Файл: Программа Детская и возрастная психология.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 341

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У

Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей

Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения

1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением

Выводы по главе 1

ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Описание результатов эмпирического исследования

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей

Выводы по главе 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Занятие №1. «ВЕЖЛИВОСТЬ»

Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.

Вопросы:

Упражнение «Глубокое дыхание».

Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»

Упражнение «Слепой и поводырь».

Упражнение «Глубокое дыхание».

Если успеем: свободный выбор между добром и злом.

Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»

Сказка. Как барсуки поумнели.

Упражнение «Уходя, оглянись».

Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

отсутствие различий между группами, что указывает на репрезентативность данных (уровень значимости, рассчитанный для каждого параметра больше 0,05 (табл.3)). Далее в отношении детей первой (экспериментальной) группы была проведена программа по формированию навыков ассертивного поведения. А вторая группа выступала контрольной.

Таблица 3 Расчет коэффициента Манна-Уитни


Показатель

Коэффициент Манна-Уитни, И

Уровень значимости, р

Средний ранг

1 группа

2 группа

1

2

3

4

5

Самооценка

88,00

0,667

15,21

13,79

Коммуникация

94,50

0,874

14,75

14,25

Ассертивность

74,00

0,285

12,79

16,21

Школьная

тревожность

74,00

0,285

16,21

12,79

1

2

3

4

5

Самооценочная

тревожность

63,00

0,114

17,00

12,00

Межличностная

тревожность

57,00

0,062

17,43

11,57

Магическая

тревожность

79,50

0,401

15,82

13,18


После проведения повторного диагностического исследования контрольной и экспериментальной группы для статистической
оценки различий между выделенными группами мы использовали критерий Вилкоксона для 2-х зависимых выборок. Были получены следующие результаты. Под воздействием формирующего эксперимента у экспериментальной группы наблюдается значимый сдвиг в сторону увеличения показателя (уровень значимости менее 0,05) уровня ассертивности, и значимый сдвиг в сторону уменьшения общего уровня тревожности (уровень значимости менее 0,05), что отражено в таблице 4. Это говорит о том, что после проведения формирующего эксперимента, у детей снизился уровень тревожности, они чувствуют большую уверенность и стали более открытыми в отношениях со сверстниками.

Таблица 4 Критерий сравнения Вилкоксона, экспериментальная группа


Показатель

Коэффициент

Вилкоксона, z

Уровень

значимости, р

Направление

сдвигов

Ассертивность

- 2,483

0,01

увеличение

Тревожность общ.

-2,143

0,03

уменьшение

Корреляционный анализ данных экспериментальной группы показал взаимосвязь между тревожностью и коммуникативной компетенцией (r=0,27, уровень значимости менее 0,05). Тенденция слабая, но подтверждается устойчивая корреляционная связь между показателями. Значит, когда уровень тревожности снижается, коммуникативная компетенция школьников повышается.

В контрольной группе нами так же были выявлены некоторые изменения в области самооценки и тревожности. Расчеты показали, за время проведения эксперимента

у ребят, не подвергавшихся экспериментальному воздействию, наблюдается повышение самооценки, а вместе с этим значимо (уровень значимости менее 0,05) повысился общий уровень тревожности, в первую очередь, за счет повышения одного из составляющих самооценочной тревожности (таблица 5). Повторный диагностический срез был проведен в мае, т.е. близко к окончанию учебного года и к отчетному периоду. Предполагаем, что повышение самооценки и уровня тревожности связано с этими моментами.

Разработанная нами программа показала, что сам тренинг существенно не влияет на коммуникативную компетенцию, но при проверке корреляционной связи выявлено, что, снижая уровень тревожности, повышается коммуникативная компетенция учащихся. А рассчитанный критерий Вилкоксона подтвердил формирование ассертивности у испытуемых.
Таблица 5 Критерий сравнения Вилкоксона, контрольная группа

Показатель

Коэффициент

Вилкоксона, z

Уровень

значимости, р

Направление

сдвигов

Самооценка

- 2,288

0,02

увеличилось

Общий уровень

тревожности

- 2,316

0,02

увеличилось

Самооценочная

тревожность

- 2,157

0,03

увеличилось

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод: что программа по формированию ассертивного поведения у младших школьников эффективна. Занимаясь по этой методике, ученики становятся увереннее
в собственных силах, у них снижается уровень тревожности и повышается коммуникативная компетенция.

    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   18

Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей




Модель формирования ассертивного поведения, опираясь на теоретические выкладки системного подхода, должна содержать блоки, которые будут воздействовать и непосредственно на детей, и на их окружение. Главными действующими лицами в социальной ситуации развития школьника являются педагоги и родители. Для них после проведения формирующего эксперимента мы разработали рекомендации (приложение Б). Но основное направление нашей работы воздействие на учеников. На основании полученных данных была разработана и апробирована программа для формирования навыков ассертивности у младших школьников (приложение А). Поскольку ассертивность формируется при помощи механизмов имитации, осознания, рефлексии, идентификации, интериоризации и экстериоризации, основным методом формирования мы выбрали сказкотерапию. Используя этот метод можно запустить все перечисленные выше механизмы. При чтении сказки ребенок осознает суть вопроса. В случае проигрывания сюжета запускается механизм идентификации и интериоризации. После того как сюжет осознан и идентифицирован ребенку предлагается ответить на вопрос:

«А как это может проявляться в реальной жизни?» и в этот момент запускаются механизмы экстериоризации и рефлексии. Отметим еще и то, что до подросткового возраста сказка вызывает у детей интерес, что приводит к активизации познавательной активности