ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 341
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей
Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения
1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Описание результатов эмпирического исследования
Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей
Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.
Упражнение «Глубокое дыхание».
Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Глубокое дыхание».
Если успеем: свободный выбор между добром и злом.
Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»
Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».
ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»
Таблица 3 Расчет коэффициента Манна-Уитни
Показатель | Коэффициент Манна-Уитни, И | Уровень значимости, р | Средний ранг | |
1 группа | 2 группа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Самооценка | 88,00 | 0,667 | 15,21 | 13,79 |
Коммуникация | 94,50 | 0,874 | 14,75 | 14,25 |
Ассертивность | 74,00 | 0,285 | 12,79 | 16,21 |
Школьная тревожность | 74,00 | 0,285 | 16,21 | 12,79 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Самооценочная тревожность | 63,00 | 0,114 | 17,00 | 12,00 |
Межличностная тревожность | 57,00 | 0,062 | 17,43 | 11,57 |
Магическая тревожность | 79,50 | 0,401 | 15,82 | 13,18 |
После проведения повторного диагностического исследования контрольной и экспериментальной группы для статистической
оценки различий между выделенными группами мы использовали критерий Вилкоксона для 2-х зависимых выборок. Были получены следующие результаты. Под воздействием формирующего эксперимента у экспериментальной группы наблюдается значимый сдвиг в сторону увеличения показателя (уровень значимости менее 0,05) уровня ассертивности, и значимый сдвиг в сторону уменьшения общего уровня тревожности (уровень значимости менее 0,05), что отражено в таблице 4. Это говорит о том, что после проведения формирующего эксперимента, у детей снизился уровень тревожности, они чувствуют большую уверенность и стали более открытыми в отношениях со сверстниками.
Таблица 4 Критерий сравнения Вилкоксона, экспериментальная группа
Показатель | Коэффициент Вилкоксона, z | Уровень значимости, р | Направление сдвигов |
Ассертивность | - 2,483 | 0,01 | увеличение |
Тревожность общ. | -2,143 | 0,03 | уменьшение |
Корреляционный анализ данных экспериментальной группы показал взаимосвязь между тревожностью и коммуникативной компетенцией (r=0,27, уровень значимости менее 0,05). Тенденция слабая, но подтверждается устойчивая корреляционная связь между показателями. Значит, когда уровень тревожности снижается, коммуникативная компетенция школьников повышается.
В контрольной группе нами так же были выявлены некоторые изменения в области самооценки и тревожности. Расчеты показали, за время проведения эксперимента
у ребят, не подвергавшихся экспериментальному воздействию, наблюдается повышение самооценки, а вместе с этим значимо (уровень значимости менее 0,05) повысился общий уровень тревожности, в первую очередь, за счет повышения – одного из составляющих – самооценочной тревожности (таблица 5). Повторный диагностический срез был проведен в мае, т.е. близко к окончанию учебного года и к отчетному периоду. Предполагаем, что повышение самооценки и уровня тревожности связано с этими моментами.
Разработанная нами программа показала, что сам тренинг существенно не влияет на коммуникативную компетенцию, но при проверке корреляционной связи выявлено, что, снижая уровень тревожности, повышается коммуникативная компетенция учащихся. А рассчитанный критерий Вилкоксона подтвердил формирование ассертивности у испытуемых.
Таблица 5 Критерий сравнения Вилкоксона, контрольная группа
Показатель | Коэффициент Вилкоксона, z | Уровень значимости, р | Направление сдвигов |
Самооценка | - 2,288 | 0,02 | увеличилось |
Общий уровень тревожности | - 2,316 | 0,02 | увеличилось |
Самооценочная тревожность | - 2,157 | 0,03 | увеличилось |
Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод: что программа по формированию ассертивного поведения у младших школьников эффективна. Занимаясь по этой методике, ученики становятся увереннее
в собственных силах, у них снижается уровень тревожности и повышается коммуникативная компетенция.
- 1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 18
Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей
Модель формирования ассертивного поведения, опираясь на теоретические выкладки системного подхода, должна содержать блоки, которые будут воздействовать и непосредственно на детей, и на их окружение. Главными действующими лицами в социальной ситуации развития школьника являются педагоги и родители. Для них после проведения формирующего эксперимента мы разработали рекомендации (приложение Б). Но основное направление нашей работы – воздействие на учеников. На основании полученных данных была разработана и апробирована программа для формирования навыков ассертивности у младших школьников (приложение А). Поскольку ассертивность формируется при помощи механизмов имитации, осознания, рефлексии, идентификации, интериоризации и экстериоризации, основным методом формирования мы выбрали сказкотерапию. Используя этот метод можно запустить все перечисленные выше механизмы. При чтении сказки ребенок осознает суть вопроса. В случае проигрывания сюжета запускается механизм идентификации и интериоризации. После того как сюжет осознан и идентифицирован ребенку предлагается ответить на вопрос:
«А как это может проявляться в реальной жизни?» и в этот момент запускаются механизмы экстериоризации и рефлексии. Отметим еще и то, что до подросткового возраста сказка вызывает у детей интерес, что приводит к активизации познавательной активности