Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1622
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Рис. 1. Структура информационной системы [17, с. 10]
Понятие информационных технологий в организации
Роль современных информационных систем и информационных технологий в корпоративном управлении
Рис. 2. Взаимосвязь между компонентами организации [36, с. 102]
Рис. 3. Взаимосвязь организаций технологий и менеджмента [27, с. 119]
Рис. 4. Управленческая пирамида и информационные подсистемы управления [16, с. 204]
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УПРАВЛЕНИИ ООО «САНТЕХКОМПЛЕКТ УРАЛ»
Рис. 5. Организационная структура управления ООО УЦСК
Рис. 6. Схема документопотока ООО УЦСК «Сантехкомплект-Урал»
Рис. 7. Схема базы данных ООО УЦСК «Сантехкомплект-Урал»
Роль современных информационных систем и информационных технологий в корпоративном управлении
Предъявляемые к ИС и ИТ в корпоративном управлении высокие требования в части их функционального наполнения и технологического исполнения предполагают обязательное участие руководителя организации в процессах их создания, внедрения, совершенствования и эксплуатации.
Использование ИС и ИТ в корпоративном управлении любой организации нацелено на решение следующих задач [15, с. 76]:
-
Структура ИС и ИТ, их функциональное назначение должны соответствовать целям, стоящим перед организацией. Например, в коммерческой фирме - эффективный бизнес, извлечение максимальной выгоды; в государственном предприятии - решение экономических и социальных задач. -
ИС и ИТ в корпоративном управлении должны контролироваться людьми, которые понимают их назначение, цели и задачи, и использоваться в соответствии с основными социальными и этическими принципами. -
Производство достоверной, надѐжной, систематизированной и своевременной информации.
Таким образом, для эффективной работы ИС и ИТ в корпоративном управлении необходимо сначала понять и выстроить структуру, функции и политику организации, цели управления и принимаемых решений, возможности применяемой технологии. ИС и ИТ в корпоративном управлении
являются частью организации, а ключевые элементы любой организации - структура и органы управления, стандартные процедуры, персонал, корпоративная культура.
Существует несколько схем, чтобы показать, как ИС и ИТ в корпоративном управлении вписываются в систему управления организацией. На рис. 2 представлены четыре основных взаимосвязанных компонента в организации.
Рис. 2. Взаимосвязь между компонентами организации [36, с. 102]
Изменения в одном компоненте неизбежно вызывают изменения в остальных. Раньше на «увязку» таких изменений уходили месяцы и годы, что приводило к серьезным кризисным явлениям. Развитые корпоративные ИС и ИТ делают процесс изменений и согласования плавным и эффективным.
Внедрение ИС и ИТ в корпоративном управлении может приводить к организационным изменениям различной степени: от минимальных, до
далеко идущих. Это зависит от степени решимости и настойчивости высшего руководства организации довести начатые преобразования до логического завершения [32, с. 84].
В организациях имеются различные уровни управления, для которых необходимы совершенно определенные виды информационной поддержки. В связи с этим использование ИС и ИТ в корпоративном управлении относится к наиболее противоречивым внутрифирменным проблемам. Руководство предприятий, понимая, что такие проблемы есть, часто отказывается их решать, так как не чувствует себя достаточно компетентным.
Решения в лучшем случае возлагаются на руководителей информационных служб или специализированные внешние организации, которые не заинтересованы в быстром разрешении информационных проблем своего заказчика.
Хозяйственные риски, связанные с использованием ИС и ИТ в корпоративном управлении, постоянно растут, и неясно, до каких пор руководство предприятий будет недооценивать этот важный стратегический ресурс. В последнее время высший менеджмент стал внимательнее относиться к ИС и ИТ в корпоративном управлении. Именно от него должны исходить решающие инициативы по изменению ситуации в данной сфере. Развитие информатизации бизнеса показало, что ИС и ИТ в корпоративном управлении и организации взаимно влияют друг на друга. Информационные технологии и построенные на их основе информационные системы должны быть полностью интегрированы в деятельность организации. С другой стороны, организация должна постоянно чувствовать поддержку со стороны ИТ и ИС, и не только открывать для себя новые возможности, но и развивать их, чтобы извлечь максимальную выгоду из новых технологий [27, с. 119]. Таким образом, ИТ и ИС постепенно сместились в центр парадигмы управления предприятием (рис. 3).
Рис. 3. Взаимосвязь организаций технологий и менеджмента [27, с. 119]
Взаимодействие между ИС и ИТ в корпоративном управлении – сложная и комплексная проблема. Оно подвержено влиянию большого числа факторов, включая структуру бизнеса, организационно-функциональное построение организации, бизнес-правила, политику, корпоративную культуру, опыт и знания управленцев, внутренние технологические процессы, внешнее окружение. Менеджеры должны постоянно принимать эти факторы во внимание, чтобы успешно внедрять и использовать новые ИТ и ИС или управлять существующими системами [15, с. 123].
Любая организация является сложным организмом, состоящим из большого числа разнородных объектов и процессов, имеющих собственные управляющие органы. Для согласования функционирования всего организации необходима общая многоуровневая система управления. В практике менеджмента принято выделять три основных уровня управления: стратегический, тактический, оперативно-функциональный. Каждый из них характеризуется собственным набором функций, уровнем компетентности и ответственности и нуждается в соответствующей информационной поддержке (рис. 4) [16, с. 204]. Это находит отражение в том, ИС и ИТ в корпоративном управлении общего назначения включают в себя локальные управленческие подсистемы соответствующего уровня.
Рис. 4. Управленческая пирамида и информационные подсистемы управления [16, с. 204]
Для небольших организаций
можно ограничиться одним или несколькими специалистами, специально выделенными для информационной работы. На крупных и средних организациях с высокой степенью дифференциации бизнеса или с большим объемом документооборота представляется целесообразным создать собственный информационный отдел, или подразделение (департамент) для сбора, хранения и обработки информации, разграничения и контроля прав доступа к ней, координации информационных потоков и пучков.
Цель информационного менеджмента – целенаправленное использование информации и данных в качестве ресурса, обеспечивающего достижение стратегических целей организации в развитии своего бизнеса, управление информационной системой и еѐ ресурсами.
Можно выделить, по крайней мере, семь заинтересованных групп, от которых зависит принятие решений в деле использования и развития ИС и ИТ в корпоративном управлении:
-
высшее руководство, которое должно управлять ИС и ИТ как стратегическим потенциалом организации; -
собственное информационно-технологическое подразделение, обеспечивающее разработку и развитие ИТ и ИС; -
менеджеры среднего звена управления и исполнительных подразделений; -
специалисты, занимающиеся поиском системных решений для оптимизации специальных функциональных задач; -
менеджеры отдельных хозяйственных подразделений, которые должны использовать ИТ в силу логики своей хозяйственной деятельности, чтобы удовлетворять запросы клиентов, снижать издержки и т.д.; -
менеджеры служб бухгалтерско-финансового учета; -
поставщики ИТ, которые должны предлагать услуги в строгом соответствии с проблемными установками своих потребителей [29, с. 87].