского района – на 68% углем и на 74% дровами. Приходилось принимать экстренные меры и исправлять положение. На 30-й сес- сии Томского горисполкома 16 июня 1944 г. в каче- стве достижения отмечалось, что в 1943/1944 учебном году школы были обеспечены топливом, срыва заня- тий по причине низкой температуры в зданиях не бы- ло. Исключением оказалась начальная школа № 18, которая потеряла 5 учебных дней из-за отсутствия топлива [8. Л. 19].

В годы войны школы испытывали острую потреб- ность в учительских кадрах. В первый военный учеб- ный год в школах Новосибирской области (включая

Томск) не хватало 590 учителей [6. Л. 44]. В 1944/ 1945 учебном году в средние школы Томска требова- лось более 70 учителей. Из 469 учителей только 85 имели оконченное высшее образование, 93 чел. с неза- конченным высшим образованием работали в средних школах, в начальных школах трудились учителя с не- оконченным средним образованием [7. Л. 38]. Органы народного образования вынуждены были организовы- вать краткосрочные учительские курсы хотя бы для минимального повышения квалификации педагогов военного времени.

Таким образом, война внесла серьезные изменения в сферу среднего общего образования. Многие школь- ники были вынуждены прервать обучение в школе по различным причинам. На их плечи легла забота о младших братьях и сестрах, необходимость вести домашнее хозяйство. Школьники старших классов уходили в школы ФЗО и на производство. Это давало возможность получать продовольственные карточки и вносить свой вклад в семейный бюджет, ибо проблема продовольствия и питания была одной из самых ост- рых. Препятствием в посещении школы для многих стало возросшее сиротство, отсутствие одежды и обу- ви. Все годы войны органы народного образования, учителя школ решали задачу сохранения контингента учащихся общеобразовательной школы, предотвраще- ния безнадзорности детей.

Утрата школами своих зданий, недостаток учебни- ков, отсутствие тетрадей, невозможность обеспечить учебный процесс необходимыми наглядными пособия- ми, изношенность мебели и школьного оборудования стали главными характеристиками материально-техни- ческого положения школ в годы войны.

В военный период был существенно ослаблен педагогический состав школ. Многие учителя ушли на фронт, другие были привлечены к работе не по спе- циальности. Возможности пополнения школ выпуск- никами вузов были весьма ограниченными. Все эти обстоятельства отразились на качестве образования. Школы Томска, как и всей страны, сохранили в основ- ном контингент учащихся, организационную структу- ру, традиции обучения, что в дальнейшем открывало путь к развитию и повышению качества образования.



Списокисточников

1. Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 820. 2. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 813.

3. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 885.

4. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 865.

5. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 839.

6. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 788.

7. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 882.

8. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 858.

9. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 863.

10. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 856.

11. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 860.

12. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 794.

13. Подвиг земли богатырской: Сибирь в годы Великой Отечественной войны. М.: Мысль, 1970. 363 c. 14. ГАТО. Ф. Р-430. Оп. 1. Д. 808.
References

  1. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 820.

  2. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 813.



  1. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 885.

  2. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 865.

  3. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 839.

  4. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 788.

  5. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 882.

  6. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 858.

  7. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 863.

  8. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 856.

  9. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 860.

  10. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 794.

  11. Akulov, M.R. (1970) Podvig zemlibogatyrskoy: Sibirv godyVelikoyOtechestvennoy voyny[The Feat of the Heroic Land (Siberia in the Years of the Great Patriotic War)]. Moscow: Mysl'.

  12. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund R-430. List 1. File 808.



Сведенияобавторах:

Шевляков Александр Семенович доктор исторических наук, профессор кафедры истории и документоведения факультета исторических и политических наук Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: Shevlyakov54@rambler.ru
Горбунова Ольга Алексеевна кандидат исторических наук, ассистент кафедры философии и истории общеобразовательного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета (Томск, Россия). E-mail: olqga375@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Informationabouttheauthors:

Alexander S. Shevlyakov Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of History and Documentation of the Faculty of

Historical and Political Sciences of the Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: Shevlyakov54@rambler.ru
Olga A. Gorbunova Candidate of Historical Sciences, Assistant of the Department of Philosophy and History of the General Education Faculty of Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering (Tomsk, Russian Federation). E-mail: olqga375@mail.ru
Theauthorsdeclarenoconflictsof interests.
Статья поступила в редакцию 09.12.2021; принята к публикации 21.03.2023Thearticlewassubmitted09.12.2021;acceptedforpublication21.03.2023




142
Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82