ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 332
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ АССЕРТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У
Условия, факторы, механизмы формирования навыков ассертивного поведения у детей
Технологии и методы формирования навыков ассертивного поведения
1.4.Буллинг и его связь с ассертивным поведением
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Описание результатов эмпирического исследования
Психолого-педагогическая модель формирования навыков ассертивного поведения у детей
Как вежливый поступок жизнь спас. Сказка.
Упражнение «Глубокое дыхание».
Занятие №2 «ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ. Добро и зло.»
Упражнение «Слепой и поводырь».
Упражнение «Глубокое дыхание».
Если успеем: свободный выбор между добром и злом.
Занятие №3 «КАК МЫ ВИДИМ ЭТОТ МИР?»
Дыхание ☻ Упражнение «Водопад».
ЗАНЯТИЕ №4 «Мы разные и это нормально!»
Таким образом, мы считаем, что сказкотерапия является оптимальным методом для формирования навыков ассертивного поведения младших школьников.
Сказки отбирались тщательнейшим образом. Главные критерии отбора: доступность для понимания 8-9 летнего ребенка и тема, которая непосредственно связана с ассертивностью. После длительного анализа было отобрано 4 сказки для занятий, они и определили темы этапов формирующего эксперимента. В теоретической части мы уже говорили о том, что базовым для формирования коммуникативного навыка и ассертивного поведения является вежливость. Вежливое корректное отношение к собеседнику способно создать уравновешенную комфортную ситуацию общения для всех ее участников. Л. Успенский более полувека назад дал отличное определение, которое актуально и в наши дни: «Вежливость – великое искусство вписываться в общество, умение действовать так, чтобы давать другому все, что сам хочешь получить от него, и не причинять ему огорчений, каких сам не хочешь принять от этого другого» (Л. Успенский. Вежливость – какая ты? // Ленинградская правда, 1968. 2 апреля.), что достаточно точно отражает понятие и принципы ассертивности и делает его применение уместным в нашем исследовании. Вежливость проявляется в умении высказываться по различным вопросам, в том числе и неприятным (порицания, замечания и пр.) для собеседника так, чтобы не задеть его достоинство и не нанести вред репутации, т.е. позволить человеку «сохранить лицо» в любой
ситуации. Поэтому темой первого занятия стала вежливость. Для темы второго занятия мы отобрали взаимоотношения с окружением и извечную тему добра и зла. Принцип: «относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе» мы считаем, важным для формирования ассертивности. Ребенку важно усвоить, что выбор между добром и злом он делает самостоятельно и прежде всего, это внутренний выбор, независимо от обстоятельств. И чем чаще человек делает выбор в пользу добра, тем мягче и лояльнее в итоге будет отношение окружения к нему. На третьем занятии мы объясняем детям, что
каждый человек видит этот мир сквозь призму собственного опыта, каждый видит свой мир. И если 2 человека смотрят на одинаковое фото, они вполне способны разглядеть в нем противоположные моменты. Иногда наш прошлый негативный опыт не позволяет нам увидеть нечто прекрасное в сегодняшнем моменте. Это важный аспект, который напрямую влияет на восприятие окружающей реальности и формирование ассертивности. Отсюда плавно вытекает тема четвертого занятия о разнице между людьми. Каждый человек имеет право на собственные желание, мысли, чувства, каждый отличается визуально. Людям нравится разная музыка, фильмы, уроки. Один человек любит рисовать, а второй носиться по коридорам школы. И это все нормально. Все люди разные, и каждый имеет право на свои особенности. Если человек отличается от тебя и у вас не нашлось общих интересов, это не значит, что он плохой, не нормальный и прочее. Это значит лишь, что он другой и это нормально. Принятие - кирпичик в фундаменте ассертивного поведения.
При разработке программы мы опирались на теоретические выкладки и данные, полученные в ходе первичной диагностики. Исходя из того, что
структура ассертивности - конгломерат трех составляющих, помимо когнитивно-смыслового (сказки и их обсуждение) обязательно наличие аффективного (эмоционального) и поведенческого (игровые моменты для закрепления навыков) компонентов. В каждый блок занятий мы включили упражнение, направленное на снятие излишней тревожности. Повышенный уровень тревожности испытуемых наблюдается в области межличностных отношений, что говорит о не сформированности коммуникативной компетенции школьников. Регрессионный анализ указывает на значимую связь ассертивности с магической тревожностью, что свидетельствует о несформированности у детей причинно-следственных связей и ведет к повышенной тревожности из-за недопонимания некоторых процессов и ситуаций. Следовательно, и развивать нужно именно эти навыки. Самооценка испытуемых в большей степени на высоким уровне, поэтому включать отдельные упражнение для ее повышения нет необходимости.
Цель программы: формирования навыков ассертивного поведения. Задачи программы:
-
Развитие коммуникативных умений. -
Развитие умения выстраивания цепочки причинно-следственных связей. -
Снятие повышенной тревожности. -
Развитие саморегуляции. -
Развитие доверительной модели межличностного взаимодействия. -
Побуждение к коммуникативным действиям.
Программа рассчитана на 4 занятия по 40 минут каждое. Занятие проходит 1 раз в неделю. Включает рассмотрение 4-х тем:
-
Вежливость. -
Отношение к людям. Добро и зло. -
Как мы видим этот мир. -
Мы разные и это нормально.
В ходе проведения занятий с детьми
мы наблюдали множество интересных для нашего исследования моментов. Помимо основных задач, на первом занятии важно расположить детей к себе, создать приятную рабочую атмосферу. Для этой задачи мы использовали песню “Улыбка”, ребятам было предложено подпевать. Реакция оказалась неоднозначной. Кто-то даже выкрикнул, что это для малышни. Но затем, часть ребят подхватили песню, что способствовало некоторому раскрепощению, созданию спокойной рабочей атмосферы. Затем был диалог - введение в сказку, по основным канонам сказкотерапии. Далее проследовала основная часть - чтение сказки ведущим. В процессе чтения ребята осознали, что вежливость помогла спастись главному герою. Далее мы запустили процесс идентификации и интериоризации, задав вопрос “А в вашей жизни были похожие ситуации?”. Ребята с удовольствием откликнулись и начали вспоминать, как в жизни им помогала вежливость. Предполагаем, те ребята кому не удалось сходу вспомнить что-то из собственной жизни, слушая сверстников, так же
запустили внутренние процессы для формирования ассертивного поведения. Далее, для перенесения полученного знания в русло практического применения мы с ребятами сыграли в игру «Угадай героя», которая позволила запустить процесс интериоризации - использовать полученный опыт вежливого общения во внешней среде. Следующим этапом было дыхательное упражнение, для снятия тревожности. Затем, собравшись в кругу, мы проделали упражнение для подведения итогов. На этом первое занятие было завершено. На протяжении всего занятия так же мы с ребятами оттачивали коммуникативные навыки. Отметим, что
детям зачастую было трудно облачить собственные мысли в словесные выражения. В эти моменты мы старались помочь ребенку сформулировать фразу: внимательно и терпеливо ожидали завершения монолога каждого ребенка, который пожелал высказаться, стараясь поддерживать тишину. В экспериментальную группу были отобраны ребята со средним уровнем ассертивности и ниже среднего. Последние проявляли характерные поведенческие реакции: были молчаливы, активность не проявляли, не отвечали на прямо заданные вопросы, либо отвечали односложно и тихим голосом, отказывались участвовать в игре, но с интересом наблюдали за происходящим. Такое поведение характерно для застенчивых детей. Можно предположить, что признаки застенчивости являются показателем низкого уровня ассертивности.
Второе занятие было посвящено отношениям между людьми. В качестве вводного задания мы использовали упражнение «Импульс», чтобы активизировать детей и настроить на работу. Мы передавали импульс по кругу через рукопожатия, участвовали все, отказавшихся не было. Некоторые затруднения вызвал сбор круга, из-за особенностей помещения это получился плотный овал, ребята не сразу и с некоторой неохотой его сформировали. Поэтому в последующих занятиях мы отказались от сбора в круг, хотя изначально это предполагалось. Далее была прочитана история, близкая для понимания школьников и заданы вопросы. Снова для формирования ассертивного поведения были задействованы механизмы осознания
идентификации и интериоризации. Для активации процесса экстериоризации мы отобрали упражнение, в котором ребята делятся на пары,