Файл: Государственного университета.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 921

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA

Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)

Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк

Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным

Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.

Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине

Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985

Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.

История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.

Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.

Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)

ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии

«Хвост, виляющий собакой»: колония Аден и трансформация британской политики в Южной Аравии, 1959–1964 гг.

Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.

Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain

ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY

Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе

ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY

Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде

Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

РЕЦЕНЗИИ BOOK REVIEW

Советская деревня в русском поле киноисследований

2023 № 82


1-1. С. 77–85.

  1. Martin-Perpina M.M., Poch F.V., Cerrato S.M. Media multitasking impact in homework, executive function and academic performance in spanish adolescents // Psicothema. 2019. Vol. 31, 1. Р. 81–87. doi: 10.7334/psicothema2018.178

  2. Zamfir A.-M., Mocanu C. Perceived Academic Self-Efficacy among Romanian Upper Secondary Education Students // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. Vol. 17, is. 13. Art. 4689. doi: 10.3390/ ijerph17134689

  3. Ковалев А.И., Роголева Ю.А., Егоров С.Ю. Сравнение эффективности применения технологий виртуальной реальности с традиционными образовательными средствами // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2019. 4. С. 44–58. doi: 10.11621/vsp.2019.04.44

  4. Чайникова Г.Р. Анализ адаптации студентов, обучающихся по модели «Перевернутый класс», к условиям дистанционного обучения // Открытое образование. 2020. Т. 24, 5. С. 63–71. doi: 10.21686/1818-4243-2020-5-63-71

  5. Стиллман Д. Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2018. 272 с.

  6. Floridi L. The Fourth revolution. How the infosphere is reshaping human reality. New York : Oxford University Press, 2014. 278 p.


References


  1. Neklyudova, S.V. & Kabrin, V.I. (2017) Formation of a new type of mobile personality lifestyle in transcultural communication . Sibirskiypsikholo-gicheskiyzhurnalSiberianJournal of Psychology. 65. pp. 66–82. (In Russian). DOI: 10.17223/17267080/65/5

  2. Anderson, E.L., Steen, E. & Stavropoulos, V. (2017) Internet use and Problematic Internet Use: a systematic review of longitudinal research trends in adolescence and emergent adulthood. International Journalof AdolescenceandYouth. 22(4). pp. 430–454. DOI: 10.1080/02673843.2016.1227716

  3. May, K.E. & Elder, A.D. (2018) Efficient, helpful, or distracting? A literature review of media multitasking in relation to a cademic performance. International Journal ofEducational TechnologyinHigher Education. 15(1). Art. 13. DOI: 10.1186/s41239-018-0096-z

  4. Kuzheleva-Sagan, I.P. & Suchkova, N.A. (2018) Digital nomadism among Tomsk students: identification and self-identification. Sibirskiypsikholo-gicheskiyzhurnalSiberianJournal of Psychology. 67. pp. 102–114. (In Russian). DOI: 10.17223/17267080/67/8

  5. Savinova, S.Yu. (2015) Vovlechennost' studentov v obrazovatel'nyy protsess: otsenka pozitivnykh effektov [Involvement of students in the educational process: Assessment of positive effects]. Chelovekiobrazovanie. 4(45). pp. 143–147.

  6. Chernykh, C.I. & Borisenko, I.G. (2020) Tsifrovye tekhnologii v obrazovanii i ikh vliyanie na izmenenie chelovecheskogo kapitala [Digital technolo- gies in education and their impact on changing human capital]. Filosofiyaobrazovaniya. 20(3). pp. 5–20. DOI: 10.15372/PHE20200301

  7. Tretyakova, V.S. (2019) Professional'noe budushchee molodezhi tsifrovogo pokoleniya Rossii [The professional future of the youth of the digital generation of Russia]. Nepreryvnoe obrazovanie: teoriya i praktika [Life-long Education: Theory and Practice]. Proc. of the Second International Conference. Ekaterinburg, January 22, 2019. Ekaterinburg. pp. 151–156.

  8. Litvinova, E.Yu. & Kiseleva, N.V. (2017) Vovlechennost' v professional'nuyu sredu i ee znachenie dlya nepreryvnogo obrazovaniya [Involvement in the professional environment and its significance for continuing education]. Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 8(2). pp. 5–20. DOI: 10.17759/sps.2017080201

  9. Kravchenko, S.A. (2019) Tsifrovye riski, metamorfozy i tsentrobezhnye tendentsii v molodezhnoy srede [Digital Risks, Metamorphoses and Centrifu- gal Trends in the Youth Environment]. Sotsiologicheskie issledovaniya SociologicalStudies. 10. pp. 48–57. DOI: 10.31857/S013216250006186-7

  10. Asmolov, G.A. & Asmolov, A.G. (2019) Internet kak generativnoe prostranstvo: istoriko-evolyutsionnaya perspektiva [The Internet as a generative space: A historical and evolutionary perspective]. Voprosypsikhologii. 4. pp. 3–28.

  11. Bredun, E.V., Balanev, D.Yu., Vaulina, T.A. et al. (2020) Temporal'nye osobennosti studentov kak kognitivnye diagnosticheskie kharakteristiki: kontekst adaptivnogo obrazovaniya [Temporal features of students as cognitive diagnostic characteristics: The context of adap tive education]. RossiyskiypsikhologicheskiyzhurnalRussianPsychological Journal. 17(1). pp. 60–73. DOI: 10.21702/rpj.2020.1.5

  12. Brubaker, R. (2020) Digital hyperconnectivity and the self. TheoryandSociety. 49. pp. 771–801. DOI: 10.1007/s11186-020-09405-1

  13. Gentzler, A.L. (2019) Valuing happiness in youth: Associations with depressive symptoms and well-being. Journal of Applied DevelopmentalPsychology. 62. pp. 220–230. DOI: 10.1016/j.appdev.2019.03.001





  1. Soldatova, G.U. & Voyskunskiy, A.E. (2021) Socio-Cognitive Concept of Digital Socialization: А New Ecosystem and Social Evolution of the Mind. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 18(3). pp. 431–450. (In Russian). DOI: 10.17323/1813-8918-2021-3-431-450

  2. Ackermann, K. & Manatschal, A. (2018) Online volunteering as a means to overcome unequal participation? The profiles of online and offline volunteers compared. NewMedia&Society. 20(12). pp. 4453–4472. DOI: 10.1177/1461444818775698

  3. Ponachugin, A.V. & Lapygin, Yu.N. (2017) Organizatsiya interaktivnogo vzaimodeystviya v elektronnom obuchenii [Organization of interactive interaction in e-learning]. VestnikMininskogouniversiteta. 4(21). Art. 1. DOI: 10.26795/2307-1281-2017-4-1

  4. Kandybovich, S.L. & Razina, T.V. (2019) Osobennosti sotsializatsii molodezhi v usloviyakh sovremennoy tsifrovoy sredy [Features of the socializa- tion of youth in the modern digital environment]. Mirovyetsivilizatsii. 4(3-4). pp. 23–28. [Online] Available from: https://wcj.world/PDF/06PSMZ319.pdf

  5. Marangu, P., Nyaga, F. & Rukaria, S. (2022) Overcoming Challenges Arising from Online Training in TVET Institutions in Kenya. TenthPan-CommonWealthForumonOpenLearning. DOI: 10.56059/pcf10.9226

  6. Poddyakov, A.N. (2018) Psikhologiya obucheniya v usloviyakh novizny, slozhnosti, neopredelennosti [Psychology of learning in conditions of novelty, complexity, uncertainty]. In: Asmolov, A.G. (ed.) Mobilisinmobili:lichnost'vepokhuperemen[Mobilisinmobili: Personality in the Era of Change]. Moscow: YaSK. pp. 261–276. DOI: 10.54359/ps.v8i40.558

  7. Petruneva, R.M., Vasilieva, V.D. & Toporkova, O.V. (2019) Studencheskaya molodezh' v epokhu tsifrovogo obshchestva [Student youth in the era of digital society]. Prepodavatel'XXIvek. 1-1. pp. 77–85.

  8. Martin-Perpina, M.M., Poch, F.V. & Cerrato, S.M. (2019) Media multitasking impact in homework, executive function and academic perfo rmance in spanish adolescents. Psicothema. 31(1). pp. 81–87. DOI: 10.7334/psicothema2018.178

  9. Zamfir, A.-M. & Mocanu, C. (2020) Perceived Academic Self-Efficacy among Romanian Upper Secondary Education Students. InternationalJournalof Environmental ResearchandPublicHealth. 17(13). Art. 4689. DOI: 10.3390/ ijerph17134689

  10. Kovalev, A.I., Rogoleva, Yu.A. & Egorov, S.Yu. (2019) Sravnenie effektivnosti primeneniya tekhnologiy virtual'noy real'nosti s traditsionnymi obrazovatel'nymi sredstvami [Comparison of the effectiveness of the use of virtual reality technologies with traditional educ ational means]. VestnikMoskovskogouniversiteta.Ser.14.Psikhologiya. 4. pp. 44–58. DOI: 10.11621/vsp.2019.04.44

  11. Chaynikova, G.R. (2020) Analiz adaptatsii studentov, obuchayushchikhsya po modeli “Perevernutyy klass”, k usloviyam distantsionnogo obucheniya [An analysis of the adaptation of students studying according to the “Flipped Class” model to the conditions of distance learning]. Otkrytoe obra-zovanie. 24(5). pp. 63–71. DOI: 10.21686/1818-4243-2020-5-63-71

  12. Stillman, D. (2018) PokolenieZnarabote.Kakegoponyat'inaytisnimobshchiyyazyk[Generation Z at work. How to understand him and find a common language with him]. Translated from English. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber.

  13. Floridi, L. (2014) TheFourthRevolution.HowtheInfosphereis ReshapingHumanReality. New York: Oxford University Press.



Сведенияобавторах:

Петрова Валерия Николаевна доктор психологических наук, профессор кафедры организационной психологии факультета психологии Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: valerpsy@mail.ru

Галажинский Эдуард Владимирович доктор психологических наук, ректор Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: rector@tsu.ru

Блохина Евгения Васильевна младший научный сотрудник Лаборатории сравнительных исследований качества жизни Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: saranchonae@mail.ru

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Informationabout theauthors:

Petrova Valeriya N. Doctor of Psychology, Professor of Organizational Psychology’s Department, Faculry of Psychology, Tomsk

State University (Tomsk, Russia). E-mail: valerpsy@mail.ru

Galazhinskiy Eduard V. – Doctor of Psychology, Rector of the Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: rector@tsu.ru Blokhina Evgeniya V. Senior Researcher of Laboratories for Comparative Research in Quality of Life, Tomsk State University (Tomsk, Russia). E-mail: saranchonae@mail.ru
Theauthorsdeclarenoconflictsofinterests.
Статья поступила в редакцию 12.11.2022; принята к публикации 21.03.2023Thearticlewassubmitted12.11.2022;acceptedforpublication21.03.2023



194
Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82
Научная статья УДК 32.019.5

doi: 10.17223/19988613/82/24


Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект

Павел Борисович Салин1, Владимир Георгиевич Кикнадзе2


1ФинансовыйуниверситетприПравительствеРоссийскойФедерации,Москва,Россия,salpavbor@mail.ru

2Российскаяакадемияракетныхиартиллерийскихнаук,Москва,Россия,KiknadzeVG@mail.ru
Аннотация. Рассмотрены особенности восприятия студенческой молодежью истории России с точки зрения как формы (источников), так и содержания. Статья опирается на социологические исследования, проведенные кол- лективом авторов в 2017 и 2018 гг. Установлено, что студенческая молодежь в целом рационально относится к событиям российской истории, позитивно воспринимая те из них, которые сопряжены с реализацией персо- нальных прав и свобод, и негативно с их ограничением.

Ключевые слова: студенческая молодежь, отечественная история, патриотизм, пропаганда, образ будущего
Благодарности: Авторы выражают признательность студентам факультета социологии и политологии Финан- сового университета Д.Д. Осининой и Д.А. Машьянову, внесшим существенный вклад в организацию и обра- ботку результатов социологического опроса, послужившего одним из источников для написания данной статьи.
Для цитирования: Салин П.Б., Кикнадзе В.Г. Восприятие студенческой молодежью российской истории: поли- тический аспект // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82. С. 194–198. doi: 10.17223/19988613/82/24



Original article


Students' perception of Russian history: political aspect

Pavel B. Salin1, Vladimir V. Kiknadze2



1FinancialUniversityunder theGovernmentoftheRussianFederation,Moscow,RussianFederation,salpavbor@mail.ru

2RussianAcademyof MissileandArtillerySciences,Moscow,RussianFederation,KiknadzeVG@mail.ru
Abstract. To determine the features of the perception of students of the history of Russia, the sources and channels of information on the problem, to consider the features of the request of students regarding the translation of knowledge on the national history, the risks and opportunities.

The main source for writing the article was the data of a sociological study of students in Russia, conducted by a team of authors in 2017 in the framework of research on the state task of the Financial University under the Gov ernment of the Russian Federation (more details on the methodology and construction of the sample indicated in the article). As an additional source base, we used works that consider the peculiarities of perception of Russian history by various social groups, as well as the priorities and attitudes of Russian students.

The perception of the historical heritage of any social group is one of the basic prerequisites that affects its political be- havior in the present and allows various actors to manipulate them. In the case of students, the peculiarity of the situation is the age specificity of this group, in particular, its psychological mobility and unformed attitudes, which facilitates the task of various manipulators. The survey conducted by the team of authors in 2017 showed a high level of self-esteem of Patriotic sentiments among students. A "consumer" request for the submission of history was identified, in particular, a request for the presence of a basic (state) point of view, but also alternative to it, including those presented in foreign literature. Student youth generally positively perceives historical events associated with changes, but does not accept their violent nature. Her perception of the great Patriotic war stands out-despite the binding of this event to the mobiliza- tion scenario, the student youth perceives this period positively. Other periods, associated with violent (forced) mobiliza- tion, perceived it negatively. For example, positive student youth evaluated such diverse events as the r eform of Peter I and the abolition of serfdom, negative the era of Ivan the terrible and Troubled times.

Students are quite pragmatic (consumer) in their attitude to the sources of information on Russian history, as well as to the historical events themselves. It does not think in the categories of democracy - authoritarianism, but rather in the categories of violence/mobilization - non – violence, with a positive attitude to the second and a negative attitude to the first. At the same time, this social group evaluates historical events as positively as possible, which, in its opinion, are associated with opportunities for the realization of individual rights and freedoms.

Keywords: student youth, national history, patriotism, propaganda, image of the future
© П.Б. Салин, В.Г. Кикнадзе, 2023



Acknowledgements: The authors express their gratitude to the students of the Faculty of Sociology and Political Science of the Financial University, D.D. Osinina and D.A. Mashyanov, who made a significant contribution to the organi- zation and processing of the results of the sociological survey, which served as one of the sources for writing this article.
For citation: Salin, P.B., Kiknadze, V.V. (2023) Students' perception of Russian history: political aspect. VestnikTomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya – Tomsk State University Journal of History. 82. pp. 194–198. doi: 10.17223/19988613/82/24


Отношение молодежи к истории и динамика текущей политической ситуации достаточно тесно взаимосвя- заны. В особенности это касается России на современ- ном этапе ее развития, когда страна проходит через сложный и далеко не завершившийся этап историче- ского транзита, сопряженного с различными пертурба- циями. С учетом этого отсутствие в сознании молодежи, особенно наиболее активной ее части – студенческой молодежи, «прививок», связанных с восприятием ис- торического наследия, чревато повторением в настоя- щем и будущем ошибок прошлого, цена которых мо- жет быть несопоставимо выше, чем на предыдущем витке исторического развития.

Следует отметить два способа трансляции истори- ческой памяти, предохраняющей от повторения ошибок прошлого: условная память поколений, когда опыт передается «вживую», и трансляция через опосредован- ные источники – книги, фильмы и т.п. При этом речь идет как о современных произведениях, посвященных той или иной исторической эпохе, так и о произведе- ниях той эпохи непосредственно.

С этой точки зрения историческое наследие пред- ставляет собой не только чисто культурный аспект, но и инструмент управления текущими политическими процессами. При этом модерирование в определенном ключе истории позволяет направлять в нужное русло текущую политическую активность целевой аудито- рии студенческой молодежи. Ситуацию для всех заинтересованных сторон одновременно упрощает и усложняет то, что молодежь в силу своего возраста не обладает «живыми» историческими воспоминаниями, а значит, черпает свое представление об истории, в том числе и об отечественной, из разных источников.

Также следует упомянуть, что в последние три де- сятилетия различные группы населения, в том числе и студенческая молодежь как наиболее динамичная ка- тегория, неоднократно подвергались «перенастройке» сознания через манипулирование историческим насле- дием. При этом субъектом такого манипулирования выступала как власть, так и другие игроки. Многие исследователи отмечают, что современный информа- ционный дискурс, генерируемый и поддерживаемый властью, гораздо больше обращен в прошлое, чем в бу- дущее [1].

При этом специфика работы с такой категорией насе- ления, как студенческая молодежь, заключается в том, что манипулятору гораздо проще добиться своих целей, особенно в случае реализации деструктивных сцена- риев, так как «по умолчанию» считается, что моло- дежь не обладает исторической памятью (в том числе и почерпнутой из литературных источников), которая служила бы предохранителем от негативного воздей- ствия на нее. Например, исчезновение из исторической

памяти негативных обстоятельств, связанных с рево- люционными потрясениями, лишает целевую группу встроенных защитных механизмов, гарантирующих от их повторения в будущем. Правда, как будет показано ниже, эта гипотеза не совсем подтверждается данными социологического среза, в рамках которого опрашива- лась как раз студенческая молодежь.

С точки зрения манипулирования со стороны де- структивно настроенных акторов, студенческая моло- дежь обладает двумя особенностями, облегчающими им поставленную задачу. Первая касается ментальных особенностей данной целевой группы и заключается в том, что, как и любая молодежь, студенчество склон- но к более радикальным сценариям решения проблем, которые зачастую носят актуальный, а не надуманный характер. Второй аспект касается географических осо- бенностей распределения данной целевой группы: по- скольку вузы сконцентрированы в крупных городах (а именно там и происходят ключевые события всех деструктивных политических сценариев), студенты становится легким объектом для манипуляторов. Од- нако манипуляторы при осуществлении своего воздей- ствия всегда опираются на те или иные позиции, уже доминирующие в целевой группе. С точки зрения про- филактики деструктивных настроений в студенческой среде целесообразно понимать, как воспринимается российская история российской же студенческой мо- лодежью.

С целью реализации поставленной задачи в рамках выполнения НИР по госзаданию специалистами Фи- нансового университета в 2017 г. было проведено ис- следование среди студенческой молодежи, касающееся восприятия ею российской истории, в 2018 г. исследо- вания в данном направлении были продолжены. Ме- тодом сбора первичной социологической информации является массовый анкетный опрос в электронной фор- ме. Для обработки результатов использовались методы описательной статистики, парные корреляции, построе- ние кросс-таблиц или перекрестных отчетов. Статисти- ческая обработка проводилась с помощью программы SPSS 20.0. Тип выборки – «стихийная». В исследова- нии приняли участие 350 человек, из которых 202 сту- дента-москвича и 148 студентов из других субъектов РФ. Средний возраст респондентов 18–24 года.

Субъекты РФ, в которых проводилось исследова- ние, были выбраны исходя из анализа рейтинга горо- дов России по числу вузов, подготовленного междуна- родной организацией UNIPAGE, специализирующейся на высшем образовании. В рейтинге учитывается об- щее количество высших учебных учреждений в городе и число вузов, приходящихся на 1 млн населения. Так, больше всего вузов располагаются в Москве, Санкт- Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и Новосибирске.