ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 914
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ PROBLEMS OF HISTORY OF RUSSIA
Социальные последствия мобилизации в Приморской области в годы Первой мировой войны (1914–1917 гг.)
Социалистический город Тырган: историко-архитектурный очерк
Занятия горожанок Оренбургской губернии по данным
Благотворительная деятельность Ярославской епархии в 1900–1913 гг.
Ученый и партийная номенклатура: противостояние на казахстанской целине
Fight against drinking and alcoholism in Tomsk in 1982 – beginning of 1985
Провинциальные проекты преобразований полиции Урала во второй половине XIX в.
История государственной политики в области библиотечного дела в России в 1917–1991 гг.
Продовольственные капиталы Вологодской губернии в 1871–1917 гг.
Школы Томска в годы Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.)
ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Влияние экологического фактора на трансформацию основных политических партий Германии
Особенности студенческого протестного движения в Великобритании 1960–1970-х гг.
Features of the 1960–1970s students' protest movement in Great Britain
ПРОБЛЕМЫ АРХЕОЛОГИИ PROBLEMS OF ARСHAEOLOGY
Мясная напутственная пища в погребальном обряде населения Гонур-депе
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY
Временные установки и удовлетворенность жизнью у студентов вузов в смешанной образовательной среде
Восприятие студенческой молодежью российской истории: политический аспект
V.I. (ed.) Trudy Margianskoi arkheologicheskoi ekspeditsii [Proceedings of the Margiana archaeological expedition]. Vol. 4. Moscow: Staryy sad. pp. 159–162.
-
Sataev, R.M. (2016) Zhivotnyevkul'ture DrevneyMargiany[Animals in the culture of ancient Margiana]. Moscow: Staryy sad. -
Dubova, N.A. (2012) Pogrebeniya zhivotnykh v strane Margush [Animal burials in the Margush country]. In: Sarianidi, V.I. (ed.) TrudyMargianskoy arkheologicheskoy ekspeditsii [Proceedings of the Margiana archaeological expedition]. Vol. 4. Gonur Depe studies in 2008 –2011. Moscow: Staryy sad. pp. 101–139. -
Sarianidi, V.I. & Dubova, N.A. (2015 Kul't zhivotnykh v Margiane [The cult of animals in Margiana]. In: Nikonorov, V.P. & Alekshin, V.A. (eds) Akademicheskoe vostokovedenie v Rossii i stranakh blizhnego zarubezh'ya (2007–2015): arkheologiya, istoriya, kul'tura [Acaremic Oriental Studies in Russia and the neighbouring countries (2007–2015): Archaeology, history, culture]. St. Petersburg: Kontrast. pp. 521–558. -
Sarianidi, V.I. & Dubova, N.A. (2008) Arkheologicheskie raboty na yugo-zapadnom kholme Gonur-depe (raskop 16) [Archaeological works on the south-western hill of Gonur Depe (Area 16)]. In: Sarianidi, V.I. (ed.) Trudy Margianskoy arkheologicheskoy ekspeditsii [Proceedings of the Margiana archaeological expedition]. Vol. 2. Moscow: Staryy sad. pp. 28–49.
Сведенияобавторах:
Сатаев Роберт Мидхатович – кандидат биологических наук, научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва, Россия). E-mail: rob-sataev@mail.ru
Куфтерин Владимир Владимирович – доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва, Россия). E-mail: vladimirkufterin@mail.ru
Дубова Надежда Анатольевна – доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заведующая Центром антропоэко- логии Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва, Россия). E-mail: dubova_n@mail.ru Сатаева Лилия Вакиловна – кандидат биологических наук, доцент Башкирского государственного аграрного университета (Уфа, Россия). E-mail: lvsataeva@mail.ru
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.Informationabout theauthors:
Sataev Robert M. – Candidate of Biological Sciences, Researcher at the Miklukho-Maklay Institute of Ethnology and Anthropology
of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: rob-sataev@mail.ru
Kufterin Vladimir V. – Doctor of Biological Sciences, Leading Researcher at the Miklukho-Maklay Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: vladimirkufterin@mail.ru
Dubova Nadezhda A. – Doctor of Historical Sciences, Chief Researcher, Head. The Center of Human Ecology of the Miklukho- Maklay Institute of Ethnology and Anthropology of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russian Federation). E-mail: dubova_n@mail.ru
Sataeva Lilia V. – Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of Bashkir State Agrarian University (Ufa, Russian Federa-
tion). E-mail: lvsataeva@mail.ru
Theauthorsdeclarenoconflictsof interests.
Статья поступила в редакцию 16.10.2020; принята к публикации 21.03.2023Thearticlewassubmitted16.10.2020;acceptedforpublication21.03.2023
176
Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 82
ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОЛОГИИ, ЭТНОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ PROBLEMS OF ANTHROPOLOGY, ETHNOLOGY AND ETHNOGRAPHY
Научная статья УДК 94(47)
doi: 10.17223/19988613/82/22
Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях
Дарья Игоревна Павличенко
Санкт-Петербургский государственныйуниверситет,Санкт-Петербург,Россия,dasha00.000@yandex.ru
Аннотация. Рассмотрены иллюстрации в альбомах, журналах и других изданиях второй половины XIX – начала XX в., изображающие Царство Польское. Цель исследования – проанализировать, как его образ представлялся на визуальном материале и комментариях к нему, и определить ту характеристику, которой наделялись поляки и Царство Польское иллюстраторами и авторами статей. Научная новизна работы заключается в анализе не только вербальной, но и визуальной составляющей образа Царства Польского. В результате определено, что иллюстра- ции не были свободны от трансляции авторами негативного стереотипа.
Ключевые слова: Царство Польское, визуальный образ, Российская империя, этнографические альбомы
Для цитирования: Павличенко Д.И. Визуальный образ Царства Польского во второй половине XIX – начале XX в. в российской прессе и печатных изданиях // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 82. С. 176–186. doi: 10.17223/19988613/82/22
Original article
Visual image of the Kingdom of Poland in the second half of the XIX – early XX centuries in the Russian press and printed publications
Darya I. Pavlichenko
SaintPetersburgStateUniversity, SaintPetersburg,RussianFederation,dasha00.000@yandex.ru
Abstract. The article deals with illustrations in albums, magazines and other publications of the second half of the 19th – early 20th centuries, depicting the Kingdom of Poland. The purpose of the study is to analyze how the image of the Kingdom of Poland was presented on visual material and comments on it and to determine the characteristic that the Poles and the Kingdom of Poland were endowed with by illustrators and authors of articles. The period of the article is the second half of the 19th century and the beginning of the 20th - the time of recognition of the Empire. The chosen period was the heyday of illustrated publications: a large number of illustrated albums, magazines, encyclopedias, in- cluding those on ethnographic topics, are published. Popular ethnographic albums containing articles about the Poles are considered: «Description ethnographique des peuples de la Russie» by T. D. Pauli, «Russian peoples: pen and pencil
sketches» by N. Zograf, «Peoples of the Earth» by A. Ostrogorsky. The magazines «Niva», «Picturesque Review»,
«Peoples of Russia» are involved. Also the article considers the encyclopedia "Picturesque Russia". The scientific novelty of the work lies in the analysis of not only the verbal, but also the visual component of the image of the Kingdom of Poland. As part of the work, each essay and illustration is examined for the transmission of certain stereotypes about the Poles through the attribution of certain qualities to them, the image of the Poles with a set of certain stereotypical attributes, and the stereotype is analyzed in terms of whether it is negative or positive. Not only the content of the publication is analyzed, but also the historical context that accompanied the release of the publication. As a result, it was determined that the illustrations were not free from the transmission of negative stereotypes by the authors. In almost all publica- tions, the Poles were portrayed from a negative point of view, which, according to the author, was caused by the memory of the November, January and Krakow uprisings.
Keywords: Congress Kingdom of Poland, visual image, the Russian Empire, ethnographic albums
© Д.И. Павличенко, 2023
For citation: Pavlichenko, D.I. (2023) Visual image of the Kingdom of Poland in the second half of the XIX – early XX centuries in the Russian press and printed publications. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya –TomskStateUniversityJournalof History. 82. pp. 176–186. doi: 10.17223/19988613/82/22
Вторая половина XIX в. – время расцвета иллю- стрированных изданий, огромное множество которых печатается и на территории Российской империи. Не- редкими становятся и историко-географические и эт- нографические издания, а также статьи в периодике.
Целью этих публикаций была популяризация све- дений о странах и населяющих их народах среди ши- рокого круга читателей – они не претендуют на науч- ность (этнография XIX в. в принципе разделяла весьма ненаучное мнение о наличии тех или иных черт харак- тера у определенного народа). Безусловно, историко- географические и этнографические материалы в попу- лярных изданиях, излюбленных публикой, содержали определенный стереотип, однако в рамках статьи этот стереотип как раз и интересен.
Было принято решение ограничить хронологические рамки второй половиной XIX в. и рубежом XIX–XX вв. (до 1914 г.), по нескольким причинам: во-первых, дан- ный период является наиболее богатым на собственно иллюстрированные издания, а во-вторых, в российских источниках данного периода могли наиболее ярко от- разиться некоторые негативные стереотипы о поляках (период после Январского восстания).
Важно, что все привлеченные источники были одобрены цензурой Министерства просвещения, по- этому можно считать, что в них публиковалась офици- альная позиция властей. Целью таких изданий, как правило, было не только формирование визуального образа того или иного народа, но и создание образа
«чужого» и «своего».
Для русского человека, поляк воспринимался в первую очередь как ревнивый католик, деспотичный шляхтич и неисправимый революционер. Л.Е. Гори- зонтов писал: «В Российской империи за поляками закрепилась репутация непримиримо враждебных госу- дарственному порядку элементов. Убеждение это крепло от одного польского заговора и восстания к другому, достигнув своего апогея в 60-е гг. XIX в.» [1. С. 100]. С другой стороны, государственными чи- новниками поляки зачастую воспринимались как «сто- ящие на высшей степени цивилизации сравнительно с Россией» [2. С. 322].
Что касается польского «нрава», то здесь суще- ственно заметно влияние польского автостереотипа. На рубеже XVIII и XIX вв. польские писатели и обще- ственные деятели создают польский автостереотип, опираясь на который Адам Мицкевич сконструировал особенности польского народа. Поляк у Мицкевича неупорядочен и податлив, непрактичен, не заинтере- сован в общественной и политической жизни, пасси- вен, экзальтирован, весел – в общем, во всем противо- поставлен члену западного мира. Таким образом, в польской и русской литературе складывается весьма конкретный стереотип о поляке. По утверждению М.В. Лескинен, именно портрет, составленный А. Миц- кевичем был воспринят французской и русской исто-
риографией второй половины XIX в. [3. С. 120]. Наша цель – выявить, в какой степени воспринятый портрет Мицкевича можно увидеть на визуальном материале.
В середине XIX в. начинается «новый этап осмыс- ления народности и этничности в России, а также их отождествления, когда в русской беллетристике под французским влиянием весьма популярным становит- ся жанр так называемых «физиологий», или «типов»» [4. С. 49]. И эти «типы» и «физиологии» в соответ- ствии с уровнем развития этнографической науки дан- ного периода были собирательными. М.В. Лескинен приводит цитату В.Г. Белинского, которая дает нам понять, что человек середины XIX столетия понимал под «типом»: «…их [типов] авторы должны обладать умениями “живописца с натуры”, а “сущность типа состоит в том, чтоб, изображая, например, хоть водо- воза, изображать не какого-нибудь одного водовоза, а всех в одном”» [4. С. 50]. В этой связи интересно и то, насколько подлинной была та картина, которую рисовали русские.
В 1862 г, выходит иллюстрированный альбом
«Этнографическое описание народов России» Густава- Теодора Паули (1817–1867), создание и издание кото- рого были приурочены к тысячелетию Российского государства. Существовавшие на тот момент этногра- фические публикации уже мало соответствовали научному уровню середины века, поэтому целью тру- да Паули было также и восполнение образовавшейся лакуны в этнографической осведомленности читате- лей. Все иллюстрации сделаны с натуры, выполнены очень качественно и реалистично. Тексты же писались учеными-этнографами, поэтому издание считалось не только роскошным, но и авторитетным.
В соответствующей главе альбома приведены две иллюстрации (рис. 1, 2), на которых изображены поля- ки. Первая иллюстрация изображает поляков из раз- ных городов и губерний. Заметно, что они не относят- ся к одной социальной группе – мы видим и крестьян, и горожан. На второй иллюстрации изображены муж- чина и две девушки из окрестностей Кракова. Хотя альбом и подразумевал описание народов, находящих- ся в составе Российской империи, его создатели, по всей видимости, решили идти дальше и описать ту часть Польши, которая в состав Империи не вошла.
В целом мы имеем дело с обобщенным описанием отличительных черт любого славянина. Но отметим, что наблюдается несколько пренебрежительное срав- нение поляков с великороссами: «Внешностью поляки сильно отличаются от великороссов: голова у них меньше, они не столь рослые, черты их более тонкие. Им не хватает той особенной гармонии – если можно так выразиться – между душой и телом, своего рода уверенности, которой в известной мере обладают ве- ликороссы. Польское дворянство в целом довольно отчетливо отличается от народной массы» [5. С. 116].