ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 906
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Юрий Юрьевич Иерусалимский1, Светлана Юрьевна Иерусалимская2
1,2Ярославскийгосударственныйуниверситетим.П.Г.Демидова,Ярославль,Россия
1osniyar@uniyar.ac.ru
2osniyar@uniyar.ac.ru
Аннотация. Анализируется благотворительная деятельность Ярославской епархии в начале XX в. Благотвори- тельность являлась важной составной частью социокультурной деятельности епархии. Особое внимание уделяется количественным и качественным показателям благотворительности ярославского духовенства. Анализируется работа богаделен, приютов, церковно-приходских обществ. Отмечена высокая социальная значимость благотво- рительности епархии, которая регулярно помогала малоимущим слоям населения.
Ключевые слова: Ярославская епархия, Русская православная церковь, благотворительность, социокультурная деятельность, начало XX в.
Благодарности: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22 -28-01231, https://rscf.ru/project/22-28-01231/
Для цитирования: Иерусалимский Ю.Ю., Иерусалимская С.Ю. Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг. // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82. С. 65–70. doi: 10.17223/19988613/82/7
Original article
Charitable activities of the Yaroslavl diocese in 1900–1913
Yuri Yu. Ierusalimskiy1, Svetlana Yu. Ierusalimskaya2
1,2P.G.DemidovYaroslavlStateUniversity,Yaroslavl,RussianFederation
1osniyar@uniyar.ac.ru
2osniyar@uniyar.ac.ru
Abstract. The purpose of the study is to clarify the scope of charitable activities of the Yaroslavl diocese as an important link in the socio-cultural activities of the Russian Orthodox Church at the beginning of the 20th century.
Sources on which the study is based. The disclosure of this problem became possible thanks to the preserved significant complex of historical sources on this issue. Among them are office documentation, statistical materials, periodicals and other types of historical sources. Some of them were published, such as, for example, "Collection of information about charity in Russia with brief essays on charitable institutions in St. Petersburg and Moscow", "Commemorative books of the Yaroslavl province" for 1900 - 1913, "Reviews of the Yaroslavl province" for the same period of time, others are stored in a number of funds of the State Archives of the Yaroslavl Region.
Brief content of the article. The article analyzes the charitable activities of the Yaroslavl diocese of the Russian Orthodox Church at the beginning of the 20th century. Charity was an important part of the socio-cultural activities of the diocese. Particular attention is paid to the quantitative and qualitative indicators of the charity of the Yaroslavl clergy and organi- zations of the diocese specialized in this direction. The work of almshouses, shelters, parochial societies, and other chari- table organizations of the Yaroslavl diocese, which were active in all counties of the province, is analyzed. Considered are charitable collections in churches, the close connection of sobriety societies with the Yaroslavl clergy. The changes that have taken place in the charitable activities of the diocese in connection with the Russian-Japanese war of 1904- 1905 are indicated. The study revealed that the long existence of parish guardianships in the villages of the Yaroslavl province shows certain material opportunities for local church parishes to support poor fellow villagers. It is emphasized that a significant part of charitable projects in the province in 1900 - 1913. was inseparably connected with the Yaroslavl diocese of the Russian Orthodox Church.
Conclusions - a positive trend was revealed in the development of the charitable activities of the Yaroslavl clergy during the study period, the high social significance of the social work of the Yaroslavl diocese of the Russian Orthodox Church, which on an ongoing basis helped the poor segments of the population, was noted.
Keywords: Yaroslavl Diocese, Russian Orthodox Church, charity, socio-cultural activities, the beginning of the XX century
© Ю.Ю. Иерусалимский, С.Ю. Иерусалимская, 2023
Acknowledgments: The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 22-28-01231, https://rscf.ru/en/project/22-28-01231/
For citation: Ierusalimskiy, Yu.Yu., Ierusalimskaya, S.Yu. (2023) Charitable activities of the Yaroslavl diocese in 1900–1913. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya – Tomsk State University Journal of History. 82. pp. 65–70. doi: 10.17223/19988613/82/7
Тема благотворительности русских промышленни- ков, купцов, государственных деятелей, членов импе- раторской фамилии, Русской православной церкви (РПЦ) во второй половине XIX – начале XX в., как, впрочем, и в предыдущие периоды Российской импе- рии, была совершенно не разработана в советской ис- ториографии. Лишь после 1991 г. она стала занимать достойное место в работах отечественных историков. Среди них стоит отметить книгу А.Р. Соколова и И.В. Зимина по благотворительной деятельности дома Романовых в XIX – начале XX в., статьи В.М. Каднев- ского, А.А. Хитрова и др.
Однако специальных работ по благотворительной деятельности Русской православной церкви и ее от- дельных епархий существенно меньше. Социокультур- ная деятельность Ярославской епархии пореформенного времени проанализирована в работах А.Г. Любарца [1]. Он отметил, что благотворительность Ярославской епархии РПЦ в начале XX в. занимала значительное место в ее социокультурной деятельности. При этом благотворительность православных духовных учре- ждений епархии как составная часть социокультурной деятельности изучена недостаточно. Таким образом, благотворительность Ярославской епархии как важ- ный элемент православной социокультурной деятель- ности в указанные хронологические рамки требует специального научного исследования.
Раскрытие данной проблематики стало возможным благодаря сохранившемуся значительному комплексу исторических источников. Некоторые из них были опубликованы, как, например, «Правила о православ- ных церковных братствах и положение о приходских попечительствах при православных церквях» (СПб., 1897), другие хранятся в федеральных архивах и в Го- сударственном архиве Ярославской области [2. Ф. 73. Оп. 1. Д. 6818, 7016, 7022; Ф. 80. Оп. 1. Д. 1828; Ф. 230.
Оп. 3. Д. 2557; Ф. 230. Оп. 5. Д. 2786, 4163].
В Ярославской епархии Русской православной церк- ви в 1900 г. насчитывалось 24 первоклассных, второ- классных, третьеклассных и заштатных мужских и жен- ских действующих монастыря и более 900 церквей. Все они вели активную благотворительную деятель- ность. Ярославская епархия, одна из старейших в Рос- сийской империи, организовала целый ряд благотвори- тельных организаций и осуществляла помощь светским аналогичным обществам. Рассмотрим ее деятельность в данном направлении.
Хронологические рамки статьи ограничены 1900– 1913 гг., так как после вступления России в Первую мировую войну благотворительная работа Ярослав- ской епархии претерпела существенные изменения.
В г. Ярославле на протяжении изучаемого периода действовало несколько благотворительных учрежде- ний, организованных Ярославской епархией РПЦ или
тесно с ней связанных. В их числе городская Леонть- евская богадельня, Духовская приходская богадельня, Соединенное приходское попечительство при Закото- ростных церквях, городская Предтеченская женская миссия (при церкви Иоанна Предтечи) и др.
Рассмотрим подробнее их деятельность. Так, го- родская Леонтьевская богадельня находилась в двух- этажном каменном здании, сохранившемся до наших дней (сейчас там располагается одно из отделений Ярославского областного УФСИН). Она была основа- на в далеком 1848 г. и располагалась возле храма во имя святителя Леонтия Ростовского и одноименного кладбища. Содержалась на средства городского обще- ства. При богадельне имелся огород. В 1894 г. была открыта церковно-приходская школа. Школа с библио- текой содержалась на средства Ярославской епархии.
В начале XX столетия в городской Леонтьевской богадельне нашли приют 174 женщины и 54 мужчины. Расход на их призрение составлял 12 148 руб. 84 коп., а весь капитал общества на 1 января 1911 г. равнялся 64 043 руб. 63 коп. [3. C. 38]. Всего за год на одного призреваемого тратилась сумма 54 руб. 24,5 коп., а в месяц – 4 руб. 52 коп., что позволяло только-только обеспечить находящихся в богадельне питанием и са- мым необходимым. Для сравнения: средняя заработ- ная плата ярославского рабочего на рубеже веков со- ставляла 12 руб. в месяц.
Соединенное приходское попечительство при За- которостных церквях было основано в 1891 г. для ока- зания помощи малоимущим прихожанам ярославских церквей Иоанна Предтечи, Петра и Павла, Николы в Меленках, Федоровской и Донской, расположенных за р. Которослью. Председателем попечительства яв- лялся один из богатейших предпринимателей губер- нии и один из владельцев знаменитой Ярославской Большой мануфактуры А.А. Корзинкин, а его товари- щем (заместителем) – протоиерей о. Федор Успенский, членами правления – священники церквей и «почетные прихожане» [4. C. 53], что показывает тесную взаимо- связь благотворительной деятельности представителей Ярославской епархии и состоятельных прихожан.
Соединенное приходское попечительство при За- которостных церквях в начале XX в. тратило в год более 4 500 руб. [5. C. 51] и среди других мероприятий обеспечивало материальную помощь 10 малоимущим женщинам. На эту поддержку в год было израсходова- но 500 руб. [3. C. 39], что составляло 4 руб. 16,5 коп. в месяц на человека. Не имея других средств к суще- ствованию, на указанные весьма скромные средства можно было не умереть с голода, но не более того.
В богадельне М.М. Литова при Ильинско-Тихонов- ской церкви, расположенной в самом центре Ярослав- ля, в 1910 г. проживали 15 женщин. Расход на их при- зрение насчитывал 2 830 руб. 59 коп., что составляло
примерно десятую часть от весьма значительного по тем временам общего капитала богадельни в 28 840 руб. 36 коп. [3. C. 39].
Ярославская епархия уделяла внимание организа- ции учебного процесса в своих духовных учебных заведениях. Так, в 1910 г. в общежитии Ярославской духовной семинарии (ЯДС) проживали 242 семинари- ста, в общежитии Епархиального Ионафановского жен- ского училища – 319 воспитанниц. На содержание об- щежития и призрение только 242 семинаристов ЯДС Ярославская епархия израсходовала в указанном году существенную сумму в 38 898 руб. 90 коп. [3. C. 39].
Начиная с XIX в. в Ярославской епархии Русской православной церкви активно функционировали при- юты для мальчиков и девочек. Ежегодно собираемые суммы достигали внушительных размеров в десятки тысяч рублей [2. Ф. 230. Оп. 5. Д. 2786. Л. 54]. В начале XX в. приюты действовали, в частности, при церков- но-приходских попечительствах Ярославской епархии. Так, в 1910 г. в губернском центре активно работали приют Златоусто-Коровницкого попечительства при церкви Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе Яро- славля и два приюта (один для девочек, другой для мальчиков) при вышеупомянутой церкви Иоанна Предтечи в Закоторосльном районе губернского горо- да. В одном из них нашли себе прибежище 50 девочек, на призрение которых было отпущено 3 510 руб. из 3 890 руб. капитала приюта, т.е. почти весь капитал. Как несложно подсчитать, содержание одной девочки в месяц обходилось в 5 руб. 85 коп. Приют для маль- чиков этого же Предтеченского попечительства в том же 1910 г. обеспечивал призрение 31 мальчику. Расход на них в год суммы в 2 100 руб. (5 руб. 65 коп. в ме- сяц) превышал весь капитал данного приюта (700 руб.) [3. C. 42]. Это объясняется тем, что имеющийся капи- тал приюта далеко не полностью покрывал необходи- мые затраты, и пришлось привлечь дополнительные средства.
Инициатива епархии в развитии приютов шла рука об руку с деятельностью ярославских предпринимате- лей в этом направлении. Так, 30 мая 1903 г. известный ярославский купец Н.М. Градусов подал в строитель- ное отделение Ярославского губернского правления прошение на постройку приюта с церковью для Все- градского церковного попечительства на земле, нахо- дящейся в г. Ярославле по ул. Б. Федоровской [2. Ф. 80. Оп. 1. Д. 1828. Л. 1].
В отчете секретаря Ярославской духовной конси- стории за 1901 г. были упомянуты 24 богадельни, со- стоявшие при церквях и монастырях. В них нашли при- зрение 353 человек [2. Ф. 230. Оп. 5. Д. 4163. Л. 7–8], что показывает значительные масштабы церковной благотворительности Ярославской епархии.
При Тихвинской кладбищенской церкви Ярослав- ского Казанского женского монастыря в 1901 г. на совместные монастырские и частные финансовые средства был создан богадельный приют на 10 лиц для немощных сестер обители и мирских стариц. Их со- держание обеспечивалось доходом с двух каменных домов в Ярославле и тремя стипендиями по 1 000 руб. каждая [2. Ф. 230. Оп. 5. Д. 4163. Л. 8].
На рубеже веков в известном Толгском мужском монастыре под Ярославлем за счет средств, собранных епархией, и частных пожертвований существовала боль- ница для стационарного и амбулаторного лечения мо- нахов и населения окрестных поселений с бесплатной выдачей лекарств всем пациентам (основана в 1890 г.) [2. Ф. 230. Оп. 5. Д. 4163. Л. 8]. Так, в течение 1894 г.
в больнице лежали 6 монахов, было зарегистрировано 110 амбулаторных посещений из числа братии. Помимо этого, в ней прошли амбулаторное лечение 50 девочек и 55 мальчиков, а также 470 женщин и 409 мужчин из соседних сел и деревень [2. Ф. 230. Оп. 3. Д. 2557. Л. 38].
В 1896 г. при Югской Дорофеевой пустыни Рыбин- ского уезда было устроено просторное здание с при- емной и аптекой для приходящих больных из местного населения. Приемная для больных и аптека продолжи- ли функционировать и в начале XX в. Еще имелись больницы, оказывающие помощь не только мо- нахиням, но и посторонним лицам, при четырех жен- ских монастырях: Ярославском Казанском, Угличском Богоявленском, Мологском Покровском и Мологском Афанасьевском [2. Ф. 230. Оп. 5. Д. 4163. Л. 8].
В 1904–1905 гг. Ярославская епархия в связи с рус- ско-японской войной перестроила свою благотвори- тельную деятельность. С 1904 г. наряду с прежними направлениями благотворительности проводился сбор средств для нужд армии, осуществлялась посильная помощь раненым и больным воинам, прибывавшим в центральную Россию с Дальнего Востока.
В начале века в епархии продолжило активную ра- боту Ярославское попечительство о бедных духовного звания [6. C. 845]. В его ведении находилась Иоанни- киевская богадельня при Пятницко-Туровской церкви в с. Тугова гора неподалеку от Ярославля. Богадельня была основана в 1880 г. исключительно для лиц ду- ховного звания [4. C. 16]. Капитал богадельни в конце XIX в. составлял значительную сумму в 22 400 руб. В одноэтажном каменном здании стоимостью в 6 тыс. руб. размещались 10 призреваемых (9 женщин и муж- чина) [2. Ф. 230. Оп. 3. Д. 2557. Л. 49; 6. C. 845].
На рубеже столетий на содержание Иоанникиевской богадельни расходовалась лишь часть процентных денег с фондового капитала – около 500 руб. в год [2. Ф. 73. Оп. 1. Д. 7016. Л. 5].
В 1892 г. Ярославская епархия Русской православ- ной церкви стала инициатором создания благотвори- тельного общества «Христианская помощь». Оно нахо- дилось в с. Великое при церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Общество имело значительный капитал и даже издало брошюру, где говорилось о деятельно- сти, целях и задачах данного благотворительного учреждения [2. Ф. 79. Оп. 7. Д. 4261. Л. 57–66; 7]. Целью общества провозглашалось искоренение нищенства. Для этого епархиальное начальство заботилось о мате- риальной поддержке подрастающего поколения из малоимущих семей и о лицах преклонного возраста, не обеспеченных финансово.
С целью поддержки указанных категорий населе- ния общество «Христианская помощь» содержало ин- тернат для 20 девочек и мальчиков при церковно- приходской школе и богадельню, в которой прожива-
ли в 1899 г. на полном обеспечении 19 женщин и муж- чин [4. C. 16], а в 1910 г. – 20 женщин и мужчин, на содержание которых расходовалось 1 180 руб. 14 коп.
от общего капитала общества в 125 340 руб. 88 коп. [3.
C. 40]. Следовательно, сумма, израсходованная в 1910 г. на 20 человек, составляла менее 1% от общего капита- ла общества. Эти данные показывают его устойчивое финансовое положение и существенные материальные возможности для осуществления благотворительной деятельности.
Также Ярославская епархия Русской православной церкви обеспечила общество достойным жилым фон- дом: в конце XIX в. «Христианская помощь» распола- гала тремя зданиями общей стоимостью 12 800 руб. В 1904 г. приход от членских взносов, единовременных пожертвований и процентов на капитал данной благо- творительной организации равнялся 6 272 руб. 69 коп., а остаток ее капитала на 1 января 1905 г. составлял 2 379 руб. 36 коп. [5. C. 50]. В 1910 г. на нужды обще- ства «Христианская помощь» поступили 1 680 руб., которые были полностью израсходованы для благо- творительной деятельности [3. C. 45].
В г. Ростове в начале столетия продолжал функци- онировать Дом призрения имени Святителя Димитрия Ростовского (Дмитриевская богадельня), основанный в 1865 г., а в Ростовском уезде – Троицеборское цер- ковно-приходское попечительство, созданное в 1888 г. [4. C. 17].
На рубеже столетий в Ростовском уезде находилась богадельня для призрения заштатных священнослужи- телей и их вдов и сирот при Ростовском заштатном Троице-Варницком монастыре (основана в 1893 г.) с 6 призреваемыми (4 женщины и 2 мужчины) с капита- лом в 15 700 руб. Она располагалась в деревянном доме с флигелем и надворными постройками стоимостью 7 500 р. Также на Ростовской земле функционировала богадельня при церкви в с. Вески для призрения 12 лиц духовного звания (заполнена не полностью: 6 женщин и 4 мужчины) с капиталом в 12 078 руб. 56 коп. Она располагалась в двух каменных домах. При церковной богадельне для поддержания необходимых санитар- ных условий имелась баня. Общая стоимость камен- ных зданий с баней составляла 3 000 руб. [2. Ф. 230.
Оп. 3. Д. 2557. Л. 42, 46]. В начале XX в. в Троице- Варницком монастыре призревалось уже 20 человек, а в с. Вески по-прежнему 10 [2. Ф. 230. Оп. 5. Д. 4163.
Л. 7–8].
В начале XX в. в Ростовском уезде продолжало ак- тивно действовать Вощажниковское благотворительное общество, основанное Ярославской епархией в одно- именном селе в 1888 г. Его целью являлась помощь бедным хлебопашцам, погорельцам и сиротам. Стабиль- ному финансированию данного проекта епархии способ- ствовала работа специального завода [6. C. 842–843], прибыль которого шла на нужды общества. В 1904 г. в общество поступила неплохая для сельской местно- сти сумма в 1 748 руб. 39 коп. [5. C. 50], а в 1910 г. еще
большая – 2 501 руб. 96 коп. [3. C. 45], что демонстри- ровало его все увеличивающуюся финансовую ста- бильность. У общества, как и у подавляющего боль- шинства благотворительных учреждений епархии,
имелся отпечатанный типографским способом и утвер- жденный соответствующим образом Устав, его годо- вые отчеты также регулярно печатались в типографии для всеобщего ознакомления [2. Ф. 73. Оп. 1. Д. 6962. Л. 1–20]. Это обеспечивало гласность работы данной организации и контроль за расходованием средств.
В Пошехонском уезде в изучаемый период под па- тронажем Ярославской епархии действовало два цер- ковно-приходских попечительства в селах Кукобой и Новленском. Они материально помогали неимущим де- тям, обучающимся в Кукобойской церковно-приходской школе [6. C. 842], выдавали пособия бедным крестья- нам и сиротам, а также погорельцам [4. C. 17].
В начале столетия два аналогичных церковно- приходских попечительства функционировали в Дани- ловском уезде: в селах Куприяновском и Вахтино [4.
C. 18]. Так, в 1910 г. Вахтинское церковно-приходское попечительство осуществляло призрение 8 женщин, на которых было израсходовано 222 руб. (2 руб. 31 коп. в месяц на человека – совсем небольшая сумма по то- му времени, даже принимая во внимание возможности подсобного хозяйства и дешевизну продуктов в сель- ской местности) от общего капитала попечительства в 2 050 руб. [3. C. 40]. Следовательно, в 1910 г. попе- чительство потратило на материальную поддержку 8 человек 10,83 % от суммы капитала.
В уездном городе Любиме существовало приход- ское попечительство при соборе, учрежденное в 1897 г. В одноименном уезде также имелось 6 церковно- приходских попечительств в селах Пречистом, Троиц- ком (в Закулжье), Троицком (на Болоте), Кодорове, Покровском (в Кулиге), Предтеченском (на Соти), ко- торые были организованы в промежутке между 1868 и 1894 гг. [4. C. 18–19].
Таким образом, достаточно длительное существо- вание указанных церковно-приходских попечительств в селах Ярославской губернии показывает определен- ные материальные возможности местных церковных приходов для поддержки малоимущих односельчан.
В конце XIX в. целый ряд благотворительных орга- низаций был открыт в Рыбинске: Соборно-приходское попечительство (1892), Покровско-приходское попе- чительство, Приходское попечительство при кладби- щенской Воскресенско-Тихоновской церкви (1897) и Братство Св. Креста при Воздвиженской церкви (1897). В Рыбинском уезде в 1900 г. продолжили свою работу богадельни в с. Никольском, что на Тропе, и в с. Ни- кольском, что на Курбице, а также 6 церковно- приходских попечительств в различных населенных пунктах уезда.
В г. Угличе в начале столетия функционировал дет- ский сиротский дом при Николо-Сухопрудской церк- ви. Он был основан в 1891 г. на средства богатейшего купца Д.А. Жаренова. Фондовый капитал детского дома насчитывал 14 400 руб. В нем на рубеже веков призревались от 14 до 21 девочек. Расходы на содер- жание данного детского дома составляли 1 725 руб. в год [2. Ф. 73. Оп. 1. Д. 6818. Л. 54; Д. 7022. Л. 2], что
соответствует 6,8 руб. в месяц на одну воспитанницу. Этой суммы было достаточно для относительно снос- ного питания и покупки некоторых вещей из одежды.
В 1904 г. неприкосновенный капитал в угличском детском сиротском доме составлял уже 17 900 руб., а стоимость недвижимого имущества – 6 000 руб. [2.
Ф. 79. Оп. 7. Д. 3510. Л. 21]. К 1 января 1904 г. в Нико-
ло-Сухопрудском детском сиротском доме находились 19 воспитанниц. В течение года в него приняли еще 3 девочек. За то же время из сиротского дома выбыли 4 девочки: две, достигнув 16-летнего возраста, окон- чили воспитание, две умерли, что показывает доста- точно тяжелые условия жизни в данном благотвори- тельном учреждении. По примеру прежних лет дети обучались грамоте, шитью и другим женским рукоде- лиям, домоводству и огородничеству. По воскресень- ям и праздничным дням в продолжение всего года воспитанницы пели при богослужении в своем при- ходском храме. В летнее время все работы по обработ- ке сада и огорода, кроме самой тяжелой, а именно копки гряд, исполняли сами воспитанницы [2. Ф. 79. Оп. 7. Д. 3510. Л. 27].
В Угличском уезде также находились Александров- ская церковно-приходская богадельня в с. Заозерье (учреждена в 1892 г.) и 11 церковно-приходских попе- чительств [4. C. 19–22]. Так, в 1910 г. в с. Никольском Угличского уезда церковно-приходским попечитель- ством было осуществлено призрение 14 лиц женского и мужского пола на сумму 454 руб. 76 коп. от общего капитала попечительства в 17 611 руб. 18 коп. [3. C. 41]. Следовательно, церковно-приходские попечитель- ства в 1900–1913 гг. играли важную роль в поддержке социокультурной деятельности Ярославской епархии Русской православной церкви. Так, в 1904 г. в епархии действовали 186 попечительств, 13 из которых были открыты в указанном году. Все попечительства епархии сделали пожертвования на общую сумму в 44 615 руб. 43 коп., из которых на подержание и украшение церк- вей было потрачено 11 134 руб. 34 коп., на церковно- приходские школы и благотворительные учреждения в приходах – 32 199 руб. 80 коп., на содержания при- чта – 1 281 руб. 29 коп. [3. C. 54]. Эти цифры показы- вают, что основным направлением деятельности цер- ковно-приходских попечительств епархии являлась
благотворительность.
Для выявления динамики рассмотрим подобные показатели через шесть лет. В 1910 г. в епархии насчитывалось 143 попечительства, которые потра- тили 30 434 руб. 21 коп. Из этих денег на подержание и украшение церквей пошло 6 980 руб. 46 коп., на цер- ковно-приходские школы и благотворительные учре- ждения в приходах – 23 324 руб. 22 коп., на содержа- ния причта – 129 руб. 53 коп. [3. C. 48].
Таким образом, за прошедший период с 1904 г. видна отрицательная динамика и в количестве попечи- тельств, и в финансовой составляющей их деятельно- сти. Уменьшение количественных показателей связано с экономической стагнацией в 1905–1909 гг., вызван- ной негативным влиянием на экономическое развитие империи первой российской революции 1905–1907 гг. и русско-японской войной 1904–1905 гг.
В 1900–1913 гг. в Ярославской епархии действова- ли различные общества трезвости, которые существо- вали за счет взносов своих членов. На средства таких
обществ содержались чайные с бесплатным чаем для участников. Зачастую общества трезвости возглавлял местный священник, а товарищем председателя являл- ся батюшка из соседнего села. Члены общества во время своих мероприятий регулярно посещали бого- служения в церкви, участвовали в крестных ходах [2. Ф. 79. Оп. 7. Д. 3510. Л. 194–206].
В начале XX в. в церквях Ярославской епархии продолжались благотворительные сборы как постоян- ного, так и единовременного характера. Делопроиз- водственная переписка епархии буквально наполнена подобными сюжетами, причем встречаются предло- жения и от зарубежных православных церквей. Кру- жечные сборы в храмах являлись традиционными для православного духовенства и зачастую шли на различ- ные социальные проекты. Контроль за их расходова- нием со стороны епархиальных властей был очень строгим [8. C. 22], поскольку злоупотребления в этом вопросе могли подорвать престиж Русской православ- ной церкви среди верующих.
Всего в 1899 г. в Ярославле насчитывалось 15 спе- циальных благотворительных учреждений, а в губер- нии – 47 [2. Ф. 73. Оп. 1. Д. 7022. Л. 1–2]. Через пять
лет в Ярославской губернии действовали 70 богаделен, 29 приютов и 40 различных благотворительных обществ, в которых призревались 1 962 женщины, 2 052 мужчи- ны, 501 девочка и 553 мальчика. Значительную часть из них составляли благотворительные учреждения, связанные с Ярославской епархией. На содержание указанных богаделен, приютов и благотворительных учреждений в 1904 г. в городах губернии было потра- чено 170 628 руб. от общего фондового капитала в весьма существенную сумму в 1 627 403 руб. 37 коп.
[5. C. 41, 43].
Для выявления динамики приведем аналогичные данные шесть лет спустя. В 1910 г. в губернии насчи- тывалось 84 богадельни и общежития, 36 приютов и
31 другое благотворительное общество, в которых находились 1 938 женщин и 891 мужчина, 603 девочки и 464 мальчика. На это благотворительными организа- циями было потрачено 249 695 руб. 38 коп. от их об- щего капитала, насчитывающего 1 992 971 руб. 92 коп. [3. C. 38, 41]. Большую роль в дело развития благотво- рительности в губернии в 1910 г. продолжала вносить Ярославская епархия.
Следовательно, за шесть лет численность благо- творительных организаций губернии практически не выросла, количество призреваемых также осталось без существенных изменений, в то время как траты на их содержание возросли вместе с общим капиталом са- мих обществ. В эти весьма существенные суммы внес- ли свой вклад и благотворительные организации, напрямую связанные с Ярославской епархией Русской православной церкви. Всего в 1900–1913 гг. доля бла- готворительных организаций Ярославской епархии и связанных с ней обществ составляла в губернии в раз- ные промежутки времени от 10 до 20% от общего ко- личества подобных учреждений.
Таким образом, благотворительность Ярославской епархии играла существенную роль в ее социокуль- турной деятельности. Приюты, церковно-приходские